Сказание о дырявой ложке

   История рода трех братьев драматична  и причудливо пересекается с родословными множества людей. Прямого предка прозвали «Кашык », братьев его - «Волк» и «Китаец».  Родные братья почему-то разительно отличались друг от друга:   Волк - белолиц и светловолос, Кашык – черный, почти как африканец, а Китаец был узкоглазым и желтолицым.  Волк во время гражданской войны сражался за красных, а Китаец – на стороне белогвардейцев. После поражения белых он увязался за ними в Китай. Когда вернулся на родину, ему дали кличку «Китаец». Кашык получил  свое прозвище после того, как в  ауле организовали колхоз и во время полевых работ начали питаться из общего котла. Оказывается, с целью выловить из жиденькой похлебки что погуще, он проделал дырочки на донышке большой деревянной ложки, которую всегда носил с собой в кармане.  Конечно, аульчане быстро заметили его уловку и прилепили хитрецу соответствующее  прозвище. А  Волка прозвали так за волчат, пойманных им в  лесу. Он вырастил  зверей, потом забил и сшил себе тулуп из их шкур.
    Жители аула давно позабыли настоящие имена трех братьев. Волк и Китаец, несмотря на близкое  родство, люто ненавидели друг друга. Кроме того, что один воевал за красных, а другой – за белых, как говорят французы, «шерше ля фам» – между ними встала женщина. Их отец, на нареченной для Волка девушке, непонятно почему, взял да женил Китайца… Вот и усилилась вражда еще больше.
    А Кашык в раздрае  братьев не участвовал, он так сокрушался о вынужденно сданной в колхоз хилой лошаденке, что  заболел от горя и малость тронулся умом. Однажды, в момент обострения помутнения повесил ту ложку с дырками над окошком, вырубленным в сторону киблы , и принялся неистово биться головой об пол перед этой деревяшкой. Долбал башкой до тех пор, пока не свалился в обморок в благоговейном экстазе. Очнувшись, и семью заставил поклоняться дырявой ложке.               
    Когда про странное верование семейства узнали  люди, председатель сельсовета вызвал Кашыка  в канцелярию  и учинил допрос: «Ты почему на дырявую ложку молишься, контра?!» И стал нещадно материться. Кашык  почему то не растерялся, задал встречный  вопрос: « А  кому нам теперь поклоняться? Сказали, что Бога нет и сбросили с мечети минарет. Мы  же должны на кого - то молиться?»  Начальник долго молчал, почесывая  узкий лоб. Затем  открыл ящик стола, покрытого кумачовым ситцем, и бережно достав оттуда, торжественно вручил ему изображения Ленина и Сталина, строго-настрого наказав: «Смотри у   меня,  Кашык, коли не перестанете поклоняться дырявой ложке,  показывая контрреволюционный пример всему аулу – внесу в список кулаков и сошлю в Сибирь! С нынешнего дня молитесь на отцов народов – Ленина да Сталина!» Однако  Кашык, хотя при свете дня, на людях, бил челом перед портретами вождей, по ночам поднимал семью и  продолжал тайком поклоняться дырявой ложке. Верно говорят, что запретный плод сладок, спустя время большинство жителей аула стали  последователями  Кашыка – тоже начали молиться на дырявую ложку…
    Дети, а затем внуки и правнуки Волка и Китайца, хоть и были родственниками,  также цапались меж собой  как кошки с собаками. Трещина, случившаяся между родней во времена гражданской войны, привела в пятидесятых годах к трагедии. Сын Китайца  Ахметгали, когда- то возвратившийся с Великой Отечественной войны весь в орденах и медалях, был избит и повешен в сарае сыновьями Волка. Убийцы заранее договорившись, дружно  заявили в милиции: «Мы его не вешали, только побили. Устыдился, что не смог нас одолеть, вот и повесился». И душегубов  посадили  всего на пару лет.
    После сего братоубийства  потомки Волка в каждом поколении стали лишать жизни хотя бы одного из мужчин отпрысков  Китайца. Несмотря на  это, род Китайца множится год от года. Каким-то чудом, на место одного убиенного рождаются по семеро мальчиков. Число же потомков Волка, напротив, почему-то уменьшается и  на глазах хиреет их род. К тому же, в  последний десяток лет у них рождаются одни девочки.
