Максим и дедушка и кот Баюн

     МАКСИМ И ДЕДУШКА ПАВЕЛ
     Летом Максим жил с дедушкой на даче в подмосковной Салтыковке. Родители работали, и поэтому приезжали только на выходные. А вся неделя была в полном распоряжении дедушки и внука.
     Дедушка прошёл всю войну пехотинцем, был дважды ранен, но не потерял чувства юмора, что особенно нравилось его собеседникам, и Максиму тоже.
     Рядом с их домом была роща, куда, как правило, Максим с дедушкой ходили гулять. И вот, в один совершенно ничем не примечательный день, они гуляли в роще.
     -Деда, расскажи что-нибудь про войну.
     -Я уж столько тебе порассказывал, что даже и не знаю, что рассказать ещё. Ну, вот, например, когда мы уже гнали фашистов на запад, то время от времени отбивали у них склады с имуществом и с продовольствием.
     -Деда, а что такое продовольствие?
     -Ну, это продукты, еда всякая. Немцы, конечно перед уходом склады старались взорвать или заминировать, чтобы мы сами взорвались вместе с этим складом. А продовольствие часто отравляли, то есть, подсыпали туда всякие яды. Но у нас в полку был отличный специалист по ядам. Это был большой, серый в полосочку кот по имени Михаил Илларионович, а по-простому, Миша. Такое имя было у русского полководца Кутузова, который в давние времена гнал от Москвы французов, как и мы в эту войну гнали немцев.
     -А этот кот сейчас жив?
     -Не знаю, я ведь после второго ранения в свой полк так и не вернулся. Наверное, жив. Ведь его любили все, и солдаты, и офицеры, так что после войны наверняка кто-нибудь забрал его с собой.  Ну, слушай дальше. Этот Михаил Илларионович имел очень острое чутьё. К примеру, открываем мы трофейный ящик, а там полно колбасы. А как узнать, отравлена она или нет? Вот тут-то наш Миша и вступал в дело. В этих случаях мы обращались к нему только по имени и отчеству и только на «Вы». А он подойдёт, бывало,  к ящику, понюхает и отвернётся и даже поскребёт лапой, как будто закапывает какую-то гадость. Ну, значит, колбаса отравлена. А вот если заурчит от удовольствия, да вцепится зубами в эту колбасу, то и мы её едим без опаски.
     -А, если не колбаса, а огурцы? Ведь коты их не едят?
     -Ну, это как сказать! Когда я был в твоём возрасте, у наших соседей был  дымчатый кот Барсик. Так он ел и свежие огурцы и сырую капусту.  А что касается Михаила, то огурцы он точно не ел, потому что немцы свежие огурцов на фронт не завозили, а только консервированные. Но наш Михаил Илларионович вынюхивал яды не только в колбасе, но и во всех других продуктах, хотя ел только мясное и рыбное.
     -Ой, деда! Смотри, в дерево вбит здоровенный гвоздь!
     -Да, это непорядок! Надо будет завтра на прогулку взять гвоздодёр.


