Я проснулся от улыбки счастья
Спелое красное яблоко с едва заметной червоточиной и толстый гвоздь словно в насмешку воткнутый в сочную мякоть чьей-то безжалостной рукой.Знак судьбы? Символ жизни? Это афиша к новой постановке по рассказам И.А. Бунина Выборгского народного театра под щемящим названием "Я проснулся от улыбки счастья". Сценическую композицию по рассказам Бунина "Мадрид", "Лёгкое дыхание", "Второй кофейник" и "Кавказ" сочинил и назвал эскизом к спектаклю молодой режиссёр Александр Костёнков.
Я попала на этот спектакль по знакомству с Николаем Филипповичем Щербиной- театральным педагогом Александра.А показ состоялся в Гатчине в рамках программы
Международного фестиваля-конкурса самодеятельных театров и театров -студий "Авангард и традиции".
Не могла себе представить любимого Бунина на сцене да ещё с улыбкой счастья. При жизни писателя многие друзья да и родные с близкими считали его высокомерным эстетом, циником и злым гением. По его представлениям любовь-это миг,вспышка, у которых не может быть продолжения и,тем более, спокойного безмятежного брака. И самому Бунину,так ярко и чувственно написавшего книгу о любви "Тёмные аллеи", выпали лишь крохи счастья.
Да простят меня читатели за столь долгое отступление. Но мне кажется, что режиссёр-постановщик Александр Костёнков, он же сценограф, не зря выбрал яблоко символом любви. Причём, любви грешной,первородной от Адама и Евы, дерзнувших вкусить запретный плод. По воле режиссёра герои его спектакля в неге объятий сливаются в "поцелуе", одновременно надкусывая яблоко с разных боков.
На сцене нет декораций и костюмов из прошлого века. Условность театра -в двух длинных белых свисающих с колосников полотнах,по ходу действия превращающихся то в шарфы на шеях героев, то в простыни гостиничного номера,то в саван,то в подсвеченные южным солнцем облака. А ещё на сцене- несколько фигурно вырезанных
деревянных конструкций и они служат тротуаром,набережной, кроватью, помостом для натурщицы.
А актёры-их семеро и они постоянно на сцене, одеты в простые белые рубахи-штаны и кофты-юбки- то ли из грубого полотна, то ли из чесучи. Они сопереживают героям,создают шумовые эффекты, передвигают конструкции при смене действия.А ещё великолепно поют,играют на баяне и клавишных.
Герои спектакля отлично владеют дивным бунинским языком- диалоги и авторский текст произносятся органично, к счастью, без налёта актёрской скороговорки как в современных сериалах.
Спектакль начинается рассказом "Мадрид". У Бунина встреча уличной девчонки со случайным кавалером на час происходит морозным вечером. А на сцене- улыбчивая славная девушка в летней юбчонке поверх блузочки с короткими рукавами и открытыми плечиками (артистка Полина Ротарь). К ней сразу проникаешься симпатией. Она окликает прохожего будто не на продажную любовь,а просто прогуляться с незнакомцем:
-Не хочите ли разделить компанию?
И прохожий ( артист Александр Грицай) вмиг оценив деревенскую несмелость и наивную тягу нравится, зовёт её к себе в номера гостиницы "Мадрид". По дороге приглядываются к друг другу и девчонка хочет показать, что она опытная и была в "Мадриде" уже раз пять с шулером, который хоть и еврей,но добрый.
Добрый -ключевое слово. Ей,гулящей,видно ещё не попадались клиенты садисты или мошенники.
В номере,собираясь лечь в постель за рубль с незнакомцем,девушка Поля привычно пытается скинуть с ног у порога ботиночки, а её кавалер на час помогает ей разуться. У Бунина мужчина, оголяя подружке ногу, целует кожу выше колена, разжигая в себе вожделение. А в спектакле (это надо видеть!) герой Александра Грицая приносит тазик с водой и бережно омывает лёгкие ступни Поли, замеревшей от этой неожиданной ласковой услужливости. Мне кажется,что герой выразил ещё и доверие девушке, потерявшей невинность,но не испоганившей гулящей жизнью свою юную душу. Мы -зрители чувствуем эти токи доброты по лицам актёров,их жестам,нам горько от того, что не будет больше такого единения в их жизнях.
