Я проснулся от улыбки счастья

(Размышления  о спектакле по рассказам И.А. Бунина)

 Спелое красное яблоко с едва заметной червоточиной и толстый гвоздь словно в насмешку  воткнутый в сочную мякоть чьей-то безжалостной рукой.Знак судьбы? Символ жизни? Это афиша  к новой постановке по рассказам И.А. Бунина Выборгского народного театра под щемящим названием "Я проснулся от улыбки  счастья".  Сценическую композицию  по рассказам Бунина "Мадрид", "Лёгкое дыхание", "Второй кофейник" и "Кавказ" сочинил и назвал эскизом  к спектаклю молодой режиссёр Александр  Костёнков.
 Я попала на этот спектакль  по знакомству с Николаем Филипповичем  Щербиной- театральным педагогом Александра.А показ состоялся в Гатчине в рамках  программы
Международного  фестиваля-конкурса самодеятельных театров и театров -студий  "Авангард и традиции".
 Не могла себе  представить любимого Бунина  на сцене да ещё с улыбкой счастья.  При жизни писателя многие друзья да и родные с близкими  считали его  высокомерным  эстетом, циником  и злым гением. По его представлениям любовь-это миг,вспышка, у которых не может быть продолжения и,тем более, спокойного безмятежного брака. И самому Бунину,так ярко и чувственно написавшего книгу о любви "Тёмные аллеи",  выпали лишь крохи счастья.
 Да простят меня  читатели за столь долгое отступление. Но мне кажется, что режиссёр-постановщик    Александр   Костёнков, он же сценограф, не зря выбрал яблоко символом любви. Причём, любви грешной,первородной от Адама и Евы, дерзнувших вкусить запретный плод. По воле режиссёра герои его спектакля в неге объятий сливаются в "поцелуе",  одновременно  надкусывая  яблоко с разных боков.
 На сцене нет декораций и костюмов из прошлого века. Условность театра -в двух длинных белых свисающих с колосников  полотнах,по ходу действия превращающихся то в шарфы на шеях героев, то  в простыни гостиничного номера,то в саван,то в подсвеченные южным солнцем облака.  А ещё на сцене- несколько  фигурно вырезанных
деревянных конструкций и они служат тротуаром,набережной, кроватью, помостом для натурщицы.
  А актёры-их семеро и они постоянно на сцене, одеты в простые белые рубахи-штаны  и кофты-юбки- то ли из грубого полотна, то ли из чесучи. Они сопереживают героям,создают шумовые эффекты, передвигают конструкции  при смене действия.А ещё великолепно поют,играют на баяне и клавишных.
 Герои спектакля отлично владеют  дивным бунинским языком- диалоги и авторский  текст произносятся  органично,  к счастью, без налёта  актёрской скороговорки  как в современных сериалах.
 
 Спектакль начинается рассказом  "Мадрид". У Бунина  встреча уличной девчонки  со случайным кавалером на час происходит морозным вечером. А на сцене- улыбчивая  славная девушка в  летней юбчонке поверх блузочки с короткими рукавами и открытыми плечиками  (артистка  Полина Ротарь). К ней сразу проникаешься симпатией. Она  окликает прохожего будто  не на продажную любовь,а просто прогуляться с незнакомцем:
 -Не хочите ли  разделить компанию?
И прохожий ( артист Александр Грицай) вмиг оценив деревенскую несмелость и наивную тягу нравится, зовёт её к себе в номера гостиницы "Мадрид". По дороге приглядываются к друг другу и девчонка хочет показать, что она опытная и была в "Мадриде" уже раз пять с шулером, который хоть и еврей,но добрый.
 Добрый -ключевое слово. Ей,гулящей,видно ещё не попадались клиенты садисты или мошенники.
 В номере,собираясь лечь  в постель  за рубль с незнакомцем,девушка Поля привычно пытается скинуть с ног у порога ботиночки, а её кавалер на час помогает ей разуться. У Бунина мужчина, оголяя подружке ногу, целует кожу выше колена, разжигая в себе вожделение. А  в спектакле (это надо видеть!) герой Александра Грицая  приносит тазик с водой и бережно омывает  лёгкие ступни Поли, замеревшей  от  этой неожиданной ласковой услужливости. Мне кажется,что герой выразил ещё и   доверие девушке, потерявшей невинность,но не  испоганившей гулящей жизнью свою юную душу. Мы -зрители чувствуем эти  токи доброты по лицам актёров,их жестам,нам горько от того, что не будет больше такого единения в их жизнях.
 Их общение напоминает  дружеское участие. Любовник угощает Полю мадерой и яблоками,ласково подшучивает над её боязнью щекотки,умиляется её заливистому смеху, сочувствует рассказу о погибших родителях. Негодует на тётку Мур, к которой приехала в Москву сиротка Поля,а та давно сменившая работу горничной  на уличную потаскуху, и Полю приобщила к гулящей жизни. Мужчине кажется невозможным отпустить Полю опять на панель. Он предлагает ей остаться на всю ночь, требуя чтобы в последствии она приходила только к нему. Обещает подыскать ей место горничной здесь же в "Мадриде" и Поля, как утопающий за соломинку, хватается за спасительную возможность начать  честную жизнь.
 Нам -зрителям тоже хочется верить в счастливый финал. Но,увы,вряд ли мечтам Поли суждено  осуществиться. Через несколько дней её новый знакомый, как и прежний шулер, должен уехать в Петербург и вспомнит ли он там наивную девчонку, которую   обогрел и обжёг добротой...

