Наука бабушки Насти из Софрино

(Работа опять уткнулась в суеверие? Продолжение темы предыдущих рассказов о том, что из «суеверий есть такое, которое гласит, что в дни церковных праздников нельзя работать». Лично я здесь, как автор, даже затрудняюсь к какой категории правильнее отнести этот сюжет. Тут наслоились три темы: мистика, случайность, мир непознанного.)

"Вы — соль земли. Если же соль
 потеряет силу, то чем сделаешь её соленою?
Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить
её вон на попрание людям ("Евангелие от Матфея")".

                Оглавление



1. Станция – ловушка
2. Почтальон-ведунья
3. Поселковая избушка на курьих ножках
4. Славянская чайная церемония против японской
5. Моя новая бабушка
6. Сладкие «сальности»
7. «Подпольный» детский садик
8. В гости к новой родной бабушке
9. Странная история или двере-лечение

                ч.1 Станция - ловушка

    Софрино — это посёлок городского типа, с которым, совершенно случайно, пересеклась тропинка прошлой жизни 80-х годов. Электричка, на которой в эти края приехала моя Мама, была вечерней, а автобус из Софрино к дальнейшему месту назначения ходил только два раза в день – утром и вечером. Мама об этом узнала на месте, когда от второго рейса и «след простыл». Момент получился неприятный. В этом посёлке железнодорожная станция махонькая, гостиниц нет, поэтому замаячила неуютная перспектива ночевать, сидя на станционной скамейке в кассовом зале. Камеры хранения тут тоже отсутствовали, поэтому, для излишней «солидности», пришлось бы таскать свой чемодан даже для посещения уличного туалета. Плюс к этому, возможные нежелательные компании загулявших выпивох и уголовной шпаны, шатающейся по ночным улицам в поисках дополнительных приключений на чью-то голову.

                ч.2 Почтальон-ведунья

  Зоя не впала в отчаяние и принялась настойчиво искать временный ночлег. Поначалу общение с редкими прохожими и станционными работниками не сулило оптимизма, но потом судьба подкинула ей спасительную встречу с почтальоном-женщиной, случайно проезжавшей мимо станции на своём велосипеде.  Моя Мама была общительным человеком, поэтому ей удалось расположить к себе незнакомую женщину. Почтальон – это своеобразная «Ведунья» («Ведун») своего околотка. Для Зои тогда была большая удача встретить человека именно этой профессии. Они разговорились, и почтальон посоветовала моей Маме подходящий адрес, расположенный недалеко от железнодорожной станции, что было особенно немаловажно для ранней посадки на утренний автобус. Кроме того, она гарантировала, что хозяйка дома – очень хороший и опрятный человек, у которого можно спокойно переночевать. Почтальон была человеком ответственным, поэтому вызвалась провести Зою.

   От станции они свернули вправо и немного прошлись вдоль железнодорожного пути, ведущего в сторону легендарного Загорска, теперь ему прежнее имя возвратили -  Сергиев Посад. Через некоторое время, женщины повернули налево и углубились в небольшую аллейку. Аромат шпал, пропитанных нигролом, стал ослабевать, робко теряясь за их спинами. Мама восхищённо наблюдала за белоснежным хороводом стройных берёзок. От осознания появившейся определённости, идти было радостно, казалось, что даже чемодан стал легче и уже не так «отрывает» руки своим весом. Грунтовая тропинка подвела женщин к веренице домов, образовавших привокзальную улицу, прижатую своим фасадом к берёзовой аллейке. Все здания тут были деревянными. Своими одноэтажными спинами они загораживали приусадебные участки. Здесь царили деревенские ароматы, исходящие от скошенной травы и палитры садово-огородных запахов. Моя Мама, как уставший путник, особенно ярко выделила среди всего этого пахучего разнообразия уютную древесную горчинку душистого дымка, приправленного ароматом кухонной снеди. Зоя вспомнила, что сегодня с утра больше ничего не ела, и сейчас было бы здорово подкрепиться, но это не беда. Главное сейчас удачно определиться на постой, а там уж можно будет перекусить всухомятку разносолами, купленными в столице.

