Франция - любовь моя! Часть 3

                Путешествие в прошлое Франции.

В парках к сегодняшнему октябрьскому дню как-то недружно упали листья. Множество их легло на землю, но на деревьях оставалось пока больше. И сегодня этот ковёр на земле с утра начал засыпаться большими хлопьями снега. Снег шёл непрерывно, временами становясь мелким, потом опять превращался в крупные хлопья. Было ветренно. И все эти мириады снежинок слеплялись в комки и, кружась в вихрях ветра, падали на землю. Я смотрел на лес, окружавший меня по ходу поезда и видел, что снег падал на листву и не таял. Но назвать это наступлением зимы в наших краях было нельзя. Это не показательно для первых чисел октября. Да я особенно и не обращал внимания на издержки погоды.
Мысленно я уже был во Франции, в южной её части Провансе, где было совсем тепло, и местами даже убирали виноград.
Я ехал в Москву, а далее следовал в аэропорт. В моём кармане лежал билет во Францию. Моя любимая Каролин снова прислала мне вызов на получение гостевой визы на девяносто дней. Прошло всего полгода, как я улетел от них, столь дорогих и близких мне людей: моей Каролин, нашего сына Валери и мамы Каролин. Мне с ними было удивительно комфортно. Но ещё сюда нужно добавить, что было комфортно не только в Авиньоне, но также ранее комфортно было в Париже. Изучив, более  менее, язык этой страны, я чувствовал уже себя её частью.
Рейс на некоторое время задерживался. То ли туман, то ли ещё что-то. Я не знаю. Я вышел на площадь перед аэровокзалом. Как всегда подъезжали машины, автобусы. Люди вливались в пространство аэровокзала. Много китайцев. Они заполонили все наши города. Недавно был в Троице Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде: там китайцев было больше всех остальных посетителей. Они отрядами собирались перед своими экскурсоводами, которые стояли с поднятыми флажками. Гортанные звуки их раздавались во всех местах обители. Я бы не сказал, что это всем нравилось. Они нагловато себя вели. Это была, в основном молодёжь, и, уж конечно, никакой истории Лавры они не знали. Им не было дело до захоронения семьи Годуновых, и надписи на вековых памятниках они не читали. Наследники совершенно другой религии, они просто глазели на величественные храмы, громко разговаривая на своём гортанном, крайне неприятном языке. Они – везде- эти китайцы, и я знаю, что уже экскурсионные бюро хотят ограничить их въезд в таком количестве. В гостинице Космос они ведут себя очень скверно.
Я стоял на площади аэровокзала, подошёл большой автобус, и оттуда высыпали те же китайцы. Как-то не по себе было от их количества и шума, который они создавали вокруг себя. «Да, это – не Европа!» - подумал я.
Чёрные тучи, как сказочные великаны выползали из-за горизонта. Но в это время гроз не бывает, и могли скоро объявить посадку. Я был рад поскорее улететь из этого Вавилона, который гудел на всех языках, заглушая голос диктора. Но объявление о своём рейсе я услышал, встал в очередь к стойке регистрации.  Слава Богу китайцы в Париж не летели. В терминале среди идущих к нашему рейсу их не было. Мысли проносились одна за другой, и неприязнь к китайцам росла всё больше.
                ***

И, вот, я – в самолёте. Авиакомпания французская. Наши – ничуть не хуже. Всё те же изысканно стройные и красивые женщины, и столь же вежливы, и терпеливы. Проверяют все ли пристегнулись, раздают пакеты, разносят напитки. Огромный самолёт, как двухэтажный дом. Мы привыкли к этому замечательному сервису, и я уже шестым чувством ощущал дыхание той страны, где меня с нетерпением ждали.  Транспортировка самолёта закончилась, и он стоял на взлётной полосе. Форсажный режим, набирая скорость, самолёт оторвался от земли и резко набирал высоту, разворачиваясь на курс. Я пишу всё это с такими подробностями потому, что интуитивно я хотел всё ещё задержаться в своей стране, думая, что я чем-то могу ей помочь. А мне так хотелось бы сделать это. Но, увы! Это у нас не приветствуется.