     КОТ БАЮН
     На следующий день дедушка кроме гвоздодёра захватил на прогулку и кусочек садового вара.
     -Это сотворил кто-то из подростков: -ворчал он, мучаясь с гвоздём.
     -А почему из подростков?
     -А потому, что взрослый человек, как я, забил бы гвоздь выше, а ребёнок, как ты, ниже. И потом, гвоздь забит наполовину – видно, у хулигана не хватило силёнок его добить до конца.
     Наконец, гвоздь был извлечён, дырочка замазана варом, чтобы в дерево не попадала гниль. Можно было уходить, но тут в безветренную погода листва дерева затрепетала и послышался шелестящий голос: «СПАСИБО». Максим и дедушка замерли на месте и вдруг что-то тёплое и мягкое прижалось к ногам Максима. Он вскрикнул от неожиданности и отпрыгнул в сторону. Это оказался кот. Очень крупный, с длинной серой шерстью и ярко зелёными глазами.
     -Не пугайтесь! Я кот Баюн, живу при этом дубе. Помните, у Пушкина: «У Лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом». Я и есть тот самый кот учёный.
     От спокойного голоса кота Максим быстро пришёл в себя:
     -А где же тогда цепь? Её украли?
     -А цепь мы с дубом на всякий случай припрятали, чтобы не искушать алчных людей. Золото всё-таки! Позвольте и мне выразить вам благодарность за оказанную помощь дубу.
     -Это пустяки, - сказал дедушка, - не могли же мы пройти мимо такого безобразия. Кстати, у Пушкина учёный кот поёт и говорит сказки, а Вы? (У Павла Егоровича язык не повернулся обратиться на «ты» к такому учёному коту).
     -Разумеется, это всё я могу. Более того, я могу пересказывать древние сказания. Например, я могу сейчас пересказать вам отрывок из Русских вед, в котором говорится о том, как Род, творец всего сущего, сотворил этот Мир.
     -Это должно быть интересно, - сказал дедушка.
     -Да, да, расскажите, пожалуйста, - воскликнул Максим.
     -Ну, так слушайте:

             «Вначале тьмой кромешной был окутан мир. Был во тьме лишь
Род – родник Вселенной, отец богов.
       Род был заключён в яйце, был он семенем не пророщенным, был
он почкой нераскрывшейся.
И вот Род родил Любовь – Ладу матушку. Род разрушил яйцо
силой Любви и тогда Любовью мир наполнился.
И родил Род царство небесное, а под ним поднебесное. Пуповину
разрезал Радугой, отделил Океан – море синее от небесных вод
твердью каменной. Разделил Свет и Тьму, Правду с Кривдою.
 Род родил затем Землю – матушку и ушла она в бездну тёмную, в
Океане она схоронилася.
     Солнце вышло из лица его – самого Рода, Месяц светлый – из
груди его, Звёзды чистые – из очей его, Зори ясные – из бровей его,  Ночи тёмные – да из дум его, Ветры буйные – из дыхания, Дождь,
Снег, Град – из слезы его, Громом с Молнией голос стал его – Рода
небесного, Прародителя и Отца богов!
     Родом рождены были для Любви Небеса и вся Поднебесная. Род –
Отец богов, Род и Мать богов, Род – рождён собой и родится вновь,
Род – что было и чему быть предстоит, что родилось и то, что
родится».

     -Это, действительно, здорово. Музыка в прозе, - сказал дедушка.
     -А тебе понравилось? - обратился Баюн к Максиму.
     -Очень понравилось! А можно ещё что-нибудь рассказать?
     -Придёт время, обязательно расскажу.

     ДАЖЬБОГ
     На следующий день дедушка с внуком опять пришли к волшебному дубу. Возле него никого не было. Но, когда Максим позвал Баюна, тот моментально оказался возле них, как будто вылетел из самого дуба.
     -Сегодня я хочу познакомить вас с древним богом, Дажьбогом, который должен быть наиболее близок русским людям. Он то и создал людей племени «русь». Я вам прочту один отрывок из вед, в вы судите, передались ли вам какие-нибудь черты характера Дажьбога. Краткая предыстория: жена Дажьбога, богиня смерти Марена, поддалась чарам Кощея Бессмертного и сбежала с ним от мужа. Дажьбог бросился за ними вдогонку.