Их общение напоминает дружеское участие. Любовник угощает Полю мадерой и яблоками,ласково подшучивает над её боязнью щекотки,умиляется её заливистому смеху, сочувствует рассказу о погибших родителях. Негодует на тётку Мур, к которой приехала в Москву сиротка Поля,а та давно сменившая работу горничной на уличную потаскуху, и Полю приобщила к гулящей жизни. Мужчине кажется невозможным отпустить Полю опять на панель. Он предлагает ей остаться на всю ночь, требуя чтобы в последствии она приходила только к нему. Обещает подыскать ей место горничной здесь же в "Мадриде" и Поля, как утопающий за соломинку, хватается за спасительную возможность начать честную жизнь.
Нам -зрителям тоже хочется верить в счастливый финал. Но,увы,вряд ли мечтам Поли суждено осуществиться. Через несколько дней её новый знакомый, как и прежний шулер, должен уехать в Петербург и вспомнит ли он там наивную девчонку, которую обогрел и обжёг добротой...
Гаснет свет на сцене,слышится карканье ворон и вот уже перед нами погост, а актёры застыли ,раскинув руки- кресты. На спинах у них -чёрные таблички с именами упокоенных в крестовой тиши. И бродит среди них дама в чёрном ( артистка Екатерина Лазева), пока не находит свежий холмик могилы её ученицы-гимназистки Оли Мещерской. Это уже рассказ Бунина "Лёгкое дыхание",разыгрываемый актерами,мгновенно входящими в разные образы.
Классная дама вглядывается в фарфоровый медальон на кресте,а видит живое лицо прелестной девочки с ясными глазами ( арт.Алёна Пономарёва). Дама в каждый свой приход на кладбище стремиться стереть с этого личика налипшую грязь греховной жизни девочки,так трагически оборвавшейся выстрелом на перроне железнодорожного вокзала. Олю убил казачий офицер,которого она провожала в Новочеркасск. Он показал на суде, что Оля завлекла его, была с ним близка и поклялась быть его женой. А перед отходом поезда дала прочесть страничку своего дневника и пояснила, что никогда не испытывала к нему никакой любви и всё это только издевательство над ним. Офицер ( артист Вадим Аверьянов) за пару минут сценического времени сумел сыграть-нет,прожить страшный миг предательства и прозрения. По Бунину этот офицер плебейского вида не имел ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская. И Вадим Аверьянов скупыми средствами выразил отчаяние разбившейся надежды стать избранником прелестной девушки,о которой он и в мечтах подумать не смел.
Поражает сцена признания Оли в кабинете начальницы гимназии ( в её роли тоже арт.Екатерина Лазева).Спокойно и даже насмешливо пятнадцатилетняя гимназистка доказывает свое право называться женщиной,ведь сделал её таковой брат начальницы гимназии и друг семьи Мещерских.
Оля- Алёна Пономарёва сама читает вслух страничку своего дневника. Вот она одна в деревенском доме: родители уехали в город. Оля радуется этой свободе,наслаждаясь одиночеством. И тут ей докладывают о приезде друга отца Алексея Михайловича Малютина ( арт. Александр Грицай). Оля украдкой мажет губы яркой помадой, стремясь показаться гостю вполне взрослой и готовой к флирту. А когда пожилой друг дома походя овладел девушкой, она почувствовала такое отвращение к нему, что думала не переживёт этого. Как бы пытаясь содрать с губ ненавистные поцелуи старого сладострастника, Оля-Алёна Пономарёва яростно и безобразно размазывает помаду по своим щекам. Вот эти следы греха или капли крови пытается оттереть на кладбищенском медальоне с фарфорового лица Оли её классная дама.А зрители ощущают почти физическую боль от каждого жеста.
