Сказка ложь?

«Сказка ложь, да в ней намёк…». Фраза А.С.Пушкина давным-давно превратилась в крылатое выражение. Но прав ли знаменитый поэт?
Согласно точному определению понятия «сказка» (о котором речь пойдёт чуть позже), это утверждение ведёт по ложному следу и не имеет никакого отношения к истине. Если мы действительно хотим понять феномен сказки, желательно знать вот что:
Во-первых, автор, работающий в этом жанре, не имеет права быть лжецом. А если ему не удаётся оставаться до конца честным, никакой волшебной истории не получится.
Во-вторых, сами дети не обманываются искренними фантазиями, но погружаются в них с головой, делая волшебный мир своим собственным и абсолютно реальным.
И в-третьих, правильно было бы назвать сказку не ложью, а желанным лакомством для малышей.
Надеюсь, всем ясно, что «ложь» и «лакомство» – это, как утверждают знающие люди, две о-огромные разницы. И путать их никак нельзя.

С другой стороны, Пушкина понять можно. И тогда, двести лет назад, и сейчас, детские истории откровенно используются взрослыми для морализаторства и поучения. Именно такие сказки поэт и назвал ложью. Вот тут он совершенно прав.
Детское чтиво стараются до отказа напичкать упрощённой назидательностью. Но фокус в том, что эта дилетантская мораль изменчива. И все, кто со временем, кто с возрастом начинают понимать её совершенно по-разному. Вырастая, ребёнок, как правило, получает возможность переоценить прежний опыт, а значит, рано или поздно осознать, что правила, которым его учили в сказках, действительно самая настоящая ложь. И тогда ничего, кроме горькой оскомины, в его памяти и душе не остаётся.
А значит, если у кого-то «поднимется рука» назвать ложь лакомством, то более горького и отвратительного угощения не найти. Даже если эта горечь чувствуется не сразу, остаётся-то она на всю жизнь!
Вот и выходит, что, если сотворить из сказки ложь, получится самый неприятный, самый злой подарок, какой только можно сделать ребёнку в детстве.


Рецензии