Стюардессы уже сновали между рядами, выполняя прихоти пассажиров. Где-то раздавалась французская речь, и я с удовольствием вслушивался в неё, понимая её и наслаждаясь тем, что что я это сделал, что я приложил максимум усилий для этого.
Много всяких мыслей проносилось в моей голове, но я пишу не репортаж, а роман, и не хочу засорять его своими не очень приятными для слуха мыслями. Поэтому я буду писать лишь о том, что я увидел во Франции в её недалёком прошлом и настоящем.
Уши начало закладывать. Незаметно пролетели три часа. Самолёт шёл на посадку.
Уже виднелись знакомые предместья Парижа. Сели. Самолёт плавно катился по рулёжной дорожке и сам подъехал к одному из терминалов аэровокзала, и вскоре мы уже шли по стеклянному переходу в здание аэровокзала в зал высадки пассажиров, получения багажа и прохождения таможни.

Я – транзитный пассажир. Мне нужно было пересаживаться на внутренние авиалинии. Бояться мне было нечего. Более тридцати рейсов летели в Марсель, Ниццу через Авиньон. Через полтора часа я уже был в аэропорту Авиньона. Такси. И, вот, я у дома. Волнуюсь.
                ***
Я вновь обнимаю двух родных мне людей: её – мою, нежно любимую Каролин и Валери. Мне приходится делить свою любовь сразу на двоих. Они чувствуют меня, они радуются мне, а я радуюсь им. Это нежнейшее чувство острее ощущается после долгой разлуки. Каролин прижалась ко мне, осыпая меня поцелуями. Её тело прижалось ко мне, она целовала меня, смеялась и плакала одновременно, малыш прижался тоже ко мне. Теперь мы все говорили по-французски, радуясь тому, что говорим и понимаем на одном языке.  Мы никак не могли оторвать свои руки друг от друга. Но нужно было отдать время и для ребёнка. Я взял его на руки и долго носил по комнатам, целуя и обнимая его. Потом быстро распаковал уже новые игры и игрушки. И он тут же занялся ими.
Я подошёл к Каролин, взял её руку в свою, и надел на палец золотое колечко с гранатом. Она обняла меня нежно и сказала: «Спасибо, любимый мой!». Потом я подошёл к её маме и протянул ей цепочку с иконкой Девы Марии (они были католиками). Мама благодарила меня, смахивая с глаз слёзы. Обе женщины были растроганы. Мама вдруг сказала: «Валери, люби её, мою Каролин, она всегда будет достойна тебя!». И она обняла меня, говоря тихо слова благодарности.
 Это было тихое счастье обретения. Центром этого обретения, конечно, была Каролин! Пока Валери разбирал игрушки, мы ещё раз прижались друг к другу, и поцелуям не было конца.  Мне казалось, что она стала ещё красивее и неимоверно притягательнее. Она была в полном расцвете женской красоты.

Дальше всё было непринуждённо и легко. Как будто мы всегда сидели за этим столом, Валери сидел на своём высоком стуле, мы с Каролин рядом и её мама чуть поодаль рядом с Валери. У них, чувствовалось, была большая дружба, и бабушка смотрела на него нежным взглядом. Наш общий язык сделал атмосферу ещё более непринуждённой.
Я рассказывал им о Москве, они рассказывали мне об их жизни без меня, Каролин о своей работе, мама – о том, как Валери её слушается, о том, как она читает ему книжки, и как они ходят гулять к реке Рона. Каролин рассказывала, как у них тепло, и что мы обязательно пойдём к виноградникам, смотреть, как собирают последний в этом году виноград. И ещё приглашала меня на праздник дегустации вин округа Прованс. Она хотела, чтобы я увидел это грандиозное зрелище, когда французы дегустируют свои любимые вина. Я тоже очень хотел посмотреть на всё это, пробовать их вместе с местными жителями, и, наконец, понять: в чём же суть истинных французских вин, в чём их настоящая прелесть. 
                ***
На столе стояли фужеры и бутылка сухого вина, на которой большими буквами было написано: Округ Прованс.  Мы наполнили бокалы, и я впервые ощутил вкус этого вина, хотя, быть может, обстановка этому способствовала. Каролин улыбалась, глядя на меня сквозь прозрачный фужер. Она наблюдала, как я пью вино и какое при этом у меня выражение лица. Вино было сухое и без всякого сахара. Но оно не отдавало той кислой нотой вин, какие мы покупаем по праздникам у себя в России. Я думаю, что в самой России не понимают настоящую ценность сухих вин, а понимают их в Грузии, Абхазии, Молдавии, Краснодарском крае и ещё в некоторых местах. Там из своего винограда они делают различные вина и понимают в них толк. Кое-что я пробовал в Абрау Дюрсо. Там тоже предлагалась дегустация. Бывал и в Грузии в Бакуриани, и Тбилиси. Там люди понимают тоже толк в сухих винах, поскольку сами их делают. После ужина я некоторое время играл с Валери. Он уже всё говорил и был для своих лет очень способным. Великолепно сам строил пирамиды и собирал деревянные мосты, пуская через них маленькие машинки. Я многое показывал ему, становясь для него предметом восхищения. Дети, как никто, умеют восхищаться. После нескольких потом прогулок мы станем большими друзьями.

