Паучок и ручка

Давно уже доказано, что величина интеллекта не зависит от размера мозга. Но мы как-то мало обращаем на это внимание и по-прежнему с лёгким пренебрежением и безразличием смотрим на тараканов, разбегающихся от внезапно вспыхнувшей лампочки в общей кухне студенческой общаги или на кузнечиков, снующих по лужайке туда-сюда, светлячков, зачем-то сверкающих тёплой летней ночью на всю округу, как волшебные огоньки, водомеров, носящихся по лужам, как конькобежцы на катках.

Нам как-то не до них. А на представителей одной из индийских религиозных общин, прогуливающихся по своим индийским дорожкам с метёлками в руках, дабы ненароком не наступить на муравейчика или клопика, тоже вышедших вдруг на прогулку или по своим делам, поглядываем с недоумением, как на слегка чокнутых.

А ведь не исключено, что мы так высокомерны лишь благодаря своему невежеству. А как иначе? Ведь что мы знаем о  мире, в котором живём, о существах, волей судьбы оказавшихся с нами рядом, на одной планете? Да ничего по большому счёту. Все наши умозаключения основываются лишь на собственном опыте да многовековых традициях.

А ведь если вдуматься… О, до чего только можно тогда не додуматься, начиная от инфузорий и червячков, заканчивая китами со слонами и галактиками. Лучше, конечно, этого не делать.

Но я бы хотел сейчас сказать пару слов об обычном паучке. Самом простом, маленьком таком и рыженьком, каких полно у нас. Да и ситуация проста, незатейлива до бесстыдства, просто он вдруг произвёл на меня сильное впечатление.

Мне всегда они были интересны, и при виде их я всегда ими любуюсь. В детстве, конечно, немного побаивался тарантулов, которые жили в норках, и коих нет-нет тоже приходилось наблюдать. А других, более крупных пауков, в нашей округе нет, да и бывая в Средней Азии, встретиться с ними как-то не довелось. Но и не о них речь.

Паучки - очень загадочные существа. Одна только паутина, которую некоторые из них приспособились плести так, что невольно залюбуешься, особенно сверкающая на солнышке, чего стоит. И с ними связано много всяких поверий, легенд и мифов. У нас ведь так, если необычного вида, то обязательно надо про него насочинять как можно больше. Фантазией и воображением-то нас Бог явно не обделил, уж чем-чем.

В общем, достаётся бедолагам от несведущих граждан, проживающих с ними по соседству, не менее, чем чёрным котам, а то и поболее.

А на самом-то деле существа эти безобидные, для людей, скорее, полезные, миролюбивые и очень даже много чего боятся, как и мы, а учитывая их размеры, бояться им приходится многого.

Ну да ближе к делу, а то всё вокруг да около…

В общем, увидел я в небольшой пластмассовой выемке малюсенького рыжего паучка, как уже сказал ранее (что небольшого и рыжего). Он как-то неуклюже старался из неё выбраться, но она оказалась скользкой, как и большинство изделий из пластмассы, и у него это почему-то не особо получалось. Он соскальзывал с вертикальных боков её и вновь оказывался внизу.

Мне, конечно же, захотелось ему помочь. У меня ничего такого под руками не было, и я решил использовать шариковую авторучку. Мне подумалось, что я подставлю эту ручку к паучку, и он по ней выберется из выемки-то.

Ручка, в этот момент находившаяся у меня в кармане, была полупрозрачной, но ярко-красной и с ярко-красным колпачком. Ну, так получилось. Она и не моя вовсе так-то, я её, в свою очередь, тоже позаимствовал. Сам-то я ярко-красные, розовые, вообще всякие голубые и жёлто-оранжевые предметы не предпочитаю, в том числе и ручки.

И что интересно, паучок, как оказалось, - тоже. А если ещё представить соотношение размеров этой ручки и этого паучка… В общем, подставил я к нему ручку-то, а он, как её увидел, вдруг встал на задние лапки (четыре из восьми) и весь ощетинился, выставив ещё две широко вперёд и вверх.

Мне не доводилось раньше видеть таких маленьких паучков в такой героически- воинственной позе. Наверное, ручка предстала перед ним в образе огроменного красного существа-великана.

Я слегка совсем дотронулся до него авторучкой, чтобы намекнуть, что, мол, лезь по ней. А он, наоборот, возьми да и опрокинься на спину бездыханным.

Упал на спину замертво и лежит, раскинув в разные стороны все свои лапки.

«Ничего себе, - подумал я, - неужели он так испугался красной ручки, что его кондрашка хватила, разрыв микроскопического сердца что ли?»

Столько лет мне, а я впервые такое увидел, хотя сколько до этого я их видел-перевидел всяких-разных. Вот это да.

«Неужели прикинулся?» - раздумывал я. Но никогда раньше не слышал, что они тоже умеют притворяться мёртвыми, как божьи коровки.
Расстроился немного я, неужели довёл до смертельного припадка существо беззащитное при помощи простой шариковой ручки, а ведь хотел помочь.

