Серия Просто жизнь Рукоделие родом из детства

   Бабушка Наташа, мама моего папы, была знатной рукодельницей. Муж ушёл на войну, она осталась с тремя детьми. Успевала всё: и детей обиходить, и дом в порядке содержать и готовить, и за хозяйством, и за огородом ухаживать. Ночами она вышивала крестиком живописные картины из русских народных сказок, пейзажи, известные картины художников. Из тончайших белоснежных ниток крючком вывязывала кружевные скатерти, накидки на подушки, шторы, подзоры на кровати. Вышивала изысканное ришелье на постельном белье. Игольным кружевом украшала дамские платочки, воротнички, манжеты. Плела кружево на больших квадратных рамах с натянутыми тонкими нитями Её работы славились далеко за пределами ее жительства, заказы шли даже из Москвы. Слава неслась по железной дороге. Местное начальство с уважением относилось к её творчеству.

   Дедушка Миша был искусным мастером по дереву. Новый дом после Великой отечественной 1946 года, вся мебель - делалась его руками и верным помощником: старшим сыном - моим папой. Дом, мебель были украшены замысловатой резьбой с растительными композициями. Много работал на железной дороге, но успевал делать и заказы: мебель, деревянная оснастка для инструментов, наличники, резьба для украшения домов. Только для своего пользования делал ступки, ложки, поварёшки, лопатки, толкушки, чаши, хлебницы, разделочные доски, всевозможные ящички, судочки и другую утварь, необходимую в доме. Всё было украшено красивой резьбой, тщательно отполировано пропитано льняным маслом. Двор был большой и крытый, хорошо утеплённый. Зимой стояли морозы, а по коврикам связанным и сотканным бабушкой Наташей в шерстяных носках можно было ходить по двору. Кобыла и конь, корова, дровница, углярка, тёплый туалет, две свиньи, куриный сарайчик, стойло на две козочки, баня, мастерская, кладовые. Всё было надежно защищённым, в тепле и сохранности. Снаружи, просто так, в дом было не пробраться. Даже сбив замки, нужно было ещё нажать на потаённые досточки, рычажки, чтобы открыть засовы. Папа рассказывал, что в стенах, между досками, было толстое железо на клёпках.

   Моя мама шила и вязала. Папа мог всё отремонтировать, построить. Сочинял для меня красивые яркие красочные сказки, рисовал их самым восхитительным образом.

*** Вязание***

   Военный городок, расположенный в часе от Баку, был наполнен разновозрастными и разноранговыми офицерами и их семьями. Больше было свежевыпущенных лейтенантов с молодыми жёнами и детьми до 3 лет. Всё общество жён офицеров занималось сначала только сплетнями. Благодаря благотворному влиянию моей мамы они стали соревноваться в кулинарии, рукоделии, ухоженности их и членов семьи, уюту в доме и в городке, а в последствии ещё и огородами, и куро-, индюко-, кролиководством. Некоторые умудрялись даже по паре баранов на семью выращивать. Был организован женский комитет, проводилась организация поздравлений всех и вся с днями рождений, всевозможными достижениями и праздниками.

   Бакинский климат радовал ранней весной, длинным жарким летом, хорошей осенью. Много времени женщины проводили, занимаясь рукоделием в беседке обвитой виноградом, на скамейках рядом с домом, а то и просто, вынеся стулья под сень плодовых деревьев в сад.

   Дети играли тут же под их присмотром. Строили шалаши из веток, и тканей. Вместо скучной песочницы, завозилось пол грузовика шикарного песка. Чистейший морской песок высыпался полутораметровой горой. В ночь его из автоматического опрыскивали увлажняли. Детская фантазия не знала ограничений и пока малышня лепила куличики, дети повзрослее строили большие крепости и замки, с водяными оврагами вокруг, с дорогами, украшениями, окнами, дверями, стражами ворот. Устраивались военные баталии между отдельными замками, с непременным впоследствии перемирием и дружными пиром всем миром с салют победой из нарванной мелко травы и листочков клевера.