                ч.3 Поселковая избушка на курьих ножках

   Женщины подошли к калитке одного из дворов, в этот момент Зоя подумала о том, что очень неудобным сейчас может получиться её незваное вторжение потому, что окна дома были тёмными. Это могло означать, что хозяйка уже легла отдыхать или того пуще – дома её нет и она, например, уехала к внукам в гости. Но почтальон уверенно открыла калитку, и они прошли вперёд. Деревянный дом тут выглядел, словно избушка на курьих ножках. Он имел две жилых части. В той, что была к уличным прохожим «спиной», сейчас никто не жил, а в той части, которая была к саду «передом», проживала хозяйка, и тут свет был в окошке, но его не было видно с улицы. На стук в дверь, откликнулась сухощавая женщина, которая вышла к гостям в своём домашнем халатике, прикрытым фартуком.
  Эта пожилая женщина выглядела очень приветливо и опрятно. Её озорные смеющиеся глаза сразу располагали к доверительному общению. По возрасту, она была наверняка бабушкой, а то и прабабушкой, но её белоснежно-седая прядь волос, непокорно выбившаяся из под косынки, совершенно не давала повода назвать такую женщину старухой.

  Пишу эти строки и осознаю очередное, неожиданное житейское наблюдение в русле отсутствия «чёрно-белой» реальности. На примере того, что часто встречал бабушек (дедушек), которые никогда не станут старухами (стариками) и, наоборот, среди молодёжи порой такую внешнюю флегматичную личину встретишь и вялую манеру поведения, что сразу начинает думаться, а не дряхлый ли старикан (старушенция) перед тобой стоит. Так меняет внешнюю суть человека его леность и душевная пустота.

  Ещё хочу добавить к портрету бабушки Насти то, что её внешний и внутренний образ типичен для настоящей славянской Матери. Это светлое состояние женской сути находится вне времени возраста и национальности (русская, украинская, белорусская). Хотя, так же достойно может выглядеть и другая женщина-мать: грузинская, польская, ….., но славянский оттенок мне ближе и привычнее. Для полноты образа моей героини тут ещё добавлю несколько штрихов-слов, которые из авторского сердца льются. Софринская бабушка Настя держалась скромно, но с достоинством. Удивительно это писать, но коварному возрасту тогда не удалось согнуть прямую осанку этой женщины. Её натруженные руки выдавали свою хозяйку, как неутомимого созидателя.

  Почтальон обратилась к хозяйке дома, назвав её бабушкой Настей, в несколько слов обрисовав дорожную ситуацию, в которую попала моя Мама. В ответ на это, хозяйка радушно улыбнулась и пригласила Зою в дом. Поблагодарив почтальона и распрощавшись с ним, моя Мама занесла свой чемодан на веранду. Наверное, этот деревянный дом и вправду был в дальнем родстве со сказочной избушкой на курьих ножках потому, что в его недрах таились чудеса восприятия реальности. И в этом была основная «колдовская» заслуга гостеприимной хозяйки. С самого порога, совершенно неожиданно для Зои, она ощутила себя, словно в гостях у своей родной бабушки. От маминого стеснения не осталось и следа, она уютно окунулась в водоворот привычных домашних хлопот хозяйки дома, которая начала обустраивать быт своей гостьи.

  Бабушка Настя энергично засуетилась, перемещаясь по дому. Зое было предложено помыть руки с дороги и осмотреться на новом месте. Накрахмаленное постельное бельё хозяйка отнесла в нежилую половину дома, имеющую отдельный вход, туда же перекочевал и чемодан гостьи. Бабушка Настя провела небольшую ознакомительную экскурсию по двору и саду, показав туалетную будку и, где можно набрать воды для питья или умывания. Мама попросила хозяйку вскипятить воды для чая.
 
                ч.4 Славянская чайная церемония против японской

  И бабушка Настя вскипятила, да ещё как! Пока Зоя застилала постельное бельё и обустраивалась, непоседливые трудолюбивые руки хозяйки суетились на кухне. В итоге, для полноценного начала славянской чайной церемонии всё было готово. Только в отличие от скупой и излишне вычурной японской процедуры, тут был привнесён местный колорит.

