Нищий духом о смерти

     Нищий духом сказал: «Вот я сделал в жизни мало доброго, много дурного и еще больше ничтожного. Треть жизни я провёл во сне, и две трети – набивая чрево, испражняясь, бездельничая, занимаясь повседневными заботами и трудами, и лишь малое время посвятил я делам милосердия и духовным помыслам. Что унесу я в вечность, когда наступит час моей смерти? И нужны ли воспоминания о житейской суете в стране невечернего света? И зачем всё это было со мной?
   И я спрашиваю у себя: почему человек страшится смерти, если душа его бессмертна? Если он только бессмертная душа, то смерть тела должна заботить его не более, чем утрата тяжкого бремени. А это не так. Почему? Не значит ли это, что человек суть единство бессмертной души и смертного тела и бытие души без тела неполно, а тела без души – невозможно? И можно ли сказать, что человек это тело, наделённое разумной душой и, умирая, вместе с телом гибнет и душа его? Или же гибнет только тело, а душа, как часть и основа его, пребывает бессмертной?
    В Книге сказано, что:  «создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою». И не значит ли это, что до получения дара Божия – жизни, он был душою мёртвою?
    Не сказано, что Бог создал из праха земного душу или тело, но сказано – создал человека, одушевлённое тело. И был сначала первый человек неживым – одушевлённое тело его бездействовало, а получив дар жизни – человек ожил и стал душою живою. Почему только душою? Почему не просто живым человеком? Не потому ли, что мы можем сказать: живой человек – это тело, наделённое живою душой? А мёртвый человек? Это тело, лишённое души, в которой пребывает дух жизни? И вечен ли союз божественного духа жизни и души человеческой?  И будет ли душа моя мертва, как будет мертво тело, рассеявшись по стихиям, или же уйдёт вместе с духом жизни к Богу?
     Быть может тело и душа человека суть одно и вместе подвержены смерти, а вечен лишь дух жизни, дарованный Богом? И не является ли человек существом, в котором тело и душа суть одно нераздельное целое, и, когда спит тело – спит и душа, а когда тело умирает – душа умирает вместе с ним? Как сокрушался мудрец: «Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?».
     Что же такое дух жизни, который делает человека живым и с уходом которого наступает смерть? И где же тогда пребывает моё «я», моя самоосознающая душа  – основа и суть моего личного бытия? В душевном теле? В духе жизни? И умирает ли она временной первой смертью вместе с душевным телом, или же уходит вместе с духом жизни? Тогда, что такое тело само по себе? Душа сама по себе? Дух жизни сам по себе? Тело,  лишённое жизни - это труп. А лишённое души? Но бывает, что тело теряет только разум, или только способности к движению или способности к сознанию. Тогда что оно? Животное тело? Растительное? И как тело может лишаться душевных сил по частям, если душа едина? И почему с гибелью отдельных частей тела гибнут и душевные способности человека? Не потому ли, что душа и тело суть одно целое? А, значит, вместе и умирают.
    Или же подлинным человек станет только тогда, когда его душевное тело преобразится в тело духовное? И не об этом ли учит Книга, когда говорит о телесном воскресении мёртвых? Ведь по воскресении душевное тело человека преобразится и станет телом духовным, телом, в котором животворящий дух, душа и тело слиты воедино, в нераздельное целое, и преображённая плоть обретёт жизнь вечную. И смерть, как небытие потеряет свою власть над человеком, ибо вторая смерть – это не уничтожение, но пребывание в огне собственной ярости и отчаяния.
     Но что будет делать человек бессмертный под новым небом на новой Земле? Разделит ли он вечность с близкими? Будет ли он любить и рожать детей, постигать бесконечные миры Вселенной, восхищаться красотой звёздного неба, писать стихи, сражаться за правду? Простые вопросы, вопросы наивные и слишком земные, и несть им числа. Кто правдиво ответит на них?
    Размышляя о смерти, пришёл я к пониманию, что она не только задаёт человеку вопрос вопросов, но и даёт ответ на него, который, увы, не дано узнать смертному, пока он жив».


Рецензии
Большая часть вопрошаний в этой миниатюре результат незнания, что такое деша и тело. Есть великолепная работа на этот счет архимандрита Луки (Войно Ясненский) Она так и называется Дух, душа и тело".
Уже самим названием задаётся христианская иерархия этого тройственного союза.
В русском языке точно и ясно сказано обо всем живом - "тела одушевленные" и только о человеке сказано не только одушевлен, но и одухотворен!
Адам и Ева до своего повреждения обладали полнотой божественной одухотворенности при отсутствии, разумеется, рассудительности (знаний).
Одухотворенная душа созерцает тварный мир и Бога, но приобретя способность к знаниям она начинает искать доказательств.
"Я познал, я стал мыслить и потерял веру". Фома Аквинский.
И еще особенность человеческой души, её одухотворить может и бес. То есть душа человеческая отодвигаясь от Господа своей свободной волей, подвигается к сатане.
В русском языке есть слово - вдохновенность очень часто используемое в творческом процессе.
И тут одухотворенность играет определяющую роль в идеологии произведения.

Михаил Анохин   21.11.2019 03:12     Заявить о нарушении
Уважаемый, Михаил, спасибо за подробную рецензию. Добавлю, что вопросы, которые задаёт Нищий духом, порождены скорее не незнанием, а сомнением в том, что он знает так, как должно знать. Ведь истинность этих знаний может быть подтверждена только смертным опытом, а до тех пор, знания опираются лишь на веру, которой у большинства из нас меньше горчичного зерна.
Всего доброго!

Лео Корсо   21.11.2019 03:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.