Милутин Мичович... приглашение на вечер

Известный черногорский поэт, писатель, философ, эссеист,  публицист. Родился в 1953 году близ города Никшич,  Черногория.
Изучал экономику в Подгорицком и философию в Белградском университетах.
Милутин Мичович  является автором многих книг: сборников поэзии «Живая вода» (1987), «Врата» (1994), «Следы будущего» (2010); романа «Разоренный город» (1991); книг поэтико-философских эссе «Так говорили черногорцы» (1996), «Письма из Уранополиса» (2000), «Сербский лабиринт и черногорский минотавр» (2003), «Негош и современная Черногория» (2007). Его стихи входят в российские и зарубежные антологии современной сербской поэзии; переведены на многие языки.
Милутин Мичович подготовил 5 сборников о творчестве Петра Петровича Негоша, в них вошли статьи более 10 современных русских писателей.
Им написаны предисловия к первым переводам на русский язык произведений Петра Негоша:
- «Луч микрокосма»
- «Записная книжка»
Поэзию Милутина Мичовича переводили на русский язык: Андрей Базилевский, Сергей Гловюк, Илья Числов, Елена Осипова, Наталия Блудилина.
Милутин Мичович принимал участие в Москве на симпозиумах
-  к 200 летию с рождения Петра Негоша 2013. (Институт Славяноведения);
- «Петр Петрович Негош и Россия - диалог культуры“, Тверь.
- «Славянство в третьем тысячелетии  с 2011- 2015 года».
Опубликовал пять статей на русском языке на разные темы славянской культуры.
Его статьи  по славянским темам, по культурно-исторической взаимосвязи  России и Черногории находится в Вестнике славянской культуры (Москва)
Милутин Мичович — лауреат  литературных  премий и наград:
«Марко Милянов», библиотеки «Негош» (Печь, Косово и Метохия), российской медали В. В. Болотова.
Работал редактором в издательстве «Октоих».
На протяжении многих лет по понедельникам ведет культурно-публицистическую колонку «Культурный появник» в ведущей черногорской газете «Дан» (Подгорица),
- опубликовал там более 650 статей — «размышлений поэта» на разные злободневные и вечные темы.
Милутин Мичович  - Заместитель председателя Союза писателей Черногории,
Председатель Литературного общества «Негош», основанного в 2004 году в Никшиче,
Главный редактор и автор ежегодных сборников этого общества «Дани Негошеви».

Из прозы Милутина МИЧОВИЧА

ТВОЯ ТАЙНА

Ты не знаешь, что тебе твой случай готовит. Ты не знаешь, кто ты есть. Ты не знаешь, что тебе твоим адом уготовано, и не знаешь, что тебе небо наметило. Ты не знаешь, какие бездны носишь в себе, высшие и низшие, открытые и еще более неоткрытые. Практически живешь на безднах, которые жаждут проглотить тебя. И всякая хочет увидеть тебя на своем дне.

И что, ты далее идешь сквозь жизнь с прикрытыми безднами, напичканный и умасленный многими знаниями мира? Наконец ты рухнешь и упадешь в них. И все твои знания будут смеяться над тобой, потому что они отделили тебя от самого себя.

Ты не знаешь, кто ты есть, а твой случай тебя знает! Это — твоя основная позиция. И жизненная тайна твоего случая. Не только тайна, но и меч, который острием всякого пронизывает в жизни. И не только меч, но и соль. И так он вклинивется в твою жизнь. И не только в жизнь, но в костный мозг ее.

Нелегко живется с тем, кто тебя до тонкости знает, а ты его не знаешь. Ты знаешь, что oн тебя знает, и что ты его никогда совсем не узнаешь. Знаешь его и стараешся узнать, но он всегда еще более удаляется. Так живи со своим случаем, друг мой. Живи, если тебе хочется жить. Живи как на живом огне. Живи на своем пути, который превращает тебя в пламень и пепел. Живи так, или скажи жизни — «нет». Иногда тяжелее сказать «да» жизни, чем смерти. Это многие испытали. И головами поплатились. Об этом наглядно говорит и твой случай, который в мгновение может разорвать твои кости.

 Но не одинок ты. В этом мире ты часто одинок, но не и на небесах. У тебя есть невидимый помощник, когда люди не могут ничем помочь. А он помогает так, что кладет тебя в огонь. Но он не только кладет тебя в огонь, а дает тебе и невыносимые радости. Твой случай хотел, чтобы так тебя осознали твои крайности и, чтобы ты осознал себя через свои крайности, и с их помощью только и открывается твоя тайна. Твоя тайна замыкает и отпирает тебя. Она запирает тебя в своем мучении, и открывает небесные источники.

Последствие твоего случая — расшифровка твоей тайны. Без её рассшифровки, нет твоей жизни. Ни жизни, ни пути. А когда осветит тебя твоя тайна, засияет и на небесах, и на земле. И ясно становится, каково отчаяние среди людей. Увидишь не только замирание, но и умирание жизни. И этим мукам нет собеседника. Потому, что собеседник для этого может себя самого найти по ту сторону жизни.