   К приходу гостьи, на кухонном столе бабушки Насти аппетитным паром клубился горшок с картошкой, к нему робко жалась миска с домашними соленьями, бодрящий аромат которых способен был прошибить слюну даже у очень сытого человека. А у мужского сословия такое кулинарное обстоятельство вызывало бы жгучее желание плеснуть в гранёный стаканчик, чего-нибудь покрепче чая. Но эта софринская церемония не предусматривала градус алкоголя в тот вечер. Поэтому сервировка стола была дополнена, баночкой натуральной сметаны и пирогами с разнообразной начинкой, которые бабушка Настя напекла ещё с раннего утра. Пустые промежутки на скатерти были хлебосольно заполнены тарелочками с вареньем из: крыжовника, малины, земляники, яблок, слив,… Нашлось тут местечко и для маринованных грибочков. А для неспешного разговора под горячий чаёк, в дальнем конце стола, томилась ваза с маленькими бубликами (сушкой). Угощение было таким обильным, что хозяину славянской чайной церемонии не хватило места, и его пришлось почётно поставить, в гордом одиночестве, на соседней тумбочке. Тут медный самовар даже торжественнее выглядел, да и пользоваться им стало удобнее.

  Зоя зашла на кухню со свёртком столичных разносолов. Варёная и копчёная колбаска, вперемешку с твёрдым сыром, ветчиной и пирожными, на столе втиснулись несколькими тарелочками, потеснив хозяйскую сервировку. Логичным гостинцем, в этот вечер, оказалась и пачка дефицитного чая «Бодрость».
 
  В процессе самого чаепития, быстро выяснилось, что хвалёные столичные деликатесы и «в подмётки не годятся» софринским разносолам - эта пища была простая, но разнообразная и главное – она была необычайно вкусной.
 
  Бабушка Настя не была образованным человеком, в привычном для нас смысле слова, но её житейская мудрость и утончённое чувство такта заткнули бы «за пояс» манерность почти любого нынешнего интеллигента, кичащегося своим высшим образованием. Разговаривать с такой женщиной было приятно и интересно. К этому, большим бонусом добавлялось то, что такой собеседник абсолютно искренне интересовался услышанным в разговоре. Она знала, когда и какой вопрос нужно задать, умела выслушать собеседника, знала, когда уместнее промолчать. Свои замечания или мнение высказывала только тогда, когда её просили об этом.
 
   Словом, выскажу тут неожиданное впечатление – я мало встречал в своей жизни по-настоящему интеллигентных людей такого высокого уровня. Это странно писать о малограмотной пожилой женщине, но именно эти строки льются сейчас из авторского сердца, потому что порядком надоела удушливая фальшь брони внешней атрибутики. Никакие ВУЗы и громкие учёные регалии, не способны обеспечить своего подопечного подлинной интеллигентностью – это качество формируется только на генетическом уровне, в сочетании с кропотливым трудом над собой и при обязательном наличии чистой совести. Да и всезнающая «Википедия» мне вторит в этом, когда определяет латинский глагол «intellego», как значение слова: «ощущать, воспринимать, подмечать, замечать, познавать, узнавать, мыслить, знать толк, разбираться». А в социальном значении слово …. применяется: «… в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью социально-психологической рефлексии, способностью к систематизации знаний и опыта…».

   Так получилось в тот памятный вечер, в какой-то момент, Зоя обрадованно отметила, совершенное отсутствие сожаления о том, что она не успела попасть на местный автобус и вынуждена была одиноко мыкаться на железнодорожной станции.

   После задушевного чаепития, Зоя пошла в свою часть дома. В комнате, где стояла кровать, приятно пахло деревом от бревенчатых стен и пола. Было не тепло и не холодно, т.е. температура в помещении была абсолютно комфортна для полноценного отдыха. Приятную тишину в доме мелодично разбавлял далёкий перезвон колёс, проходящих поездов. От всего этого, сон был крепким и восстанавливающим. Мама отлично выспалась, хотя, за ней никогда раньше не водилась такая манера отдыха на незнакомом месте.

