Передержка или Молодильные яблоки рассказ

В городе отмечался День пожилого человека. Нелли Петровна стояла у входа в Дом культуры, не торопясь, как другие, войти, чтобы занять более удобное место. Обретя статус пожилого человека, она впервые была приглашена на праздничную церемонию и сейчас смотрела, наблюдала за своими "коллегами по возрасту". К городскому Дому культуры стекался весьма пожилой народ - многим людям давно перевалило за восемьдесят. Движению большинства помогали палки, трости, костыли; некоторых везли в инвалидных колясках. У Нелли Петровны дрогнуло внутри: "Боже, какое печальное зрелище! И это перспектива моей дальнейшей жизни?!" У нее повлажнели глаза и она поспешила войти вовнутрь здания.
Прибывшие на праздник, в основном женщины, прихорашивались в фойе перед зеркалами. На их лицах светились улыбки и оттого они свежели, молодели. "Ну, не все еще потеряно! - улыбнулась и Нелли Петровна, - Мне до их возраста жить еще полную двадцатку! Если, конечно, на то будет милостива природа или, как говорят, воля божья". У входа в полуосвещенный зрительный зал стояли молодые прелестницы с корзинками яблок. "Молодильные!" - улыбались девушки и каждому вручали по большому зеленому яблоку. Картинка нарядных дедушек и бабушек с яблоками в руках Нелли Петровну и умилила, и рассмешила, и растрогала: настоящий садик, только далекий от детства!
Нелли Петровне досталось место в самой середине ряда меж двух маленьких, усохших от возраста, утопающих в креслах старушек. Нелли Петровна - женщина крупнотелая, с высокой пышной прической, восседающая меж худеньких старушек царицей на троне - не смогла сдержать улыбку: комическая картинка! Со сцены, украшенной бумажными осенними листьями и воздушными шарами, одно за другим зачитывались торжественные поздравления "мужей" города, различных чиновников, представителей всякого рода ООО и многочисленных общественных организаций. Все выражали свою благодарность и любовь собравшемуся старшему поколению, называя этот период "золотой порой", "элегантным возрастом", самым счастливым временем жизни... "Да уж, - улыбалась Нелли Петровна, - ханжества нам не занимать! Зато на работу ходить не надо!" Ей хотелось верить в искренность выступающих, хотя с некоторыми формулировками их речей она была в корне не согласна. Чествовавшие пожилых людей признавались, что им не нравится определение "пожилой человек" как не нравится оно и всем пожилым людям и этот праздник следовало бы назвать Днем мудрого человека.
"Но ведь далеко не всякий человек в возрасте становится мудрым! - думала Нелли Петровна. - Далеко не всякого пожилого можно уважать! - она не понимала, почему многие игнорируют слово "пожилой", почему оно обижает людей почтенного возраста?!! -  Пожилой, значит, поживший, доживший до преклонных лет. Это ли не счастье, это ли не подарок природы?!!" - удивлялась и восхищалась Нелли Петровна.
Со сцены зазвучали песни - начался праздничный концерт. Еще в самом начале Нелли Петровна обнаружила в себе некоторое, едва ощутимое, непонятное отчего беспокойство. Но после третьего-пятого номеров со сцены она нашла причину. Беспокойство приносил дискомфорт от "аромата" сидящих по обе стороны "мудрых" зрительниц. Старушки основательно подготовились к походу "в концерт", обильно полив себя советскими духами "Красная Москва". Нелли Петровна была не против ретро-духов - они ей даже нравились, но их сочетание с исходящим от соседок запахом, называемом в народе, "запахом старости" с добавленным зловонным изо рта дыханием - наверняка, прабабушки имели желудочно-кишечные проблемы - становилось для нее невыносимым. Более того, каждую концовку песни старушки сопровождали изрыгиванием крика "Браво", что заставило Нелли Петровну достать из сумки носовой платок. Но и надушенный любимыми "Clima" платок не спасал, лишь на долю процента перекрывал устоявшееся амбре. Нелли Петровна достала яблоко. Откусив, медленно смаковала приятную свежесть. Но и это не помогало. Нелли Петровна заерзала в кресле - концерт ей уже становился неинтересен. Она подумала о выходе из зала, но как покинуть его, сидя в самой середине с узким проходом меж малоподвижных стариков и старушек? Нелли Петровна нервничала. Кстати ли, не кстати в мыслях почему-то возникло новое для нее слово "передержка". Совсем недавно Нелли Петровна узнала, что это означает отдать кому-то на какое-то время домашних питомцев: кошечек, собачек... Передержать. Нелли же Петровне сейчас предстояло себя ... сдержать. Сдержаться и держаться!
Она уже не видела и не слышала выступающих артистов. С нетерпением ожидая конца представления, стараясь хоть как-то устраниться, отстраниться от сладковато-приторного амбре, Нелли Петровна фантазировала на тему неожиданно всплывшего в памяти словцА.  "Передержка... Вот и всех нас природа отдала времени на какую-то передержку, -  думала Нелли Петровна. - А потом заберет каждого, никого не оставит! Обидно, конечно, что у кого-то эта передержка совсем короткая, и, считается, что для Господа Бога это лучшие из лучших. Но тогда, получается, оставшиеся "передержанные" - плохие люди?! - удивлялась, не соглашалась Нелли Петровна. - И своим "плохишам" Господь Бог дарует большую, длинную, насыщенную событиями жизнь?! Да они же счастливцы!"
Философские размышления путались в голове Нелли Петровны, приводя к парадоксальным выводам, но это на некоторое время даже отвлекло ее от ощущения неприятного воздушного пространства рядом. Меж тем, праздничный концерт подходил к концу. Нелли Петровна облегченно вздохнула, привстала со своего места, окинув взглядом полный зал счастливых "передержанных" и сердце ее защемило нежностью и печалью.
                5-7 октября 2019 г.
                ЛЮБОВЬ БАКАНОВА


Рецензии