Вспоминая былое... часть первая

Не перестаю постоянно удивляться и восхищаться ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ МОЗГОМ, одним из самых уникальных, замечательных органов, созданного кем-то биологического робота, название которого – Homo sapiens (Человек разумный). Это серое вещество, собранное в мозговые извилины и находящееся в черепной коробке каждого человека, получая всю информацию через сложную оптическую систему (глаза), слуховой аппарат (уши) и другие вспомогательные системы (нюх, вкус, осязание), имеет возможность непосредственного чувственного отражения действительности в нашем сознании. Оно способно воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира, но при этом, эти серые клеточки ещё и принимают непосредственное участие в управлении всеми органами, мышцами человеческого тела (правда, скорость восприятия и выполнения полученных приказов от мозговых извилин у всех разная – кто-то реагирует быстрее, а кто-то медленнее – ”тормозит”).

И ещё одну удивительную способность нашего мозга хотел бы отметить в этих воспоминаниях. Ни для кого не секрет, что с течением времени, хотим мы того или нет, память, стараясь освободить место для новых впечатлений от ежедневной действительности, стирает некоторые старые воспоминания. И нам часто кажется, что эта забывчивость памяти – навсегда, мы никогда не сможем вспомнить былые эпизоды своего детства, юности, зрелых лет своей долгой жизни. Сейчас, анализируя работу своих мозговых извилин (к сожалению, исследовать работу чужих извилин пока не умею), убеждаюсь всякий раз в уникальности способностей серых клеточек в моей черепушке. Воспринимая окружающий меня мир, нынешнюю действительность, мой мозг, вдруг, абсолютно без моего согласия и просьбы, воспроизводит в памяти что-то из прошлой жизни и это удивляет, настраивает на приятные или не очень приятные воспоминания. Ведь иногда мы совершаем такие неблаговидные поступки, что хочется забыть за них навсегда, вот тут и включается ещё одна уникальная особенность человеческого мозга – даже без твоего на то согласия, напомнить и предостеречь на будущее.

В последнее время довольно часто стал заходить на страницу группы ”Гражданская авиация”, на ней публикуется много воспоминаний и фотографий, повествующих о бывшем  Аэрофлоте. И снова срабатывает этот феномен воспоминаний – ведь почти тридцать лет моя жизнь была связана, и довольно прочно, с таким гигантом, как Аэрофлот. Это была одна из мощнейших отраслей народного хозяйства СССР – с огромным парком авиационной техники, предприятиями авиастроения и выдающимися конструкторскими бюро, инженерной и авиатехнической базой, со своими больницами, санаториями, институтами авиационной медицины. Лётный состав обеспечивался форменным обмундированием, бесплатным питанием, своевременным и регулярным обучением, достойным заработком. Кто бы мог подумать, что эта махина – Аэрофлот, рухнет и рассыплется буквально за несколько месяцев. Но это случится только через 25 лет после начала моей лётной трудовой деятельности, а пока я “наслаждаюсь” экзотикой полётов в песках Кызылкумов и купаюсь в Аральском море.

 Телевидения у нас нет, но при помощи радио и прессы внимательно слежу за развитием отечественной авиации. Так как через Аральск и Кзыл-Орду выполняются пассажирские рейсы только на Ан-2, Ли-2 и Ил-14, то душу наполняет гордость – из Алма-Аты на Москву начал летать лайнер-красавец Ил-62, как же захотелось полюбоваться им, а если повезёт, то и  пролететь пассажиром в отпуск домой. В 1968-м, в конце ноября я наконец-то, после девяти месяцев проверки нашими доблестными чекистскими органами моей и моих всех родных биографий, получил разрешение и визу для частной поездки с мамой в Краков, где она нашла через 30 лет ”железного занавеса” своих, оставшихся в живых, родных и близких.

Когда Ил-14 приземлился в Алма-Ате и подрулил к зданию аэровокзала, сразу увидел стоящий рядом Ил-62. Ох, какой красавец! Немедленно побежал к кассам, но, увы – свободных мест нет, тем более у меня служебный билет (в службе перевозок Аэрофлота не любили служебных пассажиров). Хорошо, что я летел в отпуск в лётной форме, я прошёл в штурманскую, где проходили проверку экипажи для вылета, и узнал у дежурного штурмана – кто командир экипажа Ил-62-го. Когда я рассказал ему о себе и моих проблемах, показал своё пилотское, он заулыбался и сказал: ”Пойдёшь с нами, берём тебя стажёром в экипаж”. Этот полёт, в качестве стажёра, в пилотской кабине Ил-62-го хранится в моей памяти всю жизнь, хотя и летал потом пассажиром на Ил-62-х не однажды. Но не только этим запомнился мне в тот раз перелёт домой, в отпуск.