  Рано утром Зоя ополоснула лицо дождевой водицей из деревянной кадушки, стоящей в саду и легко позавтракала с бабушкой Настей. Тут не обошлось и без короткого чаепития, а как же без него?! Прощаясь, Зоя предложила хозяйке деньги за постой. Тут вышла некоторая заминка. Вечером они об этом не обмолвились, а сейчас выяснилось, что ни одна из них не знает, сколько другие люди берут за эту услугу. Да и бабушка Настя не спешила брать деньги, склонная от них вовсе отказаться, но Зоя настояла на оплате, сунув купюры в кармашек фартука хозяйки. Эта сумма была в пределах оплаты нормального гостиничного номера. Потом, мне Мама призналась, что ей очень неловко было предлагать деньги после задушевного гостеприимства софринской хозяйки. Прощаясь с бабушкой Настей, Зоя спросила её о возможности ещё погостить в этом доме потому, что она ехала проведать своего сына в армии. И рассчитывала на то, что ему дадут увольнительные на все выходные, тогда может понадобиться временное жильё. На это, бабушка Настя дала своё согласие. Так и у меня появилась счастливая возможность познакомиться с этой замечательной женщиной.
 
                ч.5 Моя новая бабушка

   Я был на хорошем счету у своего ротного командира и меня отпустили на двое суток в увольнение, благо, что это совпало с официальными выходными днями. Так моя Мама оказалась снова на пороге софринской «избушки на курьих ножках», да ещё и меня с собой прихватила. Общение с бабушкой Настей на меня произвело такое же радушное впечатление, как и на мою Маму, накануне. Мне тоже показалось, что мне здесь искренне рады и вся обстановка, и стиль общения были очень похожи на встречу родных людей. Было такое уверенное ощущение, что я попал в гости к своей бабушке.

  С такой светлой категорией женщин мне не довелось вдоволь познакомиться потому, что в раннем детстве у меня была возможность неоднократно погостить только у своей белорусской бабушки – матери моего отца (Елены Васильевны). По Маминой линии я был знаком только со своей прабабушкой – мамой моего дедушки (Леонида Ивановича). Эта славная женщина, на момент нашего знакомства, была лежачим пожилым человеком и мало, что уже различала в окружающем мире. За ней бережно ухаживала сестра моего дедушки (Вера Ивановна). Родная бабушка по Маминой линии - Александра Андреевна, которую мой дедушка ласково называл «Шурупчиком» (производное слово от имени Шура), к сожалению, не дожила до моего дня рождения, хотя, очень стремилась меня увидеть. Настолько сильно, что поспешила пойти на операцию  по удалению узлового зоба. Александра Андреевна хотела встретить внука здоровой и полной сил, для этого и рискнула обратиться за помощью к врачам. И они «помогли».
 
   Эта операция не считалась сложной, но Александра Андреевна решила довериться только медицинскому «светиле» – заведующему отделением, но этот «мастер» очень спешил уехать в отпуск, поэтому все его мысли были уже там. Трухлявая совесть этого человека позволила ему быть во время операции поспешным и рассеянным, что привело к летальному исходу для его пациентки. Так я потерял свою самую родную бабушку. Это ответственное место заняла её старшая сестра – Анна Андреевна, которую я называл тётя Аня. Вот такой невесёлый экскурс получился в семейную историю.

   А тогда, в далёком Софрино я неожиданно для себя нашёл новую «личную» бабушку, так радушно меня встретила хозяйка пристанционного домика. К этому моменту, за время службы я уже успел порядком отвыкнуть от гражданской обстановки.  Поэтому мне было вдвойне приятно окунуться в домашний уют владений бабушки Насти. В нашем флигельке, я с удовольствием снял солдатский ремень, повесил китель «парадки» (парадное обмундирование) на стул, кинул сверху зелёный галстук, расстегнул верхние пуговицы на военной рубашке, а фуражку с кокардой определил на тумбочку. Все эти гражданские манёвры привели меня в благодушное настроение. Сознание нежно грел ещё тот факт, что завтра рано утром мне никакая дневальная зараза не прокричит истеричным голосом: «Р-р-рота-а-а! Подъём!».  До столицы около часа езды, поэтому можно будет прогуляться по её просторам и историческим местам.