   Но в очередную одиннадцатую весну мне вдруг стало это всё совсем не интересно. Стали завораживать мелькающие спицы в руках мастериц. Кто-то вязал красиво: петелька за петелькой, аккуратно, не торопясь нанизывая их разными способами и получалось сначала изящное полотно, а потом вдруг человек выходил в красивой нарядной кофточке, которой ни у кого не было.

   В то время, было обычным явлением вешать отрывной настенный календарь. Как-то полистав его обнаружила простейшую тёплую манишку и шапочку, связанную красивой английской резинкой. Мама мне дала пряжу, спицы и за три дня я связала комплект. Цвет и фасон очень подошли к моему лицу и куртке. Я была в полном восторге. Это, как чудо какое-то: взмахнула двумя волшебными палочками-спицами, и твоя мечта воплотилась в реальность!

   Мама замполита, бабушка Вера Ивановна, вязала ажурные пуховые шали, совсем не глядя на спицы. Моя мама купила мне, моей старшей сестрёнке и себе по шали. В октябре становилось прохладно в доме, продуваемым насквозь ветрами через распахнутые настежь окна. Прохладным утром было замечательно надеть собственноручно связанные носочки, светло-серую пушисто-кучерявую ажурную шаль и пойти умываться. Приняв утренний горячий душ и хорошенько согревшись надеть тёплую одежду с батареи. Прохлада свежего воздуха, гуляющего по дому, уже радовала и добавляла аппетита. Когда за окном начиналась непогода в виде мрачного бездождевого неба и сильного порывистого ветра, с книжкой запрыгивала с разбега в пуховую постельку, заправленную плотным льняным покрывалом.  Оно было бордовым с художественным жаккардовым переплетением в виде больших фантазийных цветов и листьев, несколько более светлого оттенка, чем основной фон. Накрывшись невесомой мягонькой большущей шалью было уютно читать, не замечая ничего вокруг, под шум ветра за окном.

   Мама ещё слабо верила в мои способности к вязанию. Как-то принесла ей описание красивой кофточки и выразила горячее желание её связать. Пришлось выслушать речь на тему, что ещё очень неопытна в вязании и скорее всего мне это будет не по силам. Я настаивала, и мама дала-таки, мне пряжу красивого тёмно-зелёного цвета с отливом в тёмно-бирюзовый оттенок. Подвох обнаружился через пять дней неистребимого желания поскорее надеть связанную новую вещь. Кофта неимоверно кололась, мама с улыбкой сказала:

- Прости, доченька, что не поверила в тебя и твою готовность создать сразу кофточку. Дала тебе нитки для ковров. Думала побалуешься, устанешь и бросишь, а нитки испортятся от вязания и растягивания. Убедила, буду давать хорошую пряжу! Только выбирай себе модели такие, которые точно будешь носить.

   Навязала всем в семье шарфов, шапок, носков, себе свитер. В шкафу серванта хранилась новая нежная голубая английская пряжа, которую мама планировала пустить на шикарный палантин. За один час посиделок с молодой женой лейтенанта, усвоила основные принципы вязания крючком.  Ранее было найдено описание шикарного берета, изготовленного в такой технике. Дождавшись пока все уснут, залезла под пуховое одеяло с фонарём. К четырём часам утра всё было готово. Прошмыгнула в ванну примерила красивый берет и посмотрев в зеркало, поняла, что береты не моё. Распустила и аккуратно смотав пряжу, как было, вернула на место.

***Шитьё***

     Первые порывы улучшить мир я испытала при виде вентилятора со скучно округлыми лопастями. На тот момент мне было три года. Взяв ножницы вырезала нежно-волнистые края на одной лопасти, тут меня застукали и провели внушение, что основная задача вентилятора, охлаждать движением воздуха. С такими же лопастями вентилятор будет красив только в выключенном состоянии, а самое главное своё действие будет выполнять только хуже. Почему это будет так, я тогда, конечно, не поняла, но маме поверила.

    Ругали меня за «красоту» всего один раз в четыре года. Из маминого нового, ни разу не надетого шёлкового платья, из подола был вырезан большой кусок.  В предобморочном состоянии от увиденного мама тихо села на пол, взяла платье в руки и показывая огромную прореху спросила севшим голосом:

-Что это? Я тебя спрашиваю!

