На велосипеде в Крым

    Разгар лета – время походов и выездов на природу, и я по традиции готовлю своего «коня» к очередному пробегу по Крыму. Благо полуостров рядом. Мне тридцать пять, я полон сил и желаний осуществить задуманное...

    Жил я в ту пору в поселке городского типа Аскании-Новой, что вблизи двух морей – Азовского и Черного, активно занимался спортом, так что здоровье позволяло путешествовать. Близость Крыма с его средневековыми городищами, каньонами, горами, теплым морем и особой историей, конечно же, манили всегда. Об одном из своих путешествий я довольно подробно рассказал в повести: «Странствия неукротимых».
    ...Этот раз собраться прежней командой не получилось. «Что ж, – решил я.  – поеду один, заодно испытаю себя на прочность. По крайней мере, во всем будет единомыслие: еду куда хочу и когда хочу».
    
    Шел 1987 год, время перестройки и массовых экспериментов над народом. В стране дефицит, ничего не достать, даже обыкновенной сгущенки, не говоря уже о других деликатесах. Благо, моя половина сделала небольшую заготовку из мясных консервов, круп и прочего и я спокойно мог готовиться к поездке.
    Кладу карту Крыма на стол и внимательно изучаю ее, заодно прокладываю предстоящий маршрут. Прошлые два велопохода ознаменовались покорением Тарханкута, Большого Ялтинского каньона и цепи невысоких гор вместе со средневековыми городищами. Этот раз задача скромнее – добраться до Керчи и познакомиться с ее достопримечательностями. Расстояние от Аскании-Новой до Керчи составляет, примерно, 400 километров. Сумирую этот и обратный путь, итого – 800. Намереваюсь проезжать в день по 80-100 километров. Это реально. На все про все понадобится недели полторы.
   
    Накануне я приобрел новенький «Турист» и теперь привожу его в порядок. Тот, кто пользовался велосипедом, поймет и оценит, как здорово путешествовать этим видом транспорта! Едешь на комфортной скорости, практически в любом направлении и даже по бездорожью, а вокруг тебя во всем многообразии и очаровании расплескалась жизнь! Словно в замедленном фильме, мимо проплывают поля засаженные пшеницей, кукурузой, подсолнечником и прочими сельскохозяйственными культурами, а откуда-то сверху звучит переливчатая трель невидимого певца. В народе говорят, что в труде открывается второе дыхание. Наверное, оно так и есть: неожиданные встречи, новые повороты и открытия сопровождают нас едва ли не на всем пути.
    У каждого велотуриста свой подход к делу, главное – не брать ничего лишнего, только самое необходимое: небольшой запас еды, фонарик, теплая одежда, инструмент и запаску на тот крайний случай. Жесткое сиденье «Туриста» решил поменять сразу, на более комфортное, широкое от дорожного велосипеда. В какой-то момент я отказался от палатки – лишний вес, вполне достаточно, спального мешка с полиэтиленовой пленкой (защита от дождя и сильного ветра). Готовить буду на миниатюрной плитке, под названием «Шмель», работающей на бензине. Очень удобная штука и затраты небольшие: бутылочки бензина должно хватить сполна. С собой карта Крыма и блокнот с ручкой, традиционно буду вести дневник. Я полон сил и надежд осуществить свой амбициозный план и не беда, что этот раз еду один.

    Выезд назначил на утро в понедельник, 2 августа 1987. Закрепив рюкзак на заднем сиденье с помощью «паука» и попрощавшись с женой (малолетние сыновья в это время крепко спали), я отправляюсь в путь.
    Выехав за ворота, направляюсь по грунтовке в сторону ильинского канала и далее, на крымскую трассу. Увы, с самого начала не задалось, и очень скоро начал накрапывать дождь. Несмотря на теплую погоду, я поторопился натянуть на себя штурмовку, но уже скоро пожалел об этом: меня тут же обветрило и я почувствовал известный дискомфорт... 
    В какой-то момент, отказавшись от более короткой, не предсказуемой грунтовки, выезжаю на шоссейную дорогу. Небольшой встречный ветер не позволяет мне по-настоящему разогнаться, тем не менее, средняя скорость составляет порядка 25 километров в час.
   
