Короткая повесть о Зое и Владимире
Глава 1. Солдатский суп
Два эшелона остановились на небольшом разъезде почти одновременно. Один направлялся на фронт и вёз молодых солдат в сторону границы, а из открытых дверей второго выглядывали бледные, испуганные ребятишки разного возраста. Их везли на восток, подальше от фронта. Маленькая рыжеволосая девочка с голубыми, как белорусское небо, глазами первая спрыгнула на землю и потянулась к мелким сиреневым цветочкам, выглядывающим из травы. От этих невзрачных полевых цветов шел едва уловимый нежный запах, а от чистого неба и простора над степью веяло каким-то спокойствием. Казалось, что нет никакой войны.
Девочка посмотрела по сторонам и спокойно уселась на блестящий рельс, уже нагретый летним солнышком. У их эшелона не было паровоза, стало понятно, что поезд тронется ещё не скоро. Из эшелона напротив стали выпрыгивать солдаты в новеньких гимнастёрках и пилотках. Они весело переговаривались, шутили, с любопытством посматривали на соседний поезд. Один молодой солдатик подошёл к девочке, оглядел её с ног до головы и ласково спросил:
- Как тебя зовут, красавица?
- Зойка, - тихо ответила девочка и покраснела от смущения, так что её веснушки сразу стали золотыми, а две тоненькие косички, перевязанные цветными лоскутками, подпрыгнули на худеньких плечиках. Её ещё никогда не называли красавицей, и это было приятно каким-то новым, незнакомым чувством.
Солдатик заметил смущение девчушки, напомнившей ему собственную сестрёнку. Ему хотелось подольше побыть около этой девочки, чем-то её порадовать. По виду было ей не больше пяти лет, а застиранное ситцевое платье неопределённого цвета было ей велико и говорило без слов о тяготах и лишениях войны и оккупации. Он нагнулся к девочке и снова спросил:
- Сколько тебе лет, Зоенька, и куда ты едешь?
- Мне пять лет и я еду домой, - девочка уже смелее подняла на солдата глаза и чуть улыбнулась, - Там, в вагоне моя мама. Мы все едем туда, где нет войны.
Солдат тоже улыбнулся и сказал:
- Ты не уходи, подожди меня здесь, я быстро.- Он побежал в сторону вагона с полевой кухней и вскоре вернулся, протягивая девочке чуть помятый солдатский котелок с супом и ложку, - Ешь, пока тёплый суп.
Зоя взяла котелок двумя руками, поставила к себе на колени и начала торопливо есть. Ей показалось, что такого вкусного супа она не ела никогда в своей короткой жизни. Через несколько минут котелок был пуст. Тут раздался требовательный гудок паровоза, и эшелон с солдатами медленно тронулся. Девочка вскочила, протянула котелок и ложку, поблагодарила и помахала тоненькой ручкой вслед солдату. А тот уже на ходу вскочил на ступеньку последнего вагона и тоже помахал в ответ. Эшелон спешил на фронт. В это лето 1944 года наша страна уже была свободной от врага, бои шли за освобождение Европы от фашистской чумы. И сколько ещё таких молодых солдат осталось лежать в чужой земле.А до победы было ещё так далеко.
Глава 2. Война.
Когда началась война, Зойке было всего полтора года, и она, конечно, не могла помнить, как отец ушел на фронт, как прятались в брянских лесах, как попали в лагерь. Помнить себя Зойка начала лет с трёх-четырёх. Вот она лежит в тени под небольшой скирдой из трёх составленных снопов пшеницы и слышит мамин голос:
- Принеси воды, Зоюшка!
Зойка вскакивает, берёт жестяной ковшик и бежит к роднику под старым деревом. Набирает почти полный ковшик и осторожно, чтобы не расплескать, идёт к маме. А мама уже спешит навстречу.
Маленькой Зойке ещё невозможно было понять, как тяжело приходилось матери работать с утра до ночи то на коровнике, то в поле, недоедая и переживая за ребёнка. Уже потом, чуть повзрослев, Зоя испугалась, однажды увидев мамину спину, исполосованную шрамами от побоев.
Немцы под руководством Гитлера возомнили себя арийской высшей расой. Всех остальных людей они считали просто рабочей скотиной и на оккупированных территориях превращали людей в рабов. Евреев загоняли в гетто, а потом в концлагеря и газовые камеры. А всех остальных местных жителей, которые не успели спрятаться в лесах, отправляли в лагеря. В таком лагере и жили в ужасных условиях женщины и дети. Били немцы за любую провинность. Били маму, когда она, падая с ног от усталости, не могла справиться с непосильным трудом на коровнике.
От отца не было ни одной весточки с фронта. Наверное, он погиб в первые дни войны, как сотни тысяч солдат. В родной деревне не осталось никого, только обгорелые остатки печей. Только через долгих три года, когда прогнали фашистов, всех , кто выжил, освободили из лагеря и вывезли военным эшелоном подальше от войны. Тогда Зойка с мамой смогли вернуться в родную деревню.
