Жорж Сименон. Я диктую. Воспоминания

Жорж Сименон не только написал рекордное количество произведений художественной прозы, но и выпустил столько книг мемуаров, что немудрено в них запутаться. "Я диктую" были надиктованы Сименоном в 70-е годы, после того как он решил завязать с прозой и выйти на пенсию. Это собрание его воспоминаний и размышлений общим объемом в 21 (!) том без какой-либо хронологии и определенной тематики. Автор диктовал то, что приходило ему в голову в тот момент, когда он садился перед диктофоном.

На русском языке избранные диктовки Сименона были выпущены одной книгой под названием "Я диктую. Воспоминания." в начале 80-х. И отнюдь не случайно, что советское книгоиздание обратило внимание на воспоминания и публицистику папы Мегрэ: Сименон в старости настолько полевел, что превратился практически в коммуниста. В "Я диктую" он критикует свои родные страны (которых у него было целых три – Бельгия, Франция и Швейцария), капитализм в целом и современных ему людей. Сименон не жил в Советском Союзе и даже ни разу не приезжал к нам, поэтому Западный мир 70-х годов кажется ему крайне несовершенным и несправедливым.

Если в целом охарактеризовать эту книгу, то романы о Мегрэ гораздо интереснее, чем "Я диктую". Местами ее просто пролистываешь, поскольку старческое брюзжание автора периодически сильно раздражает (в книге его довольно много) или же надоедает читать о каких-то пустяках, о которых захотелось поговорить Сименону. Хотя некоторая критика современного Сименону мира вполне справедлива, но ее слишком много.

Есть в книге и весьма интересные главы: мне понравились воспоминания автора о том, как он работал над ранними романами и создал Мегрэ. Сименон подробно рассказал, как он писал свои произведения: запоем (один роман за 2-3 дня), без какого-либо плана и не зная, чем закончится история (как любой настоящий писатель). Удивила меня информация о том, что Сименон любил не только море (о его пристрастии к жизни на яхте хорошо известно), но и деревенскую жизнь.

Оказывается, в начале 30-х Сименон проживал в деревенском доме и держал более 150 кур, 500 уток, несколько коров и 3-х волков из Турции! К сожалению, подобных подробностей в книге немного. Вполне возможно, виноват в этом не Сименон, а советские редакторы, которые предпочли выбрать из 21 тома ту "постную пищу", которая была связана с критикой капитализма, а  все "вкусности", которые и привлекают читателей к мемуарам известных людей, при редактуре просто выбросили, чтобы они не смущали советского читателя. 


Рецензии