В архаичности оставили духовность

Наука черпает вдохновение из опыта человечества. Сейчас у каждого на слуху имена З. Фрейда и К.Г. Юнга. Без упоминания открытий этих великих психологов, не обходится практически ни один разговор о психологии человека. Понятия психоанализ и архетипы, энергия либидо, бессознательное укоренились в нашем языке и широко используются. Технологии релаксации, концентрации внимания, привлечения внимания, медитативные техники широко и активно применяются в спорте, медицине, педагогике...
Откуда же берут новые идеи современные психологи? Из прошлого опыты человечества, из традиций, обрядов и обычаев наших предков.
Если посмотреть внимательно на современные техники саморегуляции, то мы увидим сходство с весельем колядок, единением на пасхальных празднествах, найдем сказки и легенды, слышанные с детства.

Современной наукой активно изучается культура и мифология народов, а затем берется в практику для помощи человеку в сложных ситуация. Древние обычаи позволяли каждому члену общества реабилитироваться физически и психологически, после любых ситуаций. Адаптация после войн и потерь близких, воспитание ребенка и правила поведения в обществе происходили за счет традиции и сказок. С тех пор мало что изменилось. Поменялись названия и формы некоторых коллективных действий, но суть осталась прежней. Если раньше были обычаи встречать гостей, то сейчас это светский протокол. Раньше были обряды посвящения и испытания, сейчас это тренинги личностного роста.

Наши предки вкладывали особый морально-нравственный, духовный смысл в свои действия, сейчас же это всего лишь театр, пусть глубоко переживаемый, но театр. Такие тренинги оставляют эмоциональный и чувственный отпечаток в памяти и сознании человека, но духовный рост сильно снижен, в сравнении с подходом наших предков. Не обязательно верить в языческих богов, но имеет смысл заимствовать духовную, нравственную составляющую этих обычаев. Современная психология несколько однобоко подошла к заимствованию архаического опыта. Берется механизм и осознание, но в этом есть сильный отрыв от всей природы целиком и связями со всеми живыми существами в мире. Человек живет среди многих живых существ и явлений. Все это связано между собой, а человек, как явление природы, не учитывает эту связь в своей деятельности. Отсюда глобальные проблемы экологии и здоровья.

Очень важно, сейчас, заново проанализировать заимствованные из традиций техники и методы воспитания, чтобы вложить в них недостающую духовную составляющую.


Рецензии