Мама забрала Валери и увела его к себе в комнату. Он спал на ходу. Мы с Каролин остались одни. Играл небольшой магнитофон. Песни Джо Д”ассена наполняли комнату. Звучала: «Если б не было тебя…» Мы танцевали. Но танцы превращались в объятия.
Наступил вечер. Наконец, мы в постели. Она нежно прижалась ко мне. Она шептала мне уже только по-французски, как она скучала без меня.
Мы погрузились во французский интим. Я многое бы отдал, чтобы она была моей женой навсегда!
                ***
Утром вновь собрались все за столом. Мама Каролин загадочно улыбалась, раскладывая свежие фрукты в вазу. На тарелках лежали круассаны, на большом блюде дымился горячий картофельный пирог.  Мама видела, как дочь вся светилась и понимала, что она очень счастлива в эти минуты. И, на самом деле, Каролин было не узнать. Она просто источала ангельский свет из своих глаз. Валери, я и мама – это её милые и любимые, это – её семья. Я разделял её счастье и хорошо помнил это счастливое утро. Я ещё раз подумал о том, что с ней я бы остался здесь навсегда! Эта чудесная женщина была создана Богом, чтобы приносить счастье мужу, сыну и всем своим близким. Умная, грамотная, красивая, прекрасно знавшая свой край, она и я были хорошими экскурсоводами. Но, конечно, по Франции она была непревзойдённой.

Непринуждённый разговор обо всём шёл вместе с кофе, пирогом и круассанами. Валери уплетал картофельный пирог.

Разговор зашёл о предстоящих прогулках.  Каролин рассказывала какую она приготовила программу. Я поражался её воображению. Не уезжая далеко от Авиньона, она придумала столько интересных мест для посещения. И всё это укладывалось в течение одного дня.
 Вообще, нужно сказать о Юге Франции: там, что ни город, то величайший раритет, берущий начало в двенадцатом веке, когда наша Русь ещё только принимала Христианство. В двенадцатом веке на Москве закладывали первые камни. А в Авиньоне в это время уже построили Папский дворец из красного камня с большими крепостными стенами. А также уже в те времена построили каменный мост Сен-Бенезе через реку Рону длиной более девятисот метров. Он имел двадцать четыре опоры, и это без грузовиков, без подъёмных кранов, возможно только на лошадях и подводах.
 
Но самое интересное, что виноградную лозу начали сажать тоже на рубеже двенадцатого века и простиралась она до самого Лазурного берега, красивыми  ровными  рядами,  спускаясь с холмов Южного Прованса. Множество самых различных мест, где занимались выращиванием винограда и виноделием, при этом в каждом департаменте выращивали определённый сорт винограда, иногда несколько сортов. Широко была развита показательная дегустация вин и национальной еды.
Она называла разные небольшие города и деревни, но столько названий я не мог запомнить. Мама вначале сказала, что Валери останется с ней, но мы её убедили, что эта поездка пойдёт ему на пользу. Она сама была уроженка юга Франции, и хорошо знала эти места. «Пусть ребёнок поест вволю разного винограда и фруктов» - соглашаясь, говорила она. И добавляла: «А я съезжу к сестре в Оранж». Всем было очень весело от предстоящих развлечений.