        «Поезжал Дажьбог за угоною. Как Марена Дажьбога увидела – наливала вина чашу полную, заступала ему дороженьку:
-Свет мой ясный, Тарх Перунович! Меня силой везёт Бессмертный. Выпей чашу вина зелёного ты с великой тоски и досады!
        Выпил чашу Дажьбог – захотел ещё, наливал ещё – по другой горит. Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.
        -Велика власть Хмеля могучего! – засмеялась Марена грозная и сказала Кощею слово:
-Ты, Бессмертный Кощей, отсеки главу неразумному Тарху Перуновичу!
        Отвечал Бессмертный Маренушке:
-Как Дажьбог меня из пещеры спас -  я ему обещал три вины простить. Это будет прощение первое.
        Тут Марена Дажьбога подхватывала и столкнула в колодец глубокий. Тот, что вёл в подземное царство. И упал Дажьбог в царство тёмное.
        Пробудился в провале Перуна сын, он вставал на ноженьки резвые и свистел, и звал зычным голосом.
        Подбегал к провалу могучий конь, опустился он на колени и свой длинный хвост опустил в провал.
        Ухватился крепко Дажьбог за хвост и на Землю Сырую поднялся. И вскочил Дажьбог на лихого коня и поехал вновь по дороженьке.
        Вновь стоит на дороге Марена.
-Слезь с коня, Дажьбог, и с усталости зелена вина выпей чарочку. Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет. Не могу я есть, не могу я спать!
        Выпил чару Дажьбог - захотел ещё, наливал ещё – по другой горит. Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.
        -Велика власть Хмеля могучего! – рассмеялась Марена грозная и сказала Кощею слово:
-Ты, Бессмертный Кощей, отсеки главу неразумному Тарху Перуновичу!
        Отвечал Бессмертный Маренушке:
-Раз Дажьбог меня из пещеры спас – обещал ему три вины простить. Это будет второе прощение.
        Тут Марена Дажьбога подхватывала и бросала его чрез своё плечо, как бросала его – приговаривала:
-Там, где был удалой добрый молодец, - там горючий стань белый камешек!
        Как тут конь Дажьбога несчастного побежал по Рипейским горам, стал он бегать по саду Ирию.
       И увидел коня Громовержец, оседлал коня и поехал по полю широкому и доехал до камня горючего. Тут он камень горючий покатывал, а покатывал – приговаривал:
-Там, где был бел горючий камешек, - стань на месте том добрый молодец, молодой Дажьбог сын Перунович.
        Тут Перун поднимал этот камешек, через плечо его перекидывал. Там, где был бел горючий камешек, там вдруг стал удалой добрый молодец.
        И сказал Перуну тогда Дажьбог:
-Надо ехать нам за угоною!
        Отвечал Перун:
-Честь ли, слава ль мне – за чужою женою следовать? Ты езжай один за угоною.
        Тут вскочил Дажьбог на лихого коня и поехал по полю широкому.
        Увидала его Марена, говорила Кощею слово:
-Не убил ты Дажьбога доброго – он опять к нам в гости пожаловал!
        Подходила она близёшенько, кланялась низёшенько:
-Свет мой ясный, Тарх сын Перуна! Меня силой увёз Бессмертный! Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу я спать! Выпей чару вина зелёного ты с великой тоски и досады!
        Выпил чару Дажьбог – захотел ещё, наливал ещё – по другой горит! Тут напился Дажьбог допьяна и упал на Матушку Землю.
        -Велика власть Хмеля могучего! – рассмеялась Марена грозная и сказала Кощею слово:
-Ты, Бессмертный Кощей, отсеки главу неразумному Тарху Перуновичу!
        Отвечал Бессмертный Маренушке:
-Как Дажьбог меня из пещеры спас – я ему обещал три вины простить. Это будет прощение последнее.
        Тут сходила Маренушка в кузницу и сковала она пять железных гвоздей, поднимала Дажьбога под пазухи, приносила к скалам Кавказским. И распяла на скалах бога. И забила ему в ногу железный гвоздь, и в другую вбила она другой, в руки белые вбила она по гвоздю, а последний гвоздь обронила.
        Как была у Марены Свароговны Жива–Лебедь сестра родная. Говорила
       она Сварогу:
-Дай дозволение долететь мне до царства тёмного, погостить у родной сестрицы!
        Полетела Жива к Кавказским горам – погостила она у сестрицы. Стала Лебедью белой погуливать, по горам она стала полётывать – и увидела бога распятого, молодого Тарха Перуновича.
        И сказала ему Лебедь белая:
-Молодой Дажьбог сын Перунович! Ты возьмёшь ли меня в замужество? Я спасу тебя от сестры своей, от Марены -–напрасной Смерти!
        И сказал Дажьбог сын Перунович:
-Я возьму тебя замуж, Лебёдушка, Жива – дочь Сварога небесного.
        И тогда Свароговна лебедью полетела в небесную кузницу, доставала клещи железные, отдирала клещами железными от скалы Дажьбого могучего.
        Уносила Дажьбога Лебёдушка далеко из тёмного царства ко Рипейским горам в светлый Ирий, оживляла Дажьбого живою водой и лечила раны кровавые».

