История забытого героя

Проявляя благородство и отвагу перед лицом смерти, его поступок громким эхом окажется сильнее седой вечности времени…

Путешествие по железной дороге почти всегда дарит бессонницу и новое знакомство. Эту ночную историю рассказал мне невольный попутчик поезда направления "Самара-Санкт-Петербург".

Валерий Никитич работал сторожем провинциального кладбища, с виду это был человек старой закалки и забытых, советских традиций. Под стук колес, с усталой хрипцой прокуренного голоса, он начал тогда своё повествование.
 
- Знаешь, кажется, людей тогда воспитывали действительно иначе, по другим правилам и лекалам что ли. Сейчас, как по мне, в людях стало гораздо меньше правды и смелости. Стандарты общества разительно поменялись. Люди стали мелочны и циничны. За свои почти 78 лет жизни я отчетливо замечаю это. Почти всю свою жизнь, проработав честным рабочим на заводе, оставляя  здоровье в сталелитейных цехах, и строя светлое будущее одной великой страны - имя которой когда –то так гордо звучало СССР … но вдруг развалилось, как и наши наивные мечты о счастливом настоящем… и я, как и сотни других, оказался за чертой бедности, став никому ненужным стариком. Мой выбор был невелик и помимо мизерной пенсии, я нашел подработку ночным сторожем на кладбище. Замечу, что вся эта история случилась аккурат в новогоднюю ночь, и оставила на мне сильное потрясение и сложную пищу для ума. Тогда только что Путин пришел к власти, и на фоне его громких обещаний  построения светлого будущего новой страны, мне предстояло сделать обход вверенной территории. Помню, что была промозглая, зимняя вьюга, и ветер тогда предательски обжигал лицо, страшно, по-волчьи завывая. Снег громко хрипел под ногами, а в далеке, я увидел  зажжённую лампадку, что словно чья-то последняя надежда тихо тлела в эту морозную ночь. Подойдя ближе, я заметил отчетливый силуэт старухи, что в одиночестве пришла за полночь на кладбище, к могиле своего единственного сына… Дрожащей рукой она читала его старые письма, что он писал ей когда-то из армии. Разглаживая с любовью и гордостью, его выцветшую от времени фотографию в красивой военной форме, а после прочтения каждого из писем, она тихо плакала… 
Её мир потерял все краски, и было очевидно, что боль скупого одиночества разрывала её душу и сердце на части… и знаешь, тогда я отчетливо понял, что в жизни есть потери, которые не лечит даже время. Несправедливые потери… Родители не должны хоронить своих детей, это неправильно, ведь самое трагичное для любой матери, потерять своего ребенка, наверное, именно поэтому, матеря так люто ненавидят войны – ведь они уносят из их жизни сыновей…

- Что было дальше, прошу вас, расскажите. С нескрываемым любопытством перебил я своего собеседника

- Дальше… я аккуратно обратился к ней, боясь испугать и нарушить её трогательное свидание с сыном. И увидел её большие голубые глаза, и изрезанное глубокими морщинами лицо.

- Я к сыночку Алешеньке пришла… Повидаться в праздник…

Словно  глухой удар плетью дошли до меня сквозь пару секунд её слова, и на мгновение, я просто не знал, что ответить… Клянусь я не был готов к этому.  Искренняя любовь матери была, сильнее смерти…  Я отчетливо увидел это в ту ночь. Затем я попросил её рассказать мне о нем…

- Алеша был солдатом, верным сыном своей Отчизны, ушедшим в армию, в 2002. Разгар чеченской войны его не пугал, он просто верил, что всё будет хорошо… Ведь тогда нельзя было иначе… Алеша служил достойно, и стойко переносил все тяготы и лишения армейской службы. Ну а спустя год срочной службы, его в числе лучших отправили в Чечню… Конечно он не сразу сообщил мне об этом в своих письмах, пытаясь, даже в этом поступке сохранить здоровье своей матери и мой спокойный сон.

И вдруг последовала секунда молчания, было видно, что, несмотря на прошедшее время тех лет, ей было всё ещё тяжело… Она просто протянула мне смятый, пожелтевший лист бумаги, со словами:

- Прочтите…

Это была сухая похоронка ГОРВОЕНКОМАТА, шаблонно извещавшая о том, что: « гвардии сержант Суворов  Алексей Сергеевич  выполняя боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, был тяжело ранен и умер 30 ноября 2003года».
Для неё тогда это был гром средь ясного неба, что в одночасье превратил здоровую женщину в седую старуху… разделив её жизнь на «до» и «после»…

- Соболезную… только и смог тихо вымолвить я…

- Вы знаете, а ведь он у меня был Героем… погиб, прикрывая отход своих товарищей в неравной схватке на чеченской земле… Смотря куда-то в вдаль ночного неба вдруг тихо вымолвила она...

- Вы должны гордиться сыном, ведь его подвиг сильнее смерти, как и ваша память о нём…
- … спасибо, спасибо Вам, что выслушали меня. Говорят, что они живы, пока мы о них помним…

И знаешь, именно в тот момент, я понял, что её сын Алексей, навсегда остался живым героем в её седой памяти… И никакая смерть этого у неё уже не заберет…


Рецензии