Дрожь планеты. Глава 33 - Причины и связи

Максиму не доводилось скучать на борту инопланетного исследовательского судна. В перерывах между восстановительными лечебными процедурами он и Том живо интересовались культурой и обычаями гостей издалека. Как произошли сами люди, пришедшие с их далёкого созвездия Викрум не ответил. Он лишь намекнул, что такая информация известна их старейшинам, но понять её весьма сложно. Викрум обронил фразу: «Многие идут к этому всю жизнь, претерпевая различные стадии обучения, но суть таинства всё равно открывается немногим. Более я ничего не могу тут добавить».

Земных мужчин потряс уровень технических достижений, которые демонстрировала эта цивилизация. Перемещение объектов в антигравитационном поле, получение информации о любом человеке силой мысли, специфические двигательные установки, способные совершать мгновенные скачки на желаемое расстояние – всё это являлось далеко не полным перечнем того, с чем кратко ознакомили любопытных землян Викрум и Зен.

К их большому сожалению Викрум запретил выдавать землянам какие-либо носители информации с подробными данными об их технологиях. Командор считал, что эти изобретения для неокрепшей земной цивилизации могут принести больше вреда чем пользы. Его краткое замечание звучало так: «Вам самим предстоит пройти весь цикл поиска новых технологий. Знания набираются постепенно и оно, в некотором роде, несёт оттенок субъективности. Дальнейшие изыскания приводят к новым открытиям и совершенствованию технологического уровня развития всего народа Земли. Тем самым старые теории и догмы отмирают естественным образом - не нужно препятствовать их уходу. Чем больше вы сопротивляетесь, тем длиннее станет дорога к прогрессу. К тому же не надо забывать о своей природной земной сути, нужно соблюдать баланс между биологическими возможностями человека и их техническими протезами. Расы, нарушившие этот универсальный закон, не долго существуют среди звёзд. В лучшем случае им приходится скатываться до уровня примитивных рас. Надеюсь, вы поняли меня верно».

Максим и Том только вздыхали. Им нечего было возразить в ответ. Они, как инженеры-проектировщики, были заняты своей областью деятельности и не думали о влиянии фактора технологий на общее благо человечества. Инженеры не производили оценок того, насколько может быть пагубном тот или иной путь развития техносферы для самой же цивилизации, её породившей.

На самые насущные вопросы: «что-же происходит на Земле» и «почему это произошло» Максим пока так и не получил внятного ответа. Ему казалось, что Викрум и Зен всё хорошо знают, но специально уходят от такого неудобного обсуждения. Эта тема стала между ними своеобразным табу. Максу приходилось самому ломать голову при размышлении о сути происходящего. Особенно много времени на это у него оставалось перед сном, когда он устраивался на своей мягкой койке в гостевом отсеке. Поверхность ложа принимала форму тела и могла производить массаж пережатых и затвердевших мышц. За эту функцию отвечал внутренний анализатор человеческого тела с собственным ИИ, являвшийся частью этой чудо-мебели. Даже это оздоровительное влияние не давало бывшему главному инженеру КСР нащупать какое-то правдоподобное объяснение событиям на Земле, которое вкладывалось бы в его собственную систему знаний о природе.

Одним вечером Зен пригласил Максима и Тома пройти в новое для них помещение корабля. Зен назвал эту обширную комнату, со множеством неизвестных приборов и мерцающих трёхмерных экранов, их «научным залом». Там они встретились с Викрумом. Командор судна мысленно сконцентрировался на чём-то своём и отвечал, как бы для вежливости. При этом Максим заметил, что его внимание целиком поглощено собственными рассуждениями.

Землянин не ошибался. Викруму пришло свежее послание от его недавнего знакомого - таинственного хранителя Сайларуса. С ним у него состоялась лишь одна встреча ещё до отбытия в Солнечную систему. Викрум прикидывал: «Так, должно быть случилось что-то выходящее за рамки моего понимания данной миссии. Сайларус говорит о своём скором прибытии. Как бы нам не пропустить его прилёт. Хотя в прошлый раз он явился как из-под земли словно у него был тайный ход на нашу станцию. Придётся подняться на верхнюю орбиту Земли и использовать маскировочный экран по максимуму. Чего же ждать теперь… Если мы что-то выполняем не так, то я наверняка схлопочу от него по полной. Вот мне будет стыдно - командору специального исследовательского судна! Пора бы начать осуществление основной программы полёта, а то волонтёрскими делами мы насытились вполне. Да и Макс давно интересуется всем происходящим. Это большая удача, что нам попался именно такой вовлечённый и активный представитель землян с открытым ко всему новому сознанием. Его напарник тоже хорош, но пока ещё чересчур молод, а потому тороплив, вспыльчив и непоследователен. Думаю, с возрастом он станет в чём-то похожим на Максима. Я и сам, на заре моего обучения, был когда-то таким, но этот краткий этап юности прошёл достаточно быстро. Что же, сейчас всё зависит от действий Максим и его команды». После этого Викрум вернулся сознанием к остальным людям в комнате и заговорил.