     -Ну вот, я рассказал вам о древнем боге русичей, а вы теперь подумайте и приходите завтра.
     -Деда, а ты раньше знал что-нибудь о Дажьбоге?
     -Что-то отдалённо слышал, но особо не вникал. Я ведь другой веры, православной. Но я считаю, что веру своих предков забывать нельзя. Ведь они тысячи лет молились своим богам и выжили благодаря этим богам в том числе.


     СМЕРТЬ БЕССМЕРЬНОГО
     Когда дедушка с внуком пришли к дубу, кот Баюн сказал:
     -Сегодня я расскажу вам, как Дажьбог отомстил Кощею Бессмертному и что за этим последовало.

        «Говорила Дажьбогу Жива:
-Не найти тебе смерти Кощеевой – он с Мареною-Смертью дружен. И в бою ему смерть не писана, ведь Кощей – это бог Бессмертный.
        Ей Дажьбог сын Перуна отвечал:
-Не могла завязать так Макошь, Род не мог допустить такое! Всё рождённое смерть имеет! Значит, есть она и у Кощея!
        И спросил Дажьбог Макошь-Матушку:
-Где находится смерть Кощея? Помоги мне, Матушка Макошь!
        Отвечала Дажьбогу Макошь:
-Далеко смерть Кощея упрятана, глубоко его смерть схоронена! Далеко на Буяне-острове вырос дуб до самого неба, на том дубу сундук окованный, в сундуке спрятан Заяц, в Зайце спрятана Утка, а в той Утке – Яйцо. В том Яйце ты отыщешь Смерть Кощееву!
        И поехал Дажьбог к морю синему. Видит: в небе летит Сизый Сокол – то Семаргл-Огонь, сын Сварожич:
-Я тебе помогу, добрый Тарх Перунович!
        Видит: кружится в небе Орёл – то Перун Громовержец Сварога сын:
-На меня надейся, могучий бог!
        Видит в поле Дажьбог Волка серого – это огненный Волх Змея Индрика, царя Подземного, сын:
-Не забудь обо мне, Тарх Перунович!
        Вот подходит Дажьбог к морю синему:
-Как бы мне переправиться к острову?
        Всколебалось тут море синее, и поднялся из моря Поддонный Змей. Лёг тот Змей через морюшко синее:
-Ты ступай по мне, светлый Тарх Дажьбог!
        И поехал по Змею Перуна сын – доезжал до Буяна-острова. Видит он – на острове дуб стоит, в небо кроною упирается. И висит высоко на ветвях его тот сундук со Смертью Кощеевой.
        -Как бы мне достать тот сундук с ветвей?
        Прилетел Перун Громовержец и ударил в тот дуб громовой стрелой – сотряслась тогда Поднебесная, расщепился дуб тот на щепочки, и упал сундук вниз с его ветвей. И сундук раскрылся окованный, из него быстрый Заяц выскочил.
        -Как бы мне догнать Зайца серого?
        Появился Волк – Змей могучий Волх, побежал за Зайчиком серым волком он, и догнал Зайца Волк, растерзал его, и порхнула из Зайчика Уточка.
        -Как бы мне поймать серу Уточку?
        Прилетел Рарог – Огонь-Семаргл, растерзал Семаргл серу Уточку. И упало из серой Уточки Золотое Яйцо в море синее.
        -Как бы мне Яичко то выловить?
        Тут поднялся из моря Поддонный Змей и принёс Дажьбогу Перуновичу то Яичко с Кощеевой Смертью.
        И поехал Дажьбог в царство тёмное. Увидала его Марена, наливала питья хмельного:
-Свет мой ясный, Тарх сын Перуна! Как день летний не может без солнышка, так и я не могу без тебя, мой свет, не могу я есть, не могу и спать! Выпей чару вина зелёного ты с великой тоски и досады!
        Тут занёс Дажьбог руку правую, ею он принимал чашу горькую. Налетела тут Лебедь белая – Жива дочь Сварога небесного и толкнула чарочку горькую – улетела чаша далёконько.
        Тут опомнился Тарх Перунович.
        Вынимал Дажьбог саблю острую, отрубал Маренушке голову. Тут упал Сокол – Рарог-огонь с небес и сжигал её тело белое.
        Вынимал Дажьбог Золотое Яйцо – и Кощею Яичко показывал.
        Тут Кощей закричал богу светлому:
-Ты не трогай, Дажьбог, Золотое Яйцо! То Яйцо появилось при рождении мира! У него нет ни Матери, нет и Отца! О рождении Яйца не расскажет никто! Только Род тайну ведает эту!
        И разбил Дажьбог Золотое Яйцо – и упал Кощей Вия грозного сын.
        Как разбил Дажьбог Золотое Яйцо, раздался голос Рода небесного:
-Из Яйца возникает Великий Огонь! Наступает конец Света Белого! Поднимаются Воды Великие! Пришло время очистить Землю! Расступись во все стороны, Мать Земля! Гнев идёт!
        Боги скрылись в великом ковчеге, взяв с собою птиц и животных, семена всех земных растений.
        Род тогда золотою Щукой потянул ковчег за собою, и поплыл ко хребтам Рипейским, и поплыл к небесному саду. И ковчег тут остановился, к круту бережку притулился.

