Идеализация самородков

               

Я то и дело в Сети натыкаюсь на призывы слушателей «Голоса» запретить участие профессионалов в конкурсе и выискивать одних только самородков. Меня, если честно, это просто возмущает, хотя я довольно терпима к чужому мнению. Объясню, почему это вызывает у меня реакцию резкого отторжения.

Если мы проследим жизненный путь так называемых «самородков» и узнаем все обстоятельства их детства, юности, то выясним банальнейшую вещь: у них были все возможности для обучения музыке, но им было просто лень. И я никак не могу понять, чем тут восхищаться. Мы будем воспевать банальных лентяев? Кто-то сидел, каждый день играл все гаммы (а это в целом минут сорок), тратил час на этюд, час на полифонию, час на крупную форму (сонату), час на пьесу. И это – из года в год. Профессиональное обучение музыке длится в общем семнадцать лет (семь или восемь лет в школе, четыре года в училище и пять в консерватории).

При этом голос возникает не всегда в раннем детстве, он может «прорезаться» позже, когда человек уже выучился на профессионального пианиста, скрипача, аккордеониста, трубача, музыковеда и т.п. Изучил  теорию музыки, сольфеджио, гармонию, историю музыки, владеет навыками чтения с листа, ансамблевой игры, кто-то – оркестровой игры. В связи с этим понятно, что учиться музыке надо вне зависимости от того, в каком возрасте возник голос. Все равно профессиональному вокалу, как правило, учиться можно уже после мутации (к шестнадцати годам). В СССР запрещали обучение вокалу в детстве, можно было только петь в хоре – пионерским голосом, но никак не перенапрягать голос в джазовых, роковых или оперных композициях. Сейчас это все разрешили – не знаю, правильно это или нет, преподавателям вокала виднее.

Но учиться можно было не вокалу, а музыке как таковой – вообще. Кстати говоря, весь «золотой состав» жюри «Голоса» - это профессионалы, играющие на инструменте, прошедшие этапы нашей музыкальной системы (за исключением Пелагеи, которая училась петь, но, по ее собственному признанию, ни на чем не играет).

Почему мы не уважаем чужой профессионализм, стоящий людям столько времени, нервов и сил? Что за пренебрежение к «профи», выражающееся в лозунгах типа «долой их отсюда». А «самородки» ленились заниматься, в детстве вне общеобразовательной школы жили в свое удовольствие, не перенапрягались. Потом выбрали другую, более стабильную в материальном отношении профессию. И почему мы должны на них умиляться? Я считаю, что, наоборот – у «профи» наступил звездный час. До этого их имели возможность слушать только в ресторанах, а они уж точно заслуживают большего.

Не обязательно учиться в учебном заведении и получать «бумажку» об окончании, заниматься можно и частно. Главное – результат. Но исполнитель, который только умеет повторять мелодии и даже очень одаренный от природы вокально, но не владеющий нотной грамотой и не понимающий, как строится музыкальная ткань, из чего она состоит, не может считаться, с моей точки зрения, настоящим музыкантом. Если им не хватает знаний, они должны стремиться их приобретать.

Среди самородков есть люди, которые действительно не имели возможности обучаться. Если их детство упало  на военные годы, семья жила впроголодь, в подростковом возрасте надо было уже становиться чуть ли не кормильцем. Если у них есть тяжелые заболевания, как сейчас говорят, «особенности развития». Но в прошлом сезоне «Голоса 60 +» был практически слепой музыкант, который учился. Профессионально играл и пел. Ему даже болезнь не помешала.

Я не знаю, сколько в процентном соотношении среди так называемых «самородков» людей, которые действительно не имели материальной возможности для обучения музыки, у кого была тяжелая жизненная ситуация. А сколько – лентяев, которым  неохота было в свое время сидеть и долбить каждый день все гаммы… Это – действительно интересная тема для статистического подсчета.

Но, понятно, что вряд ли кто-то скажет о себе правду: я просто ленился. Они преподнесут историю своей жизни иначе – в выигрышном свете. В таком, какой больше всего понравится их наивным поклонникам.

Чем однозначно удобнее самородки - они скорее, чем "профи", будут обожествлять своего наставника, смотреть на него снизу вверх и воспринимать его мнение как истину в последней инстанции. Надеюсь, что все же члены жюри руководствуются не этим.


Рецензии
Сегодня общество проплевывается твоим образованием.
Речь не о музыке, но... Вот как, как Юлия Барановская попала на Первый канал вести передачу? Известно как. А она вообще никто, у нее никакого нет образования, а не только для телевидения. Все, что она умела, - это детей одного за другим рожать, о возможном разводе просто не думала. Да любая выпускница факультета телевидения больше была достойна занять это место, чем она! Вот где вопиющая несправедливость.