Классная дама вспоминает нечаянно подслушанный разговор Оли с подругой. Девочка с восторгом перечисляет заученные наизусть каноны женской красоты,прочитанные в папиной книге. Это немыслимо соединить в одном человеке-чёрные,кипящие смолой глаза, чёрные ,как ночь ресницы, колено цвета раковины и прочее. Но главное,что есть в самой Оле - это лёгкое дыхание. Классная дама искренне горюет о своей любимице, чье лёгкое дыхание так рано рассеялось в небе и холодном ветре...
Ах, какую жизнерадостную девицу Катьку-подругу художника играет актриса Мария Иванова в инсценировке рассказа "Второй кофейник"! Мы- зрители ощущаем,как счастлива эта Катька! Живёт у художника (арт. Вадим Аверьянов) в его мастерской. Она и натурщица его, и любовница и хозяйка. Молодая,ладненькая,певучая,ласковая. Ей и самой не верится, что что всего несколько лет назад её малолетнюю сиротку привёз из деревни в Москву дядя родной в извозщичий трактир. А тётка хотела продать девчонку в бордель. Не успела,потому как увидели Катю в трактире знаменитый певец Шаляпин с известным художником Коровиным и велели подавать им самовар на стол. Коровин дал Катьке целых 10 рублей и зазвал к себе в мастерскую позировать. Правда,сам раздумал писать,но послал девчонку пригожую к знакомым художникам.
-Так и пошла я по рукам,-рассказывает в который раз Катя в перерыве между сеансами своему нынешнему сожителю-повелителю. Повторяет заученные слова про лепку спины, про удачную позу,про сестру Чехова,которая "в нашем деле дилитантка".
Особенно часто вспоминает Катька своего первого мужчину-художника Ярцева, будто хочет вызвать ревность к былому. Ярцев слыл даровитым, но хамом и пьяницей. Так и помер от водки.С Катькой вёл себя грубо, надругался над ней, топал ногами и кричал "Молчать!" Но он увлёк её позировать вовсе голой, научил варить кофей и вовремя подавать второй кофейник.
Мы любуемся этой наивной девчонкой-Марией Ивановой и чувствуем как близка актрисе её героиня.Вот она затягивает на свой
деревенский манер песню,выученную у Ярцева "Начивала тучка,тучка золотая на груди утёса-великана"и так же,как он заменяет слово тучка на похабное "сучка".
Теперешний художник пишет Катьку купальщицей. Надо видеть, как актриса Мария Иванова вмиг перевоплощается из деревенской девчонки в натурщицу. Вот она подходит к воображаемой речке, кокетливо оголяет крепенькую ногу, кончиками пальцев пробует воду и с любопытством вглядывается в придуманных художником лягушек, якобы сидящих на берегу. Катька горда собой в эту минуту -она натурщица! А то пропала бы в деревне или в уличных потаскушках. Из неги искусства вырывает её грубый окрик художника : "Катька! Молчать! Давай второй кофейник!"
Рассказ Бунина "Кавказ" всегда вызывал у меня не осуждение,а сочувствие к героям любовного треугольника. Ну не получилось девушке,вышедшей замуж за офицера,полюбить его. И конечно,нашёлся молодой и красивый,увлёкший её в греховную связь,расплата за которую неминуема.
Трагедию измены и предательства,мне кажется, с сопереживанием и пониманием разыгрывают на сцене актёры Сергей Баженов, Алёна Пономарёва и Александр Грицай.
"Приехав в Москву,я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительным затворником от свидания к свидания с нею"- рассказывает герой Сергея Баженова и мы вместе с ним осознаём какую-то несостоятельность его характера. Думал ли он об ответственности за вверившуюся ему женщину,которую он украл пусть у нелюбимого,но мужа? Или его любовь так велика,что он готов переменить свою жизнь? Но он прячется в вагоне,боясь попасть на глаза ревнивцу- мужу,провожающего жену на вокзале. Он предлагает любовнице не модные курорты,где полно знакомых,а уединенную деревню близ Сочи, где они будут только вдвоём наслаждаться красотами моря и южной природы.