А пока после завтрака мы втроём отправились гулять по Авиньону. Возле дома стояла служебная машина Каролин. Я её вчера не заметил. Её заслоняли красивые розовые кусты. Эту машину выделило ей Центральное экскурсионное бюро, которое она и возглавляла.  Мы с Валери сели на задние сиденья, а Каролин села за руль.

Улицы в городе были не широкие, что отличало все городки здешних мест, но все они утопали в зелени и часто над ними смыкались шатрами здешние деревья. Возле офиса Центрального агентства мы вышли, и Каролин повела нас вовнутрь. Кроме холлов, кабинетов и коридоров с многочисленными плакатами с изображением туристических мест, здесь было маленькое кафе. Каролин, усадив нас за столик, заказала  всем  троим  итальянское мороженое Джелато: нам с Каролин по три шарика, а Валери - банановое – два шарика. Он уже знал про него, а я, конечно, не знал. Оказывается, это был самый известный итальянский бренд, который Италия поставляла всей Европе. Более тридцати сортов, и его фото висели на стенах кафе.  Ничего более вкусного я не ел! Каролин улыбалась. Её нежный взгляд не проходил ещё с раннего утра, когда мы не хотели разнимать наши руки. Она что-то говорила сотрудникам, и они быстро записывали в широкие блокноты.

Пока мы с Валери доедали своё мороженое, она сходила куда-то и вернувшись, прочитала мне куда мы будем ездить целую неделю. Она, обращаясь ко мне, продолжала: ««Любимый, присматривайся и запоминай всё, я тебя тайно устрою экскурсоводом. Здесь в Авиньоне это пройдёт! Попробуешь свой французский».
Это были четыре места, расположенные недалеко от Авиньона: Оранж, Сен-Реми-де-Прованс, Эйгальер, Аббатство Сенанк, Позже я кратко расскажу читателям, что я увидел, и позже пробовал свои силы в качестве экскурсовода, конечно, благодаря моей Каролин.

Мы уехали в парк ближе к мосту Сан-Бенезе. Здесь возле моста начинались крепостные стены Папского дворца. Когда я объяснял сыну, почему мост Сан - Бенезе доходит только до половины реки, то из моих объяснений он вряд ли чего понял. На мой вопрос понял ли он, что я ему рассказал, он утвердительно кивнул. Я улыбнулся и ничего не сказал, взял его за ручку. Потом предложил Каролин, что с ним не нужно идти в Папский дворец, ему там будет не интересно, лучше погуляем по набережной Роны, и посмотрим на проплывающие кораблики.  Они в множестве сновали по реке. Да ещё мальчишки на огромных скоростях мчались на скутерах, делая лихие повороты. Вот это было настоящее развлечение для Валери. Он восторженно кричал, указывая ручкой на летевшие по воде скутеры. Каролин радовалась, глядя на нас. «Ты – настоящий папа!» - сказала она.  Слава Богу, что у меня в России жили взрослые дети, которых я поднимал с нуля.

Мы ещё часа два гуляли по набережной. Восторгу Валери не было конца. Но до машины я уже нёс его на руках спящим.
Мы снова собрались дома. Мама из Оранжа   должна была приехать вечером. Каролин осторожно раздела Валери и уложила его в кроватку. Он нагулялся и будет спать долго. Мы сели за стол. В холодильнике у них всегда было что перекусить.

 Конечно большую часть еды французы покупают в близлежащих кафе, особенно не утруждая себя приготовлением пищи. Мы ели настоящий салат из крабов и овощей, запивая белым сухим вином. Потом, не сговариваясь, ушли в спальню, и счастливые заключили друг друга в объятия. Молодость не требует комментариев, тем более во Франции!
Сколько мы потом спали, не помню, но нас разбудил Валери. Он трогал меня за спину, а на плече у меня спала Каролин. Мы положили его между собой, и ещё некоторое время наслаждались нашим тройственным союзом. Мальчишке явно это нравилось!
                ***
Утром, позавтракали, и стали собираться в нашу первую экскурсионную поездку. Мы собрались в Оранж, откуда вчера приехала мама. Он располагался ближе всех к Авиньону.
Каролин поцеловала маму и села за руль. Мы с Валери уже сидели в машине. Мы поехали в Оранж.

