Интервью с Борисом Галкиным
То, что таких замечательных актёров, как наш сегодняшний гость, до сих пор можно застать на съёмочной площадке, не может не радовать. Востребованность очень важна в той непростой профессии, которой они занимаются. А особенно она необходима, когда образы, создаваемые на экране, призваны воспитывать в людях самые лучшие качества, такие как мужество, совесть, честь, порядочность. Именно такую палитру кинообразов на протяжении всей своей карьеры в кино создаёт заслуженный артист России Борис Галкин.
Справочно:
Борис Сергеевич Галкин родился 19 сентября 1947 года в Ленинграде. В 1953 году семья переехала в Ригу. С 8 класса занимался в студии чтецов. Параллельно с этим увлекался спортом – плаванием, акробатикой, гимнастикой, боксом, борьбой. В 16 лет получил первый спортивный разряд по самбо.
В 1969 году уехал в Москву и поступил в Театральное училище имени Б.В. Щукина. После окончания училища два года работал в Театре Сатиры, а затем перешёл в Театр на Таганке. В 1979 году с отличием окончил Высшие режиссёрские театральные курсы при ГИТИСе (мастерская А.А.;Гончарова).
Снялся более чем в семидесяти фильмах. Наиболее известные среди них – «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Раба любви» (1975), «Зеркало для героя» (1987), «Мы из будущего» (2008) и многие другие. Но поистине всенародную любовь актёру принесла главная роль в кинокартинах «В зоне особого внимания» (1977) и «Ответный ход» (1981).
В качестве режиссёра работал в театрах имени В. Маяковского, имени А. Пушкина, имени Моссовета и других. Помимо этого, как режиссёр снял семь художественных и четыре документальных фильма.
На протяжении десяти лет был постоянным ведущим программы «Служу Отчизне!» на Первом канале российского телевидения.
Выступает с концертами, как сольно, так и вместе с женой – певицей Инной Разумихиной.
Награждён Серебряной медалью имени А. Довженко (1978). Лауреат премий Ленинского комсомола (1981), КГБ СССР (1984), МВД России (2001), Министерства обороны РФ (2018). Заслуженный артист Российской Федерации (1999).
– Борис Сергеевич, поскольку мы с Вами встретились на съёмочной площадке, позвольте поинтересоваться, что это за проект и какая роль в нём отведена Вам?
– Это проект телеканала НТВ. Фильм будет называться «Старые кадры». Мой герой, в прошлом следователь, практически всю свою жизнь посвятил этой профессии. И вот, казалось бы, он и его друзья-коллеги ушли на заслуженный отдых, но не тут-то было. Им предложили сотрудничество. Благодаря своему опыту, они стали востребованы. И вот занимаются, пусть и неофициально, расследованием не раскрытых ранее преступлений. На этом построена вся интрига, весь сюжет. В каждой серии – отдельное преступление, которое они расследуют, и, невзирая на давность событий, им удаётся докопаться до истины.
В фильме – четыре главных действующих лица, на протяжении всей истории событий мы работаем вместе. Но было бы не интересно, если речь шла только о расследовании. Здесь живые судьбы людей, их характеры. В большей степени ярко заявлены характеры персонажей моих партнёров – Бориса Щербакова и Дмитрия Астрахана. Руководителя нашей команды играет Мария Шукшина.
– А сам образ Вашего героя лёг Вам на душу?
– В своём герое я ещё не до конца разобрался. По сценарию он человек принципиальный, стержень, основа команды, в чём-то максималист, в чём-то малогибок. Но мне как раз эти черты его характера нравятся. Я бы, может, не хотел, чтобы он был таким уж прямолинейным, как шпала, но всё-таки твёрдости характера многим в жизни не хватает, принципиальных каких-то позиций, крепкого сложившегося мировоззрения, понимания, что такое Родина. Не квасного патриотизма, а по-настоящему глубокой сердечной службы Отечеству. Есть ли это в моём герое или нет? Это для меня самого очень важно. Главное, чтобы получился правдивый живой характер.
