Краткая история музыки соул

Соул, что дословно переводится как «душа», берёт своё начало в середине двадцатого века. Во времена дискриминации чёрного населения Америки чернокожие объединялись, дабы противостоять упрёкам господствующей расы. Их не считали людьми. Для белых они были подобием животных и, как считалось, души не имели. Тогда вопрос души (соул) стал для чернокожих принципиальным. Вопросом их спокойного существования на этой земле. Они объединялись в так называемые соул – братства (группы) чёрных братьев и сестёр с одной кровью и душой.

Ближе к середине пятидесятых годов соул постепенно начал рассматриваться чернокожими как собственный жанр музыкальной культуры, зародившийся на основе ритм–энд–блюза. Основоположником этого направления, по мнению музыкальных критиков, стал Рей Чарльз. Его сингл «I Got a woman» объединил в себе популярные жанры: ритм–энд–блюз и госпел. Для тех времён, как и для самого Чарльза, это был большой прорыв в области музыки, хотя студия долго не хотела выпускать творение на пластинках. Песня поднялась на первые места R&B чартов и пользовалась большой популярностью. Именно эта композиция считается первой живой записью в стиле соул. Рей продолжал продвигать жанр в культуре, работая всё больше и больше. Он смог довести до ума оригинальную идею смеси ритм–энд–блюза и музыки госпел, что до сих пор имеет название «соул».

С большим успехом справившись с неприятием со стороны членов чернокожего общества, соул достаточно стремительно начал распространяться по сфере шоу-бизнеса и занял свою нишу, став важной частью афроамериканской культуры. Жанр активно развивался такими исполнителями как Джеймс Браун и Эл Грин.

Темнокожими считалось, что соул неподвластен другим. Что чувство ритм–энд–блюза и соул — прерогатива чёрного народа. Однако белые смогли отстоять своё место в этой культуре, что дало начало нового движения под названием «голубоглазый соул». С тех пор двери жанра были открыты для всех. Одним из ярких представителей белой, голубоглазой соул музыки стала певица Дженис Джоплин. Девушка проникла в самую глубь негритянского исполнения. Она выпускала на сцене невероятно огромное количество эмоций, но вскоре звезда потухла. Ей нужна была энергия, которую она соискала в наркотиках. Вскоре её не стало.

Что же было дальше?

В восьмидесятые, во время пика карьеры Майкла Джексона, соул становится элементом «современного ритм–энд–блюза», а именно одним из его коммерческих стандартов. Исполнителей, специализирующихся чисто на музыке соул, как таковых, практически не остается. Репертуары современных музыкантов объединяют в себе одновременно два стиля: соул и фанк. Именно с этого момента жанр начинает забывать свои корни и предназначение.

Девяностые годы ознаменованы возрождением интереса к классическому соулу, что способствовало появлению направления с названием «несоул». Группа The Fugees становится первопроходцами новаторского возникновения. Наряду с классической музыкой соул несоул содержит в себе элементы хип-хопа, частичку джаза и даже классической музыки. Это направляет на некоторые мысли.

Современный соул совсем непохож на тот, каким его представили народу Рей Чарльз, Джеймс Браун и остальные истинные сторонники соул музыки. Он - уже не тот, каким являлся полвека назад. Соул потихоньку утрачивает своё былое значение, всё больше и больше уподобляясь попсе.


Рецензии