Кран упал отрывок

9.  Кран  упал (отрывок)
   
         ……. Главный инженер УНР  поручил мне опустить до нужной отметки подземный бетонный стакан  станции перекачки КНС на аэродроме в Туношне и забетонировать днище:
-  Как видишь, подземная часть станции уже забетонирована и опущена методом опускного колодца практически до нужной отметки.  Осталось около полуметра.  Как только совпадут по отметке входное отверстие в стене станции и подводящего самотечного коллектора, нужно немедленно начинать бетонирование, иначе станция под собственным весом будет опускаться дальше сама и у нас возникнуть проблемы соединения ее с наружным коллектором. Волга - то рядом.  А здесь плывуны
-  Владимир Иванович, мне все понятно.  Что не понятно, разберусь по чертежам. Я думаю, что если не отключиться водопонизительная установка, по какой - нибудь  независящей от нас причины, то завтра к вечеру мы сможем выйти на нужную отметку  и начать бетонирование. Вот как только согласовать время подачи бетона с растворобетонным узлом (РБУ) и нужно во вторую смену зарезервировать самосвалы для подвозки бетона и организовать работу  РБУ в ночную смену. Всего нужно будет уложить около сорока  м3 бетона.
-  Анатолий Петрович! Дело очень ответственное, поэтому я беру растворный узел и  автотранспорт на себя. Когда выйдешь на нужную отметку,  позвонишь мне от дежурного по части по телефону и дальше я все организую. Начальник РБУ Шушарин В. будет предупрежден. Темп подачи бетона определим по ходу работы. Проверь завтра днем работу крана, освещение объекта, исправность и наличие глубинных вибраторов.  Оставьте отдыхать вторую смену бетонщиков-  Главному механику майору Вальцеву А.Н .дам распоряжение об этом и поручу ему завтра до вечера проверить работу всей техники и электрических систем на объекте.  Все, Анатолий Петрович, до завтра.  Успехов тебе в первый трудовой день - попрощался со мной главный инженер.
 
      Он уехал на своем  Газ – 69 защитного цвета   в г.Ярославль, а я пошел устраиваться в щитовой домик в жилой очень озелененной зоне аэродрома, который почему – то назывался финским и где размещалась гостиница.  В вечернем небе парами уходили с ревом в небо и садились на посадочную полосу истребители. Шли ночные полеты. И они накладывали какую-то  неотделимую сопричастность и необходимость   на нашу, в общем-то отличительную от их  чисто боевой,  работу. Мы для этого гарнизона, как и для многих других создаём нужные и надежные для   воинских частей армии, условия жизни и боевой деятельности по защите Отечества.
     Следующий день в целом прошел, как было задумано. Водопонизителььная  установка не подвела, иначе бы фонтаны воды до метра высотой из-за, рядом проходящей Волги,  не позволили бы нам работать на дне котлована и затопили бы станцию, похоронив наши планы. Днем приезжал главный механик УНР майор Вальцев Анатолий  Николаевич со специалистами из его отдела. Крепкий, среднего роста и возраста.  Все проверил и подправил со своими специалистами.Мы вышли на нужную отметку.  Я позвонил о готовности принимать бетон

    Для специалистов могу напомнить, что описываемые события проходили в августе 1962г, когда, за исключение больших и резонансных строек, где применялись для транспортировки и укладки передвижные бетоносмесители, миксеры и бетононасосы, на обычных рядовых стройках укладка бетона выполнялась традиционным в России способом, а именно.
     Бетон от бетонных заводов или РБУ транспортировался самосвалами, сваливался в специальные бункера и подавался кранами в место укладки, где вручную укладывался в конструкции и уплотнялся глубинными или площадочными вибраторами.
      
      Пришли первые машины с бетоном и мы начали бетонирование согласно принятой технологии. Последние машины уже принимали в темноте.
Неожиданно приехал на объект  Андреев В.И.
-  Ну как Анатолий Петрович  дела?  Все идет по плану.  Не появилось новых проблем? Еще много укладывать бетона?
-  Здравия желаю  Владимир Иванович.  Все нормально. Бетон идет по графику.  Вот пришли последние машины.  Зумпф уже установили. Не беспокойтесь. Можно было и не приезжать так поздно Извините, что запачкался в бетоне. Приходится спускаться в стакан для контроля. Беспокоюсь, чтобы ночью не отключилась понизительная установка и не размыла нам  уложенный в днище бетон.
.-  Как не беспокоиться.  Момент очень ответственный.  Да и ты строитель начинающий, без опыта. Мало ли какие вопросы могут возникнуть.  Строительство дело сложное и порой не предсказуемо.
   