    Привожу график движения и хронометраж на трассе: 8-45 – Чаплинка. За спиной 30 километров. Через час пересекаю границу Крыма и Херсонской области. Перекопский вал представляет собой фортификационное сооружение, а именно ров с валом, отделяющее Крымский полуостров от материка. Далее: в 10-50 – город Армянск. Еще + 25 километров; 12-30 – Красноперекопск. Всего пройдено 80 километров. В 13-30 – утомленный переездом и ухудшением самочувствия (в связи с простудой), делаю основательный привал.
   Выкладываю на «скатерть-самобранку» бутерброды с колбасой со свежими помидорами, и запиваю снедь свежеприготовленным крепким чаем. Очень трудно совершать глотательные движения: ощущение такое, будто в горле шип... Тем  временем погода наладилась: стабильно тепло, светит солнце и ветерок в помощь. За спиной почти 100 километров. Проехав еще немного, «разбиваю» бивак в лесополосе. «Довольно на сегодня! Буду ночевать здесь. Неплохо бы оказаться завтра в Каменке, на берегу Азовского моря, но судя по самочувствию, сделать это будет не просто",  –  рассуждаю я.
   
    3 августа. Собрав вещи и уложив их в рюкзак, седлаю своего «коня» и устремляюсь вперед на Джанкой! Воспользовавшись сильным попутным ветром в скором времени достигаю намеченной цели. Несмотря на  недомогание, я вполне удовлетворен – за спиной 140 километров! Выезжаю за Джанкой, преодолеваю подъем на большой мост, под ним железнодорожная нитка. Продолжаю движение по грунтовке вдоль канала. Дорога скрыта зеленью деревьев и колючих кустарников. Облюбовав себе место для ночлега, торможу. Разминаю слегка задубевшие шею и плечи, немного болят руки. На ужин рис с мясом, использую пакетики с концентратами. С трудом глотаю пищу, страшно дерет горло и болит голова, а у меня, как назло, никаких медикаментов. А ведь, казалось, все предусмотрел: и на старуху бывает проруха!
   
    4 августа. Ночь прошла беспокойно, с бесконечными атаками комаров и только под утро я смог сомкнуть глаза. Едва дождавшись рассвета, собираюсь. Головная боль и недомогание. Толком ничего не ел, по-прежнему шип в горле. Короткие сборы и в путь! Продолжаю движение в сторону Белогорска с намерением – в первом же поселке купить необходимые лекарства...
    Проскочил Нижнегорский, где-то в стороне указатель на пос. Советский, торможу под Ильичево. В медицинском пункте, меня встретила женщина-санврач и тут же, оценив мое состояние, потребовала, чтобы я срочно госпитализировался. Категорически категорически отказываюсь от помощи. Приобретаю стрептоцид и еще какие-то таблетки от боли, тут же принимаю их, запивая водой из фляги. Вновь продолжаю свой путь на юг, юго-восток в сторону Керченского полуострова.
   
     Делаю остановку: передо мной горный пейзаж, дорога на Старый Крым, на побережье. Самочувствие паршивейшее: дерет горло. Сейчас бы в постельку!.. В местечке Владиславовка  резко ухожу на юго-восток. Невероятно, но факт – в Каменке будет ровно триста километров! Не хило!
     Дорога, пересыпанная мелким гравием и щебнем, заметно снижаю скорость. Лавирую, пытаюсь сохранить темп. Не рассчитал... Падаю на левый бок, успеваю в последний момент подставить руку...  К счастью, все обошлось и я продолжаю движение в заданом темпе.
    В 19-30 показалось долгожданное море и хуторок. Но цель еще не достигнута, до Каменки всего-ничего, каких-то 4 километра. На подъезде встречаю велотуристов из Новой-Каховки. Обменявшись приветствиями, уточняем координаты своего местонахождения.
   