                ч.6  Сладкие «сальности»

  Обстановка вокруг софринского дома была настойчиво подвижная. На калитке не было замка, и этим обстоятельством пользовалась местная ребятня. Вероятно, не я один считал своей бабушку Настю. Голопузая мелюзга целыми стайками забегала сюда в гости. Непосредственная детская дипломатия начиналась всегда издалека. После приветствия, малыши с простодушной детской непосредственностью спрашивали: «Бабуська Настя, а у тебя фалтук с калмашком?».  На эту тактическую хитрость бабушка Настя всегда с приветливой улыбкой отвечала: «Да, у меня фартук с кармашком». На такой ответ, тут же следовал наводящий вопрос: «А в калмашке конфетка есть?».

   Весьма странный вопрос для хозяйки избушки, которая стоит тут почти на курьих ножках (только потрудись немного включить воображение, смеюсь). Это чудо какое-то, но у бабушки Насти всегда находилась конфетка для очередного малыша-гостя. Чем вам не сказочная скатерть-самобранка? Настины конфетки были недорогими, но любой леденец или сосательная карамелька из её рук были невероятно сладкими на вкус, а таких дома ни за какие деньги не отведать. (смеюсь) Скорее всего, бабушка выкраивала на это средства из своего скудного пенсионного довольствия, а может и кто из родителей забегал пополнить арсенал сладостей, зная о повадках своих чад. Кстати, мы с Мамой тоже решили поддержать эту негласную традицию и привозили из столицы кульки с карамельками для бабушкиных угощений залётной ребятни.
 
  Когда мы обсуждали эффект особенной сладости этой «конфетизации» молодого поколения, то моя Мама в разговоре вспомнила, что ей, когда она была маленькой, тоже больше нравилось угощаться салом у соседа – брата её мамы. Этого крепкого, рослого мужчину звали Александром, входная дверь в его квартиру была расположена рядом с Маминой. Маленькая Зоя, набегавшись во дворе и проголодавшись, подбегала к двери дяди Шуры, поворачивалась к ней спиной и начинала стучать ножкой в его дверь, громко приговаривая: «Дядя Сула! Дай сала! Дядя Сула! Дай сала!». Александр был человеком добрым и хлебосольным. Он с готовностью делился с Зоей своими запасами. Его сестре было неудобно за свою дочку. Она предлагала маленькой Зое попробовать сало из своего дома, но девочка дегустировала оба кусочка и говорила, что у дяди Шуры сало вкуснее. Так было и после того, как её мама стала давать брату сало специально для угощения Зои. В общем, со сладкими «сальностями» мы разобрались и теперь можно дальше путь держать по страницам этого житейского рассказа.

                ч.7 «Подпольный» детский садик

   Софринская малышня сюда не только за конфетами бегала – тут у них был детский клуб. Если не нужно было помогать бабушке Насте в огороде, то они располагались в одной из комнат и затевали шумные детские игры. Здесь им разрешалось делать практически всё, но с одним условием – за собой нужно будет всё убрать, чтобы не нарушить чистоту. Бабушку Настю совершенно не раздражал детский визг и гомон. Она очень любила, когда её дом был наполнен гостями и звонким детским смехом – это всё воздух её жизни. Частенько, она тактично подключалась к возне малышей, ненавязчиво предлагая им, в игровом режиме, освоить навыки шитья или кройки. Для этой цели в её доме всегда находились лоскутки ткани, нитки, ножницы и иголки. Ещё ребятня училась делать подарки своим мамам из шишек и цветной бумаги. Так же дружно этот озорной народец помогал бабушке Насте лепить пельмени, с последующей дегустацией. Да мало ли ещё чего в этом радушном доме было затеяно. Думаю, что за долгие годы жизни, через руки этого блестящего воспитателя прошло не одно поколение местных ребятишек.
 