Война ушла от них далеко на запад, а здесь надо было восстанавливать жильё и налаживать мирную жизнь. Зойка пошла в школу, училась хорошо, очень старалась, чтобы не огорчать маму, которой было нелегко работать в колхозе с утра до ночи. Мама болела, но крепилась изо всех сил и по вечерам, укладывая и обнимая Зойку, шептала ей:
- Ничего, доченька, скоро жизнь наладится, будет и на нашей улице праздник.
Праздника всё не было.
Наоборот, однажды мама не смогла подняться с постели и лежала с закрытыми глазами бледная, неподвижная. Зойка испугалась, побежала в соседнюю избу и позвала соседку тётю Нину. Соседка принесла какую-то настойку, пыталась напоить маму. Но к вечеру мама умерла. Зойка осталась одна. Через несколько дней за ней приехали на военном «газике» и увезли в город, в детский дом. Так Зойка в 11 лет стала круглой сиротой.
Глава 3. Хочу учиться.
Никого из родных у Зойки не было, а в детском доме у неё вскоре появились подруги, там было весело и довольно сытно. В школу ходили рядом с детским домом, через дорогу. Зойка училась хорошо, особенно легко ей давались математика и физика. Учителя её хвалили, даже посылали на олимпиады. Но вот куда идти после окончания семилетки?
Директор детского дома вызвала к себе Зою и сказала:
- Поедешь в Ашхабад, в строительное училище. Вот у меня на столе направление для тебя и ещё для трёх девчат.
Зоя сначала опешила от возмущения, покраснела и две секунды молча стояла перед директоршей. Но быстро опомнилась и решительно заявила:
- В Ашхабад не поеду. Не хочу я быть строителем! Хочу учиться дальше, окончить десять классов и поступать в институт!
- Но это распоряжение заведующего гороно, - возразила директор, - Что я могу сделать!
Зоя взяла со стола своё направление:
- Я сама пойду к заведующему и всё ему объясню! – она повернулась и вышла из кабинета.
Через полчаса Зоя в своём самом нарядном платье с папкой для тетрадей в руках уже входила в здание городского отдела народного образования.
- Ты куда, девочка?- остановил её вахтёр.
- Мне к заведующему. Меня из детдома послали, - спокойно и уверенно заявила Зоя. Вахтёр назвал номер кабинета и велел подниматься на второй этаж.
Секретарша, полная седая женщина со строгой прической, заглянула в кабинет, что-то сказала заведующему и кивнула Зое:
- Входи, раз пришла.
Зоя смело вошла, поздоровалась и подошла к столу заведующего:
- Я Зоя Бондаревич из детского дома. Окончила в этом году с отличием семилетку и хочу учиться дальше. А вы направляете меня в Ашхабад учиться на строителя.
- Таково распоряжение из области – всех сирот, окончивших 7 классов, направлять в ремесленные училища. Ничего не могу поделать, - заведующий развёл руками и даже привстал, давая понять, что разговор окончен. Но Зоя с таким решением согласиться не могла.
Она решительно шагнула к столу и почти крикнула:
- Свою дочку пошлите в ремесленное училище, в Ашхабад. А я никуда не поеду! Хочу учиться дальше здесь! Окончу среднюю школу и поступлю в институт. Хочу стать учительницей.
Заведующий опешил от такого напора и смелости пятнадцатилетней девочки. Его боялись и не смели с ним таким тоном разговаривать даже учителя со стажем. Может быть , смелость этой юной комсомолки произвела на него впечатление. Во всяком случае, директор детдома сообщила Зое через пару дней, что её переводят в детский дом города Армавира, где она будет заканчивать школу.
Глава 4. Володя.
Три года спустя Зоя стояла с небольшим чемоданчиком перед дверью педагогического института в городе Армавире и читала объявление о работе приёмной комиссии. Там было написано, что выпускники школ, получившие золотые медали, принимаются без экзаменов, по собеседованию. К её огорчению, медали у неё не было. Все годы она была отличницей и, как говорили, шла на медаль. Но, очевидно, подвело то, что в годы войны она была в оккупации.
Не всем учителям это было понятно и приятно. Вот учительница химии придралась к Зоиному ответу на экзамене и поставила «четверку». И учительница русского языка за сочинение тоже поставила «4». Зоя подошла к ней потом и спросила:
- Ольга Петровна, какую ошибку я допустила в своём сочинении?
- Ты, Зоя, написала вместо слова «обрез» слово «отрез». Стыдно !