– Несмотря на богатую палитру Ваших ролей в кино, большинству зрителей Вы всё-таки запомнились по фильмам «В зоне особого внимания» и «Ответный ход». Когда снимались эти фильмы, особенно первый из них, осознавали ли Вы, что это, по сути, Ваш звёздный час?
– Нет, совершенно нет. Я думаю, что этого не осознавал ни режиссёр, ни другие мои коллеги по фильму. Мы просто делали своё дело. Что касается актёрского состава, здесь, по-моему, все звёзды сошлись. У нас были прекрасные взаимоотношения, и мы делали всё цепко, радостно, азартно, а ещё со вкусом и любовью.
– А осознаёте ли Вы величину своего вклада в боеспособность страны? Ведь сколько парней, вдохновлённые Вашими кинообразами, посвятили себя военной профессии?
– Да ну что вы, конечно, нет. Правда, помню реакцию командующего воздушно-десантными войсками. Однажды мы были в Псковской области, на турбазе. Туда мои товарищи, офицеры-десантники, привезли меня рыбку половить. И вот на пирсе сидит мужичок, тоже ловит рыбу. Мне говорят: «Борь, подойди к дядечке, поздоровайся». А это был Евгений Николаевич Подколзин, генерал-полковник. Я подошёл, поздоровался. Он так повернулся ко мне, обнял по-отечески и сказал: «Сынок, дорогой ты мой, если бы ты знал, что ты для нас сделал!» И, конечно, мне такое признание очень дорого.
– Какие фильмы или роли Вам самому особенно дороги?
– Не дорогих и не любимых нет. Даже когда играешь отрицательную роль, с чувством ненависти к своему персонажу, всё равно она дорога. Сыгранные роли для меня – реальные судьбы, живые люди, поэтому они любимы и дороги. В них часть моей души, моих нервов, моей жизни.
– Ну и опять же Вы наверняка очень избирательны в ролях?
– Стремлюсь, конечно. Правда, несколько раз попадал. Мне обещали одно, а на деле получалось другое. Обязательства не выполнялись.
– Это уже от Вас не зависело…
– От меня не зависело, конечно, но я уже погружался в работу. А когда понимал, что по-другому не будет, ставил точку, требуя, чтобы меня выводили из проекта. И переделывался сценарий – мой персонаж либо умирал, либо уезжал в длительную командировку. В общей сложности было три таких истории.
– Вы в кино по большей части играли мужественных людей. Были ли ситуации, когда на съёмках Вашей жизни реально угрожала опасность?
– Ну да, было. В частности, на картине «Ответный ход». Одна из сцен снималась на аэродроме. Я должен был запрыгнуть в кузов уазика и крикнуть: «Погнали!» В это время моему партнёру по фильму Вадиму Спиридонову, который уже сидел за рулём, нужно было дать по газам. Как и требовалось, я вскочил в кузов, но даже не успел произнести реплику, как он, видимо, приняв что-то другое за команду, рванул с места. Задним бортом автомобиля меня подсекло под икры, и я полетел назад, головой прямо в асфальт. Но всё-таки мне удалось перевернуться в воздухе, в результате чего я приземлился не головой, а правым боком. А там уже подстраховался. Всё это длилось одно мгновение. Слава Богу, серьёзных последствий не случилось.
– Как происходит Ваше перевоплощение на экране? Расскажите о Вашей работе над ролью.
– Это сосредоточение, уединение, погружение в материал. Это максимальное включение всего своего воображения. Потому что необходимо переехать в то время, в ту кожу, в то сознание. Но, к сожалению, это не всегда стабильный процесс, потому что очень многое отвлекает. Есть просто бытовые моменты, которые раздражают непосредственно на площадке. Дома тоже. Допустим, ты вроде сосредотачиваешься, но обязательно кто-нибудь придёт или с краном что-нибудь случится. Вот такие извне приходящие проблемы.