  Когда мы прощались с бабушкой Настей, она наотрез отказалась брать оплату за постой, сказав, что мы оба стали ей, как родные и деньги её обидят. Мы обнялись и продолжили наше общение через переписку, которую ей приносил наш знакомый почтальон-ведунья. Наши письма и поздравительные открытки она читала с таким же интересом, как и весточки от своих детей, которые разлетелись по всей стране.

                ч.8 В гости к новой родной бабушке

    Год спустя, я гостил у бабушки Насти уже в качестве демобилизованного из армии. Накануне, мне Мама выслала посылку с гражданской одеждой. Это дало мне спокойную возможность не общаться со столичными патрулями и неспешно погулять в штатском по столице, перед поездкой домой. В стольном граде мне удачно подвернулся шикарный гостинец -  стереомагнитофон «Ростов-102». Я давно мечтал о такой аппаратуре. Впоследствии, не один год этот серебристый красавец почётно занимал самое видное место в моей комнате, полноценно насыщая музыкальный досуг и сплачивая дружеские посиделки. Этот аппарат надёжно отслужил, до появления новой техники с более качественным воспроизведением звука – «Олимп-004», усилитель «Пульсар У-001», колонки «Корвет» и проигрыватель «Радиотехника Ария-102-стерео» с мягко звучащей звукоснимательной головкой «Корвет».

    Тут ещё один примечательный штрих добавлю к портрету бабушки Насти, как пример житейской мудрости этой женщины. Когда она обсуждала с моей Мамой покупку стереомагнитофона «Ростов-102», то узнав от Зои цену этой дефицитной техники, бабушка чуть не присвистнула от количества денег потраченных на музыку, но свистеть она не умела, да и неприлично это проделывать в помещении. Об этом тоже предостерегающая примета имеется. Вслух, бабушка Настя неожиданно мудро одобрила дорогую покупку, узнав, что я увлекаюсь музыкой, она сказала: «Правильно, что купил, тут не жалко денег. Для Виктора это важное приобретение. Зоюшка, а тебе спокойнее будет – сын будет дома чаще бывать, у тебя на виду, чтобы в компании своих друзей музыку слушать».
 
  До женитьбы, я привёз в гости к бабушке Насте и свою Ольгу. Вышло, что-то вроде импровизированных смотрин. (смеюсь) Моя будущая жена очень приглянулась хозяйке софринской избушки. Это было отрадно осознавать потому, что бабушка Настя была человеком бывалым, повидавшем очень много разного народа на своём долгом веку. Жизнь научила эту женщину отлично разбираться в людях.

 Тогда мы оказались в Софрино спонтанно - выдался случай. У меня была служебная командировка в «МИСиС» и  Ольгу послали в столицу по институтским делам. Даты поездки мы подогнали так, чтобы вместе нагрянуть в город, где в то до перестроечное время всегда «росли» дефицитные бананы с апельсинами и ананасами, вперемешку с прочими деликатесами, и модной одеждой. В те сумбурные времена, ради одной только заморской «Фанты» можно было ехать в стольный град. : )) (смеюсь) Её даже на разлив продавал вокзальный автомат по цене 20 копеек за стакан. Вкуснотища! Так тогда мы думали. Это сейчас мы спохватились и с умилением вспоминаем шикарнейший славянский напиток – бочковой квас, который можно было испить вдоволь на каждому углу.

   Остановиться на постой, мы естественно, планировали в Софрино. Перед прибытием к бабушке Насте, мы накупили тортиков и прочих столичных деликатесов. Хозяйка «избушки» была человеком старых взглядов на брак, но она нам беспрекословно выделила гостевую часть дома в полное распоряжение. Я предупредил Ольгу, что домашняя еда тут будет очень простой, но невероятно вкусной. Так, по крайней мере, мне показалось с армейской голодухи.
 