    Въезжаю в поселок Каменское, двигаюсь по дороге. Внизу, сверкая синевой, так заманчиво расплескалось Азовское море – самое мелкое из морей. Глубина его не превышает 14 метров. Страшно хочется искупаться!..
    Сход к берегу по крутой тропинке вниз. На довольно большом песчаном пляже, в стороне от отдыхающих, я облюбовал себе подходящее место, тут же пристегнув к деревцу свой велосипед. По-прежнему сильно болит горло и я с тоской поглядываю на море. А была - не была! Решительно сбрасываю с себя одежду и ныряю, чуть ли ни с берега, в прохладные синие струи самого мелкого и теплого из морей...
    Какая прелесть! Я, словно большая рыба, плещусь в ласковых волнах южного моря. Предпринимаю попытку достигнуть косы. Для этого надо преодолеть отрезок в несколько десятков метров с монотонно накатывающими волнами. Плыву и уже через минуту достигаю намеченной цели...
   
    На косе неглубоко, примерно по грудь. Резвлюсь вместе с остальными смельчаками, отважившими заплыть сюда. Немного отдышавшись, возвращаюсь на берег. Занимаюсь приготовление ужина. Только сейчас вспомнил про больное горло. Кажется, отпустило и голова не болит! Солнце, вода и йод сделали свое дело! Радуюсь, словно ребенок. Чуть позже ко мне подсел словоохотливый мужчина. Представился, назвав свое имя и специальность, рассказал немного о себе.  В свою очередь, я поведал свою одиссею.
    Готовлю свой спальник, укладывая его поудобнее, головой к морю. С явным облегчением замечаю, что моему примеру последовали многие. Действительно, место замечательное: купайся, загорай, оплаты никакой, живи в собственное удовольствие! А если нужны продукты, поднялся наверх и магазин к твоим услугам.
    На следующий день, 5 августа, посетил развалины крепости, построенной еще при Петре на рубеже 17—18 века. Когда-то здесь проходила граница российского государства, всякий выход в море означал опасность, поскольку можно было нарваться на контрабандистов и хозяйничавших здесь турок.
   
    К 6 августу я полностью восстановился и смог продолжить свое путешествие. Оставив за спиной Каменское, продолжаю движение  вдоль моря по направлению к мысу Казантип – самая южная точка Азовского моря. Уже скоро въезжаю в небольшой живописный городок под названием Щелкино. На переднем плане, простирается небольшое озеро. Если смотреть на город с воды, вид просто фантастический! Щелкино расположен на округлом мысу заметно вдающимся в море. Очень бы хотелось задержаться здесь, поближе познакомится с местными достопримечательностями... Совсем еще недавно, пару-тройку лет назад, здесь хотели воздвигнуть атомную станцию, но поднялось едва ли не все население Крыма. Вспоминая чернобыльскую аварию, невольно содрогаешься от мысли, что было бы, если поступили иначе? Зона ведь сейсмическая...
   
    Воспользовавшись моментом, заезжаю в придорожное кафе и обедаю. Велосипед надежно пристегнут к железному столбу так, чтобы его можно было видеть изнутри. С аппетитом поглощаю обед, состоящий из борща, блинчиков с мясом, свежевыпеченной булочкой и компота из сухофруктов. Затем, в соседнем гастрономе, покупаю консервы и хлеб.
    Курс прежний – двигаться как можно ближе к морю, сейчас оно скрыто близлежащими холмами. Неожиданно впереди возникает большое поле, засаженное кукурузой. Впереди, возвышаясь над местностью, примечаю радиолокационную станцию. Повсюду предупредительные таблички: "Въезд запрещен»; «Купаться и ловить рыбу запрещено!»  Но мне совершенно не хочется возвращаться на трассу и ехать рядом с фурами, глотаю пыль и газы. Поразмыслив минуту-другую, принимаю окончательное решение – двигаться намеченным курсом. Еду навстречу радиолокационной станции. Вокруг меня безлюдно и необычайно тихо, так словно я на другой планете. Дорога проходит вблизи станции и я отчетливо слышу, как работают ее агрегаты. Хоть бы пронесло!.. Оставляю за спиной тревожный объект, преодолеваю небольшой холм и...  Наконец, вижу море!..
   
