Закопал

     Чем отличается содержание домашних животных на селе от города? Своим практическим применением в хозяйстве. Если собака, то - сторож; если кошка, то - мышелов. С коровами, свиньями, курами (есть клинические городские исключения) и другой, полезной с точки зрения использования в хозяйстве, живностью - тоже понятно. Нельзя, к примеру, представить хамелеона в качестве сельского домашнего питомца. Бесполезная чепуха, да и хамелеон долго не протянет - сожрут (в наших широтах тоже есть пищевая цепочка), несмотря на все его уловки.

     Содержание животного в городской квартире - потакание собственному эгоизму. У крестьян совсем другая философия - животное в доме - надежда на будущее.

     Если не считать местное сельпо, можно с полной уверенностью сказать, что в нашей деревне основными кормильцами были коровы, куры с гусями и свиньи. Вокруг них, наряду с садом и огородом, и крутились основные домашние хлопоты колхозников в деле и колхозников на пенсии. Содержание скотины - дело муторное, круглосуточное. Расслабиться невозможно ни на минуту. Для меня, человека городского и к полноценному сельскому труду, имеющему косвенное отношение, все эти тонкости по уходу за животными, можно сказать, некоторый пиетет перед ними, всегда были китайской грамотой. Старался держаться от них подальше.

     Случай, о котором расскажу ниже, перепахал меня целиком и полностью. Как удар по колоколу, под который ты залез в поисках тишины. Вся жизнь разделилась на "до" и "после"... И опять со свиньёй, точнее с поросёнком. Купили на базаре молочного поросёнка, прожил он у нас сколько-то, набрал живого веса килограммов сорок и заболел.

     Болел долго, мучительно, вымотал все нервы, переживали за него... Ухаживали, как за заболевшим ребёнком, ночами не отходила от него бабушка - глядя на его страдания, сердце разрывалось. Многократно вызывали ветеринара, бесполезно. Одним утром выяснилось, что его страдания закончились и он тихонько сдох в ночи. Отмучился... Привязались мы все к нему, как к родственнику, а тут такое...

     Погоревали и стали думать, что делать с тушей. На хозяйстве: две пенсионерки и я - городской старшеклассник. Вся эта ситуация для меня была не то, что в новинку - просто немыслимая страшилка. Я к нему на двор-то сходил раза три и то, чтобы только посмотреть одним глазком. И к более плотному общению, честно говоря, был не готов. Но делать нечего, пришлось вытаскивать уже остывшую тушу из хлева и на руках нести за огород в овраг.

     Выбрал местечко поукромнее, сам сел в траву и стал мозговать, как действовать дальше. Ну, не знал я, какая последовательность действий приличествует данной ситуации! Очевидно, что закопать свинью и похоронить человека - две большие разницы, рассуждал я, никаких особых ритуальных действий производить не обязательно. Просто забросать землёй и всё? Или нет? Ох, не думал я, что передо мной будет стоять такой выбор... Решил выкопать нормальную могилу (откуда я знаю, какая нормальная?), соразмерную телу поросёнка. Земля мягкая, тёплая, опять же, ветерок в овражке продувает с приятной прохладой - копалось легко...

     Выбранное место в зарослях рябины, подходило для такого дела, как нельзя лучше и, если бы не коренья, то копал бы целый день и не устал. Поросёнку будет удобно здесь лежать, и он меня ещё поблагодарит за такую заботу. В голову лезли непривычные для меня  мысли, одна причудливей другой. Трудно переключится с волны, перемешивающей живое и мёртвое, скорбное и откровенное извращение. Я и не старался особо переключаться - уже вслух начал болтать откровенную чепуху. Начал рассуждать сам с собой, нужно ли ориентировать тело в пространстве и как именно. Стал перебирать в голове знакомые мне религии и их рекомендации на этот счёт. Мои познания в православных обрядах ничего конкретного мне не подсказали, кроме, невозможности совместного захоронения животного и человека... Ислам, иудаизм - совсем не по этой части... Что говорят язычники? Но моя свинья совсем не похожа на боевого коня... Снова мимо. Индуизм? Нет-нет, надо срочно закругляться со всеми этими изотерическими изысканиями. Я, немножко, пошёл не в ту сторону...

     Глядя с берега оврага, в котором я боролся с землёй и своими душевными муками, можно было подумать, что кладоискатель - любитель, наконец, докопался до безумия. Непонятно, только, продолжает ли он искать сокровище или копает собственную могилу, чтобы тут и остаться навсегда...
 
     Выкопал яму себе по пояс - положил тушу. Могила оказалась нормальной глубины, но, на мой неискушённый взгляд, тесной. Надо же, чтобы всё было привольно... Вынул хрюшку, всхлипнул, положил её на бруствер... Лопатой подрубил стенки ямы и немного расширил ложе, вернул поросёнка. Поправил копытца, рыльце развернул, как мне представилось, "поудобнее". Забросал землёй, организовал небольшой курганчик, обложил его дёрном. Больше ничего придумывать не стал... Склонился над могилой в молчании.

     И тут я понял, что во время всей этой возни, меня реально выворачивало от рыданий. Слёзы лились просто ручьём, не переставая колотила икота. Колупался я несколько часов, умывался слезами и потом, перемазался, как чёрт в печной трубе.

     Ополоснулся в пруду, покурил немного... Домой я возвращался совсем другим человеком. Словно детство... оставил в том овраге. Перетормошило полностью...


Рецензии
Вот и мы, горожане, первый и единственный раз взялись вырастить поросёнка. В трудные девяностые, когда вся привычная и благополучная жизнь к чёрту полетела. От страха перед голодной зимой. В далёкой деревне худой домишко купили, по бросовой цене. Огород раскопали. Цыплят завели. Поросёночка нам деревенские сердобольные соседи подарили. И растили мы его, конечно, как ребёнка. Загорал он у нас на солнышке за специальным заборчиком возле сарая. Смышлёный был пацан. Мы его Философом звали, за склонность к задумчивости. Человеческие качества ему приписывали. Наша умница и красавица колли ревностью исходила: не нравилось ей делить с поросёнком нашу любовь. Всё пыталась в пятачок его укусить, когда две подвижные дырочки высовывались в щель ограды. Друзья посмеивались: вы б этой животине ещё на диване постелили. Я даже думать боялась о трагическом будущем нашего питомца...Уехала на неделю в Москву осенью, чтоб не видеть то, что сердце не выдержало бы. Мяса и сала было много. Мама, в детстве получившая отличную хозяйственную закалку, наготовила тушёнки, колбасы. Всё раздали родственникам и знакомым... Так что я прекрасно понимаю состояние паренька из Вашего рассказа, Сергей. Мне понравилось, как Вы пишете.

Ирина Третьякова 2   13.01.2020 15:24     Заявить о нарушении
Этим пареньком был я. Непростой выдался тогда день.
Спасибо, что оценили в меланхолических тонах.

Сергей Ерёмин 5   13.01.2020 15:36   Заявить о нарушении