Путь к творчеству

 

Интересный вопрос  - почему одни люди начинают писать рассказы и стихи, а другие нет ?
Я задал этот вопрос себе как четырежды лауреату Премии Губернатора  Московской области А.Ю. Воробьёва «Наше Подмосковье» 2015 – 2018 гг. , выпускнику Минского ВИЗРУ ПВО 1976 года Владимиру Борисовичу Броудо.  Я считаю, что  желание и способность писать приходят сами по себе, но для этого есть несколько факторов – природные способности, роль окружающих людей и желание передать своё творчество и знание другим.
У будущего народного писателя , когда ему было семь лет, в январе 1962 года от рака умерла мама, и я остался вдвоём с отцом, старшим преподавателем кафедры РПрУ (радиоприёмных устройств) полковником Броудо Борисом Иосифовичем. Вероятно тогда, оставаясь один дома, от одиночества , маленький Вова начал вести дневник. В те годы это было не редкостью, много людей вели записи событий и своих чувств – ведь до информационной революции конца 20-века ещё было много времени…
 

Я ходил в первый класс 84 средней школы в военном городке Уручье. Утром отец жарил на маленькой сковородке себе и сыну яичницу , потом мы пили чай «с хлебом-с маслом», и расходились –один в школу, другой ехал на 69 автобусе в училище. На обед Я получал один рубль, так как обедал в столовой Уручья ( расположенной недалеко от КПП-1 и открытого бассейна СКА КБВО) вместе с офицерами 120 мотострелковой дивизии.
Первая учительница Мамрова Анна Александровна - ежедневно делала со мной  уроки по своей инициативе у себя дома. Ни о каких деньгах речь не шла. Я с гордостью вспоминаю её слова – Вова, ты интересно умеешь рассказывать ! Спасибо, дорогая Анна Александровна за всё, и светлая Вам память !
 

После смерти мамы папа понял, что не справится с двумя детьми, а сестре Фае тогда было 13 трудных подростковых лет, и отправил её в Москву, к дедушке и бабушке. Впоследствии она там и осталась жить, стала москвичкой. 
Папа дал нам ласковые клички – Вова был Утяшей, а Фая – Лялей.
Подробно о папе  http://www.proza.ru/2015/04/02/1535
Ляля приезжала к нам в Уручье каждые каникулы. Самое интересное , что Ляля была фанаткой  книгочтения и умела прекрасно писать как школьные сочинения , так и рассказы «для себя». Именно Ляля сподвигла поздней весной  написать рассказ о том , как на нашем балконе на 3 этаже по ул. Спортивной д.15 кв.7 (ныне ул. 120 дивизии) голубиха снесла яйца , высидела их, из яиц вылупились голубята, как она кормила их, ласкала и эти детки потом улетели жить свое жизнью (ну прям как мы, выпускники военных училищ по распределению)))
Ляле понравился мой рассказ, написанный за три месяца наблюдений, и отправила его в редакцию детской белорусской газеты. Рассказ сократили раз в 10, и напечатали! (Эту газету , как и многие другие мы  выписывали, и всегда утром часов в 10 спускались на первый этаж за «чтивом»)
Будущие творческие люди  были в восторге! Ляля в своей жизни написала много рассказов, воспоминаний, и издала замечательную книгу под названием «Конфетти». Пользуясь современными возможностями, эту книгу можно заказать по ссылке  https://ridero.ru/books/konfetti/
Потом я написал в эту газету ещё несколько рассказов и составил несколько кроссвордов. Рассказы больше не печатали, а кроссворды поместили все! В день выхода газеты я ждал почтальона на первом этаже, дрожащими от волнения руками брал её у почтальона и с огромным волнением  слова «Составил Володя Броудо» в разделе «Загадки и кроссворды».
В те годы издавалось достаточное количество детских газет (для октябрят, пионеров, комсомольцев). Чего не скажешь про современную  печатную продукцию. Вероятно, поэтому сейчас у молодых меньше вероятность пробуждения способностей и талантов к писательскому труду.
Вообще, поколение 50-60-70-х поголовно, а часто и «запоем» читало.Я посчитал, что за 10 лет учёбы  прочитал почти 300 книг. Дети Уручья пользовались школьной библиотекой, а так же великолепной библиотекой в Доме офицеров («царство подполковника Зильбермана»), который был в 100 метрах от «отчего дома».


