Почитание Богородицы в Православии

      У нецерковных людей почитание Пресвятой Богородицы уже не одно столетие вызывает немало недоумений. Многие укоряют православных христиан чуть ли не в идолопоклонстве, а большинство протестантов и вовсе отказываются чтить Деву Марию.

      На многие из этих вопросов уже ответил святитель Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – один из виднейших богословов и святых XIX века.

      Христиане так почитают Богородицу, потому что Дева Мария произвела на свет Самого Бога. Она стала единственным в истории мира человеком, в которого вселился Сам Творец мира. Дева, зачав и родив Бога и человека в одном лице, соделалась Матерью Бога в точном смысле, потому что рожденный ею был Бог, хотя вместе и был человек. Дева, соделавшись Матерью Бога, уже естественно соделалась Госпожою, Царицею и Владычицею всей разумной твари, земной и небесной; но вместе с сим и она пребывает тем, что было сотворено Богом, и рабою Сына и Бога своего. Родив Жертву за все человечество, она родила эту Жертву и за себя, как принадлежащая к человечеству. Сын ее есть Бог, Творец, Господь, Искупитель и Спаситель.

      Такое приятие в себя Бога, очевидно, есть единственное качество, исключительное, беспримерное, недоступное ни для святых человеков, ни для святых ангелов, принадлежащее одной Богоматери. Как Богочеловек для общества спасающихся избранников заменил Собою Адама и соделался их родоначальником, так Божия Матерь заменила для них собою Еву, соделалась их матерью. Как Богочеловек есть Царь Небесный, Царь всех человеков и ангелов, так Богоматерь есть Царица небесная, Царица и человеков и ангелов.

      Богородица почитается превыше всех святых человеков как по той причине, что стала Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самою постоянною, самою внимательною слышательницею и исполнительницею учения, возвещенного Богочеловеком. Первое из этих достоинств запечатлено вторым, а потому достоинство Божией Матери соделалось величайшим достоинством. Святое Евангелие свидетельствует о Богоматери: “А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем” (Лк;2:19)».

      Личная заслуга Пресвятой Девы состоит в том, что она приготовила себя для принятия Спасителя. Таков был ее личный, свободно принятый подвиг. Чистота ее жизни, глубочайшая любовь, полное самоотречение и абсолютная верность Богу – все это не встречалось ни в одном из праведников ветхозаветной древности в такой степени.

      Христиане обращаются к Богородице как к Матери, потому что Сам Господь, во время Своих крестных страданий, усыновил стоявшего у Креста апостола Иоанна Богослова своей Матери, а в лице ученика – и всех членов Церкви. Господь обращается к предстоящей Ему Богоматери, вводит ее в права относительно человечества. Он объявляет ее Матерью возлюбленного ученика, а в нем и всего обновленного человечества (Ин 19:26-27).

      Богоматерь в третий день по блаженном успении своем воскресла и ныне жительствует на Небесах душою и телом. И не только жительствует – она царствует на Небесах. Она как Матерь Царя Небесного объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: “молите Бога о нас”, и лишь к одной Богоматери она употребляет слова: “спаси нас”.

      А вот что писали о Божией Матери писали люди, лично видевшие Её.

      Дионисий Ареопагит, нарочно приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы видеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу:
      «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятыя Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если б у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

       Святой Амвросий так описывает Богородицу: «Она постоянно в чтении Святого Писания и неутомима в трудах, никого Она не обидела, желая всем добра; никем, хотя бы убогим, не гнушаясь, ни над кем не смеясь, но всё, что видела, покрывала Своею любовью. Из уст Её никогда не исходило слова, не приносившего благодати...»

       Свидетельство Епифания и Никифора: «Матерь Божия говорила очень мало и только о необходимом и добром; к каждому Она относилась с должным уважением; с каждым человеком вела соответствующую беседу, не смеясь, не возмущаясь, тем более не гневаясь... В Ней не было никакой гордости, во всём — простота, без малейшего притворства...»

       Игнатий Богоносец, архиепископ Антиохийский, бывший, по преданию, тем самым отроком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в царствие небесное», — в своём послании пишет: «Матерь Божия радостна в бедах и гонениях, не скорбит в нищете и недостатках, не только не гневается на причиняющих Ей обиды, но ещё благодетельствует им при радостных событиях. Она кротка. Она милосердна к бедным, оказывая им помощь сколько может. Враждующим на нашу веру Она противостоит с твёрдостью. И сколь Она смиренна, когда законники иудейские и фарисеи смеются над Ней!»
       В своем письме к Иоанну Богослову он отмечает: «Много жен у нас только о том и думают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо»…

       Обращаемые к вере апостолами, с проповедью обходившими вселенную, новые христиане стремились видеть Богоматерь, Которая одним Своим видом свидетельствовала о том, что Родившийся от Нее был воплотившийся Бог.


                Песнопения Пресвятой Богородице:

       Гимн Пресвятой Богородице «Марие, Дево Чистая...»:
       http://www.youtube.com/watch?v=OYRy9Lv9jPs

       «Царице моя Преблагая, надежда моя Богородица…»:
       http://www.youtube.com/watch?v=gOQHP55MFxs

       Иеромонах Роман. «Станем пред Царицею Небесною...»:
       https://www.youtube.com/watch?v=6QdEad2oEBs


Рецензии