Такая разная история
В своём рассказе 2015 года «Воспоминания о доме из бутового камня» я обратил внимание на один новый фильм, который заслуженно оценил, как удар по образам школы и учителя, причём превосходящий по сравнению с «Астеническим синдромом»:
«В новом фильме «Училка» (2015) … сюжет особый. Доведённая до крайности учительница истории берёт в заложники целый класс. Но вскоре ситуация в корне меняется и заложницей становится она сама…»
Но этот фильм несёт не только общий, но и частный вред. Снят он, как указано выше уже дважды, в 2015 году и представляет собой антисоциальный заказ: добить всё ещё живую идею единого учебника истории, поскольку обвинений в плагиате сторонников этой идеи и самой идеи (что концепция этого учебника списана с рефератных «стоковых» сайтов) оказалось для этого мало.
На фоне того, что заниматься плагиатом, как выясняется, одним можно, а другим нельзя, когда деятельность «министра плагиата» и «заслуженного работника антикультуры» В. Мединского признана «отвечающей национальным интересам Российской Федерации»; на фоне того, что и сейчас антисоветские выпады поощряются в защите диссертаций по истории, данный фильм при настоящем понимании его смысла оказывается страшнее, чем при просмотре в первом приближении.
Мастерская и заманушная постановка данной телегрязной киногадости представлена тем, что учительница истории в начале фильма подаётся как персонаж, которому зритель должен сочувствовать. Она выделяется из общей массы неумного учительского состава, который гонится за своевременной аттестацией и преклоняется перед новым образовательным стандартом и ЕГЭ. Она в прологе ясно мыслит и понимает все проблемы, стоящие перед современным образованием. Вот её реплики в начале фильма:
«Человек рождается индивидом, а личности формируются, воспитываются. Личность – это свобода осознанного выбора.
…
Если бы в наше время был сегодняшний образовательный стандарт, у нас бы Гагарин в космос не полетел. И вообще ничего бы не было: ни идей, ни страны, ни будущего, ваше ЕГЭ похоже на «Угадай мелодию». Для вас важно формальности соблюсти, а не детей жизни научить!»
И эта учительница оказывается в итоге оказывается оборотнем, прибегающим к захвату класса в заложники с целью что-то вбить в головы учеников, заведомо не желающих учиться в целом и по истории в частности. Они ведут себя именно как в «Астеническом синдроме», занимаясь чем угодно, но только не учёбой. Но то, что фильм страшнее «Астенического синдрома», свидетельствуют высказывания учеников:
«-Какая вам собачья разница, знаем мы историю или нет?
– Зачем нам ваша история, зачем это древнее старьё?!
-А какой учебник покупать? У нас в магазине сто учебников истории и все разные.»
Именно на это следует обратить внимание. В магазинах действительно много учебников истории, и все они с разными подходами, до несовместимости. Не так давно в магазине учебной литературы неподалёку от Ладожского вокзала я видел учебник, написанный автором, желающим отвевать за духовность в обществе, он представляет собой помесь собственно истории и упорно навязываемых «основ православной культуры». Другие учебники выполнены либо как реализация клипового мышления (история представлена как «порядок вещей, случайно следующих одно за другим»), либо мышления «сериального», но все они написаны подстроенными под ЕГЭ.
После такого следует задуматься: представим себе прекращение существования государства, называемого Российской Федерацией, и возникновение на базе её территории Евроазиатской Республики с иной формой правления и унитарным государственным устройством. Каким в учебниках истории будет представлен «федеративный период»? Да и не только истории и не только в учебниках, я и ранее представлял такое, что называется, «по поводу и без».
Собственно, фильм «Училка» включает подачу в несъедобном виде отстаивания интересов образования и идеи единого учебника истории
.
Ханжи он нравственности из КОБовского сообщества «Научи хорошему» могут написать следующее (правда, цитата относится к комментированию другого фильма):
«Снимая фильм про свалку можно показывать разложение, мух и опарышей, оставляя у зрителя ощущение безысходности (заставляя опустить руки и заняться саморазрушением). И это будет правдой. А можно показывать цветы, пробивающиеся сквозь мусор. И тем самым вселить в зрителя надежду и мотивировать на активные созидательные действия в реальной жизни. И это тоже будет правдой.»
Но разве дело в том, как показать? Не лучше ли всем взяться и уничтожить свалки и мух? И не только свалки и мух, кстати?!
Полной противоположностью современной антикультуре, представленной разнокалиберными «Училками» и «Астеническими синдромами», я считаю фильм «Таинственная находка» 1953 года. Там один из персонажей – нерадивый ученик Вася Головин, который тоже сомневается в значении истории как школьной дисциплины.
По сюжету школьники заполярного посёлка Рыбачий нашли старое ружьё, которое послужило поводом организовать экспедицию для сбора сведений о жизни народного героя Гурия Гагарки. Во время Восточной войны 1853-1856 гг. он ценой своей жизни посадил на мель появившийся на Белом море английский фрегат, что позволило оборонявшимся собрать ополчение и отразить атаку английского десанта. По ходу действия представлено, что даже не вполне достоверные сведения могут указать верное направление: сказитель, из местных малочисленных народов, когда его спрашивают про Гагарку, начинает рассказывать о Чернышеве, командире партизанского отряда в годы Великой Отечественной войны, и это оказывается верным следом: раз Чернышев принял это имя, значит, он знает, и в итоге именно Чернышев рассказывает недостающую часть истории Гагарки.
Те трудности, с которыми ребята столкнулись во время похода, ещё больше сплотили их дружбу. Усилия нового классного руководителя - учителя истории Екатерины Сергеевны и пионервожатого Антона принесли плоды. Их класс сдержал данное шефам с траулера «Славный» слово и закончил учебный год только с хорошими оценками.
Фильм «Таинственная находка» я видел впервые в 1998 году, тогда ни КОБ, ни «Научи хорошему», ни «Училки» не существовало, и удивительно, что, рецензируя «Училку» на своих «раевских» страницах, ханжи от нравственности не догадались противопоставить этому «Таинственную находку», при своей политике чрезмерной идеализации советского периода истории.
«Раевские» страницы ограничиваются критикой, хотя и правильной – «чему это учит». Подчас они и проговариваются, что всё это делается целенаправленно, и результат с точки зрения «чему учит» - планируемый организаторами всех «Астенических синдромов». Но дальше это правильное понимание плавно перетекает в рекламу «Научи хорошему» - видимый авангард «Концепции общественной безопасности», при этом обязательно есть отсылки к продвигаемым КОБ «теории заговора».
Для меня обе стороны одинаково неприемлемы. И для создания «Единого учебника истории» мне вовсе не нужно какое-то не то что спонсирование – даже формальное одобрение министерских чиновников. Мне нужны только люди, которые примут создаваемое мной.
Свидетельство о публикации №219101301685