– То есть по щелчку, как принято говорить, не получается?
– По щелчку не всегда получается. Хотелось бы добиться такого, но нет. Всё-таки это жизнь иного персонажа, иной дух, иной характер, это очень серьёзный переход «туда». Сегодня чаще всего на экране видишь, как актёры играют ситуацию – тише-громче, более органично, менее органично. А часто бывает просто произносят текст. За этим ничего не стоит. Вот это больше всего огорчает. А нужно добиваться того, чтобы каждое слово было не просто сотрясение звука, а рождалось из конфликта, из судьбы, из ситуации, из воспоминаний. Герой должен быть живым, вот за чем надо тщательно следить.
– В одном из интервью Вы сетовали на то, что из Вашей профессии уходят профессионалы. Скажите, есть ли тенденция к оздоровлению этой ситуации?
– Знаете, есть актёры, режиссёры, художники, операторы, которые стремятся сохранить профессию. Но условия работы их ставят в такое положение, что они вынуждены поступаться своими профессиональными принципами. Иногда думаешь, вот почему мы в этом месте снимаем, если здесь даже не ступала нога художника. Весь интерьер – случайный. И никому в голову не приходит сказать, что, может, мы как-то решим это пространство. И даже если продюсеру сказать, что вот этот интерьер не подходит, давайте переедем, найдём другой, то он, понимая, что на такой переезд будет потрачено время, скорее всего скажет: «Нет, снимаем здесь». В противном случае в следующую работу тебя не возьмут, потому что ты слишком требовательный.
– Передаёте ли Вы своё профессиональное мастерство? Есть ли у Вас ученики?
– Вы знаете, у меня был один такой опыт. Я был руководителем курса дикторов радио и телевидения. Этот курс я вёл в Университете культуры. У меня были заочники – 5 лет обучения и очники – 4 года. Так вот, я столкнулся с серьёзной проблемой, их, молодых, желающих жить и работать в профессии. Когда они первый раз пришли, я попросил студентов рассказать о своих впечатлениях – сегодня, когда они шли в университет, вчера, неделю назад... Что они увидели, что прочитали и прочее. Ведь без впечатлений в нашем деле нельзя. В ответ – молчание. Вот это да, думаю. Только потом начали разбираться, «что такое хорошо, что такое плохо». Думали о слове, как оно должно звучать и что значить, что является произведением искусства, а что нет, и почему.
Два года я настраивал фокус, чтобы они начали понимать, что есть действительное событие, что им нужно в жизни увидеть и прочитать, с кем им нужно встретиться, а кем необходимо пренебречь, чтобы потом работать в профессии. Поэтому два года шла только «настройка инструмента». Деканат от меня требовал результата, но я добился, чтобы нас не трогали.
В общем, только к концу четвёртого курса у нас начало что-то получаться. К слову сказать, наш курс был самый интересный из всех. Мы показали программу по Волошину, читали стихи, прозу. Всё замечательно. Но я всё-таки понял, что это дело не для меня, так сказать, не в коня корм. Этому нужно отдавать всего себя, чего я не мог делать.
К тому же, ознакомившись с методиками, я пытался узнать, кто их автор. Мне ответили, что методики разработаны Министерством образования. А мне было важно узнать авторов, с кем бы я мог обсудить эти темы. Ответ на этот вопрос мне дать не смогли, и тогда я сказал: «До свидания». Так что на самом деле большой вопрос – чему же всё-таки учат у нас в университетах. И по поводу такой педагогики во мне осталось сильное сердечное смущение.
– Планируете ли ещё что-нибудь снимать или ставить как режиссёр?
– У меня, конечно, есть задумки, но сегодня, честно говоря, я даже не знаю, кто может быть моим партнёром, кто в меня поверит, кто даст мне эту возможность. Всё зависит от уже сложившихся у нас в кино правил.
