Мышка бежала

  Если вам показалось, что вы сделали открытие в квантовой физике, помните - русские это сделали лет сорок назад. Итальянский квантовый профессор так шутят.
  Торкнуло. Самолетики, ракеты, приборы хитрые. Было.

  В семидесятых Челябинский аэропорт под завязку - еропланы всех мастей. От и до. Летали всюду - от Владика до собачей конуры в совхозе имени Ильича. Сейчас - два с половиной московских рейса. Еще было двести капитально-окончательных предпоследних ремонтов, плюс три строительства - взлетной полосы для Боуингов и Арабасов-Барабасов, таможенного терминала, нового здания аэровокзала, стоянки с десятью шлагбаумами... Все, кроме самолетов. Те в приватизацию улетели, гуси-лебеди.

  Тогда распилили на части - аэропорт одному, авиаотряд - другому, заправку - третьему, самолеты четвертому, продажу билетов - пятому. Гениальнейший
  Мегапроект. Рассчитывали дружить домами, сотрудничать. Не получилось, но со стрельбой. Теперь в Курган через Ебург. Или Москву. Так ведь семь верст не круг для дикой собаки динги.

  Анекдот про два шарика раз от разу сбывается.
  Помните, как поймали русского, американца и француза, посадили каждого в отдельную камеру и условие поставили. Вот вам по два шарика титановых, к утру должны удивить, нет - казним. Американец за ночь научился жонглировать, француз показал нескромные сексуальные приемы, а русский развел руками. Где, спрашивают. Не знаю, отвечает, один сломался, второй - потерялся.

  Вот-вот. Квантовая физика, сорок лет форы - правда, что-ли, гыыыы. Мы сделали - да ладно, и где?
  Сбежала, как тот колобок, что от дедушки ушел - закатилась титановым шариком.
  Тем и хорош, что восходит к русским сказкам, которые будоражат по сей день. Колобок, Репка и Курочка Ряба.

***

  Вроде, никаких секретов. Колобок съеден лисой, ибо самоуверенность до добра не доводит, репку можно достать только вместе, ибо коллектив - хорошо, а дар - чудо, и к нему надо относится как чуду, в противном случае оно-золотое разобьется. Но ведь все не так просто. Чего бы сказкам быть востребованными сегодня, если нет тайны.

  Колобок - результат сверх-усилий, последняя надежда. Поэтому оживает, будучи выставленным на всеобщее обозрение. Будто в Инстаграм. Он-нигилист сразу отрицает создателя - деда и бабку, сбегает и смеется над ними. Хотя не ведает для чего его слепили, и что его вообще слепили.
  В своей идентификации он совершенство, поэтому умнее, красивее, хитрее, быстрее. Самый, самый, самый. Тщеславен, демонстративен, поэтичен. Нагловатый, самоуверенный щеголь. Хлестаков.
  Три раза обманул смерть - дед с бабкой, заяц, волк и медведь. Даж, четыре. Круче Сизифа - тот дважды.
  Но против женского не смог - дьявол оказался хитрее. Лестью. Просчитал заносчивого дурачка. Разумеется родители спохватились - куда без. Поздно.

  И правда, иногда вещи ускользают из подручности. У меня частенько. Пуговица не застегивается, шнурок не завязывается, нога в штанину не вдевается, хлеб не нарезается, яичко не очищается. Мало ли. Вещь "оживает", сопротивляется. Обретает собственную волю.

  Или когда мастер, поставив на карту все, и себя в том числе, вложил душу в ее изготовление - Пигмалион. После не может ей воспользоваться, лишь холит и лелеет - прислуживает. Но только автор, родитель. Его иллюзия. Остальные просто хотят.

  Ожившая, но глупая вещь этого не знает, поэтому беспечна. Все должны восхищаться, почитать, преклоняться. Распространять родительское отношение к себе на весь мир - непоправимая ошибка. Родители, те да, для них ребенок - чудо. Для остальных - просто субъект, один из семи миллиардов.