Твоя жизнь непосредственно зависит от твоей тайны. Когда она проявится в твоей жизни, как внутреннее озарение, ты подумаешь, что овладел ей и, что твоя жизнь в твоих руках. Ты будешь думать, что узнал и осознал свою тайну. Но тайна не была бы той силой, и тем ключом, если ими легко овладеть. Шифр тайны, состоит в том, что им никогда не овладеешь, и не осознаешь его. Он может тебе отвориться и осветиться до дна, но потом исчезнет, словно его и не было. Тайна исчезла, а тебе  кажется, что она пропала навсегда, нет её больше. Твой процесс снова осложняется. Найдены ключи от одних дверей, но жизнь твоя теперь показала многие закрытые двери и многие темные пути, теряющиеся в ночной темноте. Но так идет твой случай. Подземно и надземно. И судя по всему, на узком пути, вновь проявится твоя тайна и покажет свою спасительную силу.

Никакой случай не происходит без ведома свыше. Небесное дозволение ему начало. Случай часто долго развивается, творит чудеса, увлекает в себя и много других участников, а люди не понимают, что это идет случай. Говорят — здесь нет никакого чуда, никакого случая. Видеть не хотят то, что очевидно, тем более то, что сокрыто от их глаз. А тот, с кем разыгрывается случай, видит то, что ведает. И не теряет время с теми, кто не хочет видеть и то, что очевидно.

Перевод Натальи Блудилиной

МИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА О КНИГЕ
(Фрагменты из книги «Письма из Уранополиса»)

***

Если некоторым книгам обновляется жизнь, то говорится, что они золотой нитью связаны с невидимой Книгой. Их жизнь приходит от Неё, а не от них самих. Потому некоторые книги смогут выдержать огромную отделённость от читателей, тёмное забвение людьми, ибо невидимая Книга хранит их жизнь. Они возникают из человеческого забвения, когда люди более не могут жить без них, когда придёт время открыть, что находиться в смертном забытьи.

Тогда в этих книгах открывается жизнь, которая уже случилась, и без чего их новые читатели не могут понять, что бывает с ними.

Когда бы не было этой животворной Книги, стал бы такой хаос между книгами и читателями – люди бы сами стали разорванными книгами, а книги одиночками, на которые уже никто не взглянет.

***

Эту Книгу всегда вновь открывают одиночки, носители великой человеческой муки. Она их от этих мук спасает, потому что входит внутрь этой возрастающей муки, в муку человечества и прочитывает их, тогда эти одиночки переживают великое облегчение и радость, потому что сквозь них освобождается живая мука, которая принадлежит всем людям.

***

Многие живут, как будто эта Книга не существует, многие пишут книги, думая, что Она не существует,  как бы наполняя великую пустоту.

До этой невидимой Книги нельзя дойти, если человек не придёт к сущности чтения и писания. До силы, которую одни называют: пнеума, другие: эрос,  усиа, субстанция, единое, дао, вечно женственное… Она всё это, но и нечто большее. Мы никогда не можем точно прочитать Её по простой причине, что мы Ей открываемся из нашей тьмы, чтобы Она нас осветила, поучила чтению.

***

Как и женщина, Книга не открывается каждому. Если Книга ощущает, что её читатель чувствует её мистическое происхождение, её подземные ключи, её жар и жажду, Она сама жаждет ему открыться, полную себя, которую никто не может взять целиком. Эта вершина  тайны приводит к Ней новых читателей, новых возлюбленных. Хорошая книга и женщина никогда не дадут себя до конца прочитать, чтобы всегда быть читаемыми. Потому в них вписана вечная жажда.

Книги, в которых существует возобновляемая востребованность чтения, мы не читаем только из нашей жажды их читать, но они нас читают своей мощью, и этим являют свою любовную власть над нами. Оттуда и эта внезапная внутренняя жажда – сгореть на их сердце.

***

Так создаются книги – во вдохновенные часы творцу  книги приходит невидимая Книга, чьи слова превращены в духовный жар. Тому, который пишет надо предварительно быть внутренне исписанным, то есть налитым  небесным жаром. В хорошей книге больше всего есть сокровенного как в благородной женщине. Эта мистерия расширяет ауру тайны, магнетизм мистического присутствия.

Читатель есть спаситель, как и муж. Только хороший читатель и хороший муж могут взять то, что сокрыто в тексте книге, в теле души.

Текст, который не насыщен как душа, в нём нет ни текста, ни души. А жажда книги и женщины — найти того, кому бы всё было отдано без остатка. Сгореть в отдаче, в передаче, в осуществлении.

***

 Хороший читатель-возлюбленный обретает в книге-женщине, что другие не могут найти. Потому эти книги-женщины сами любят открыть возлюбленным читателям, что другим не открывают. Всякая книга и женщина имеет своих возлюбленных, которые открывают их, с которыми выходят из своих обложек, и предаются прекрасному полёту существования.

Из хороших книг и женщин всегда исходит зов для чтения, для встречи, для пути. Всё это охватывает нас, когда мы находимся вблизи них. И всё это нам недоступно вдали от них.

***

Когда люди, которые не могут ведать ни книг, ни женщин, берут их в руки, книга и женщина остаются недвижимы, не возбуждённы, холодны, пусты – пустая бумага.  Закроют веки, сокроют жар под пеплом. Ждут того, который их обретёт и откроет.

***

Чтение есть путешествие в два направления, одновременно к устью и к истоку. (Кто только идёт к устью — бывает носим любовью, а сам не дается ей; кто только идёт к истоку — учиняет насилие над любовью, которая пошла ему навстречу).

Потому идём от любви, чтобы войти в чтение, и от чтения, чтобы войти в любовь.

Чтение следует неосуществимому желанию: сократить всякое путешествие, чтобы всё обрести в одном месте, в источнике. Чтобы и сами стали источником.

Перевод Натальи Блудилиной


Рецензии