Оранж расположен недалеко от Авиньона – чуть более тридцати километров. И что интересно: в этом регионе, называемом департаментом Воклюз, расположились небольшие города с сохранившимися здесь важными памятниками древнеримской эпохи. Я пишу это исключительно для читателей моего романа, чтобы вы – читатели понимали историческую ценность для всего мира этих мест, где я нахожусь. Некоторые объекты этих мест являются объектами ЮНЕСКО, то есть принадлежат всемирному достоянию культурных памятников, таких же, как Колизей и Пальмира.

На холме в Оранже, посреди неглубокой природной впадины стоит античный амфитеатр, восстановленный в XIX столетии. Триумфальная арка I века н. э. тоже отреставрирована. Раньше она была частью городских стен, но сегодня стоит отдельно на дороге к Лиону. Вы только представьте: первый век новой эры. Кто ещё может похвастаться такими древностями. Двадцать веков до нашего времени! И такого на территории Франции множество!

Замок принцев Оранских, существующий с XII столетия, давно заброшен, превратился в руины. Собор Оранжа, освящённый в часть Богоматери Назарета (там  где родился Иисус Христос), существует с VI века. Он был епископской резиденцией и протестантским храмом, а теперь это католическая приходская церковь. Многие знают о многовековой борьбе протестантов с католиками. Но представьте: церковь с VI века – это начало шестого столетия новой эры, и эта церковь стоит и служит людям! Я, как экскурсовод, восхищался всем этим, так как у нас на Руси и в России существуют раритеты, начиная с XII века (Москва 1147 год, Суздаль 1024 год, это начало XI века. Муром 862 год, с этих же времён упоминается Новгород и Киев).

Это мой краткий обзор небольшого городка Оранжа. Мы поехали туда в основном из-за меня. Каролин готовила меня к работе экскурсоводом в этих местах.
А для нашего малыша нашлось несколько прекрасных кафе, где мы побаловали его и себя итальянским мороженым, да и себя не забыли. Конечно в этих небольших кафе были прекрасные блюда французской кухни. А без вин этих мест вообще не было ни одного кафе. Детские аттракционы и площадки очень понравились Валери. Он вдоволь накатался на всём. Главное, что на этих площадках были специальные служащие, наблюдавшие за каждым ребёнком, пока их родители сидели рядом в кафе.  Незабываемое наслаждение сидеть рядом с любимой женщиной за уютным столиком и через широкие панорамные окна наслаждаться видами построек древнеримской империи!
Такое трудно представить себе где – либо в другом месте, ну, может быть, в Испании, или в Египте, но это уже несколько другое!

Ближе к трём часам дня мы уже вернулись домой. По дороге позвонили маме и сказали, что заедем пообедать в кафе недалеко от Авиньона. Так и сделали. Хозяева этих маленьких кафе всегда чрезвычайно рады каждому посетителю. Они  стараются  угодить  всем, посещающим его заведение, и, уж поверьте, всё, поданное вам, будет самого отменного качества и самого свежего. Здесь вы увидите вина из всех уголков Прованса, а для гурманов найдётся вино из Бургундии, Шампани, и из других виноградных уголков Франции. И всегда на стенах кафе вы увидите картины с изображениями близлежащих городков, аббатств и даже отдельных церквей, но обязательно этой южной жемчужины Франции, от которой все дороги ведут на юг к Лазурному берегу Средиземного моря.

Мы ели лёгкие блюда, и в конце снова ели мороженое. Оно было в небольших прозрачных кружечках с миниатюрными ложечками, чтобы ели долго и с наслаждением. Хозяин кафе тепло прощался с нами и даже вышел на летнюю веранду и помахал нам рукой. Мама была дома. Валери стал рассказывать ей на чём он катался и какое мороженое он ел. Разумеется, он быстро захотел спать. Бабушка уложила его у себя, а мы с Каролин тоже уставшие тоже улеглись в спальне. Каролин, соскучившись за полдня и полная впечатлений от совместной поездки, обняла меня обеими руками, прижалась ко мне всем телом. Мы целовались с особенным удовольствием, присущим нежно любящим друг друга парам. Интим уносился в пространство. Со мной была женщина, и я не желал бы никогда другой.
                ***