     В этот момент со стороны крана послышался какой-то резкий металлический стук в районе ходовых катков. Я оглянулся и с ужасом увидел, что башня рядом  с нами стоящего крана  резко наклонилась, трос с бадьей бетона повисшей над бетонным стаканом станции качнулся   вперед.  Решетчатая из стальных уголков башня крана при свете прожектора стала скручиваться, теряя устойчивость.  Раскачивающаяся бадья с бетоном разбивает прожектор освещения  установленный на бетонном стакане и в темноте вместе с тросом и стрелой обрушиваются в стакан станции, где находится на глубине  шести  метров бригада бетонщиков. Наступила полная тишина и темнота.
    Наконец, я пришел в себя и хрипло кричу вниз:
-  Ребята, живы вы там  на дне!
-  Живы - раздался снизу голос бригадира.
-  Сделайте перекличку и проверьте всех кто был в стакане.
Нет ли раненых?
-  Все живы, никого не зашибло.  Только всех залило бетоном при опрокидывании бадьи - после некоторой паузы ответили снизу и кто-то ругнувшись нервно рассмеялся
-  Владимир Иванович! Вас ничем не задело-  спросил я в темноту, где стоял  главный инженер.
-  Со мной Анатолий,  все нормально. Что же случилось?
-  Сейчас Владимир Иванович найдем дежурного электрика, он сделает временное освещение и будем разбираться. Успокойтесь, главное все люди живы.
   
      Дежурный электрик услышал из своей мастерской грохот от падения крана и увидел, что погас прожектор. Он вместе с оператором уже отключили питание крана и  быстро тянули от электрического щита времянку.
-  Ребята! - крикнул я в стакан – Оставайтесь на месте, ничего не трогайте, не поднимайтесь на верх. Не касайтесь металлических частей.  Они могут быть под напряжением.  Сейчас включим временное освещение.
   Через   несколько минут томительного ожидания, электрик включил временное освещение и перед нами открылась  вся картина случившегося. Основание крана опрокинулось в сторону станции. Изуродованная скрученная башня и стрела  крана лежали на оголовке стакана. Валялись обломки разбитого прожектора и спутанные троса.  Бадья с бетоном улетела во внутрь станции
-  Поднимайтесь, не спеша по скобам  лестницы вверх.  Если кто не может или не уверен в своих силах, оставайтесь на месте. Мы вам поможем и подстрахуем. – крикнул я в стакан.
-  Поднимемся сами. – ответили мне.
    Через некоторое время из стакана стали вылезать на рабочий настил бетонщики.  Бойцы были залиты бетоном с ног до головы.  Дрожали от холода и нервного возбуждения.  Их одежда была мокрая до нитки и на дне станции было холодно, да и ночи были уже прохладные.  Расспросив их, как образом они избежали беды, .мы их тут же  отправили в казарму переодеться и отмыться от бетона.
    Владимир Иванович поручил мне детально разобраться в причинах аварии крана и до конца дня доложить рапортом,  а также закончить бетонирование днища и подготовить станцию к следующему  этапу строительства.
     Утром рано, после короткого отдыха, я вызвал автокран для подачи оставшегося бетона на днище станции и демонтажа аварийного крана. Приехал с ремонтной летучкой и бригадой слесарей  механик Вальцев А.Н. для разборки и транспортировки крана в ремонт. Я занялся изучением причин и анализом аварии крана.
    
    Кран С-391 грузоподъемность до 1,5 тонн относился к классу легких кранов. Он не имел кабины и управлялся от пульта оператором с земли. Был предназначен для строительства одно - двухэтажных зданий при ограниченном вылете стрелы и  небольшом весе поднимаемых грузов.
     Рабочий по приемке и подачи бетона в стакан станции перегрузил бадью с бетоном.  От этого, при подъеме передние катки крана чуть приподнялись над рельсами, но потом стали на рельсы подкранового пути  с нарушением, т.е  ограничивающими бортиками. В темноте оператор этого  не заметил  При движении катки соскользнули с рельса, башня и стрела качнулись от рывка и этим создали  повышенную динамическую нагрузку при резко увеличенном вылете. Башня деформировалась от перегрузки, сломалась и кран опрокинулся.
    Проектом производства работ при работе в стакане опускаемой станции КНС предусмотрен на половину сечения стакана защитный бревенчатый настил, опирающийся в борозду в бетоне у основания ножа стакана. Борозда предназначалась для защемления армированного днища станции в стенах. По инструкции при выемке грунта или бетонировании днища рабочие при подъеме или опускании груза или бадьи в целях безопасности должны находиться под этим настилом. Это их спасло в нашем случае  от падающего крана и  бадьи с бетоном весом более двух тонн.

     Благодаря  тому,  что  во время бетонирования  все присутствующие  на верху люди, в том числе мы с главным инженером,  находились вне зоны возможного падения крана и поднимаемого груза, а бетонщики в стакане под защитным бревенчатым настилом, при падении крана с бадьей бетона никто не пострадал.
      Но меня до сегодняшнего времени при воспоминании об этом жутком случае в первые дни моей службы, не покидает мысль и с каждым годом, все большая уверенность  в бескорыстной заботе и чистой любви ко мне и моим товарищам  моего Ангела –хранителя, которая в конечном счете и спасла нас..


Рецензии