У меня есть документальный фильм «Смерти нет». Отснятого материала осталось ещё на три картины. Когда готовый первый фильм я показал в Агентстве по кинематографии, мне сказали: «Да вы что, Борис! Нет, ни в коем случае!» Испугались. Эта история о криминальном терроризме. Прошло время, и я снова предложил эту картину. Мне говорят: «Вы знаете, Борис Сергеевич, время уже ушло. Это не актуально». Хотя это актуально до сих пор.
Я показывал эту картину вне конкурса на фестивале, где были представители всех наших бывших союзных республик – Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Казахстана, Молдовы… Зал аплодировал стоя! Я понял, что потребность есть. Но, к сожалению, то, что хотят в Министерстве культуры, и то, что хотят продюсеры, не совпадает с потребностями зрителей. Можно даже сказать, что кино сегодня снимается вопреки запросам публики. Но никуда от этого не денешься.
– Кстати сказать, приходится ли Вам бывать в странах бывшего СССР? Какие впечатления?
– Иду по Душанбе – каждый третий улыбается, каждый четвёртый здоровается. Такая же история и в Молдове – идёшь, и все с улыбкой, с радостью, тебя узнают и помнят. Очень хорошо от этого на сердце.
Понимаете, наша связь, наше единство, хотя, может, это слишком громкое слово, ну вот наши какие-то сердечные нити, что-то такое, что связано с историей огромного государства, это всё равно сразу не обрубишь, сразу не похоронишь. Мы это храним, бережём. Независимо от того, что вроде бы разбежались. А память не может разбежаться, она крепче любых политических экивоков, переворотов, перемен.
– Борис Сергеевич, все знают, что война для Вас не пустой звук, не могли бы Вы рассказать о том, что для Вас и Вашей семьи значит этот период истории страны?
– Мои родные, конечно, унесли с собой всё знание о войне. Они ничего мне толком не рассказали – ни мать, ни отец, ни бабушка, ни дедушка. Ну, бабушка пережила блокаду, тут много и рассказывать не надо, всё известно. Но у каждого, прошедшего войну, своя сугубо личная судьба. И поэтому я не согласен со знаменитой фразой Владимира Высоцкого, что «нет ни одной персональной судьбы, все судьбы в единую слиты». С одной стороны, да, красиво сказано, но всё-таки у каждого, пережившего войну, своя персональная судьба, жизненная повесть, которая потрясающе неповторима.
Я начинал проект «В поисках победителей». Пока он у меня остановился, к сожалению. Так вот, я был в Ленинградской, Псковской, Новгородской, Смоленской областях… Беседовал с очевидцами и участниками войны. В основном было много попавших под оккупацию детей.
Я думал, что побуду в Пскове пару дней, в Смоленске также... В итоге, в Пскове я застрял на две недели. Это просто невозможно, каждая судьба – это отдельная история, отдельная повесть. Это просто потрясающе.
Сердца и души нашего народа испытали столько горя и страданий в Великую Отечественную войну, что не сравнить ни с какими печалями всего мира. Сколько было жизней украдено, в том числе жизней людей, потерявших родных и близких. Это несопоставимо вообще ни с чем, и окупить это просто невозможно.
Этот отголосок – в сердцах нашего поколения. Это также близко поколению Владислава (Владислав Борисович Галкин, сын, известный актёр, скончался в 2010 году – прим. авт.). Когда он сыграл роль Таманцева в фильме «В августе 44-го…», то я, помню, спросил: «Владюха, вот я не понимаю, ты совершенно чётко похож на однополчанина моего отца, в пластике, в речи… Вот откуда в тебе это? Откуда ты это выцарапал?» Он тогда ответил: «Ну, есть источник, папа, есть». И обнял меня.
Это не информация, не просто память тяжёлых лет войны, это очень важные, пронзительные мгновения нашей жизни. Это некая невидимая, энергетически заряженная субстанция, которая перетекает в нас из поколения в поколения, она концентрируется в пуповине, сосёт под ложечкой и уже потом откликается в сердце и формируется в сознании. По сути, это память крови, которую учёные до конца не разгадали.
