Записки униформиста

В четырнадцать лет я внезапно возжаждал идти служить в цирк, хотя меня прочили по архивной части – потомственно.

Я всего только раз бывал в здании Главного Архива. В детстве мать и отец привели меня понаблюдать, как чьи-то руки в тонких хлопковых перчатках осторожно перекладывают из футляра в футляр старинный, сшитый из драгоценнейшего утробного веленя, кодекс. Был ли то сам Великий Архивариус? Кроме белых перчаток, манускрипта и двух коробок для его сохранения, одна из которых была отчего-то ветхой и надорванной, я помню лишь то, что все остальное покрывал мрак, впрочем, неопасный и даже приятный.

Мне кажется, что это происходило осенью, в дни Равноденствия; полихромные купы огромных деревьев, всех конфигураций, в градации от сфероидальных до игловидно-вытянутых, запечатленных во всех стадиях многоцветия (мажор бутылочного стекла, яростного золота и вермильона;  минор веронеза, субтильно-салатного, бледно-палевого и готического буро-коричневого). Само здание, тонувшее в древесных кронах, было, собственно, непримечательным ящерично-гранитным кубом со стеклянной пирамидой поверх кровли.

Я родился на полуострове у Черного моря, которое, пусть и представляется неким слепым аппендиксом того Моря, кое евреи называли Великим Западным, а Гомер именовал «виноцветным», но все же обладает родственным колоритом и жидкопламенностью вина (сколь убоги недоумения «антиковедов» по поводу этого эпитета, вероятно, некоторые люди не ведают ничего истинного: вина, моря, колора, крови); сейчас я проживаю на глухом материковом теллурократическом просторе.

Вернемся к нашим мутонам… Я весьма желал стать фамулусом местного иллюзиониста-престидижитатора, которого все единодушно считали перевоплощением великого Робер-Удэна (чего стоит одна только гордая посадка головы и «огненный взгляд»!). Но он избирает себе помощников лишь из тех, кто побывал в бумажной короне клоуна. А я униформист, и большее мне не доверили. Возможно, к лучшему, ведь, как поговаривали, своих неудавшихся ассистентов маэстро Леонард Мандельброт скармливал нашему дрессированному крокодилу, впрочем, уже довольно пожилому и не участвовавшему в представлениях.

Ежевечерне я занимал место в искривленной фаланге униформистов на арене Циркуса, в брусничном мундире и в лайковых перчатках, среди гистрионов и корибантов; пестрые тапестри скорбно-сгорающих шатров и сурбарановские складки зеленого занавеса, ученые строфокамилы, атлеты, фраппирующие публику чудовищной мышечной массой, втрое превышающей нормальные для человеческого существа лимиты, мыслящие синие медведи, самозабвенно режущиеся в энохианские шахматы…

Любовных связей у меня не было, если не принимать в расчет двух-трех случаев, имевших место при участии женщин с «пониженной социальной ответственностью», причем мне пришлось прилично потратиться. Женщины с повышенной социальной ответственностью не удостоили меня вниманием. Только такое ничтожество, как я, могло думать, что причиной этого явилось мое невыдающееся материальное положение, пока мне вполне доброжелательно не объяснили, что у мужчины должен быть «стержень» (?), которого, естественно, у меня не было и нет. Перекопав в мозгу ворох ранее прочтенного,  я пришел к умозаключению, что здесь имеется в виду «алмазная ваджра», и ничто другое.

Всем этим я нанес непоправимую обиду своим родителям.

Годы спустя, из-за этой и многих других обид и разочарований, из-за моей унылой мрачности, у моей матери, в конце концов, не выдержали кровеносные сосуды. Два месяца, на протяжении которых она так и не смогла заговорить и восстановить власть над правой стороной организма, я подвязывал в пучок ее редкие, уже наполовину седые волосы красным кольцом; сначала его надо было надеть на волосы, потом перекрутить восьмеркой и еще раз пропустить волосы сквозь него.

Я так и не узнаю, что сказала бы она мне, если бы заговорила, и это останется тайной.

Я давно ушел из Циркуса, но где я числюсь в списках – толком объяснить не сумел бы. Последние дни старого года, за окном маленькой комнаты усиливается всезатопляющий ураган метели. Тихий дракон – мягкий соломенно-желтый леденец с жидкой начинкой. Гаммы рояля из соседней квартиры (странно, там никогда не звучали музыкальные инструменты). Изнуренный, я погружаюсь в сон. (Запах. Вкус. Осязание. Вид. Звук. Эстезии. Иссякающие цвета, обезвкусившиеся прикосновения).

Я вижу только дно ландшафта комнаты. Кругом множатся, постепенно раскрываясь взгляду, пауки (будто затягивание в математический  фрактал, всякая часть которого подобна целому). Я знаю, что это мои грехи. Паук – провал-закрут, воронка пространства. Возможно, пространство состоит из пауков, образующих его, но, одновременно, поедающих. Нет, это не отточенно-симметричные пауки, из тех, что систематизированы классиками аранеологии, но огромный жирно-темный полумозг-полукраб с грязно-лохматыми паллидными щупальцами, нерасчлененными и кривоспирально-хаотическими. Никакой голиаф-птицеед (theraphosa blondi) не сравнится с ним по запредельному омерзению и ужасу.

…но что тогда означает компактифицированный Белый Паук, о котором с явным страхом однажды в моем присутствии упомянул иллюзионист Мандельброт? на миг я в испуге очнулся, и вновь сон; я не знаю, что я видел дальше, но в итоге сна я, наконец, поднял взгляд от земли.

Женская Фигура. Она в гибком полуобороте, чуть приподняты руки, невидимое лицо направлено вверх. Вокруг нее обвита гигантская Восьмерка, лента для волос. Бесконечность. Палладиум.

…stella matutina.


Рецензии
Добрый вечер, Леонтий! Вы пишете завораживающе. Слова льются как музыка.
Эта история мне Ваша понравилась. Она грустна и многозначительна. И вопросы, и неразрешённости в ней бесконечны. И грусть. Но, представляю, как жизненно и бодряще было служить в циркусе! Хотя бы по молодости. Почему бы и нет?
Ещё хочу сказать, что Ваши родители передали Вам чудесную способность чувствовать слово и умением им пользоваться. Я знаю. Успехов Вам!
С уважением,

Лысенко Светлана   10.04.2023 15:45     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо большое. Здесь, конечно, много вымысла. И в цирке я не работал, увы. Здесь это можно назвать иносказанием, метафорой. Но атмосферу цирка очень люблю, хотя уже пятьсот лет в обед, как не был. Эта вещица из тех, которые отношу к "раннему". Сейчас пишу нескольку иначе, хотя, наверное, основные черты остались.

Леонтий Варфоломеев   10.04.2023 15:53   Заявить о нарушении
Понятно. Но хорошо, что мечты реализуются хотя бы в вымыслах.

Лысенко Светлана   10.04.2023 15:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.