   Ничуть не испугавшись я побежала к зеркалу надела на себя красивый шёлковый платок. Подбежала к маме обняла её за шею одной рукой и со счастливыми и гордыми глазами спросила:
- Правда красиво? Это я сама сделала!

   Мама с капающими из глаз слезами сожаления от испорченного платья, обняла меня:

-Конечно, доченька! Ты у меня уже такая большая!

   Вечером, после ужина, подготовленному мамой папе гордо демонстрировался платок, который можно было носить и так, и этак, и ещё розочкой завязать, одев, как ожерелье на шею. Папа смеялся до слёз обнимал маму за плечи, целовал и хлопал моему показу.

 Мне шёл тринадцатый год. Однажды вечером возвращаясь из магазина, где работала продавцом мама, я остановилась, как вкопанная. Навстречу шла смущённо улыбаясь, принимая восхищённые комплименты, рдея и бордея жена капитана Татьяна. На ней шикарное платье с запахом. Чёрная атласная ткань, отблёскивала в свете ночных фонарей. Юбка в пол, плавно волновалась вокруг ног, чуть открывая носки красных туфель на высоком каблуке. По всему полю ткани красивые цветы: красного, бордового, золотого цвета; вились на изумрудных веточках с листочками окантованными золотой вышивкой. Мне сразу стало ясно, что это точно не куплено в магазине, а безупречно и аккуратно сшито этой молодой женщиной. Самое главное такого нет ни у кого!!!

  Я много раз наблюдала, как шьёт мама. Мне доверялось включать и заправлять нитки в машинку. Когда у мамы начинали путаться или обрываться нитки я приходила на помощь и удивительно легко всё исправляла.  Утром еле дождалась пока, мама уйдёт на работу. Вытащила небольшой рулон хлопковой ткани и через час пришла к маме в магазин в новом сарафане с обтягивающим лифом и юбкой татьянкой красивого нежно-голубого цвета в мелкий белый цветочек. Мама потеряла дар речи, потом улыбнулась:

- Сама? Без выкройки? Швейную машинку не сломала?

-Да!!! Нет, всё работает.

-Поздравляю! Молодец!

   Мамой мне предусмотрительно были выделены ткани, без разрешения залезать за тканями в шкаф серванта на первое время. Моё живое воображение уже, конечно, нарисовало, что можно сшить из красивейшего кружева нежного сиреневого цвета с уходом в розовый, прошитое золотыми нитями. Мама объяснила, что такая ткань очень дорогая, трудно шьётся и кроится для новичка, поэтому сначала надо натренироваться на хлопке, льне, шерсти. Я согласилась.

   Шила себе платья, юбки, сарафаны, постельное бельё себе и куклам.

***Макраме***

   В части появился новый замполит, он с семьёй приехал из Германии. В спальне меня удивила огромная картина с обнажённой молодой женщиной. Удивление вызвала не нагота, а то, что несмотря на то что в спальне портьеры были плотно задёрнуты, картина словно светилась изнутри солнечным светом. Меня потрясло сочетание красок и то, как живо были написаны глаза. Поделившись этим с Тамарой Ивановной, я услышала:

-Это замечательно, что видишь красоту и гармонию, а не пошлость в картине!

   В углу на столе у окна лежала куча каких-то верёвок, часть их вверху была переплетена в интересный рисунок.

-Что это?

-Штора в кухню. Нравится? Хочешь научу?

  Она достала журнал на немецком языке с прекрасными пошаговыми иллюстрациями.

-Выбирай, что будешь делать!

  Выбрала сумку для похода за покупками. Эту сумку сплела по картинкам за три дня. Восхищение окружающих и удобство сумки порадовало, но не увлекло меня. Больше ничего плести не захотелось, стало не интересно.

  Из детства вышла с полной уверенностью, что могу сделать всё, что захочу. Вот за это ощущение, поддержку, терпение и любовь я бесконечно благодарю: бабушку Наташу, дедушку Мишу, моих любимых родителей и всех, кто научил меня созидать, быть творцом!


Рецензии