The Dole

Сегодня всю ночь во сне снимал кино. Поскольку в жизни я его никогда не сниму, решил рассказать о нём здесь. Приятного просмотра.

Два русскоязычных приятеля, каждому из которых в 2019-м году исполняется 50, живут в Нью Йорке. Одним днём они гуляют по набережной и вдруг оказываются в СССР 1984-го года. В этом времени им по 30, они молоды, сильны, а главное, они знают всё, что будет дальше и имеют уже взрослые мозги.

Понимая, что дальше будет эпоха чистогана, они начинают заниматься фарцовкой, и к концу 1980-х,  сколотив небольшой капитал, решают уехать. Один приятель, назовём его Владимир, уезжает в Нью Йорк и начинает делать деньги. Ему известно и про падение японского индекса в конце 1989-го, и про падение британского фунта в 1992-м, и про азиатский кризис в 1997-м, и про взлёт американских акций в конце 90-х, и про кризис дот-комов, и про дальнейший взлёт недвижимости, и про кризис 2008-го, и про взлёт золота в 2011-м, и про дальнейший рост рынка акций, который перерастает во взлёт рынка облигаций, и на всех движениях рынка он делает миллионы, а затем и миллиарды. Его окружают люди, каждый из которых с ним за деньги, и каждый мечтает урвать чуть больше. Он живёт в самом большом доме в Калифорнии, является самым успешным инвестором, о котором пишут все издания.

Второй приятель, назовём его Альберт, уезжает в Австралию, садится на пособие, селится на берегу моря и просто живёт. Находит себе девушку, рожает детей, читает. Ничего, кроме пособия он не получает и не пользуется никакими знаниями о рынке.

Владимир иногда приезжает к Алику в гости на своём частном самолёте. Это сверхсекретное мероприятие, о котором не должны узнать журналисты. Они сидят подолгу возле воды, встречают закат, а затем идут в дом и разговаривают о жизни. Владимир никак не может понять, почему Алик наплевал на возможность сталь миллиардером и живёт в бедности. Алик отвечает, что человек всегда остаётся с тем, что для него дороже всего, и что он не хочет в конце жизни остаться с деньгами.

Заканчивается 2019-й год. Алик в материальном плане остался там же, где был. У него дружная семья, трое уже взрослых детей, внуки, он так же встречает закаты и читает книги. Владимир же начинает задумываться о том, что он не знает, что будет после 2019-го года и, соответственно, не понимает, как распорядиться своим состоянием. Он решает максимально диверсифицировать свой капитал, разбивает его на многочисленные части и вкладывается в основные американские корпорации и корпорации развивающихся рынков, в кэш, в недвижимость, в золото, во всё, во что только можно вложиться. В начале 2020-го года происходит резкий скачок рынка и Владимир становится чуть ли не в два раза богаче, чем был до этого, во много раз превосходя ближайшего конкурента. Его больше не мучает беспокойство о будущем. Он уверен, что правильно диверсифицирован и с его состоянием ничего не случится.

В конце 2020-го года в США в качестве президента выбирают Элизабет Уоррен. Будучи женщиной деятельной, она тут же берётся за изменение коррумпированной и порочной системы управления США. Уоррен вводит 95% налог на доходы любого бизнеса. Не на прибыль, а на доходы. Рынок американских акций перестаёт существовать. По сути, все доходы американского бизнеса оказываются национализированы. Чтобы не допустить бегства в кэш и незаконного накопления богатств, Уоррен вводит новые деньги. Из старых денег на новые можно обменять только тысячу. Такая мера призвана перезапустить экономику, отказаться от ренты, которая удавкой повисла на американском обществе и выровнять социальное неравенство. Поскольку американский доллар перестаёт быть валютой международных расчётов, таковым становится золото. А чтобы США могли поддерживать свой торговый баланс, Уоррен национализирует золото.

Владимир оказывается в ситуации, когда он владеет огромным количеством акций американских компаний, но не имеет права на их доходы. Огромное количество его кэша превратилось в пыль. Золото забрало государство. Владимир рад бы продать свою яхту и самолёт, но максимальное, оно же минимальное, количество денег, которые есть у каждого американца — это тысяча долларов, и ни один из них не готов поменять последнюю тысячу на яхту или самолёт. Окружение Владимира, возглавляемое начальником его охраны, требует заплатить им зарплату за полгода в новых деньгах.

Пользуясь тем, что билеты на самолёт подешевели, Владимир бросает всё и на последние деньги уезжает к другу в Австралию. Алик не знает, что происходит в мире. Его это не интересует. Его жизнь за последние 30 лет не сильно изменилась.

Владимир говорит: «Ты всю жизнь говорил мне, что человек остаётся с тем, что для него важнее всего. Моё состояние было для меня важнее всего. Я не создал семью, у меня нет детей, в целом мире нет никого, кто бы меня любил, я не прочёл ни одной книги за последние 30 лет. Я работал допоздна и сейчас только понимаю, что за последние 30 лет не видел ни одного заката, кроме тех, которые видел с тобой, когда бывал в Австралии. Почему я не остаюсь с тем, что для меня важнее всего?»

Алик отвечает: «Почему же? Ты остался с тем, что было для тебя важнее всего. Твои акции, твои деньги,  твои многочисленные слуги, даже твоя яхта и самолёт остались с тобой. Просто они больше никому не нужны, в том числе и тебе. Важнее всего для тебя было не твоё состояние, а возможность выделиться из толпы. Эта возможность у тебя останется до конца жизни. Поверь, мир не меняется. Скоро маленькие новые доллары простых людей начнут стекаться в небольшое количество карманов тех, кто в скором будущем станет новой элитой. Если для тебя так важно быть элитой и жить в окружении прислуги, не упускай момента. Возвращайся в США и придумывай способ собрать все эти деньги в своём кармане.»

Владимир: «Но у меня даже нет денег на обратный билет!»
Алик: «Это мелочи. У меня есть небольшая сумма. Я тебе займу. Отдашь, когда разбогатеешь.»

Заключительный кадр. Алик, , как обычно с длинными выгоревшими волосами, в одних плавках стоит на берегу моря и, щурясь на заходящее солнце, провожает взглядом самолёт. Камера приближается к самолёту, в иллюминаторе которого видно задумчивое лицо Владимира. Затем камера отходит в сторону, но уже внутри самолёта. Это частный самолёт. Кроме Владимира в нём взвод вооружённой охраны. Стюардесса приносит Владимиру коньяк.

10/10/2019


Рецензии