Круговерть Глава 40
Хуже было то, что эта мысль совсем не задела его за живое, ему было как будто всё равно. Он будто что-то такое здесь окончательно понял для себя, будто что-то такое ему здесь открылось, что теперь его это никоим образом не трогало. Как дело, не имеющее никакого до него касания и смысла. И от этого ему было хорошо и вместе с тем как-то по-крупному страшно, страшно и как-то неприютно: «Если не эта жизнь с ходящими по земле телами, с нами всеми (перед его взором как раз ходили люди), то тогда что? Что?» Иешуа вроде как знал что, но Андрей не был уверен, что Иешуа понимал это до конца (откуда?), а ещё меньше он был уверен в том, что сам что-то об этом понимал…
Гид не покинул их сразу, а предложил свои услуги. Он предложил отвезти их на собственном микроавтобусе, с кондиционером, в Вифлеем, где Иисус родился, в Назарет, откуда он был родом, на Иордан, где он крестился, и вообще куда они пожелают. Своё предложение он сделал с достоинством, которое подкупало. К тому же и Валентина взглядом просила согласиться. И Андрей согласился на всё, для порядка осведомившись о стоимости и немало удивив гида тем, что не стал торговаться. Сумма выходила большая, но совершенно для него подъёмная, и Андрей с облегчением сложил с себя все эти организационные вопросы. Он куда угодно готов был ехать, лишь бы не занимать всеми этими организационными вопросами голову и, самое главное, чтобы не принимать больше решений, куда и что.
В этот день они, вместе с гидом, ещё прошли и по «крестному пути», по улице Виа Долороза (это название Андрей запомнил). Он шёл по этой каменной улочке с каменными же красивыми домиками и мысленно повторял про себя: «долороса, долороса, долороса…» По преданию, это была та самая дорога, по которой прошёл Иисус от места вынесения смертного приговора до самой скалы Голгофы, где и был распят. Дор;гой они встречали всё тех же туристов и местных прохожих, публика была ещё более разношёрстная. Но повстречали и странную группу людей, в которой один человек театрально нес на себе деревянный крест. Андрею стало неловко за этого человека и за всё это действо. И даже стало стыдно, как бывает стыдно за ряженых, и он протиснулся возле стенки сквозь эту толпу и постарался поскорее пройти вперёд, чтобы не только не видеть, но и не слышать.
Однако это неприятное чувство стыда пробудило в нём и другое чувство, чувство удивления, удивления, доходящего до изумления. Ему показалось очень странным, что Иешуа действительно мог быть казнён, и быть казнён так бесчеловечно. «Это сейчас фарс: они тут чего-то изображают, а ведь тут на самом деле так умирали люди. И такую смерть они принимали от других людей, от себе подобных». Ему верилось, и не верилось, что где-то здесь это с Иешуа происходило в реальности. Не верилось, что человека прибивали железными штырями к столбу и оставляли мучительно умирать под этим солнцем. Андрей просто представил себе, как должен был относиться к действительности человек, с которым это действительно происходит, над которым это действительно сейчас проделают. «И люди над ним это действительно проделывают». И всё в этой истории было так: и верилось, и не верилось.
«Хотя, с другой стороны, для Него это уже ведь не было основной реальностью, не было единственной реальностью, — думал Андрей, — но и Он дрогнул, и Он на кресте ужаснулся происходящему с ним, с телом… с телами». В общем-то, с остальными всеми телами ничего лучшего в дальнейшем также не произошло.
Андрей попытался вообразить себя в таком же положении с той силой реальности, на какое только способно было его воображение. И ему тоже стало дико и страшно, когда вся твоя реальность, все твои смыслы вдруг стягиваются петлёй боли и смертного отчаяния, стягиваются в последний ужас, в ноль, в ничто. И Он что-то такое сказал: «Боже, за что ты меня оставил?» И это произошло с Ним, понимающим бессмертие, а что уж было говорить об обычных людях, которые могут только верить в какую-то там… воображаемую жизнь после смерти.
Андрей так глубоко об этом задумался, что не заметил, как их экскурсия подошла к концу. Они распрощались с гидом до завтра и пошли прогуляться по узким улочкам Старого города, мимо бесконечных лавочек и лавчонок, где люди меняли товар на деньги-шекели. «Как и две тысячи лет назад». Всё опять продолжалось и повторялось. Однако, как нигде и никогда, Андрей был уверен, что существуют либо они, торговцы и покупатели, либо Иешуа, но не они вместе. Глазам открывалось, что они, торговцы, все есть со своими товарами, а Иешуа давно нет, а голова говорила, что Иешуа есть, а их всех нет. И от такого понимания делалось хорошо и как-то жутко одновременно.
Продолжение: http://www.proza.ru/2019/10/15/1148
Свидетельство о публикации №219101201104