– Как Вы пришли к вере?
– Это благодаря бабушке, бабе Анне. Она мне сокровенную вещь сказала однажды. Мне было лет 14. Я гостил у неё в деревне и как-то возвращаясь поздно вечером, обратил внимание на какие-то силуэты возле разрушенного храма. Подошёл ближе – а это женщины молятся, и с ними моя бабушка. Я спросил: «Вы чего здесь делаете?» Она меня так сразу прервала и говорит: «Счастливый ты, Борька! Вот я помру, а ты увидишь, как этот храм стоять будет». Так оно и получилось.
Она была каким-то пронзительно светлым человеком. Я всегда понимал, о чём она думает. Вот это единство – и сердец, и душ. Тогда, может, я не отдавал себе отчёта, до какой степени это важно.
– Что Вы не принимаете в жизни? Что Вам нравится, что не нравится?
– Как всегда, мне нравится терпение простых граждан. Не дай Бог, конечно... А возмущает жадность и стяжательство со стороны власть имущих и некоторых владельцев народного достояния. Именно эти качества убивают в человеке человека. Это такая когорта людей, оторвавшихся от природы человеческих чувств, от истинного человеческого предназначения.
– Я для себя открыл Вас как поэта и композитора во время посещения одного из Ваших совместных с супругой выступлений. Что нового у Вас на этом поприще?
– Инна готовится записывать диск «Я вольная птица». На нём будет представлено несколько наших песен. Мы также сделали программу «Будем вместе, милый» на стихи Ахматовой и Гумилёва. Совсем недавно у нас было два концерта в Германии, один – в Берлине, другой – в Штутгарте. Мы туда возили программу «Навстречу друг другу». Инна пела, я читал.
В Штутгарте концерт прошёл очень хорошо, в Берлине людей было меньше, потому что параллельно шёл масштабный фестиваль русской культуры, который и поглотил нашу публику.
Музыкально-поэтических программ у нас с Инной много. Она потрясающе поёт. Равнодушных зрителей на наших концертах не бывает.
Что же касается меня, то я тоже со временем планирую выпустить диск. И надо готовить новый сборник стихов, которых накопилось немало.
– В 70 лет Вы стали отцом. Это, конечно, потрясающее событие! Скажите, кем бы Вы хотели, чтобы стала Ваша дочь?
– Счастливой. Я не знаю, кем она будет по профессии. Конечно, хотелось бы уберечь её от нашей актёрской стези, потому что я не знаю в целом счастливых судеб актрис. Мне очень хочется, чтобы она была счастлива, чтобы была любима, и чтобы любила, чтобы у неё были дети, чтобы она радовалась жизни. Вот этого мне хочется.
– Как Вы поддерживаете свою физическую форму?
– Физкультура. Теперь уже тренировки закончены.
– Как Вы считаете, какие качества должны быть присущи настоящим мужчинам?
– Терпение. Жертвенность и сила воли.
– Что бы Вы могли пожелать целевой аудитории будущего фильма и попутно читателям нашего журнала?
– В нашем фильме, надеюсь, проявится важная тема, так необходимая сегодня, – как беречь друг друга, как идти друг к другу, как не терять друг друга. При любых жизненных ситуациях, в любом возрасте, при любых событиях, неожиданных и потрясающих, может быть, даже трагических. Всё-таки наш мир в человеческих отношениях сегодня похолодел, и это, на мой взгляд, беда. Исправить ситуацию можно только сердечным теплом, более внимательным отношением друг к другу. Поэтому, дай нам Бог, и в печали, и в горе, и в радости не терять друг друга.
Беседовал Игорь Алексеев
Опубликовано в журнале "Содружество" (№3-2019).
Видеоверсия интервью - https://youtu.be/QsOqwzj9HyA
Свидетельство о публикации №219101101689