Подорожник

ПРО АНОСИНСКУЮ ИГУМЕНИЮ И ПРО БОЖИИ ЛЕЧЕНИЯ

...А вот почему-то вспомнилась мне благословенная основательница Аносино-Борисоглебской Пустыни+ в Подмосковье, верная ученица святителя Филарета Московского, прекрасная духовная мать сестрам, а в недавнем пред тем прошлом - высокодаровитая и утончённая княгиня Мещерская - Евдокия ее звали... Она однажды - уже в преклонном возрасте вдруг устроила сама себе "разборку", и записала в своём дневнике нечто о себе жёсткое и покаянное, что свидетельствовало, конечно, о ее духовном мужестве и честности - замечательная была мать! Так вот: в горечи и боли покаяния написала она, что из-за великих трудов по строительству и обустройству обители, из-за понятной своей усталости упустила она как-то свои прежние занятия Иисусовой молитвой, и не заметила, как день за днём начала портиться и черстветь ее душа, свидетельством чему стала её новая привычка, обычай новый - бесстрашно лепить всем ( и сёстрам, конечно) в лицо "правду" о них. Конечно, она была духовно опытная, умная, правду христианскую понимала и знала... Но тут всё-таки что-то пошло неправильно... Конечно, не без Божией милости истина вдруг озарила её и увидела она в её свете всю неприглядность свою и ложь того, что выделывало её окаменевшее сердце. Одёрнула она себя, поняла какая правда, когда, кому, зачем и как - нужна, и в каком виде, и чего она стоит, когда лепишь её бездумно о пользе другого человека, без духовной любви к нему, без рассуждения, без берегов, без смирения и страха Божия - главное.Поняла, что тут дело непростое, что в нём и своя духовная польза или вред имеется. Ведь как мы к людям, так и Бог к нам - через людей же. Трудно любить людей духовно, в Боге, чистой их пользы ради любовью, не человекоугодничать, не врать, не стремиться всем угодить, во всех глазах быть хорошим... Очень трудно, но на то есть путеводные евангельские заповеди. Они, как и все другие заповеди, требуют распятия нашей самости: правду, если и говорить, то через великий труд души, слушая совесть и болея за человека, за дело Божие. Это праведникам закон не лежит, а нам-то... Но честная мать справилась, осудила себя, покаялась отцу духовному открыто и честно в своём бесстрашии, окаменении сердца и высокоумии, и взошла благодаря такому искушению и покаянию еще на одну высокую духовную ступень.
Одно дело - лупить людям "правду" в лицо под действием своих тайных страстишек, бесстрашия и самоуверенности, а то и из-за тайных недоброжелательств, - тайной от себя мести за полученные некогда от этих людей укоризны, от зависти и прочего подобного, и считать себя в "праве" это творить, другое дело - говорить правду по чистой любви к пользе духовной человека; и быть готовой понести за это неприятное. Одно дело - бездумно другим лепить "правду", другое дело - самому её слушать, какой бы она ни была, и уметь принимать её, поскольку всё от Бога, - по воле Его или по попущению. Хотя, конечно, утешаться комплиментами куда приятнее. Но опять же: как мы - так и нам. Давно известно. И заповедью запечатано. И никуда от этого закона не деться. Бог этим верным способом нас выправляет и вылечивает. Без упражнений искушений на нашей собственной шкуре мы ничего не понимаем и других шкур ощущения понимать не желаем. Толстая потому что шкура.Вот Бог её и тончит. Слава Тебе, Господи! Слава Тебе!

Сноска:
Усадьба Аносино княгини К.Н. Мещерской известна с последней трети XVIII века. Ее сын женился на Е.Н. Мещерской (Тютчевой) родной тетке выдающегося русского поэта Ф.И. Тютчева, но через 2 месяца умер от простуды. Вскоре вдова Евдокия Мещерская основала рядом с усадьбой Аносинскую обитель и стала в ней игуменьей. За несколько лет до смерти Евдокия ископала себе могилу, которую нередко посещала со слезами и плачем. Вслед за бабушкой игуменьей стала ее внучка В.С. Озерова. По своему видному значению Аносинский монастырь получил название "Женская Оптина".
Евдокия Мещерская родилась 18 февраля 1774 года в селе Гаренове Смоленской губ. в семье Николая Андреевича Тютчева и Пелагеи Денисовны, урождённой Панютиной, имела 3 сестер и 3 братьев, один из которых, Иван Николаевич,- отец поэта Ф. И. Тютчева.


Рецензии
С Праздником Благовещения!

Михаил Святов   07.04.2020 17:28     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое! Простите задержку - проблемы с компьютером. Дай Бог всем нам Пасхи радостной!

Екатерина Домбровская   17.04.2020 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.