Зоя хотела возразить, что быть такого не могло, что она прекрасно знает, что такое обрез, потому что «Поднятая целина» Михаила Шолохова – это её любимая книга. Но молча повернулась и ушла, чтобы Ольга Петровна не видела набежавших на глаза слёз. Зоя поняла, что медаль ей не дадут, и что ничего уже сделать нельзя.
Теперь ей предстояло хорошо сдать пять вступительных экзаменов и осуществить свою мечту – стать учительницей.
В приемной комиссии надо было кроме Аттестата зрелости и паспорта ещё подать заявление и автобиографию. Зоя сидела и обдумывала каждое слово своей короткой биографии. Что писать? Родилась в декабре 1939 года в Белоруссии. Отец и мама были учителями. Отец погиб на фронте, мама умерла в 1950 году. Росла в детском доме, окончила среднюю школу. Комсомолка, участвует в художественной самодеятельности, увлекается спортом. Вот и вся биография. А о том, что они с мамой во время войны находились в лагере, она не написала. Здесь её никто не знал. Сдала все пять экзаменов и поступила.
Началась новая, студенческая жизнь. Было нелегко прожить на стипендию в 170 рублей. Но других доходов не было. Зато повышенная стипендия уже была 210 рублей, и Зоя дала себе слово учиться только на повышенную стипендию. Это было нелегко, постоянно хотелось есть. Самой дешевой и доступной едой были арбузы. Хорошо, что стоили они по 5 коп за килограмм и их можно было есть в августе, сентябре и октябре.
В отличие от других девушек, которые приехали из дому, в общежитии Зоя чувствовала себя свободно. Она умела делать генеральную уборку, мыть окна и полы, смело разговаривала с комендантшей . Девчата единогласно выбрали её старостой.
В детском доме Зоя научилась вязать и вышивать, шить коврики из лоскутков . И здесь очень пригодились все её умения. Очень скоро комната, в которой жила Зоя и ещё пять девчат, стала самой уютной и заняла первое место в соревнованиях по общежитию. Около каждой кровати появились цветные коврики, на тумбочках – кружевные салфетки, на окне – занавески. Сюда не стыдно было пригласить и парней с факультета. А парень у Зои был.
Это был Володя, студент второго курса, будущий физик. Познакомились они ещё в феврале, когда Зоя заканчивала десятый класс, и их, старшеклассниц, пригласили в пединститут на студенческий бал, посвящённый Дню Советской Армии. Тогда Зоя скромно стояла под стеночкой актового зала, стесняясь своего единственного платья и видавших виды черных туфель на низком ходу. Другие девчонки весело кружились в вальсе, а её всё не приглашали. Но вдруг к ней подошел невысокий коренастый студент с красивой пышной шевелюрой.
- Меня зовут Владимир, а Вас? Пойдемте танцевать, - он протянул руку, и Зоя шагнула ему навстречу.
Оказалось, что танцует он хорошо, что он тоже приехал в Армавир из Белоруссии, что мечтает стать астрофизиком. А Зоя тогда сказала, что обязательно поступит в этот же институт на физико-математический факультет, потому что давно хочет стать учительницей. Весь вечер они танцевали только вдвоём. А потом Владимир проводил Зою до ворот детского дома и пожал руку на прощанье.
После этого памятного бала они не виделись . Зоя много времени сидела над книжками, готовилась получить Аттестат с золотой медалью. А Володя после сессии на всё лето уехал в стройотряд.
Встретились уже в институте – Владимир на втором курсе, а Зоя – первокурсница. Теперь уже ничто не мешало им встречаться в библиотеке, в парке, в общежитии и в спортзале. Оба увлекались спортом, вместе ходили в кино, спорили о фильмах. Зоя любила читать. Брала в библиотеке книги о школе, о прошедшей войне. Очень нравилась ей книга Антона Семёновича Макаренко «Педагогическая поэма». А Владимир в свободное время читал журналы «Наука и жизнь», «Техника молодёжи» и мечтал о том времени, когда сам сможет приобщиться к космической технике.
Вскоре они поняли, что любят друг друга. Володя сделал Зое предложение стать его женой. Вместе они решили, что поженятся, когда он уже будет заканчивать институт. Поедет по назначению, а Зоя через год сможет к нему приехать.
Так всё и вышло. Скромную комсомольскую свадьбу сыграли в апреле 1961 года, после полёта Гагарина в космос. Володя был принят в аспирантуру Новосибирского университета, жил в Академгородке. Там и началась их семейная жизнь с её радостями и бедами, волнениями и победами.
Послесловие.
Несколько лет назад Зоя и Владимир отпраздновали золотую свадьбу в кругу детей, внуков и правнуков. Они по-прежнему увлекаются спортом, любят читать и горячо любят друг друга
Свидетельство о публикации №219101200719
Ольга Гаинут 03.11.2019 01:48 Заявить о нарушении
Вам удачи и добра!
С теплом души, Рита
Рита Аксельруд 03.11.2019 11:48 Заявить о нарушении