     Еду по едва приметной тропе. Скалистый берег круто нависает над морем, а живописный ландшафт отдаленно напоминает Черноморский. Южная сторона Азовского моря принципиально отличается от северо-восточной, сглаженной и равнинной. Примечаю небольшие пещерки и гроты в скальном известняке. Дорога извилистым серпантином уводит все дальше на восток. Юркие ласточки проносятся совсем рядом, легко взмывая ввысь! Пряный запах прибрежных степей кружит голову и я, неожиданно для себя, начинаю петь. Долгожданная свобода! Ощущение безмятежности и счастья овладевают мной...
     Меняется ландшафт местности и на смену бедной травяной растительности и колючего кустарника, пришли куртины бессмертника и каких-то незнакомых мне соцветий. Я с наслаждением вдыхаю этот пряный воздух, дышу полной грудью. Температура комфортная, где-то в районе 26 градусов тепла. По левую руку простирается такое желанное теплое и ласковое море. Я снова здоров и полон сил! А что еще желать человеку!? Внезапно меня охватил восторг! Это продолжалось недолго, но ощущение это я сохранил на всю оставшуюся...
   
     Неожиданно со стороны моря я услышал крики чаек, а потом увидел плещущихся дельфинов. Это было недалеко, метрах в сорока от меня, не более. Решил подплыть к ним, но в последний момент все-таки засомневался: еще неизвестно, как поведут себя эти морские амфибии? Решил просто полюбоваться со стороны, не вмешиваясь в их жизнь. А дельфины тем временем играли, выпрыгивали из воды и, как мне показалось,  смеялись. Да-да! Я видел их неподражаемые рожицы... Немного позже, под впечатлением увиденного, я напишу эти строки:

                Вы когда-нибудь видели,
                Как дельфины в море нефритовом
                Забавлялись волной?
                В летний солнечный день удавалось и мне
                Наблюдать за ватагою дружною.

                Примостившись на краюшке белой скалы,
                Я увидел вдали, средь морской синевы,
                Дружно стаю дельфинов плывущую.

                Вот они, повинуясь команде простой,
                Вдруг взлетели легко над лазурной волной
                И, ликуя в лучах в лучах воссиявшего дня,
                Так забавно резвились, в пучину маня.

                И опять всей гурьбой, устремляясь вперед,
                Ох, какой же веселый, смышленый народ!
                И надрывно кричали им чайки вослед,
                Словно слали сердечный, прощальный привет…               
 
    ...Внизу, под скалистым берегом, проходила узкая песчаная полоса, довольно удобное место для купания и главное – закрыто от назойливых глаз. Вдруг на тропе показалась девушка, совсем молоденькая, с копной выцветших на солнце волос, в цветастом купальнике. «Не девушка, а мечта, – подумал я: – горделивая осанка, красивое личико, просто Афродита!..
     Афродита шла спокойно, не поднимая головы, даже не подозревая о моем присутствии. Я продолжал наблюдать за ней с высоты скалистого отрога. Вот она поравнялась со мной (нас разделяло всего несколько метров). Неужели не заметит? В этот момент прекрасное творение... сняло лифчик. Каюсь, я стоял как завороженный, не смея оторвать взгляд. Спустя мгновения, девушка исчезла с моего поля зрения, укрывшись по-видимому, в одном из гротов. Предполагаю, что там ее ждал напарник...
   
     До заката оставалось совсем немного времени: «Надо бы тормознуть пока светло и подыскать себе место для ночлега», – подумал я. Неожиданно мое сиденье потеряло устойчивость и... провалилось.
  «Этого еще не хватало! Ну да, полетел крепежный болт, и самое отвратительное – ему нет замены. Скоро стемнеет, и все это так некстати», – растроился я. Обратив свой взор в сторону моря, я заметил как с севера активно надвигались иссиня-черные тучи. Уже скоро море вздыбилось, начало бурлить, пенится, поднялся ветер. Неужели мое путешествие совпало с концом лета?  В народе говорят: в этот день олень в воду пописал. Жди шторма и плохой погоды...
   