На другой день Каролин уехала в своё Агентство путешествий. Ей нужно было решить ряд вопросов, накопившихся за эти дни. Я остался с Валери, мама занималась хозяйством. Мы с сыном начали играть в конструктор, который я привёз. Мы строили деревянную дорогу и пускали по ней паровозик с двумя вагончиками. Он был на батарейках. Паровозик катился по рельсам, въезжая на мосты и проезжая тоннели. Можно было нажимать на кнопки и загорались светофоры. Можно рукой было переводить стрелку, отцеплять вагончики. Валери вдруг сказал: «Папа, я сам!». «Молодец» - сказал я и погладил его по головке.

Сам сел за проработку французских названий, что встречались на экскурсии. Маленький магнитофон Каролин был очень кстати. Так в промежутках, играя, гуляя с Валери, пролетело время. Вернулась Каролин и сели обедать. Каролин сказала: «Хочу познакомить тебя с сухими красными винами. У нас их подают везде по просьбе посетителей. Думаю, что это полезные вина, и к обеду фужер такого вина будет очень кстати.  Сегодня у нас будет Бордо – красное вино. Долина округа Бордо специализируется на красных винах очень давно, и мы сегодня просто будем его пробовать, отмечая вкус и аромат».

  Я никогда не думал о винах в этом ключе. В моей семье вина пили только по праздникам. В те времена в России были хорошие вина. Особенно я выделял Мускат Прасковейский. Ещё студентами мы часто отмечали с ним праздники. Но это было давно.  И я сейчас – не о России, а о Франции. 
Мама принесла стейки из говядины. Каролин сказала: «Валери, вот, кстати, и пример для красных вин. Это вино из лучших мест Франции – это Бордо. Его делают в этой местности столетиями». Я резал ножом стейк, и запивал его глотками этого вина. Что тут скажешь? У меня не было слов.  Но, тем не менее, я ничего не сказал Каролин о вине, я не сказал ей главного- это было не моё!
 Зато после обеда я нашёл место и время обнять её и долго целовать. Она прижалась ко мне, обняла меня тоже и долго не отпускала. А потом шепнула на ушко: «Жаль, что ещё не вечер!». Она всё ещё жила той новизной своих чувств, которые у неё не проходили с момента моего появления. И там в её спальне я это чувствовал каждый раз. Пошли гулять с Валери. Ходили по аллеям, пришли в парк. Там было много детей. Он тут же стал знакомиться с какой-то девочкой и побежали на качели. Мари взяла мою руку в свою: «Валерочка! Я так люблю тебя, мой милый».  Валерочка – это было сказано ею впервые. Видимо, она тренировалась говорить это слово по-русски. На её языке так не скажешь. Но звучало это так нежно, так ласково. Я оглянулся, взрослых по близости не было, и я её несколько раз поцеловал в знак величайшей признательности. Тёплая волна нежности к ней обдала меня, и тоже, как и она, стал ждать вечера.

Конечно был вечер, ужин, долго разговаривали за столом, обсуждая завтрашнюю поездку. А потом была ночь, которой мы ждали с ней, мы жили ею весь день. Это был необыкновенный подъём чувств. И, наконец, всё это выразилось в необыкновенной её страсти, её подъёма, её нежности, которые слились с моими чувствами, накопленными за весь прошедший день. Уснули только под утро.

Тем не менее, мы встали бодрыми, настроение было замечательное.  Мы сегодня собирались в небольшой городок Сен-Реми-де-Прованс. Это тоже было недалеко от Авиньона, и Валери тоже поедет с нами. После завтрака поцеловали маму и пошли к машине.

Всего 25 километров, и мы уже подъезжаем к этому небольшому городку. Нужно сказать, что каждый городок в ближайшем окружении Авиньона абсолютно самобытен и не похож ни на какой другой, начиная с архитектуры, и кончая бытом людей. Дело в том, что по этой части Франции проходят границы раздела прошлых властителей этих мест, внёсших свою лепту в устройство городов, несмотря на то, что прошло несколько столетий. Здесь нет мест, которые были бы похожи на стилизованные районы с типовыми застройками, здесь вообще нет многоэтажных домов – клеток, здесь всё своё, здесь в каждом месте свой колорит.