Потрогал ещё его. Чуть прикоснулся, он начал вращаться вокруг своей оси на гладкой пластмассе, как фигурист на льду, точнее, как танцор брейк-данса, на спине. Нет, бесполезно.

Подождал, подождал. Не шевелится, лишь лапки в разные стороны растопырил. Ушёл я ни с чем.

Вечером прихожу, первым делом подошёл к выемке этой на паука посмотреть. А его и след простыл. Ожил и смотался куда-то, куда и следовало, точнее.

Вот и весь сказ. Ничего особенного, а всё ж удивил меня рыжий паучок, поскольку такой их особенности – хитрить и прикидываться при виде опасности мне раньше наблюдать не приходилось.

И ещё раз я задумался о том, как всё же забавны и интересны те существа, которые нас окружают, но не такие как мы. Столько времени они с нами, а часто мы и не знаем, не понимаем их. Каждый собой занят, своими делами, заботами. А чтобы понять, надо ведь вникнуть, понаблюдать.

Вот так и с кошками, собаками, с птицами… Разные мы, но ведь между нами так много общего. Благо, сейчас интернет есть, там чего только не увидишь, столько всего невероятного открылось.

 А ведь полно всего этого на каждом шагу, надо только отвлечься чуть-чуть, на мгновения какие-то, секунды, чтобы заметить все эти чудеса природы, что вокруг нас. Бабочки, порхающие над кустами, шмели, собирающие нектар с бутонов цветов, паучки, копошащиеся в тени, усердно плетущие паутины, стрижи, проносящиеся над нами - да всё, что нас окружает.

Надо только останавливаться хоть иногда и любоваться, вникать в то божественное, что так прекрасно и неповторимо, и всё это рядом с нами, вокруг нас, а мы – часть этого фантастически-грандиозного мира, часть целого, а сила, как известно, в единстве.

И может, стоит посмотреть на этих индийцев с метёлочками не как на странных и чудных, а как на мудрых и дальновидных, стоящих выше обыденной суеты, и вообще, побольше удивляться, восхищаться, открывать и любоваться, а в целом, просто быть добрее и терпимее ко всему, что создано Богом.    
 


Рецензии
Добрый вечер,Юрий.Ваш рассказ поразил меня своей добротой к этому маленькому миру, который нас окружает.Я боюсь пауков, они меня пугают своей героичностью, особенно, когда встают на задние ноги и готовятся в к бою-шипят. Кто их знает, что они этим хотят сказать, но пугают здорово.Была на практике в Буденовском районе, районе степей, где пасутся бараны и встречалась с ними, встречи эти до сих пор без страха не могу описать, может они и просто пугают, мы то не знаем, но прыгают они на большие расстояния, особенно осенью, когда ищут убежище для зимовки. В одном вы правы, у них есть ум, хоть и маленький, но они мыслящие насекомые.Как-то я сказал, своим детям, уча их добру, что у жучков тоже есть дети и они спешат к ним домой, может несут им еду и дети их ждут.С тех пор мы обходили каждого жучка и муравья на дороге.Спасибо за добрый урок.

Людмила Бержакова   02.01.2020 20:42     Заявить о нарушении
Спасибо, Людмила, за рецензию. Да, я помню, что Вы говорили про пауков. Хотя вряд ли найдётся большое количество смельчаков, которые их не боятся вовсе. И не только их, много кого: змей, скорпионов, да и некоторых покрупнее, как то медведей, волков, рысей, тигров. Можно очень долго перечислять. Это нормально. Мы боимся их, они боятся нас. Написали интересно: "В одном вы правы...". Значит, во всём остальном не прав.))) Вы хорошо сказали своим детям, ведь это так и есть в природе. Но я вовсе не призываю забыть о том, что мир наш устроен на конкуренции и сломя голову бежать всем в леса, кишащие клещами, разводить в домах тараканов и муравьёв, и выискивать с фотоаппаратами крокодилов и акул, приманивая их разбрызганной бычьей кровью. Во всём нужен здравый смысл. Где-то можно обойти жучка, и это очень правильно, а где-то в лопасти самолётов даже птицы попадают, к сожалению, не говоря уже о том, сколько бабочек или шмелей. Я лишь хочу сказать, что если мы будем смотреть внимательнее, с интересом и желанием добра на всё, что нас окружает, мы лучше поймём этот мир и, боясь тарантула или гадюку, мы с улыбкой пройдём мимо паучка, вьющего паутину между листочками малины или муравья, волочащего стручок к своему муравейнику, залюбуемся шмелем, зависающим над бутоном цветущего одуванчика, и станет радостнее всё вокруг, и нам будет приятно, и им хорошо от того, что мы своей со своей привычной глупостью и высокомерием не стали вмешиваться в их тонкий мир, а проявили себя как мирные и понимающие соседи, на равных проживающие в огромном, интересном, но очень загадочном и часто неподвластном нашему пониманию очень прекрасном земном пространстве.

Юрий Орлов-Орланов   04.01.2020 14:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.