   Гаснет свет на сцене,слышится карканье ворон и вот уже перед нами погост, а актёры застыли ,раскинув руки- кресты.  На спинах у них -чёрные таблички с именами упокоенных в крестовой тиши. И бродит среди них дама в чёрном ( артистка Екатерина Лазева), пока не находит  свежий холмик могилы её ученицы-гимназистки Оли Мещерской. Это уже рассказ Бунина "Лёгкое дыхание",разыгрываемый актерами,мгновенно входящими  в разные образы.
 Классная дама вглядывается в фарфоровый медальон на кресте,а видит живое лицо прелестной девочки с ясными глазами ( арт.Алёна Пономарёва). Дама в каждый свой приход на кладбище стремиться стереть с этого  личика налипшую грязь греховной жизни девочки,так трагически оборвавшейся выстрелом на перроне железнодорожного вокзала. Олю убил казачий офицер,которого она провожала в Новочеркасск. Он показал на суде, что Оля завлекла его, была с ним близка и поклялась быть его женой.  А перед отходом поезда дала  прочесть страничку своего дневника и пояснила, что никогда не испытывала к нему никакой любви и всё это только издевательство над ним. Офицер ( артист Вадим Аверьянов) за пару минут сценического времени сумел сыграть-нет,прожить  страшный миг предательства и прозрения. По Бунину этот офицер плебейского вида не имел ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала  Оля Мещерская. И Вадим Аверьянов скупыми средствами выразил отчаяние разбившейся надежды стать избранником прелестной девушки,о которой он и в мечтах подумать не смел.
 Поражает сцена  признания Оли в кабинете начальницы гимназии ( в её роли тоже арт.Екатерина Лазева).Спокойно  и даже насмешливо пятнадцатилетняя  гимназистка  доказывает свое право называться женщиной,ведь сделал её таковой брат начальницы гимназии и друг семьи Мещерских.
  Оля- Алёна  Пономарёва сама читает вслух страничку своего дневника. Вот она одна в деревенском доме: родители уехали в город. Оля радуется этой свободе,наслаждаясь одиночеством. И тут ей докладывают  о приезде друга отца Алексея Михайловича Малютина ( арт. Александр Грицай). Оля украдкой мажет губы яркой помадой, стремясь показаться гостю вполне взрослой и готовой к флирту. А когда пожилой друг дома походя  овладел девушкой, она почувствовала такое отвращение к нему, что думала не переживёт этого. Как бы пытаясь содрать с губ ненавистные поцелуи старого сладострастника, Оля-Алёна Пономарёва яростно и безобразно размазывает помаду по своим щекам. Вот эти следы греха или капли крови пытается оттереть на кладбищенском медальоне с фарфорового лица Оли  её классная дама.А зрители ощущают  почти физическую боль от каждого жеста.
 Классная дама вспоминает нечаянно подслушанный разговор Оли с подругой. Девочка  с восторгом перечисляет заученные наизусть каноны  женской красоты,прочитанные в папиной книге. Это немыслимо соединить в одном человеке-чёрные,кипящие смолой глаза, чёрные ,как ночь ресницы, колено цвета раковины и прочее. Но главное,что есть в самой Оле - это лёгкое дыхание. Классная дама искренне горюет о своей любимице, чье лёгкое дыхание  так рано рассеялось в небе и холодном ветре...