        И прошло три тяжёлых года.
        И тогда Сварог вместе с Ладой на себе подняли небесный свод, а Дажьбог разогнал тучи тёмные. Доставать стали боги Землю – и лицо тут Земли открылось, и вода под Землёю скрылась.
        Как закончился первый свет – смыло все грехи со Земли Сырой, оживили мир ясный Дажьбог  с легкокрылою Живой-Лебедью».

     -Это очень интересно, - сказал Павел Егорович, - до этого я знал историю о Всемирном Потопе, как её изложили авторы библии. А вот теперь версия древних русичей. Признаться, мне она ближе, да и сам Дажьбог при всех его недостатках мне очень симпатичен. Таким предком можно только гордиться.
     -А тебе, Максим, понравилось?
     -Да, конечно понравилось. Я хочу послушать ещё что-нибудь.
     -Может быть, поговорим ещё о том, что написал Пушкин?  Он упоминает лешия, русалку, избушку и других, - сказал дедушка.
     -Мне не хотелось бы вспоминать нечистую силу лешия и русалку, а вот об избушке поговорить можно. Приходите завтра.

     БАБА ЯГА ПРОТИВ ДАЖЬБОГА
     -Максим, а кто живёт в избушке на курьих ножках без окон и дверей?
     -Баба Яга.
     -Молодец! Но в древности её называли Буря Яга Виевна, это дочь князя Пекельного царства Вия. Кстати, Кощей Бессмертный сын Вия и родной брат Бури Яги. Ты что-нибудь знаешь о Вие и Кощее?
     -Конечно знаю. О них написаны сказки.
     -Правильно. Тогда послушайте историю о том, как Дажьбог отбил небесное стадо, которое выкрали бог Велес и его жена Буря Яга:

        «И тогда Перун Громовержец Дажьбогу сказал:
-Сын Дажьбог! Отправляйся скорее в дорогу и отбей коров у похитчиков, отомсти коварному Велесу!
        Тут сказала Велесу Усоньша Виевна (Буря Яга):
-Мы обманем Дажьбога доброго, коль не можем его победить в бою. Напущу я голод на сына Перуна, на пути его встану яблоней – коль дотронется он до яблочка, лопнет тут же он, полетят клочки. Коль пройдёт Дажьбог испытание, напущу на Дажьбога жажду, а сама обернусь колодцем. Будет чашечка на колодце том – коль дотронется он до чашечки, упадёт он в колодец бездонный тот. Или сон напущу, обернуся кроватью – коль он ляжет в кровать, вмиг огнём сгорит!
        Под окошком Виевны пролетал воробушек малый, и запомнил он всё, что слышал, полетел и сказал Дажьбогу.
        Обернулась Усоньша яблоней, на дороге встала Дажьбога. Проезжал Дажьбог, видит яблоньку. Вынимал Дажьбог саблю острую и срубил ею яблоню – тотчас кровь из яблоньки брызнула.
      Обернулась Яга колодцем, обернулась она кроватью – и колодец и ту кровать изрубил Дажьбог на кусочики.
        Доезжал Дажьбог до Кавказских гор, как у речки той, у Смородины, он увидел – стоит избушечка и на курьих ножках вертится. Вкруг избушечки с черепами тын.
-Стань, избушка, скорей к лесу задом, а ко мне передом!
        Повернулась избушка, как сказано. Выходила тут Буря Виевна, вместе с Бурей – могучий Велес.
-Вы отдайте мне стадо коров назад!
        То не горушки в поле сталкивались – то столкнулись два бога великих. Как они боролись во полюшке – содрогалася Мать Сыра Земля, расплескалось и море синее, преклонилися все дубравушки. Над землёй всколебался небесный свод, под землёй всколыхнулся и Юша-Змей.
        И ослаб, наконец, буйный Велес и вскричал он тогда Буре Виевне:
-Помоги-ка мне, Буря Виевна, одолеть Дажьбога могучего!
        Подскочила тут Буря Усоньша Яга, и хватала Дажьбога за жёлтые кудри, и сбивала на Землю Сырую его. И садился Велес Дажьбогу на грудь и привязывали Буря с Велесом цепью к дубу Дажьбога могучего, и пошли они отдыхать в избу.
        Прилетел тут Орёл сизокрылый, обернулся в Перуна могучего, и послал Перун громовую стрелу – и разбился сырой дуб на щепочки и спадали тогда цепи тяжкие вниз на землю с Дажьбога Перуновича.
        Буйный Велес под гору залез, в ту пещеру, где воды упрятаны. А Перун Громовержец скалу расколол, тяжким молотом в камень ударив, - и поднялись великие воды, под скалою Велесом скованные!
        И Перуновы тучи на небо пошли, отпустила из хлева их Буря – Яга, сердце радуя Громовержца!»

     -Сегодня была наша последняя встреча, - сказал кот Баюн, - теперь думайте сами, будете вы и дальше интересоваться религией своих пращуром, или забудете всё, что узнали от меня. А тебе, Максим, на память вот этот пушистый зайчик.
     Максим задумчиво шёл рядом с дедушкой, прижимая к груди зайчика.
     -Деда, мне кажется, что кот Баюн нам приснился, и его рассказы тоже были во сне. Ведь так не бывает, когда из дуба выходит кот и рассказывает истории о богах, которых может быть тоже не было.
     -Нет, Максим. Всё это было не во сне. И дуб и кот Баюн и истории наших далёких предков. А древние боги и сейчас есть, только не показываются нам на глаза, но, когда в России случаются какие-то серьёзные происшествия, они приходят нам на помощь и помогают нам спастись.
    


Рецензии