- Максим, по твоему здоровому цвету лица и блеску глаз я могу судить, что со здоровьем у тебя стало намного лучше. Лечение у нас довольно эффективное. Оно было разработано на основе несчастных случаев, когда люди по каким-то причинам облучались в открытом космосе. Некоторые звёзды такие мощные, что пары минут вне корабля хватает для острой стадии болезни, которые вы именуете «лучевой». Наши доктора довели методику до совершенства, теперь можно излечить практически любой подобный случай, разумеется, за исключением самых фатальных. – Викрум предпочёл зайти к предстоящей беседе издалека.

- Да, мне и другим людям уже лучше. Думаю, пройдёт ещё пару дней, и все станут как новые! Даже нельзя будет сказать, что мы побывали в такой чудовищной передряге. Методика и вправду совершенная. – Согласился Макс. Том всё время стоял рядом с ним и просто слушал о чём идёт речь. Далее слово взял Зен.

- Земляне, мы не зря позвали вас в эту комнату. В научном зале вы сможете лучше понять суть той природной катастрофы, которая охватила часть вашей планеты. Причём, есть весомый шанс, что эта ситуация вскоре станет глобальной. Подойдите поближе к этому проектору, отображающему схему нашей галактики. Сейчас мы наблюдаем «Млечный путь» изнутри - вы его, кажется, так называете? Если произвести изменение масштаба, то отобразится модель известной нам вселенной. – Зен произвёл в воздухе жест руками - вся схема пришла в движение. – Обратите особое внимание на «смычки» между системами внутри галактики. Пространство не одинаково во всех его произвольных точках. Например, благодаря этой неоднородности мы и разработали один из вариантов наших межзвёздных двигателей. Причём, слово «двигатель» тут употребляется весьма условно, так понятнее для вас. Это скорее устройство по перемещению в материальных видах разнородного пространства, - Зен не успел договорить, Викрум придержал его за руку, показывая, что тот в своём пояснении излишне увлёкся и отклонился от основной темы разговора. Далее командор продолжил разъяснение сам.

- Макс, вы и другие земляне часто спрашивали у меня: «Отчего же сейчас такое творится на нашей планете?», - и я не спешил отвечать. Сейчас вы, наконец, кое-что узнаете об это явлении. Поэтому начнём разбор случившегося, но не сразу с вашей Земли. Вас не удивляет, что наш прилёт в Солнечную систему и ваше попадание на «планету-страж» практически совпали по времени? Вы сперва даже подумали, что мы специально прилетели к вам на выручку. Отнюдь, - это не так. Мы оказали вам необходимую помощь, так как вы были не в состоянии выбраться оттуда самостоятельно. Я уже говорил вашей группе, что такого ни в коем случае не должно было случиться. Та планета, а вернее искусственное образование, не должно подобным образом реагировать на приближение обычного земного корабля. При этом мы получили обратный факт. Итого, первое: произошёл сбой в нашем искусственном спутнике, расположенном на внешнем периметре вашей системы. Про сам спутник пока не будем ничего говорить, это будет уводить нас от основного рассуждения. Далее вы успели изрядно покопаться в одном из подземных центров управления стражем и вытащили оттуда весьма ценный элемент. Я вас в этом не виню, такое произошло из-за недостаточного понимания собственных действий. Часть ваших учёных поплатилась за это жизнью – только это остановило вас от дальнейшего исследования объекта. Что, в общем-то, и спасло ваш «Витязь» от неминуемого разрушения. Я не хотел говорить об этом, когда ваш экипаж был сильно удручён, эта информация опустила бы его и без того низкий моральный дух. Мы не с проста приняли этот опасный для вас объект, который вы всё равно бы не смогли использовать по назначению. Скажу одно, мы не стали оставлять его на той планете, а надёжно законсервировали в неактивном состоянии на своём корабле. Некоторые данные из модуля памяти оказались весьма полезными. Нашим учёным оказалось любопытным взглянуть на мини-сводку основных новостей и событий, происходивших в этой части галактике за последние сотни лет. Когда вы вернулись на Землю, то сразу узнали о возникшей там мощной геофизической катастрофе. Это вторая важная деталь. Ну и, конечно, сам визит нашей «Искры» в эту далёкую и мало обжитую область галактики - что мы тут вдруг забыли? Важно расставить верные причинно-следственные связи между этими примечательными событиями.