  Ах, какую жизнерадостную  девицу Катьку-подругу художника играет актриса Мария Иванова в инсценировке  рассказа "Второй кофейник"!  Мы- зрители ощущаем,как счастлива эта Катька! Живёт у художника (арт. Вадим Аверьянов) в его мастерской. Она и натурщица его, и любовница и хозяйка.  Молодая,ладненькая,певучая,ласковая. Ей и самой не верится, что что всего несколько лет назад её малолетнюю сиротку привёз из деревни в Москву дядя родной в извозщичий трактир. А тётка хотела продать девчонку в бордель. Не успела,потому как увидели Катю в трактире знаменитый певец Шаляпин с известным художником Коровиным и велели  подавать им самовар на стол. Коровин дал Катьке целых 10 рублей  и зазвал к себе в мастерскую позировать. Правда,сам раздумал писать,но послал  девчонку пригожую  к знакомым художникам.
 -Так и пошла я по рукам,-рассказывает в который раз Катя в перерыве между сеансами своему нынешнему сожителю-повелителю.  Повторяет заученные слова про лепку спины, про удачную позу,про сестру Чехова,которая "в нашем деле дилитантка".
 Особенно часто вспоминает Катька своего первого мужчину-художника Ярцева, будто хочет вызвать ревность к былому. Ярцев слыл  даровитым, но хамом и пьяницей. Так и помер от водки.С Катькой вёл себя грубо, надругался над ней, топал ногами и кричал "Молчать!" Но он увлёк её позировать вовсе голой, научил варить кофей и вовремя подавать второй кофейник.
 Мы любуемся этой наивной девчонкой-Марией Ивановой и чувствуем  как близка актрисе её героиня.Вот она затягивает на свой 
 деревенский манер песню,выученную у Ярцева  "Начивала тучка,тучка золотая на груди утёса-великана"и так же,как он заменяет слово тучка на  похабное "сучка".
 Теперешний художник пишет Катьку купальщицей. Надо видеть, как актриса Мария Иванова вмиг перевоплощается из деревенской девчонки в натурщицу. Вот она подходит к воображаемой речке, кокетливо оголяет крепенькую ногу, кончиками пальцев пробует воду и с любопытством вглядывается в придуманных художником лягушек, якобы сидящих  на берегу. Катька горда собой в эту минуту -она натурщица! А то пропала бы в деревне или в уличных потаскушках. Из неги искусства вырывает её грубый окрик художника : "Катька! Молчать! Давай второй кофейник!"

  Рассказ Бунина "Кавказ" всегда вызывал у меня не осуждение,а сочувствие к героям любовного треугольника. Ну не получилось девушке,вышедшей замуж за офицера,полюбить его. И конечно,нашёлся молодой и красивый,увлёкший её в греховную связь,расплата за которую неминуема.
 Трагедию измены и предательства,мне кажется, с сопереживанием  и пониманием разыгрывают на сцене  актёры Сергей Баженов, Алёна Пономарёва и  Александр Грицай.
 "Приехав в Москву,я воровски остановился  в незаметных номерах в переулке  возле Арбата и жил томительным затворником от свидания к свидания с нею"- рассказывает герой Сергея Баженова и мы вместе с ним осознаём какую-то несостоятельность его характера. Думал ли он об ответственности за вверившуюся ему  женщину,которую он украл  пусть у нелюбимого,но мужа?  Или его любовь так велика,что он готов переменить свою жизнь? Но он прячется в вагоне,боясь попасть на глаза ревнивцу- мужу,провожающего жену на вокзале. Он предлагает любовнице не модные курорты,где полно знакомых,а уединенную деревню близ Сочи, где они будут только вдвоём наслаждаться красотами  моря и южной природы.
 Сергею  Баженову  удалось показать страсть его героя и он подробно рассказывает о дерзком плане побега с возлюбленной на Кавказское побережье на три-четыре недели. Так и хочется спросить у него: а дальше что? Куда ты намерен вернуть любимую, возвратившись в Москву?  Героиня же  Алёны Пономарёвой  готова за измену даже на смерть. Муж ( арт.Александр Грицай)  старше её по возрасту,он жесток, подозрителен, ревнив. И прямо грозит жене, что ни перед чем не остановится,защищая свою честь  мужа и офицера.
   "Лучше смерть,чем эти муки!"- в отчаянии говорит Она-Алёна Пономарёва. Посылает  мужу два адреса в Геленжике и в Гаграх, ожидая его приезда через несколько дней.
  Обманутый муж  находит единственно верный выход из этой унизительной ситуации: не найдя жены по указанным адресам, он стреляется у себя в номере гостиницы,не желая быть посмешищем-рогоносцем. Надо видеть лицо  артиста   Александра Грицая, только что на наших глазах пережившего трагедию жизни своего героя.
  Но почему же нам-зрителям так  жалко всех участников этой истории?  Не от того ли, что не дала им судьба шанса сразу найти свои половинки и соединиться навечно? Жизнь есть жизнь и люди не ангелы. Все мы совершаем ошибки. Какое счастье,что театр помогает осознать промахи и грехи наши.

