Атипичная пневмония

                АТИПИЧНАЯ  ПНЕВМОНИЯ:
                Что такое? Что делать? Что будет?

                Новый век – «новая чума»?

    На протяжении всей своей истории человечество упорствует в споре с природой, стремясь вырваться из-под власти ее законов. Освоены морские глубины и космические высоты, расщеплен атом, создан виртуальный компьютерный мир, синтезированы сложнейшие лекарственные препараты, эффективно противодействующие многим неизлечимым прежде болезням. Похоже, что люди постепенно стали забывать трагические кошмары прошлого, когда в средние века эпидемии чумы в считанные месяцы опустошали почти пол-Европы. Человечеству постепенно стало казаться, что еще чуть-чуть – и природа будет окончательно покорена, а всё новые людские поколения станут совершенно неуязвимы, позволив себе жить без оглядки на какие-то там вирусы (за исключением, разве что, вирусов компьютерных, появившихся на свет благодаря самому же человечеству).   
   
    Но, как гласит старая истина, природа сурово мстит за легкомысленное пренебрежение к ней. Бурное развитие техники пагубно сказывается на экологии всей планеты. Прогресс цивилизации всё чаще приводит к возникновению так называемых «неврозов цивилизации», когда человеческая психика оказывается не в состоянии справиться с чрезмерно интенсивными потоками и объемами информации. Наконец, на смену старым, давно известным возбудителям болезни приходят новые – как предостережение человечеству: не забывай о своей зависимости от природы! В 80-е годы уже прошлого, ХХ века, появился и широко распространяется по всему миру вирус иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающий тяжелый синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД), получивший красноречивое название «чумы ХХ века». Теперь на дворе новый, XXI век, а с ним вместе пришел и новый вирус – виновник так называемой атипичной пневмонии, которая будоражит сознание даже тех людей, кто живет далеко от регионов Юго-Восточной Азии, где сейчас преимущественно локализованы очаги этого очень серьезного и действительно опасного для человека заболевания.

    Так что же это за новая напасть на многострадальное человечество? Откуда она столь внезапно взялась – и, самое главное, что человечеству, а значит и всем нам, теперь делать, как уберечься от страшного недуга? Удастся ли современной медицине когда-нибудь справиться с ним?


                Восток – дело тонкое, или В чем атипичность пневмонии?

    Официальное научно-медицинское название новой болезни звучит в переводе с английского как «исключительно острый респираторный синдром» (SARS – severe acute respiratory syndrome). Атипичной пневмонией эту болезнь по-восточному тонко и уклончиво, чтобы не вызвать нежелательной паники, называли китайские врачи в самом начале, когда – еще в ноябре 2002 года – в Китае и Гонконге только-только начали регистрироваться первые случаи какой-то непонятной, ранее неизвестной инфекции. На привычную пневмонию, вызываемую, например, вирусом гриппа, новая болезнь была совсем не похожа – она развивалась быстрее, протекала тяжелее и, что самое печальное, совершенно не поддавалась лечению традиционными антибиотиками и противовирусными препаратами, которые обычно применялись при типичных, давно известных пневмониях. Всё это практически не оставляло шансов заболевшим, среди которых, как это часто бывает, оказались сами сотрудники медицинского персонала клиник, заразившиеся от своих пациентов, которых они тщетно пытались спасти.

    Постепенно становилось ясно, что человечество столкнулось с абсолютно новой, не существовавшей ранее инфекцией, вызываемой каким-то доселе неведомым возбудителем, вероятнее всего – вирусного происхождения.  И пока в медицинских лабораториях Китая и Гонконга специалисты-вирусологи, рискуя жизнью, пытались установить природу патогенного микроорганизма, он оказался завезенным в Канаду и Европу пассажирами летевших из Юго-Восточной Азии авиалайнеров. Первые случаи смертельных исходов болезни были зарегистрированы вдали от первоначальных очагов инфекции. Болезнь могла принять эпидемический характер, став угрозой для всего человечества. Дальше скрывать подлинные сведения о ней было нельзя. Так в марте этого года в средствах массовой информации появились первые тревожные сообщения. А дальше – эффект снежной лавины...      


                «Корона смерти» – та еще семейка

    Что же представляет собой SARS, упорно продолжающий называться атипичной пневмонией? К настоящему времени об этом известно уже достаточно многое. Прежде всего, доказано, что болезнь действительно вызывается вирусом из семейства коронавирусов – очень красивых под микроскопом и очень опасных для живых существ вирусов, по форме напоминающих корону. Семейство это давно известно специалистам, однако до сих пор коронавирусы поражали исключительно животных, в особенности птиц. Теперь же, по-видимому, под влиянием каких-то до конца не проясненных причин, с вирусом произошла мутация, в результате которой он, говоря научным языком, преодолел межвидовой барьер, то есть стал поражать и человека, оказавшись очень патогенным (вредным, пагубным) для него.