- Вы думаете, что я ещё не размышлял об этом всём? – закипел Максим, - что-то, а впустую я времени не тратил. Только вот хорошей догадки или объяснения у меня так и не появилось. Может ты сделаешь нам стоящую подсказку? – многозначительно посмотрел он на Викрума.

- Может быть и сделаю, не торопитесь, и сперва послушайте другую информацию. Я сам столкнулся с ней всего около полугода назад, если говорить в вашем земном времяисчислении. – Викрум развернулся и подошёл к стенду со светящейся звёздной картой. – Вот наша система Росса - так вы её именуете, - а вот и жёлтый карлик - звезда по имени «Солнце». Как видите, расстояние, даже по галактическим меркам, немалое. Мы не совсем соседи по звёздному дому. Между нашими рукавами галактики находится малоизученное не развёрнутое пространство космоса. Там просто неоткуда взяться гравитационным силам, ведь все её источники находятся на солидном удалении. Теперь рассмотрите галактику в разрезе – вам должно быть известно о сложном характере различных видов движения, которые в ней постоянно присутствуют.

- Да, на этом несколько заостряли внимание в космической академии, - сказал Макс, - сам уважаемый профессор тогда сообщал, что «всё это ещё не до конца подтверждённые и изученные данные». Ведь полноценно виды движений внутри галактики можно изучить только, находясь вне её. Это такой своеобразный парадокс.

- Верно подмечено. – Похвалил Макса инопланетный учёный Зен. – Мы делали попытки выйти за пределы галактики, но даже наши автоматические станции долго не выдерживали. Успевали поступать первые скудные данные, а потом приборы отказывали. Видимо, там действуют некие силы, которые переводят всю материю в её первичное состояние. Нужно некое условие, например, наличие массивной звезды, чтобы хоть как-то стабилизировать такой «первобытный» участок космоса.

- Так, а почему вы стали рассказывать мне такие отдалённые вещи, имеющие мало отношения к Земле? – удивился Макс.

- Будь аккуратнее со своими суждениями, - предостерёг его Викрум. - Вся суть в том, что галактика очень сложная и тонко настроенная система. В ней не может быть чего-то лишнего или не имеющего своего предназначения. Плюс ко всему действуют законы эволюции и инволюции. Не все системы обязательно развиваются и совершенствуются, часть из них может проходить процесс разрушения, постепенно приходя к исходному состоянию материи. Под словом «система» я подразумеваю любой набор взаимосвязанных элементов, подчиняющийся общим законам существования вселенной. В вашем случае Земля как раз и является подсистемой в составе Солнечной системы. А та, в свою очередь, вложена в звёздное скопление и т.д. до самого верхнего уровня, выходящего за пределы галактики. Вот мы и добрались до наиболее интересующего вас момента.

- Мы с Томом оба с нетерпением ждём развязки этого слегка затянувшегося размышления, - со долей скепсиса отозвался Макс.

- Может нам сейчас прерваться, и вы оба самостоятельно додумаете оставшуюся часть? – внезапно предложил Викрум, не любивший людей, страдающих умственным иждивением.

- Нет, вы нас так увлекли, теперь мы уж точно желаем выслушать всё до конца, - Том просто взвыл от решающего момента, - мне очень хочется знать, ради чего погиб наш общий товарищ Валерий. Мы, земляне в целом, хотя бы добились чего-нибудь вразумительного от проведения спасательной операции «Надежда»?

- Это лишь сглаживает общую ситуацию. Вы можете бегать хоть по всей планете, но беда только примет иную, ещё более изощрённую форму. А само положение дел при этом не изменится. – Викрум ещё раз обратил внимание гостей корабля на звездную схему. – Как знаете, ваша Солнечная система относительно молодая. Я говорю «относительно» т.к. есть и моложе, но всё равно, по сравнению с центром галактики, это настоящая космическая «юность». Тем не менее, система всё время растёт и развивается. Эволюция идёт поступательными скачками, когда возможны даже откаты назад, но в целом присутствует явное развитие. Поэтому, когда система наберёт определённое качество и полностью реализует свой потенциал данного временного или, другими словами, галактического цикла, начнётся новый круг развития с иным набором присущих ей характеристик. Вы улавливаете мою мысль до этой точки?