   На поклоны артисты выходят,держа  в руках половинки яблок,демонстрируя,что  поиск пары вечен. Ибо как сказал  сам Бунин в одном из своих рассказов "Возлюбленная  нами  как никакая другая  возлюблена не будет..."


Вера Дейниченко,журналистка 

 

 


Рецензии
Вера Владимировна, талантливо, трогательно! Хочется увидеть на сцене то, на что Вы пишите рецензию, пишите искренне и откровенно!

С уважением, Лидия Ермакова

Прочитав вашу рецензию,самой захотелось посмотреть этот спекталь. Чувствуется насколько Вас затронуло театральное действо. Обожаю минимализм и самое главное искреннюю игру актёров,что бывает все реже. И тема очень животрепещущая,как никогда.
Анастасия Анистарова-ваша выпускница школы "Юнкор"

Позабыв про горе и страданья,
Верю я,что кроме суеты,
На земле есть мир очарованья,
Чудный мир любви и красоты.
И. Бунин

Эти строки Иван Алексеевич Бунин написал будучи в юношеском возрасте. И потом всю жизнь подтверждал свою веру в красоту и любовь в нашем мире бушующем. Я вспомнила стихотворение в дни карантина потому,что нам тоже остро необходима такая вера.
Моя журналистская натура стремится поделиться впечатлениями об увиденном и услышанном и с близкими друзьями и с моими учениками-бывшими юнкорами. Многим я послала мою рецензию на спектакль Выборгского народного театра "Я проснулся от улыбки счастья" по рассказам И.А.Бунина в постановке Александра Костёнкова. А когда Саша прислал мне видеоверсию бунинского спектакля. я и ею поделилась. Первый отзыв после просмотра прислала из Суворова моя подруга-учительница русского языка и литературы Лидия Николаевна Ермакова. Меня до глубины души тронуло это письмо. Александра Костёнкова- режиссёра и моего молодого друга ,как выяснилось тоже.

ВОТ ЭТОТ ОТЗЫВ от Лидии Николаевны Ермаковой
Честно сказать, всегда считала, что по рассказам Бунина сложно ставить спектакль. И вообще творчество этого писателя для очень вдумчивого читателя, да и зрителя.Меня тронули рассказы И.Бунина, выбранные режиссёром Александром Костёнковым, для постановки. На мой взгляд, лиричность И.Бунина и эмоциональная игра актёров гармонично соединились в спектакле.
Понравилась сама обстановка: небольшая сцена, небольшое количество актёров. Много интересных находок: нет нагромождающих декораций, костюмы просты. Ничто не отвлекает от происходящего на сцене между персонажами, от их слов, действий, жестов. Актёры играют по-настоящему.Это позволяет вдуматься в каждое сказанное слово.
Образ яблока, если можно так сказать, как выражение близости героев, всё очень тонко.
Люди-кресты и др.
Актриса, сыгравшая Ольгу Мещерскую, мне очень понравилась своей открытостью, эмоциональностью.
Проникновенно и трогательно на сцене о самом главном - о любви.
Спектакль-размышление над вечными вопросами: как надо и не надо жить, поступать, любить.
Очень душевный спектакль! Браво!

Вера Дейниченко   14.05.2020 13:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.