Въезжаем в Сен-Реми-де Прованс- одно из красивейших мест в окружении Авиньона.  Он представляет собой городок в галло-романском стиле. Вы представляете себе, что были такие народы – галлы на территории Европы много веков назад. Это их цивилизация оставила свой след хотя бы в этих местах.  Можно было бы показать необычность построек этого городка, скажем по сравнению с Оранжем.
 Возможно, я дам это в приложении, так как данный формат не позволяет показать его по тексту. Что здесь примечательного? Я не сказал, что рассказывает мне всё это моя Каролин, а я пересказываю вам, дорогие читатели.

Считается, что именно здесь Ван-Гог написал свою феерическую «Звёздную ночь» В 1889 году художник лечился местной монастырской психбольнице Сен-Поль.  В «доме скорби» он создал полторы сотни картин. Здание клиники сохранилось до нашего времени, действует и лечебница. Не очень весёлое заведение, но это тоже достопримечательность городка.  Открыт мемориальный музей Ван-Гога, а в городке создан туристический маршрут по мотивам произведений Ван-Гога. Экскурсоводы Каролин работают на этих маршрутах.

Церковь Святого Мартина, построенная в XIV столетии, после реконструкции приобрела неоклассический стиль. От средневековой  постройки сохранились только капелла и колокольная башня.
Есть и памятники античной эпохи- сказывается присутствие древнего Рима в первые века новой эры. Взять только одну Триумфальную арку. Нет такого места, чтобы древние римляне не оставили тот или иной город без такого сооружения. Правда, от большинства этих античных сооружений остались руины, но они охраняются и сберегаются.
Вот таков Сен – Реми, не похожий ни на один из городков Прованса.


Каролин закончила свой рассказ по ходу машины, и мы подъехали к парку, в котором располагались и детские площадки и несколько кафе, расположенных в разных концах городка.  Валери сразу попросился на площадку. Там играли дети туристов. Машины их стояли на выделенной стоянке. Понаблюдали некоторое время, как играет Валери, а потом позвали его в кафе с собой. Я уже писал, что кафе настолько самобытны по своему внешнему и внутреннему устройству, и, как бы, вписываются в колорит городка. Даже картины на стенах содержат виды Сен-Реми. Конечно здесь висят и копии картин Ван-Гога. Его здесь особо почитают. Хозяева в этих местах особенно радушны к приезжим. Нам подали блюда, почитаемые в этих местах. Мы с удовольствием ели, запивая розовым вином. Валери, не торопясь, ел мороженое. Ну как же без него?

Довольные, мы возвращались обратною
                ***
               
Конечно, вечерами мы находили время и поиграть с Валери, почитать ему детские книжки, посидеть вместе за ужином, поговорить с мамой о её делах. И остаться наедине, когда все уже спали, чтобы отдать друг другу нежность и любовь.  Это  время мы ждали с нетерпением. Накопленная за долгую разлуку тяга друг к другу не проходила в нас. Счастливые глаза Каролин выдавали её постоянно.

                ***

За последующие дни мы решили ещё съездить в два места, и на этом завершить знакомство меня с окрестностями Авиньона. Оба этих места расположены также недалеко, и на это мы потратим следующие два дня.

Утром следующего дня наша машина уже ехала в Эйгальер. Это всего в восьми километрах от Сен Реми.  Но это был не городок, а уютная деревушка. Она расположена на вершине небольшого холма, окружена зелёными альпийскими долинами, оливковыми рощами, виноградниками.
Эйгальер находится на территории, заселённой с древних времён: археологи здесь обнаружили следы разных цивилизаций, начиная с Бронзового века и древнеримских времён. Вы видите, дорогой читатель, что на юге Франции везде видны следы империи древнего Рима.
Каменные дома старого центра Эйгальера образуют извилистые улочки, ведущие к приходской деревенской церкви.
Средневековые памятники стоят в руинах. Остались фрагменты старой крепости с донжоном и статуей Святой Девы, капелла (1153 год), часовня. К более поздним периодам относятся колокольня (1672 г.), и ветряная мельница 1711 г.).Есть тут и работающий краеведческий музей. Меня поразило, что в деревне есть такой музей. Людей видно мало Большинство - на оливковых плантациях и виноградниках.
Было здесь, конечно маленькое кафе, но мы решили поехать домой, захватить маму и посидеть все вместе. Поэтому сразу повернули на Авиньон.