Готовиться к такой долгожданной поездке к своим найденным родственникам в Польше, в Кракове я начал ещё в начале лета. Воспользовавшись, случаем, во время спецрейса на рыбозавод н. п. Уялы, попросил у директора завода разрешения, выбрать для себя засоленной рыбы (готовая продукция – вяленная и копченая рыба находилась на строгом учёте, её было сложно выпросить, а вот сырой и ещё не готовой рыбы для лётчиков могли выдать, как презент – неограниченно). Чем я и воспользовался. Из огромных чанов, закопанных в землю, рабочие достали из рассола рыбин (жерехов), длиной до 40-ка см, сложили в мешок и загрузили в самолёт. У меня была задумка – удивить родственников такой рыбой. Эту идею претворить в жизнь помог мне мой хозяин дома, у которого я жил. Пока я занят был полётами, он развешал рыбу для провяливания, а затем соорудил коптильню и довёл всю рыбу до готовности. Вкус и вид у неё получился изумительный, даже хребет у неё просматривался на солнышке.

Хочу поделиться с читателем воспоминанием о приключении связанном с этой рыбой. После посадки Ил-62-го в Домодедово автобусом добрался в Быково, откуда должен был вылететь на следующий день в Полтаву. Ночь решил провести у друзей в Останкино, поэтому все вещи (две сумки  и чемодан) сдал на хранение в камеру хранения ручной клади. Хотя рыба и была тщательно упакована в несколько слоёв пергамента, завёрнута в перкаль и лежала в закрытой сумке – запах этой копчёной рыбы всё-таки улавливался носом и вызывал слюноотделение. Ещё при сдаче багажа (сумок и поклажи) в камеру хранения, заметил в глазах дежурной неподдельный интерес к моему багажу, но не придал этому особого значения! Когда получил квитанцию за сданные вещи, уехал к друзьям – вечер и ночь провели весело, а утром друзья провели меня в аэропорт Быково, где меня ожидал неприятный сюрприз.
Когда я предъявил дежурной камеры хранения квитанцию, она вдруг занервничала, куда-то убежала, а вернувшись, вдруг заявила: ”К сожалению, одну из Ваших сумок нам пришлось выбросить – в ней были испортившиеся продукты” – я сразу же, несмотря на похмелье, сообразил, меня просто разводят и хотят лишить моей копчёной рыбки! До сих пор удивляюсь своей выдержке. Спокойно, без эмоций, я кивнул головой, достал из внутреннего кармана какую-то, свёрнутую несколько раз бумажку и вдруг, неожиданно даже для себя, выдал фразу: ”Вы, пожалуйста, оформите мне акт на изъятие испортившейся копчёной рыбы. Дело в том, что мне назначена встреча на 14.00 в Министерстве Гражданской Авиации с Евгением Фёдоровичем (Логинов – министр ГА), я должен передать ему рыбу и это личное послание и демонстрирую, не разворачивая, какую-то бумажку, завалявшуюся в кармане ” – нужно было видеть её квадратные, испуганные глаза!

 Её, как ветром сдуло, а вместо неё вдруг нарисовался крупненький (килограмм на 130) мужик, как я потом понял – начальник камеры хранения: ”Так Вы говорите этот свёрток для товарища министра? – Ну конечно, там внутри даже записка должна быть я, правда, не разворачивал, не видел. – Извините нас, мы сейчас посмотрим – может сумку не выкинули…” – через пару минут я уже держал в руках сумку со своей, так вкусно пахнущей, рыбой, а её там было килограмм пятнадцать! Во, как славно сработало серое вещество в моей черепушке!!!

Продолжением этой трагикомической сцены был гомерический хохот моих друзей, которые мужественно, молча, выдержали весь этот спектакль и, не отходя от сцены, поздравили меня с блестящей победой! А за начальника я испугался – думал его, хватит кондрашка, лицо стало не красным, а бордовым, он схватил свою подружку-дежурную и уволок куда-то в неизвестность. Я ей не завидую. Дальнейшее моё путешествие до Полтавы и далее до Кракова прошло без сучка и задоринки. Даже на границе, в те года нас не досматривали, и я смог угостить всех своих родных чудесной рыбкой из Аральского моря, о котором они и понятия не имели, никто не знал даже, где оно находится, пришлось давать уроки географии! Как же ярко и незабываемо отложились в моей памяти, все те воспоминания о первом моём полёте “стажёром” на флагмане Аэрофлота Ил-62-м и первой поездке за границу СССР!!!


Рецензии
Да, Юрий, жерех из Аральского моря славился далеко за пределами Союза. И часто служил пропуском в закрытые места. Копчённая рыба обменивалась на дефицитные товары. Понимаю дежурных камеры хранения. Запах аппетитный весьма. Устоять трудно )).
Спасибо за воспоминания,

Роза Исеева   11.11.2020 07:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Роза! Знаете, вот уже более сорока лет улетело после активной жизни в Кзыл-Орде, пусть та жизнь изобиловала для меня бытовыми неудобствами, неожиданными тяжёлыми испытаниями, огромным стремлением вернуться к дорогим родным людям и на любимую Украину, но, может быть, это и помогает мне сейчас писать свои мемуары и издавать книги. Убеждаюсь всё больше - писателю перед тем, как сесть за письменный стол желательно кое-что испытать в путешествии по жизненному пути.
С уважением, Юра!

Юрий Чуповский   11.11.2020 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.