     Уже скоро стало прохладнее и сумерки поглотили землю. Я только сейчас осознал, что остался без транспорта, по-сути – вне цивизации, а впереди ночь на скалистом берегу... Я с грустью осмотрелся, призвав Всевышнего помочь мне...
    Не знаю, сколько  времени прошло, но когда я опустил голову ниц, то увидел… Да, это была проволока нужной длины и толщины!  Я вздрогнул. В Бога я не верю, но в этот момент был готов поверить в Высшие силы. Тут же огляделся. Никого. Что за шутки?!  Какая-то мистика...

    7 августа. С утра занимался ремонтом велосипеда. Подняв сиденье на нужную высоту, и закрепив его проволокой, я тут же испытываю свое «детище» на прочность. И хотя легкое колебание при езде ощущалось, я мог беспрепятственно ехать дальше.
     Планирую быть в Керчи к обеду. Уже скоро миную Астанинские плавни, являющиеся орнитологическим заповедником. Пока ехал, вволю полюбовался огромными стаями птиц, облюбовавшими эти болотистые места, и среди них, такие известные, как серые журавли, лебеди-шипуны, утки-огари, аисты, кулики, чайки, цапли и другие.
   
     Минуя заповедник, выкатываюсь с грунтовки на автостраду: Феодосия – Керчь. Удерживая «крейсерскую скорость" в тридцать с небольшим километров,  беспрепятственно добираюсь до границы древнего Боспорского царства. Оно помечено едва заметным валом и архелогическими табличками... Далее дорога пошла оживленнее и я быстро добрался до города. Ближе к обеду я  был на месте.
     Двигаюсь по старинным улицам Керчи в сторону горы Митридат. Гора овеяна легендами исказаниями. Помимо легендарной горы, планирую посетить каменоломни Аджимушкай, ну и, конечно, – посмотреть сам город. Плотно закусив в вареничной, приступаю к реализации своего замысла.
   
     Начинаю осмотр горы Митридат. Внизу, у ее подножья, установлена мемориальная стела в память воинов, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины. Здесь шли кровопролитные бои. С переменным успехом то немцы, то наши занимали эту высотку. Немцы рвались к Каспию,  где располагался нефтяной промысел... Поднимаюсь по лестнице, последняя украшена мифологическими грифонами и стелами. Местность, как на ладони. Передо мной расплескались сразу два моря – Азовское и Черное, воедино связанные Керченским проливом. Вдыхаю в себя необыкновенно чистый и прозрачный воздух...
   
     Я стою подле обелиска, установленного в честь Победы Красной армии над ненавистным врагом.
     В отдалении примечаю руины древнего городища – Пантикапея, которому насчитывается две с половиной тысячи лет. Пантикапей был основан греческими колонистами. Соседствующие земли Тамани и Керченского полуострова называлась не иначе, как Боспорским царством. Это было довольно мощное рабовладельческого государство, находившееся под владением понтийского царя Митридата Евпатора, который вел бесчисленные войны с Римской империей. История Боспорского царства, как и самого Крыма, отличалась своей непредсказуемостью. Древняя земля на протяжении трех тысяч лет переходила из рук в руки: киммерийцы, предки славян – скифы, греки, готы, гунны, половцы, татары, русские владели ею в разное время. В марте 2014 Крым окончательно воссоединился с Россией.
   
     Замечаю какое-то движение в отдалении: немногочисленные археологи продолжают свои раскопки на горе и поныне; нет-нет, а из толщи земли извлекут какую-нибудь древнюю амфору, украшение, оружие или другой артефакт. Через Керченский пролив хорошо просматривается противоположный таманский берег, дальше Кавказ и необъятное Черное море...
    