Мама уже ждала нас. Она оделась в красивое платье, и вчетвером поехали в самое престижное кафе Авиньона. Каролин сказала: «Я здесь не была уже сто лет Всё так изменилось. Почти всё новое». Потом она поняла, что сменился хозяин.
Здесь был маленький Париж. Можно было на заказ заказать любое блюдо, как в парижском ресторане.
Мы запомнили этот вечер в ресторане надолго. Валери потом долго спрашивал, когда мы ещё поедем в этот красивый дом.

Вернулись домой и разожгли камин. Каждый уютно устроился в кресле. Мы с Каролин сдвинули кресла вплотную, и она взяла мою руку в свою. В какой-то момент я подумал: «Как я буду потом без неё опять долго?».  Камин потрескивал сухими дровами. Было уютно. Любовь, словно птица, витала над нами. Валери спал в кресле. Мама сидела, задумавшись о чём-то своём. Это были счастливые дни.
                ***
Каждую ночь можно было вспоминать с особым удовольствием. Оно исходило от этой необыкновенной женщины, что сидела вечером, уложив мою руку в свою.
На утро мы собирались в последнюю поездку.

В католической Франции всегда в прошлом большое внимание уделялось строительству аббатств. Это – наподобие наших монастырей. Хотя Франция считается наиболее лояльной страной ко всем религиям. Но тем не менее католической религии есть особые предпочтения.

Каролин считала необходимым мне показать такое обособленное аббатство, расположенное не очень далеко от Авиньона.  Это было Аббатство Сенанк.
Туда мы и направились, и вновь взяли с собой Валери и на этот раз с нами поехала мама Каролин.

Аббатство Сенанк – старинная обитель цистерцианцев, памятник исторического наследия Прованса.  Цистерциа;нцы, белые монахи, — католический монашеский орден,               
 ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена.  Это, конечно для нас сложно, но мы не будем особо вдаваться в подробности всего этого общества монахов.

Цистерцианские монахи ведут затворнический образ жизни, в духовной жизни большую роль играют аскетические практики и созерцательная монашеская жизнь. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.

Через некоторое время мы подъехали к Аббатству Сенанк.
 Оно существует с 1148 года. Дважды было закрыто, но сегодня носит статус действующего монастыря.  Немногочисленная община Сенанка выращивает лаванду, разводит пчёл.
Средневековые постройки обители, включая храм, освящённый с 1178 года, хорошо сохранились. Аббатство считается показательным образцом романской религиозной архитектуры Франции.
Туристов и нас вместе с ними пустили на лавандовые плантации. Запах лаванды наполнял лёгкие. Впечатление, как будто мы поднялись высоко в горы! Я это делал много лет назад и, возможно, это предстоит испытать ещё раз во французских Альпах, но немного позже.
Посетили монастырский собор и трапезную, а также сувенирный магазин, где продаются предметы культа, прованские сувениры, мёд, изделия из лаванды.
                ***

На этом наши экскурсии в окрестности Авиньона закончились. Я с большим сожалением расставался со всем этим богатством многовековой старины. Оно – это богатство органично вписывалось в городские и деревенские пейзажи, и продолжало служить людям и сегодня.  Следы древнеримской империи виднелись повсюду. Высочайшая культура древнего Рима продолжает влиять на современный мир и сейчас.
В мире много было высокоразвитых цивилизаций, они ушли по разным причинам. Артефакты, которые остались от них говорят о высоком их развитии в прошлом.
И только наши культуры, сегодня живущих на земле людей, могут предопределить наш уход из-за ядерной катастрофы, и от нашей культуры не останется ничего!
Эти грустные мысли возникали у меня в голове на обратном пути. Был снова вечер, горел камин, потрескивали дрова. Засыпал ребёнок. А мы с Каролин всё также с любовью смотрели друг на друга. Я целовал её волосы. Они пахли лавандой. Вернусь ли я когда-нибудь в те благословенные места?

На фото Аббатство Сенанк и лавандовые поля

Продолжение следует.


Рецензии