    Коронавирусы весьма устойчивы во внешней среде, их трудно уничтожить простыми средствами, применяемыми для санитарной обработки помещений, они сохраняют свою жизнеспособность и при минусовых температурах. Хуже всего то, что вирус передается воздушно-капельным путем – через дыхание больного человека, а это самый быстрый и массивный путь передачи болезнетворного агента. Мало того: в последние дни появились подтвержденные сообщения о том, что вирус этот может передаваться еще и контактным путем, иными словами – с предметов, принадлежащих больному, на руки еще здорового человека, а затем, если руки тщательно не вымыть – вместе с пищей в организм ни о чем не подозревающего неряхи. Так что мойте, мойте руки перед едой!

    Во всей этой ситуации несколько утешает только одно: к счастью, коронавирус распространяется от больного не на столь далекие расстояния, как вирус гриппа. В частности, при дыхании он уже на дистанции 10–15 см рассеивается в воздухе и имеет мало шансов в достаточной для заражения концентрации попасть в дыхательные пути человека, контактирующего с больным, тогда как вирус гриппа сохраняет «кучность огня» до 10 метров. Поэтому плотная, многослойная марлевая маска может оказаться более надежным преграждающим барьером для коронавируса, чем для обычной гриппозной инфекции.


                Типичные признаки атипичной пневмонии

    Сейчас, когда счет заболевших атипичной пневмонией пошел на многие тысячи, а скорбный мартиролог погибших от этой болезни составляет несколько сот человек (главным образом в Китае и Гонконге), медикам хорошо известна ее клиническая картина и составлен достаточно подробный перечень основных симптомов, характерных для атипичной пневмонии. 
           
    Приблизительно через неделю-полторы после заражения у больного резко, в течение считанных часов, начинает нарастать температура до очень высоких цифр, причем никакие жаропонижающие средства не могут ее сбить. Следствием температурной «свечки» становится слабость, ощущение разбитости во всем теле, мышечные боли, почти полная невозможность самостоятельно куда-либо передвигаться. Но, в отличие от гриппа, головной боли при этом нет, насморка не возникает, никакого слезотечения не наблюдается. Зато развивается изнуряющий, не останавливающийся кашель, буквально раздирающий грудь больного.

    А на третий-четвертый день болезни появляется и неуклонно прогрессирует одышка, свидетельствуя о далеко зашедшем поражении легких. Дело в том, что под воздействием вируса происходит нарушение кровообращения в легочной ткани, что приводит к выпотеванию крови в просвет легких, которые пропитываются ею, как губка. В результате легкие оказываются практически затоплены воспалительной жидкостью, их дыхательный объем критически сокращается – и у больного наступает тяжелая дыхательная недостаточность, от которой он может погибнуть, особенно если при этом пациент уже страдал хронической легочной патологией.

    Организм отчаянно пытается бороться с инфекцией, и чаще всего, с помощью современных и, главное, своевременных медицинских средств, болезнь бывает побеждена. Чаще всего – это многие сотни уже полностью выздоровевших. Но, к несчастью, в ряде случаев (более четырехсот к началу мая) все усилия оказываются тщетными. Если иммунные, то есть защитные, силы организма слишком ослаблены – вследствие преклонного возраста, недостаточного питания, нездорового образа жизни, – то весь арсенал противовирусных лекарственных препаратов (рабавирин в комбинации с реафероном или циклофероном) недостаточен, чтобы восполнить эту недостающую жизненную стойкость и естественную сопротивляемость инфекциям. Отсюда закономерно напрашивается вывод: берегите здоровье смолоду. Не эту ли простую, но постоянно забываемую истину природа хотела напомнить человечеству, послав ему очередное суровое испытание в виде атипичной пневмонии?         
               
 
                Ждет ли атипичную пневмонию «глобализация»?

    Ситуация действительно серьезная. Число заболевших увеличивается с каждым днем на десятки человек. Лечение оказывается эффективным, увы, не всегда. Для создания вакцины против новой инфекции потребуется достаточно длительное время. Карантинные меры, запоздало предпринятые властями тех стран, куда уже был завезен опасный вирус, а также их более расторопных соседей, где атипичной пневмонии пока (подчеркнем: пока) еще нет, могут какое-то время сдерживать бесконтрольное распространение SARS по всему миру, но это ведь не решает проблемы: очаг инфекции не потушен – и огонь высокой температуры, вестницы начавшейся болезни, в любой момент может перекинуться оттуда на сопредельные территории (природа не признает государственных границ), сжигая чьи-то жизни, принося новые жертвы.

    Что делать человечеству? Всеми силами, в масштабах всего мирового сообщества приняться за дело собственного спасения. Когда горит по соседству – никто не может быть спокоен за собственный дом. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже начала выделять немалые средства на борьбу с «чумой XXI века». И если уж политики так активно говорят о глобализации экономических процессов, оцениваемой, кстати, далеко не однозначно, то именно теперь-то им представился редкий случай показать пример глобализации в позитивном смысле – использовать материальные, научные, организационные возможности всех стран мира для того, чтобы, пока еще не поздно, суметь оградить нынешнее и будущие поколения людей от зарождающейся грозной опасности.          

    6 мая 2003


Рецензии