Детство юного корреспондента протекало как у всех. Папа пригласил домработницу с проживанием тётю Женю. Она заикалась, и по детской глупости я и Ляля часто её передразнивали.
Только когда папа женился (перед поступлением меня в МВИЗРУ), тётя Женя перед уходом  рассказала, что 18- летней девушкой попала в фашистский концлагерь у г. Осиповичи в 1941г. , где подверглась пыткам , насилиям и издевательствам, отчего и стала заикаться. В 1942 году ей с несколькими женщинами удалось сбежать. С тех пор она  как сирота жила в чужих семьях. В 70-е годы папа её устроил уборщицей в «иностранную гостиницу» , и «пробил» через начальника училища ей однушку на первом этаже на ул. Гуртьева (9 км, городок МВИЗРУ).
Тёте Жене удалось невозможное – она практически полностью заменила мне маму. Во всяком случае в таком возрасте. Кормила, провожала в школу, гладила пионерский галстук, а когда провинюсь – зажимала голову между ног и не очень больно, но обидно, порола. Всё пошло на пользу, дорогая  тётя Женя, вечная Вам светлая память !
 
Как и многие уручские пацаны, я участвовал в драках. 15 дом по Спортивной исторически враждовал с соседним ДОС-1. В 15 доме (1954 г постройки)  жила интеллигенция МВИЗРУ, а в довоенном Доме Офицерского Состава в коммуналках жили семьи военнослужащих 120 мотострелковой дивизии. Взаимное прохождение по двору было чревато…  Владимир вспоминает, что однажды «команда» 15 дома и «команда» ДОС-1 кидали друг в друга камни. Я тоже кидал. И наблюдал траекторию «своего» камня до попадания его в голову «противника» .. Когда противник упал, все разбежались.
На следующий день опять ЧП. Ко мне «пристал» парень из 13 дома (сейчас там спортивная гостиница и кафе в пристройке).  Начал бить по лицу. Я не мог перенести унижения, «озверел», схватил случайно попавшийся кол длиной метра полтора, и бросился на противника. Увидев моё лицо, искажённое злобой и решимостью умереть в бою , противник ростом на полторы головы выше в панике бросился домой (вспомним Федю и Шурика из кинофильма «Операция Ы»). Забежав в подъезд, он еле успел закрыть за собой дверь. В порыве злости кол полетел в дверь остриём, пробил её насквозь, и застрял. Теперь пришла очередь атакующему в панике покинуть боевой порядок и закрыться в своей квартире.
Вечером пришёл разъяренный отец. Не бил, но орал так, что лучше бы выпорол.
Отцу пришлось извиняться и менять этой семье дверь. Успокоившись, он спросил – кто первый ? Я сказал он. На этом всё закончилось. Отец же был фронтовиком…
К окончанию школы я учился практически на одни пятёрки, и готовился к поступлению в МРТИ (Минский радиотехнический институт). В 5 классе я самостоятельно мог собрать радиоприёмник прямого усиления в мыльнице, а в 8 классе – и супергетеродинный. Участвовал в выставках технического творчества молодёжи. Посещал кружок «Юный техник» , который вели слушатели МВИЗРУ.  Однако  стать гражданским инженером мне не довелось.
Я с друзьями, как обычный юноша, стал ходить на танцы в Дом Офицеров. Перед этим немного для смелости выпивали «Портвейн 777» или водки. А на танцы приезжала враждующая с Уручьем группировка «танцоров» из Колодищ.
Как настоящие урученцы, мы не убегали, когда начиналась драка у входа в Дом Офицеров, недалеко от памятника Ленину. Один раз меня уронили, и били головой об асфальт, от чего я неделю не ходил в школу. А вот когда наша «команда» начинала побеждать, вмешивался милиционер – участковый по кличке дядя Вася и по очереди увозил буянов и драчунов в люльке трёхколёсного мотоцикла на Первые ворота, где был милицейский «околоток». Звонили отцам.
Отцы забирали провинившихся несовершеннолетних домой.
- Я должен унижаться в папахе перед лейтенантом ! – орал разъяренный папа
После второго привоза на Первые ворота папа на удивление спокойно вспомнил все мои прегрешения начиная с детского сада ( а их было много, даже два поджога собственной квартиры с целью посмотреть «пожарников» и их красные машины).
- Твои документы уже в МВИЗРУ, забудь по МРТИ ! – вынес приговор папа.
На выпускном вспоминаю удивлённые глаза учителя русского языка и литературы  Эмилии Константиновны Заварзиной, узнавшей, что я поступаю в военное училище:
- Зато ты не станешь «солдафоном» - грустно сказала она