     То, что я увидел и услышал в каменоломнях Аджимушкай, просто потрясло меня. В лютые – 1942-1943 гг. 170 дней и ночей 15 тысяч красноармейцев и часть гражданского населения героически противостояли дьявольской фашистской машине. Несмотря на оборонительные действия, бойцы сумели связать значительные силы Вермахта, распылить их по территории СССР, сдержать наступательный порыв. В эти бесчеловечные 170 дней выживали, как могли: не хватало еды, медикаментов, оружия, чистого воздуха, элементарных – тепла и света. Воду собирали по капле в пористых слоях известняка. Разумеется этого не хватало и тогда бойцы отправлялись наверх, чтобы добыть драгоценную влагу. Ведро воды приравнивалось к ведру крови, такова была цена жизни! Ни газы, которыми травили фашисты, ни бомбежки, ни ледяная вода не могли сломить дух защитников подземной крепости. Все они пали смертью храбрых. В пещерах каменоломен до сих пор сохранились надписи: «Погибаем, но не сдаемся!..» Сгорбившись, поеживаясь от могильной прохлады, наша группа, стоящая из двадцати пяти человек, медленно продвигалась по лабиринту подземелья…
   
      Заезжаю в магазин, где покупаю продукты: сыр, колбасу, хлебобулочные продукты, помимо, беру полкило копченой рыбы и бутылку Хереса. По прибытию домой обязательно отмечу свое путешествие на пару с женой и сыновьями. Затем направляюсь на пляж, решив искупаться в водах Керченского пролива. Отплыв от берега на полсотни метров, ложусь на спину и расслабляюсь, одновременно обозревая Таманский и Крымский берега. Интересная ситуация: голова моя направлена в сторону Азовского моря, а ноги – в сторону Черного!..
      
      Вечером того же дня я, окончательно распрощавшись с Керчью, выезжаю за город. На моем пути, как нельзя кстати, возникает авторемонтная мастерская. Торможу и с помощью техника устраняю мелкие неисправности.
      Мне удалось отъехать, примерно, на тридцать километров, когда  я почувствовал резкую боль в сердечной мышце. Ничего подобного прежде не возникало, хотя и раньше совершал длительные переезды. Видимо сказалось напряжение последних дней и ночей. Торможу подле лесопосадки, дальше поле, засеянное подсолнечником. Принимаю решение ночевать здесь.
      Ночь показалась кошмарно-длинной: все время что-то шуршало в кустах, и я часто просыпался. Тем не менее, отдых пошел на пользу и я, насколько это было возможно, восстановил свои силы.
   
      Быстро собравшись и перекусив, держу путь на Каменское, чтобы затем выйти на Арабатскую косу, по которой, как мне казалось, я беспрепятственно доберусь до Геническа. Дальше, по шоссе, от Геническа до Аскании-Новой рукой подать.
    Я не буду подробно описывать дорогу назад, скажу, что двигаясь по «стиральной» доске Арабатской косы я сделал больше 20 проколов. Запаска вышла и я с трудом добрался до поселка Стрелковое. Уже скоро меня подобрал знакомый шофер и уже через два часа я был дома, где меня встретила сердобольная жена с двумя малыми детьми.

               
               
               
                1987 г.  2019 г.

 

    


Рецензии
2...выкатываюсь с грунтовки на автостраду: Феодосия – Керчь. Удерживая «крейсерскую скорость" в тридцать с небольшим километров, беспрепятственно добираюсь до границы древнего Боспорского царства. Оно помечено едва заметным валом и архелогическими табличками... Далее дорога пошла оживленнее и я быстро добрался до города. Ближе к обеду я был на месте.
Двигаюсь по старинным улицам Керчи в сторону горы Митридат. Гора овеяна легендами исказаниями. Помимо легендарной горы, планирую посетить каменоломни Аджимушкай, ну и, конечно, – посмотреть сам город. Плотно закусив в вареничной, приступаю к реализации своего замысла." Знакомые места. И понятен интерес к античности.

Юрий Николаевич Горбачев 2   01.04.2023 11:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий. Рад нашему знакомству. Будет время забегайте на огонек. Более полная Крымская версия здесь: http://proza.ru/2021/04/29/675

Александр Грунский   01.04.2023 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.