Азбука Ахматовой - Альтман, Андронников, Анненков

Азбука Ахматовой - Натан Альтман, Ираклий Андронников, Юрий Анненков

Альтман Натан

АЛЬТМАН НАТАН ИСАЕВИЧ (1889, Винница  - 1970, Ленинград), художник. Выполнил с натуры реалистический скульптурный портрет Ленина (бронза), знаменитый портрет Ахматовой.

1 мая 1921. Она (Ахматова) зашла ко мне как-то в воскресенье, потому что гуляла в этих местах, потому что на ней была интересная шаль, та, в которой она позировала Альтману.
                К. Чуковский

26 июня 40. Недавно ей показали строки Бунина, явно написанные про нее, хотя имя ее там не упомянуто. Она прочитала мне эти стихи наизусть. Там муфта, острые колени, принца ждет, беспутная, бесполая. Стихи вялые, бледные. Ее внешний образ составлен из альтмановского портрета и из «Почти доходит до бровей / Моя незавитая челка».
Мне было стыдно подтвердить на ее спрос: да, это про вас. Стыдно за Бунина.

30-31 октября 58. Портрет Альтмана она не любит, «как всякую стилизацию в искусстве».

9 ноября 64. Меня поразило, с каким ужасающе безобразным акцентом говорит он по-русски, и в какой степени жена его, вопреки прославленной красоте и элегантности, решительно лишена обаяния… Анна Андреевна веселая, даже, я бы скзала радостная. Никаких тебе трагических четверостиший о встречах, что разлуки тежалей.
Л.Чуковская. Записки об Ахматовой

* * *
Андронников Ираклий

Ираклий Луарсабович Андроников (1908 — 1990), русский советский писатель, литературовед, мастер художественного рассказа, телеведущий. Народный артист СССР. Лауреат Ленинской и Государственной премии СССР. Доктор филологических наук.

8 января 58. Коферанс Ираклия несносен; это какое-то «занимательное литературоведение» под стать «Дому Занимательной Науки», который я всегда не терпела.

28 января 56. Анна Андреевна отвлеклась от Пастернака и мельком снова ругнула Ираклия… 
- Ираклий – нынешний Канитферштанд, - сказала Анна Андреевна. – Везде Ираклий главный. И дурно делают Федин и Корней Иванович, что поддерживают его.

22 апреля 58. К сожалению, у деда были Ираклий (которого не терпит Пастернак)… Так что мое свидание ни с Дедом, ни с Борисом Леонидовичем, в сущности, не состоялось.

21 апреля 64. По телефону…  – Мой вечер в Музее Маяковского все-таки состоится. Меня спросили: кто для вас предпочтительнее в качестве открывающего? Шкловский или Андронников? Я ответила: не хочу ни того, ни другого. «А кого же?» Я ответила «Карандаша». («Карандаш» - знаменитый клоун)
Л.Чуковская. Записки об Ахматовой

27 мая 1951. Только что прочитал его книжку о Лермонтове: книжка куценькая, с коротким дыханием. Ираклий-исследователь здесь превращается в следователя. Мелочи заполняют всю книжку. Вся книжка - ряд сказуемых без подлежащего: очень много о том, что делал Лермонтов тогда-то и тогда-то, но ничего о том - кто такой Л-в как “Герой безвременья”, пусть Мережковский отклонился от истины в своем “Поэте сверхчеловечества”, но это были попытки дать характеристику Л-ва, представить синтез, а не анализ деталей. И ни одной вдохновенной страницы!
                К.Чуковский

Анненков Юрий

Ю;рий Павлович Анненков (1889, Петропавловск-Камчатский – 1974, Париж) — русский и французский живописец и график, художник театра и кино, заметная фигура русского авангарда, литератор.

21 мая 63. Потом она вынула из сумочки фотографию своего портрета, сделанного Анненковым «по памяти». В юности я любила первый анненковский портрет Ахматовой — тот, 1921 года, петербургский, о котором так метко Замятин писал, что это портрет скорби, скорбно поднятых бровей, что духовная сущность Ахматовой, сущ¬ность ее поэзи и, да и тяготы страшноо времен и переданы на этом портрете и притом самыми скупыми ср ед ствами (быть может, подумала я, в соответствии со скупостью художественных средств ах матовской поэзии). Линий наперечет, а вся Ахматова тут. Новое же ее изображение гуашью «по памяти» не понравилось мне. Дама в открытом вечернем платье, не то она в театре, не то на балу, демонстративно печальная, демон ¬ страсти… отвернувшаяся, со стилизованно-длинными пальцами. Демонстративность так чужда Ахматовой! На первом портрете все концентрровано и все всерьез — судьбу Ахматовой разглядел и передал, и даже предсказал скупыми линиям и художник; на втором все «на -рочно». Словно какая -то актриса взялась сыграть Анну Андреевн у на сцене, и Юрий Павлович ее и зобразил. Анне Андреевне этот второй портрет тоже, она ска ¬зала, не нравится.
Л.Чуковская. Записки об Ахматовой


Рецензии