Сергею Баженову удалось показать страсть его героя и он подробно рассказывает о дерзком плане побега с возлюбленной на Кавказское побережье на три-четыре недели. Так и хочется спросить у него: а дальше что? Куда ты намерен вернуть любимую, возвратившись в Москву? Героиня же Алёны Пономарёвой готова за измену даже на смерть. Муж ( арт.Александр Грицай) старше её по возрасту,он жесток, подозрителен, ревнив. И прямо грозит жене, что ни перед чем не остановится,защищая свою честь мужа и офицера.
"Лучше смерть,чем эти муки!"- в отчаянии говорит Она-Алёна Пономарёва. Посылает мужу два адреса в Геленжике и в Гаграх, ожидая его приезда через несколько дней.
Обманутый муж находит единственно верный выход из этой унизительной ситуации: не найдя жены по указанным адресам, он стреляется у себя в номере гостиницы,не желая быть посмешищем-рогоносцем. Надо видеть лицо артиста Александра Грицая, только что на наших глазах пережившего трагедию жизни своего героя.
Но почему же нам-зрителям так жалко всех участников этой истории? Не от того ли, что не дала им судьба шанса сразу найти свои половинки и соединиться навечно? Жизнь есть жизнь и люди не ангелы. Все мы совершаем ошибки. Какое счастье,что театр помогает осознать промахи и грехи наши.
На поклоны артисты выходят,держа в руках половинки яблок,демонстрируя,что поиск пары вечен. Ибо как сказал сам Бунин в одном из своих рассказов "Возлюбленная нами как никакая другая возлюблена не будет..."
Вера Дейниченко,журналистка
Свидетельство о публикации №219101201223
С уважением, Лидия Ермакова
Прочитав вашу рецензию,самой захотелось посмотреть этот спекталь. Чувствуется насколько Вас затронуло театральное действо. Обожаю минимализм и самое главное искреннюю игру актёров,что бывает все реже. И тема очень животрепещущая,как никогда.
Анастасия Анистарова-ваша выпускница школы "Юнкор"
Позабыв про горе и страданья,
Верю я,что кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты.
И. Бунин
Эти строки Иван Алексеевич Бунин написал будучи в юношеском возрасте. И потом всю жизнь подтверждал свою веру в красоту и любовь в нашем мире бушующем. Я вспомнила стихотворение в дни карантина потому,что нам тоже остро необходима такая вера.
Моя журналистская натура стремится поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном и с близкими друзьями и с моими учениками-бывшими юнкорами. Многим я послала мою рецензию на спектакль Выборгского народного театра "Я проснулся от улыбки счастья" по рассказам И.А.Бунина в постановке Александра Костёнкова. А когда Саша прислал мне видеоверсию бунинского спектакля. я и ею поделилась. Первый отзыв после просмотра прислала из Суворова моя подруга-учительница русского языка и литературы Лидия Николаевна Ермакова. Меня до глубины души тронуло это письмо. Александра Костёнкова- режиссёра и моего молодого друга ,как выяснилось тоже.
ВОТ ЭТОТ ОТЗЫВ от Лидии Николаевны Ермаковой
Честно сказать, всегда считала, что по рассказам Бунина сложно ставить спектакль. И вообще творчество этого писателя для очень вдумчивого читателя, да и зрителя.Меня тронули рассказы И.Бунина, выбранные режиссёром Александром Костёнковым, для постановки. На мой взгляд, лиричность И.Бунина и эмоциональная игра актёров гармонично соединились в спектакле.
Понравилась сама обстановка: небольшая сцена, небольшое количество актёров. Много интересных находок: нет нагромождающих декораций, костюмы просты. Ничто не отвлекает от происходящего на сцене между персонажами, от их слов, действий, жестов. Актёры играют по-настоящему.Это позволяет вдуматься в каждое сказанное слово.
Образ яблока, если можно так сказать, как выражение близости героев, всё очень тонко.
Люди-кресты и др.
Актриса, сыгравшая Ольгу Мещерскую, мне очень понравилась своей открытостью, эмоциональностью.
Проникновенно и трогательно на сцене о самом главном - о любви.
Спектакль-размышление над вечными вопросами: как надо и не надо жить, поступать, любить.
Очень душевный спектакль! Браво!
Вера Дейниченко 14.05.2020 13:41 Заявить о нарушении