Галина Богословская   15.10.2019 20:23     Заявить о нарушении
Я и сама не знаю, каким путем бы я пошла, если бы знала, что будет развал СССР и обесценивание некоторых профессий, но я формировалась в другую эпоху, когда это было и почетно, и престижно. А оказалось, что наступила эпоха перемен. И многие вообще теперь не понимают, как жить, ориентиры оказались утерянными. Предыдущая эпоха имела четкие правила игры, которые были людям понятны (даже если они им и не нравились). Самое плохое - отсутствие четкости, когда какая-то каша...

Наталия Май   16.10.2019 08:11   Заявить о нарушении
А на мои пути, наверное, не повлияли бы никакие знания. Я знаю, что компьютерщики зарабатывают по 100 с лишним тысяч, и для "хлебной" работы им не надо блата. Но что сделаешь, если я не компьютерщик? В риэлторы берут любого, и заработать там реально, но у меня нет на это здоровья, и так далее.

Преподаю английский, зарабатываю сейчас очень мало. Как и когда заработать больше? Говорят, можно, но это надо развивать большую активность, активно рекламировать себя в соцсетях, да и жить в городском "муравейнике", где потенциально много учеников, а не в коттеджном поселке. А у меня перегрузка - это сразу болезнь.

Так что, вот лично я вряд ли соломки бы подстелила, даже если бы знала, где упасть.

Галина Богословская   16.10.2019 08:31   Заявить о нарушении
Бородин был химиком, а музыка у него считалась как хобби. Я думаю, что, живи я сейчас, я бы тоже окончила музыкальную школу для себя и воспринимала бы музыку как хобби. У меня были пятерка по алгебре, геометрии, мама говорит, из меня мог бы получиться инженер. Физика не давалась, но она считает, что дело в плохом учебнике, в котором ничего не понятно. А химию, помню, на пять сдала. Я в общеобразовательной школе нормально училась не только по гуманитарным предметам. Да и для музыковеда нужен математический склад ума - анализировать музыку.

Но отец был композитор, член Союза Композиторов, писал музыку к кино, частично я поддалась его доводам, что музыковеды имеют много возможностей... но оказалось, что эпоха изменилась, и академические дипломы в музыке потеряли ценность. В искусстве - да, там сейчас скорее всего решают знакомства и связи.

Наталия Май   16.10.2019 09:12   Заявить о нарушении
Грустно это все...

Рядовой инженер в Питере (в Москве не знаю) - 35-40 тысяч заработка, негусто. Но, наверное, это больше, чем в музыкальной школе.

Образование - ни твое, ни мое - теоретически ни для чего не преграда. Другое дело, что ни тебе, ни мне не выдержать никаких лошадиных работ. Говорят, экскурсоводы со знанием английского языка в Питере - прибыльное дело, учат пару месяцев и без проблем берут, если только язык знаешь. Но ведь я не пойду.

У меня вообще такое чувство, что в современном мире в любой работе, в любом деле слишком много суеты и мало толку. А суета выматывает за зря.

Галина Богословская   16.10.2019 15:18   Заявить о нарушении
Для нашего города это считается нормальной зарплатой, никто же не планировал в советские времена быть миллионером, я другое поколение, это, видимо, уже следующие поколения непомерно завышали свои требования к зарплате.

Другое дело - раньше считалось, что ставка преподавателя - это медицинская норма (18 или 20 часов в неделю, так они считали), а больше и не разрешали брать. Это в наше время около 20 тысяч. А сейчас работодатели считают, что им не выгодно брать на одну ставку, им выгодно, когда один человек берет две с половиной, например. И не важно, как человек при этом себя чувствует, устает ли он, есть ли проблемы со здоровьем, отражается ли это на работе (а это отражается, он преподает левой ногой), важно, чтобы он был лошадью. Отказываешься от двух ставок - работодатель говорит: я найду того, кто эти две возьмет. А на одну сейчас труднее устроиться.

Наталия Май   16.10.2019 19:24   Заявить о нарушении
В наши дни русские с каким-то звероподобным рвением хотят работать (и зарабатывать, конечно). Когда наши русские соприкасаются с иностранными коллегами, те неприятно их поражают отсутствием энтузиазма, как им кажется, к работе. Не могут понять, что на давно и прочно капиталистическом Западе люди почему-то ценят свободное время, нормальный ритм жизни больше, чем лишнюю копейку.

Галина Богословская   16.10.2019 21:05   Заявить о нарушении