Так началась моя военная судьба.

31 июля 1971 года мне исполнилось 17 лет. Этот день стал первым  из трёх лет «казарменной жизни». Мне нравилась учёба, но жизнь в казарме была в тягость. Не моё. Повезло с согруппниками и командирами, это мне и позволило окончить училище с «красным дипломом». Спасибо, ребята !
Подробно о моей учёбе и моих друзьях и командирах по МВИЗРУ – здесь   http://www.proza.ru/2012/09/23/763
Какие основные вехи  воспоминаний о выпуске? Наверное, что приходит в голову сразу:
- лишение меня красного диплома за два дня до выпуска в июне 1976 г в связи с жалобой одного  товарища из первой группы, что я пересдавал начертательную геометрию на 1 курсе с тройки на четвёрку
- первая отданная мне как офицеру воинская честь на КПП-1 Уручья. Рубль достался сержанту – дежурному из 120 мсд
- так как я возвращался с выпускного вечера уже в темноте, мне отдал воинскую честь майор, приняв меня за подполковника (5 курс был лёгким, практически без физо, и у меня отрос подполковничий животик)
….
Я должен был быть направлен служить в качестве мнс (младшего научного сотрудника) в 45 НИИ МО СССР  г. Москва. Без московской прописки туда не назначали, но мой дед обещал моему отцу прописать меня у себя в доме на Госпитальной площади в Лефортово. Но он к тому времени повторно женился (бабушка умерла ранее), а у его жены Руфы были свои родственники.
Так я стал обычным войсковым офицером 1 Отдельной Армии Особого Назначения ПВО. И встал в строй защитников неба Москвы , в том числе и родственников Руфы в качестве старшего инженера РСПК  ЛПРСА ОСЧ в/ч 11291 (ст. Трудовая, Дмитровский район, Московская область).
РСПК  ЛПРСА ОСЧ – это разъездная станция периодического контроля лаборатории поверки и ремонта спецаппаратуры отдела службы частот. Это капитанская должность, командировки по всей Московской области на спецмашине на базе ЗИЛ-157, в месяц 20-25 дней. По приезде нас ещё умудрялись ставить в наряд.
Я был на хорошем счету, меня командир в/ч 11291 полковник Каплич Виктор Константинович уважал, мне он доверял и ставил с лейтенанта дежурным по части. Помощниками ходили у меня капитаны и ст. лейтенанты. Но не завидовали этой «должности», дежурили добросовестно.
Думаю, что командир надеялся, что я женюсь на одной из его троих дочерей, мы встречались с младшей, но не сложилось…
В командировках случалось разное. Например, однажды прибыли в полк, нас разместили в пожарке. Заснули. Вдруг меня будят. Открываю глаза – командир полка. Иди в соседнюю деревню, там за то, что плохо вёл себя на танцах, твоего старлея закрыли в заброшенной избе и окружили.  Мне на полк ЧП не надо, разбирайся сам. Пошёл в казарму, разбудил солдата водителя и сержанта поверителя, взяли палки и пошли выручать. Когда пришли, у старлея Виктора Р. была порвана рубашка, и оторван галстук. Но за 3 обещанных  бутылки деревенские его простили…. Было много неприятных ситуаций - переворачивались машины и пр. Каплич всё знал, но если виновник сам решал вопрос, то вопрос не поднимал.
Светлая память Вам, командир !
Через три года, в 1979 г. меня перевели на «стационар», и командировки прекратились. Если по теме воспоминаний – да, я несколько лет был редактором стенгазеты ОСЧ, которая занимала только первые места в ОСЧ, части и гарнизоне, пока ОСЧ не преобразовали в отдельную воинскую часть 62056, и меня не назначили в ней заместителем командира – главным инженером.
Содержанием стенгазеты наполнял я (как сейчас говорят – контентом), а оформляли за "ноль пять" технического спирта прапорщики  Жора Чапюк  и Саша Шарапанюк из конкурирующей части))
Светлая Вам память, Жора и Саша!
В\ч 62056 – БИТ (База измерительной техники 1 ОА ПВО ОН)

