Стыд

Произнося слова поддержки на терапевтических группах, я часто ощущала некое неудобство. Этакое нехорошее послевкусие.
Мозг начинал мне нашёптывать про мою неискренность.
Ведь ты так на самом деле не думаешь - укорял он меня. Врать нехорошо. Даже во благо.
Замедлившись, я отделила друг от друга этапы этого процесса.
Я говорю. Через несколько секунд вползает ощущение неискренности. Еще несколько секунд - и мне становится стыдно.
Я полагала, что это стыд от понимания неискренности или не совсем искренности.
А оказалось, это стыд как раз от искренности.
Я напрягаюсь не от неправды. Я напрягаюсь от искренности.
Слова поддержки другим, слова поддержки себе - это одно и то же действие.
Это о близости, о нежности, о теплоте.
Это слова, сближающие меня и с другим человеком и с собой.
Но запреты на такие чувства срабатывают сразу.
Здравствуй, мама. Я ослушалась тебя, мне стыдно.
Стыдно плакать, стыдно нежничать, стыдно любить.
Так я перевела в детстве твои слова "нельзя распускать нюни и сопли, нельзя подлизываться, нельзя трогать маму, нельзя говорить глупости".
Есть ещё одна сторона этого механизма: слыша слова поддержки и одобрения от других людей, я порой не верю этим словам и этим людям.
Мне кажется, что они говорят неискренне. Проще - врут.
Когда написала это, вытащила карту Ошо. "Мораль". В тему.
В ней Ошо говорит, что можно увидеть жизнь такой, какая она есть, только достигнув правды наших сердец.
Так вот, в секунды, отделяющие мои слова от наступающего потом стыда за них, происходит страшная вещь.
Правда моего сердца превращается в кривду моего детского опыта.


Рецензии