    Верно подмечено, если кому-нибудь беспрерывно твердить: «Ты свинья!», он и сам не заметит, как захрюкает. Похоже, от постоянных возгласов аульчан: «Китайцы! Китайцы! Китайцы идут! Вот придут китайцы…», у них и впрямь, сильнее сузились глаза, лица еще пуще пожелтели. Вообщем, стали точь-в-точь как китайцы. И общаются меж собой, будто китайцы – грубыми окриками и резкими жестами, словно бранятся. Да и телами обмельчали: мужики чуть больше полутора метров будут, а женщины - еще ниже.
    Непримиримой вражде потомков Китайца и Волка через два года исполнится целый век. Они уже  знать не знают корни и причины непрекращающейся междоусобицы, однако и поныне живут в раздоре. Право, и рассказывать неудобно, причины последних скандалов – просто курам на смех… Недавно, принарядившись в праздничный день, всем аулом  пришли в клуб. А там какая-то собака наложила на крыльцо очага культуры огромную кучу… Люди столпившись, постояли некоторое время в растерянности. Затем кто-то из «волчат» поковырял собачий навоз ивовым прутком  и с серьезным видом резюмировал: «Сразу видно, это дерьмо наклал  кобель  по кличке Актырнак, подросший  щенок хромой суки Актапей, поводыря слепой  колдуньи Бибисары из рода старика  Китайца, троюродной   тётки Ахмета. Этот  Актырнак - настоящий разбойник - весной утащил нашего одноглазого петуха Пирата… ». Ахмету, разумеется, не понравился столь глубокомысленный вывод и он ощерился, точно китаец: «Чаво-чаво? Тоже мне, спец по собачьему дерьму… Иди лучше в лес, покопайся в волчьем помете!». Слово за слово, окрик за окриком, и Китайско-Волчья война, тлеющая в ауле на протяжении века, снова разгорелась, словно пламя от порыва ветра. Кровные родственники опять раздрались в пух и прах, крепко отдубасили друг друга, попутно вымазавшись в том злополучном собачьем  дерьме…
    Для выяснения причин  вражды  много раз созывали  большие сходы и малые курултаи. Но… так и не докопавшись до истины, каждый раз доходили до всеобщего  мордобоя:  понаставив друг другу шишек на лбу, синяков под глазами, повыбивав зубы,  пересчитав   ребра, расходились ни с чем по домам…
    Правда, прошел слух, что сын старика Кашыка  -  Кашыкбаш, давно разменявший  девятый десяток, с подобострастием уставившись на  дырявую ложку, оставленную ему как  великий аманат  и священный предмет культа,  поблескивая вытаращенными глазами, шлепая толстыми губами, торжественно поклялся поведать потомкам  Китайца и Волка причину войны между ними. Тем не менее, особо подчеркнул, что расскажет об этом 7 ноября 2017 года. Оказывается, именно так ему был завещано отцом, стариком Кашыком.
    К сожалению, Кашыкбаш не смог донести до потомков  священное слово – неожиданно отошел в мир иной, прижав к груди драгоценное наследство - дырявую ложку. Рассказывают, предчувствуя скорую кончину, Кашыкбаш начал было что-то черкать на обрывке туалетной бумаги… Но успев написать лишь: «Вот что поведала  дырявая ложка – не сто лет назад, а еще с пещерных времен…», бессильно повалился на пол…  Таким образом, причины столетней войны остались нераскрытой тайной, погребенной в глубине веков.
    В ауле шушукались по секрету, что старик  Кашыкбаш, лишившийся перед кончиной дара речи, тщетно пытался сообщить что-то важное собравшимся у смертного ложа  родственникам. Но, сколько бы ни мучился,  ничего не объяснил, только мычал. Когда сыновья попросили кого – нибудь из них назначить главным хранителем священного тотема, старик сильно разозлился, несколько раз ударил себя дырявой ложкой по лбу, притиснул ее к груди, красноречиво показал потомкам средний палец правой руки и навечно закрыл глаза.
    Три дня и три ночи поломав голову в попытках растолковать, что он намеревался сказать перед смертью, наследники решили провести внеочередной курултай. Но мероприятие не помогло раскрыть великую тайну. Как обычно, все переругались, передрались, с тем и разошлись.
    Все же, после скандального курултая дырявая ложка  торжественно перешла к старшему сыну покойного Кашыкбаша  - Кашыкбаю.               
    Нынче  дырявой деревяшке  поклоняются потомки не только Кашыка, но и почти все отпрыски Китайца и Волка.  Продырявленные деревянные ложки  висят на почетном месте во многих домах. Только до сих пор не понятно: раз большинство из них боготворят одно – ложку с дырками, почему же  кровные сородичи продолжают в пух и прах ссориться и драться меж собой? Но никто из них не может дать ответ на этот вопрос…


Рецензии