Цыгане рыбаки

               
    Сколько городов или деревень с юмором может назвать обычный человек, не занимающийся специально вопросами юмора. Так, лежащих на слуху: -Одесса, Габрово (в Болгарии), Сорочинская ярмарка на Полтавщине, пожалуй, и всё. Иссяк мой мировой список.

    А в Беларуси имеется несколько населённых пунктов известных своим юмором. Первым в этом списке находятся Автюки на Гомельщине, где проводится республиканский фестиваль юмора. Дальше можно отметить деревню Спорово в Брестской области, где проводится областной фестиваль юмора. Еще один значимый населённый пункт в нашей местности деревня Маньковичи, что в Столинском районе. Она не является каким - то центром юмора, но сама деревня стала объектом многих юмористических рассказов.               
 
    Объявление по радио на железнодорожной станции: -Поезд Ленинград-Львов прибывает на второй путь. Для маньковцев, поясняю -третья и четвёртая рельсы от перрона.               
Или такая сценка. Сидит маньковец возле сарая и стучит молотком по железяке.                Сосед его спрашивает.                -Иван. Что ты делаешь, чего стучишь на всю деревню?                -Мину разбираю.                -Так она взорвётся!                - Ничего страшного, у меня ещё одна есть.               

Поселились у одного маньковца две девушки.                Спрашивают дедушку: –Дедушка, а у вас есть баня?                –А сколько той зимы? -он отвечает.                –А летом где умываться?                Дедушка в ответ: -Так за хлевом (сараем) речка протекает.               

         Особенностью жителей, проживающих в этих населённых пунктах является то, что они не обижаются на юмор, а сами с удовольствием участвуют в этом юморе и даже гордость у их за такое к ним внимание.               
 
Можно ли высказать обиду на такой вопрос?                -Почему споровцы не едят помидоры?                - Не едят, потому, что голова в трёхлитровый слоик (банку) не входит.               

А всё началось как-то после войны и рассказанной шутки.                Собрал военкомат споровцев, после освобождения деревни от немцев, и объявил о призыве в армию. Толпа молчит.                А потом голос: - В армию со своим оружием идти или там дадут?              Ну и пошло, и поехало.               

    Это была деревня, в которой собака даже озеро спалила. Это уже не с области юмора. А дело было так. Собрались зимой добры молодцы- споровцы, на гулянку. А к ним привязалась дворняжка. Куда они, туда и она. То визжит, то лает. Поймали они её, привязали за хвост кусок пакли, подожгли и пустили беднягу. А он не будь дурой, бросилась к озеру, помнила, что там была вода и рыбка попадала на зуб, и кусок хлеба от рыбаков. Забежала в камыши. Спасенья искала. А камыши то сухие, и полыхнуло озеро.                Ну и сейчас, в обиходе, если прозвучит слово Спорово, говорят: -А, гэто тое сэло, в якум сучка гозэро спалыла. (А, это то село, в котором собака озеро сожгла).               

   На весь район споровцы являются отменными рыбаками. Ревниво защищают свои водные просторы. Улица деревни расположена вдоль озера, где у каждого есть свой берег. Обмануть их очень сложно. Редко, но однажды  случился такой случай.

    Это были времена, когда по сёлам и деревням таборами передвигались цыгане. Надо сказать, что деревня Спорово и соседнее село Здитово находятся как на полуострове. К ним, с западной стороны через мост на реке, ведёт дорога по высокой гребле. С северной и восточной стороны расположены непроходимые болота, а с южной, большое озеро, носящее наименование Споровское.

    Чего цыгане забрели сюда, история умалчивает. Расположились небольшим табором на пустыре посреди деревни, развели свои костры. Женщины побежали погадать среди местных жителей. Мужская половина цыган застучала молотками в походных кузницах. Вечером запиликала скрипка, они мастера играть на этом инструменте. Назавтра собрались цыгане с интересом рассматривать как споровцы тянут рыболовные сети. Немного было улова. Предложили цыгане этим рыбакам ловлю рыбы по – новому, по-своему. Попросили местных рыбаков назавтра принести пару борон и побольше верёвок. Как, что- то такое нашло на этих людей.

   Принесли споровцы пару-тройку борон и верёвки, и собрались на следующий день посмотреть, как будут цыгане ловить рыбу этими боронами. Большая толпа собралась. На лодках отвезли эти бороны в озеро, привязали их за верёвки и стали тянуть к берегу. Упираются цыгане, местные стали им помогать. Шум, гам. Вытянули цыгане бороны на берег. Нет рыбы. Ничего, заверили цыгане. Сейчас будет улов. Снова поплыли лодки на озеро. Снова начали тянуть с озера бороны. Такого смеха с незадачливых рыбаков берега озера и озеро не слышали.

   Пристыженные цыгане свернулись, устыдившись насмешек настоящих рыбаков и быстро собравшись уехали с деревни. Долго ещё стоял шум на берегу, смех и язвительные выкрики в адрес незадачливых рыбаков неслись в спину цыганскому небольшому каравану, который вскоре скрылся с глаз.

    Разошлись вскоре споровцы по домам. И тут выяснилось, что во многих домах были похищены и продукты питания, хлеб, кое-что с одежды и разные вещи. Пока одни цыгане и споровцы ловили боронами рыбу, другие цыгане пошастали по домам.

   Разъярённые от такого нахальства споровцы снарядили погоню за цыганами. Да не смогли догнать. Горел деревянный мост через реку. Не до пропажи уже было дело. Тушить мост стали. Сгорит и отрежет деревни от большой земли. С тех пор цыгане в эти края не заезжали.               

   Новинки в движении автотранспорта и людей у споровцов также стали объектом внимания.                Обнаружили споровцйы, что в райцентре установили несколько светофоров. Как это в райцентре есть, а у них нет. Увезли один в деревню и установили на перекрёстке. Пусть стоит, хотя и не работает. Стала милиция разыскивать куда делся светофор? Кто-то высказал мнение: -Наверно споровцы украли. Точно. Приехала милиция в деревню, а он стоит закопанный на перекрёстке. Искать виновных не стали. Главное нашёлся светофор.               

   Своим характером и безобидным юмором достигли и решения одного важного социального вопроса.               

   Поставила автослужба в деревне Спорово столб с надписью «А»- остановка автобуса, обозначили место для остановки автобуса и места высадки и посадки пассажиров. Нет ни скамейки, нет и простейшего навеса. Сколько не обращались споровцы в разные инстанции об устройстве нормальной автобусной остановки, нет подвижек в решении этого простого вопроса.

   Решили споровцы по-своему. Установили на обозначенном месте как автобусная остановка - туалет. Перенесли с пустующего дома. На дверях корявыми буквами написали: «Автобусная остановка». Едут и проходят прохожие, все смеются от такой выдумки. Дошло до районного начальства. Не прошло и двух недель, стала там нормальная оборудованная остановка.               

   Юмор и туалетная критика помогли.


Рецензии