   «Креститься, когда кажется», мне не понадобилось потому, что кухня бабушки Насти опять оказалась на высоте. Я и сейчас, даже после роскошных блюд ресторанов Кипра, променял бы любые деликатесы на простую картошку, приготовленную в печи заботливыми руками бабушки Насти. А её бочковые соленья – пальчики оближешь! Те же огурцы имеют такой отменный аромат, что их можно в бокал положить и просто нюхать всласть, словно, дорогое вино, вдыхая бодрящий аромат натуральных природных специй. Тут всего точно в меру: перец, листья смородины, укроп, чесночок, хрен,… Всё так отменно сбалансировано, что во время жевания, аппетитный хруст стоит такой, словно, слышишь звук своих энергичных шагов по звонко-скрипучему морозному снежку, когда на свидание идёшь. : )) (смеюсь своему залихватскому сравнению).

   Чай из самовара, да на местной колодезной водице, да с ароматными сушками вприкуску – максимальный кайф. Вот, что значит, с искренней любовью пища приготовлена, да с огромным желанием угостить ладно и хлебосольно. По этой причине мы отставили в сторону свои столичные гостинцы и налегли на бабушкины разносолы. Под душистый чаёк и разговоры задушевные пошли.

                ч.9 Странная история или двере-лечение

   В числе прочего, бабушка Настя рассказала странную историю, которая с ней приключилась недавно. Нужно было ей, как-то дров нарубить и ещё кое-какие постирушки затеять. Соседки предупредили, что день для этой работы был выбран неудачный. Мол, в большой религиозный праздник трудится грех. Бабушка Настя не была верующим человеком, поэтому она отшутилась и с улыбкой продолжила свои занятия по хозяйству. Уж шибко порядок хотелось навести в тот день потому, что она ожидала приезда своих детей в гости. Да и её бывший муж (тогда, комсомольский активист) был новомодных прогрессивных  взглядов на это и считал такие суеверия мракобесием и уделом малограмотных людей, которых религия запугала для более удобного подчинения попам и правящему классу. Как-то и ей эта атеистическая уверенность передалась, со временем. Говорят же в народе, что: «Муж и жена – одна с….на».

  Ну, потрудилась себе и ладно. Всё задуманное успела сделать в срок. И ничего не случилось в тот день плохого. Но вот на утро, у бабушки Насти разболелась правая кисть руки и, мало того, на ней появилась опухлость да такая, что пальцами совершенно не получалось работать. Бабушка Настя обратилась к своим сведущим соседкам за советом. Те только головой качают, жалеют да приговаривают: «Мы же тебе говорили, что нельзя в такие дни работать, а ты не послушалась. Вот и накликала на себя беду». Стали дальше судить, рядить. Спросили у одной верующей старушки совета. Она подсказала, что нужно Настюхе подойти к церковным воротам, да потереть больным местом об дверную петлю.

   Бабушка Настя с тем советом и ушла домой. Долго ходила по комнатам, думу думала, но ничего толкового на ум не пришло. Решила идти к церкви сдаваться, раз никакие мази не помогли, а к врачам её и ноги не несли с такой необычной болячкой. Тут явно духовно-психическая причина заболевания, которая учёными ещё не изучена. В успех лечения «дверной процедурой» бабушка Настя не очень верила. Ей всё думалось: «Ну, что Настюха? Припекло, так ты и до суеверных мракобесий докатилась».

  Вечером, когда возле местной церкви не было народа, бабушка Настя подошла к двери храма и потёрла больным местом по стальной петле. Немного постояв на ступеньках, она пошла домой. Боль в руке не утихала, опухоль даже и не подумала спадать. Бабушка Настя была в отчаянии. Неужели утром придётся идти к врачам-костоломам за помощью?

   Тут опять к мудрости народного фольклора  обратимся, вспомнив пословицу: «Утро вечера мудренее». Бабушка Настя провела эту ночь в тревожном сне, а утро оказалось, и вправду, мудренее вечера – боль в руке прекратилась и опухоль исчезла.  Кисть руки приобрела прежнюю работоспособность и силу – чудо дивное, неисследованное!