Став зам. командира – главным инженером отдельной  в/ч, было не до творчества. Кто служил, меня поймёт. Подробнее об этом периоде моей службы – здесь http://www.proza.ru/2014/01/20/1281
В 1994 году по приказу Ельцина по московским и подмосковным воинским частям проехал герой Афганистана генерал Громов с целью ликвидировать большинство и сократить офицерский корпус максимально. Выполнил он эту задачу блестяще, сказав мне (доклад делал я, как ведущий метролог), что «метеорологов нам не надо, можно прогноз погоды брать у гражданских».
Доклад состоялся в июне, а с 1 октября БИТ не стало.
И в 40 лет я убыл на пенсию, по тем временам размером 80 долларов. Жену тоже из части сократили, сын школьник, квартира служебная.

В конце 1994 г. устроился инженером на котельную соседнего военного городка, зарплату так и не заплатили за два месяца работы. Устроился в ВОХР охранять Минздрав РСФСР (метро « Проспект мира».  Стоял на первом посту с дубинкой РП-74 и газовым револьвером «Айсберг». Платили очень мало, но вовремя. «Доктора» меня называли «наш генерал» за камуфляжную форму и не спадающий ни при какой жизни живот.
Конечно, не покидало чувство унижения после своего воинского пути…
Наконец, благодаря помощи бывшего начальника политотдела нашего Трудовского (Катуаровского) гарнизона полковника Белякова Владимира Иосифовича, с 1995 по 2010 год работал на авиационном досмотре в аэропорту Шереметьево  (пассажиры, грузы, почта, воздушные суда, бортпитание и пр.) старшим инспектором. Работа тяжёлая, сменная, ответственная. Зато за 15 лет – ни одного дня не задержана вполне приличная зарплата.
Что касается рассказов о работе в Шереметьево, я пока воздержусь. Во первых, есть профсекреты до конца жизни. Во вторых тяжело писать о том, как нарастала  коммерциализация, разделение функций, денег этого славного аэропорта. Результат Вы можете наблюдать по последним событиям 2017-2018, а особенно 2019 года. Очень обидно.
В 2011 году вышел на пенсию, и вся творческая энергия , копившаяся годами, вырвалась наружу. Я написал множество книг, возглавил Литклуб Трудовая, был главным редактором газеты «Трудовые будни» и членом редколлегии газеты «Некрасовский вестник» (как и многие, её ликвидировали в 2018 г). Веду активную общественную работу  https://ok.ru/trudovaya     создаю Музей   https://ok.ru/myzejistoriitrydovaja   , старший дома. Меня в поселении и Дмитрове знают многие.
Мной в благодарность МВИЗРУ уже издано  9 Сборников «Благословенно МВИЗРУ ПВО», 15 Сборников Литклуба Трудовая, 12 книг истории поселения для Музея Трудовой, а так же много своих книг и книг талантливых авторов .


Итак, главными факторами того, что я получил творческий импульс , являются:
- моё сокращение из армии
- опыт работы в разных коллективах
- появление свободного времени

Пишу это впервые, и надеюсь, что многие меня поймут.
Честь имею!
                Броудо Владимир Борисович


Рецензии
Какую можно написать рецензию?
Прежде всего - безмерная благодарность за то, что это всё сохранено в памяти и письменных трудах!
Мира, радости и
вдохновения на долгие годы!

Натали Соколовская   03.04.2021 20:08     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.