***
 
  Во всех сказках присутствует чудо-вещь - оживший колобок, золотое яичко и супер-репка. Но само чудо причинно. Дед с бабкой поставив на карту последнее, совершили. Воплотились. Творческий акт на вершине законоположного усилия. Ряба - одарила золотом. В благодарность. Репка - награда за преодоление привычности, а чудо там - соединение несоединимого. Жучка, кошка и мышка. Антиподы, охотники-жертвы.

  Творчество (колобок), дар (ряба), соединение несоединяемого (репка). Что в этой троице общего.
  Наличие некоторой незримой сущности, которая позволяет выйти за пределы обычного - мысль, бытие.
  Колобок возник из ничего - поскребли по сусекам. Золотое яичко появилось от обычной курицы - из благодарности (добра). И наконец, соединившись в несоединяемом, обрели больше, чем имели, хотели или мечтали. Новое качество среды обитания.

  Результат, вещественный, позитивный - только в репке. Но когда чудо отрицается, все становиться обычным - бытие прекращается, колобок съедают, а яичко разбивается.
  В первом случае, дед с бабкой, не поняв, что их посетило, вернее того , что сотворили, проявили беспечность оставив колобка без присмотра. Более того, на окне, откуда виден большой мир. Он туда и поперся - покорять, красоваться.
  Не замерли в восхищении перед золотым яичком в Рябе, не признали, стали колотить. В результате, яичко разбила ничтожная тварь, случайно задев еще более ничтожным хвостиком. Случайное, дважды бесконечно малое усилие, и все. Нет чуда.

  В Репке, кроме удачи, есть сложности. Да, у них получилось. Озарило, соединились и большим общим трудом достали. Только одного поступка мало. Чтобы закрепить, сделать истину знанием, необходима артикуляция - слово. Понять, проговорить, записать, запомнить. Ведь если не зафиксировать, понадеяться на то, что озарения будут и впредь, следующая репка тут-же станет обычной, ибо истина ускользнет в сумрак и чуда не случится. Из "золотых", яйцо, репка или колобок снова скатятся в привычность - еда, как еда.

  Почему русское?

  Русская душа одним концом в среде - никак не расстанется с материей -средой. Та бог-мать, и русский от нее не уходит. Не хочет и не может.
  Бог-отец своими повелениями на какое-то время его вытаскивает в мир, обустроенный словом, но русский, при первой возможности, норовит обратно. Так и мечется между словом и дословием, средой и миром. Зачем ему свое слово, он не собирается оставаться в мире - присутствует там только по велению отца. Как на работе. А благость у матери - в дословесности.

  Бог-отец ниспосылает и озарение случается. Он впадает в поступок, совершает чудо - квантову физику, к примеру, или бомбу, луноход, Буран - но быстро забывает. Не это ему желанно - оно вообще не нужно, ибо он стремиться не мир перестроить, а напротив - растворить, слить мир и себя обратно в мать.

  Но вновь и вновь отец вырывает из среды, вновь и вновь велит быть и существовать, принимать форму, решения, нести ответственность. И тогда русский спохватывается - вроде, когда-то было, помню, делал, а вот куда, когда, что - забыл. Незадача. Ладно, придется по-новой. На те же грабли.

  Отковал колобок, волшебный - сбежал, пропал, погиб. Спохватились, погоревали, но урока не извлекли. Яичко грохнулось - плачут, но хрен с ним. Авось, другой раз умнее будем - просто спохватились поздно.
  Репка выросла большая пребольшая, а как ее вытянуть наверняка - не придумали. Ведь вместо чуда можно лопатой, совком, палочкой-рычагом в конце концов.

  Русский не хочет надолго оставаться здесь, в реале - это противонаправлено устремлению души. Они желают пребывать на выходе из среды, но еще в среде - не в мире. Там, где его застало слово, но еще ничего нет. Только радость пробуждения - аккурат на границе.
  Поэтому, не будет ни описывать, ни артикулировать, ни запоминать. Ведь слово - не только источник бесконечной радости, заставшей его на пороге творения, но и тюрьма, из которой можно не выбраться. Особенно, если с чужого плеча.
  Начни, и придется тащить бремя "немца" - оставаться в реальности, и навсегда променять божественную радость на чисто человеческие утехи обыденного существования.


Рецензии