  Когда я спросил бабушку Настю о выводах, которые она сделала для себя после этого необычного случая, то услышал в ответ, что свой уклад жизни она не будет менять (мол, поздно в её возрасте) и потребительски ходить за благом в церковь тоже не будет. Но, впредь, станет осмотрительнее относиться к народным приметам, исходя из того, что: «…Статистика народных наблюдений гласит, что это, как минимум, неблагоприятный день для работы. Это просто нужно принять, как данность, чтобы работа "клеилась" и спорилась. Верим же мы "на слово", без научных доказательств, в то, что на праздник "Крещения" вода приобретает особенные свойства…» (Цитата из моего рассказа «Работа уткнулась в суеверие?»)

  Затем, бабушка Настя озвучила нам пословицу, в авторстве которой я не уверен, а посему буду считать её народной: «…родом из Софрино, от славной бабушки Насти: "В будни проваляешься на боку, в праздники промаешься"». (Цитата из моего рассказа «Работа уткнулась в суеверие?»)

  «…Наверное, можно верить или не верить в это строгое предписание…» предостерегающих примет, но по поводу чудесного исцеления, есть мудрое выражение в повести М. А. Булгакова «Собачье Сердце», озвученное Филиппом Филипповичем Преображенским: «…разруха не в клозетах, а в головах…». Психика человека и её взаимосвязь с законами природных процессов -  мало изученный механизм, скрывающий бескрайние горизонты мироздания.

  А добрым молодцам на заметку - игнорировать народную статистику может оказаться накладно для здоровья.

                ***
Начало темы в рассказах:
«Работа уткнулась в суеверие?» http://proza.ru/2019/09/27/837 ;
«Опять суеверие? Балконный гипс» http://proza.ru/2019/10/02/198

P.S. Низкий земной поклон всем святым бабушкам с кармашком на фартуке, где всегда припасены гостинцы для других. Из их заботливых рук любое, даже незамысловатое кушанье, становится роскошным деликатесом. Ни в каком самом высококлассном ресторане планеты таких вкуснющих, сочных, творожных ватрушек не запить настоящим молоком из натуральной глиняной кружки, такой приятной на ощупь и солидной тяжестью своего веса.

P.S. "2" (24.03.22)На мои читательские глаза попался текст, описывающий хлопоты со стариковским здоровьем и параллельным общением с внуками. На это, в своём резюме, я написал: "За подвиг - "быть стариком" нужно хотя бы молоко им бесплатно выдавать, за вредность этого человеческого ранга жизненного пути.

Ещё мне в этом житейском тексте автора приглянулась строка: "...Как же хорошо водиться с годовалой девочкой, прелестницей и проказницей...". Только Женщина-созидательница может так душевно написать о нелёгких обязанностях "возни" с годовалой непоседой-проказницей. Многим сильным мужикам такой Бабушкин труд покажется адским и раздражительным, а нашим милым Женщинам сие занятие только в радость. Земной поклон им за это!".


P.S. "3" Автор, Наталья Малиновская, в ответ на рецензии к своему рассказу «Холера ясна», написала замечательно меткую формулировку: "Вот такие отклики людей из того времени, как свое собственное эхо, только немного измененное, потому что отражается от других душ и памятей!" (6.04.2021).

В.К. (6.04.2021): Рад, что дал повод Вам так мудро высказаться.

Низкий земной поклон всем замечательным Бабушкам и Мамам, которые нас так трепетно и самоотверженно оберегали от жизненных невзгод, неустанно согревая своим душевным и физическим теплом, заботливо приговаривая: "Давай я сделаю это, не спеши, ты ещё успеешь, на твой век хватит!".


Рецензии
Замечательно верно написали Вы: "Низкий земной поклон всем святым бабушкам". Были такие удивительные женщины, встречались они и на селе и в Ленинграде. Осколки старинного дореволюционного воспитания. Уверена, что сыграло роль то, что воспитывались они все в духе православия. Хотя в советское время уже в церковь не ходили, боялись. Но закваска та святая осталась. Жаль, что позднее все поменялось, и стали появляться и другие бабушки- себялюбивые, эгоистичные, склонные не к отдаче, а к потребительству. Спасибо!

Полина Ребенина   24.05.2022 10:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.