- Да, вполне. Это немного запутанно, но общий ход рассуждения ясен, - подтвердил Макс. Том просто молча продолжил слушать командора «Искры».

- Так вот, друзья, вы и ваша система как раз подошли к такому моменту. Не надо думать, что это чистая заслуга одной земной цивилизации. Есть и её влияние, но, в целом, галактика оказывает большее и определяющее воздействие. Особенно её первичное ядро. У него есть собственные частотные ритмы, которым подчиняются иные объекты внутри самой галактики. – Викрум посмотрел на Зена, тот одобрительно кивнул, - это означало, что командор в своём объяснении придерживался верной линии. – Ваша Солнечная система вместе с Землей, с одной стороны, готова принять новые законы существования. С другой стороны – ей мешает сложившаяся на Земле совокупное состояние среды. Слишком сильно нарушен природный баланс во всех земных экосистемах. Проблемы везде: от литосферы до самых верхних слоёв атмосферы. Вы не вышли на рациональное природопользование, хотя такие программы вашими лучшими умами давно были разработаны. Что помешало – судите сами, вам, землянам, виднее. Мы не являемся некими галактическими обвинителями или судьями. – Викрум дал гостям осознать только что произнесённое им, а затем добавил. – Поэтому Земля начала своего рода «бунт» против такого хищнического и «суицидального» отношения к ней. Вы, как хозяева дома, которые совершенно не заботятся о его целостности, своевременном ремонте и правильном функционировании. Сейчас в ваших отношениях с планетой наступила острая фаза. Как будете действовать далее, так и пойдут разворачиваться все последующие события. Я завершил основное пояснение. Мы появились тут по указанию одного из наших сведущих людей, изначально в качестве наблюдающей стороны. Как видите, мы вообще не вмешивались в ход земных дел. Вы там, на острове, воочию убедились, что обстановка не становится лучше, а ситуация на планете только катится по наклонной. – Викрум лёгким мановением руки свернул звёздную схему. Проекция выключилась. – Предлагаю сделать в нашей беседе разумный перерыв до завтра. Постарайтесь сами как следует вникнут в услышанное и сделать соответствующие умозаключения. Какие-то дополнительные детали вы можете аккуратно выспросить у Зена. Он пробудет тут ещё некоторое время. Потом вас проводят в свои гостевые апартаменты.

Максим и Том стояли молчаливыми и несколько ошеломлёнными. Им приходилось усиленно переваривать совсем нелицеприятную для их сознания информацию. Земная гордость и самомнение Макса оказались порядком уязвлены, ранее он считал, что именно такие прогрессивные личности вроде него постоянно толкают всю цивилизацию вперёд по пути непрерывного технического прогресса. Теперь он понемногу начинал осознавать результат от потери баланса между естественным процессом становления цивилизации, где техногенный фактор лишь способствует развитию, от её бесконтрольного роста с исчерпанием всех планетных ресурсов, ухудшением экологии и неминуемой деградацией биосферы.

Позже Макс начал собственное рассуждение: «Мои мечты о счастливой безбедной жизни после отставки, когда я, наконец, смог бы уделять достаточно времени своим нереализованным планам оказались просто несбыточными. Над нами уже навис момент начинающегося глобального коллапса и хаоса. В таком случае битва за существование и выживание окажется единственной человеческой целью, нечто подобное уже происходило у отсталых народов древности. - Думал Макс, похаживая из стороны в сторону по своим апартаментам. - Викрум не выдал нам путей решения этой неурядицы, но недвусмысленно намекнул, что дело стоит именно за нами, землянами. Вот только что же теперь остаётся делать? Совет Земли явно предпримет некие шаги, а если и он мыслит в ошибочном направлении? Тогда катастрофа действительно окажется всепланетарной. Решено: я изо всех сил, пока жив, попытаюсь хоть как-то изменить эту порочную ситуацию. У меня есть верный товарищ Том, с ним мы сможем провернуть любое, даже самое отчаянное дело. Пока у меня не родилось верного способа решения проблемы, но наши новые знакомые ещё не завершили своего пространного и надуманного пояснение. Думаю, что этим космическим странникам нет резона держать нас в постоянном неведении. Если уже была затронута такая серьёзная тема, то стоит ждать некой логичной развязки, иначе их командор не тратил бы на нас времени зря. Посмотрим, что мы далее ещё сможем понять из их витиеватых речей». – На этом моменте Максим перестал мучиться своими же собственными измышлениями и дал изрядно уставшему уму заслуженную передышку.


Рецензии