А. А. Кузнецов. Фрагменты научной биографии

   
Научная биография советника дирекции ОИЯИ, профессора Анатолия Алексеевича Кузнецова и полвека его жизни связаны с Дубной, с Объединенным институтом ядерных исследований.

Автор и соавтор около 200 научных работ, двух открытий и изобретения, действительный член РАЕН, лауреат Государственной премии СССР и премий ОИЯИ, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, Анатолий Алексеевич встретил свой 75-летний юбилей в окружении коллег, друзей и учеников в стенах родной Лаборатории высоких энергий.

Мы попросили юбиляра поделиться с читателями нашей газеты воспоминаниями о наиболее ярких вехах своего научного пути, в которых отразилась и история нашего Института.

Я родился 22 июня 1930 года на Смоленщине в простой крестьянской семье. В 1949 году окончил с медалью школу в Москве. Еще в школьные годы увлекся живописью и... радиотехникой. Решив, что Сурикова или Левитана из меня все-таки не получится, сделал выбор в пользу технического образования. Так вместе с однокашником, тоже медалистом, мы поехали поступать на физфак МГУ. В то время медалистов принимали без экзаменов в любой вуз, и уже осенью 1949 года мы стали студентами...

На втором курсе нас стали распределять по специализированным кафедрам. Нам повезло, так как незадолго до этого на физфаке появилась новая кафедра "Отделение строения вещества", где готовили специалистов по ядерной физике. Здесь-то я впервые и соприкоснулся с настоящей наукой. Спецкурсы по разным направлениям ядерной физики в здании НИИЯФ на Соколе нам читали в качестве профессоров и преподавателей активно работающие в этих направлениях ученые. Кроме этого, на третьем курсе мне представилась возможность во время летних каникул поехать на Памирскую высокогорную станцию Академии наук, где проводились исследования космических лучей. Работа в экспедиции в качестве лаборанта-исследователя под руководством ведущих физиков ФИАН стала хорошим стимулом более активного постижения будущей профессии.

В начале 1954 года нас стали направлять на преддипломную практику. И когда высокая комиссия предложила мне практику в Лаборатории измерительных приборов Академии наук, я стал решительно отказываться от этого направления, потому что хотел заниматься атомной физикой, а не конструированием каких-то лабораторных приборов. Члены комиссии очень удивились, но все-таки посоветовали съездить в ЛИПАН и посмотреть, что там к чему. И вот на автобусе с окнами, закрытыми шелковыми занавесками, нас привезли в учреждение, где в здании, примыкавшем к проходной, дали заполнить разные анкеты. Тут-то я и осознал, куда попал...

Так вместе с моим сокурсником Н.В.Рабиным я оказался в секторе Георгия Николаевича Флерова. Георгий Николаевич встретил нас очень приветливо. Он усадил нас в своем маленьком кабинете и стал расспрашивать об учебе и рассказывать о работе своего сектора. Потом, подозвав С.М.Поликанова, попросил его пристроить нас куда-нибудь, где есть свободное место. Такое отношение Г.Н. к нам не менялось и далее, он всегда помогал, если у нас возникали какие-нибудь трудности. Диплом мой под руководством Николая Ивановича Тарантина был сделан в короткие сроки, защита успешно прошла буквально накануне 1955 года. Уже когда Георгий Николаевич с частью сотрудников сектора переехал в Дубну, он продолжал считать меня своим сотрудником, интересовался моими делами и радовался успехам...

1 февраля 1955 года в большой компании моих сокурсников я выехал на автобусе из Москвы в деревню Ново-Иваньково Калининской области, в Электрофизическую лабораторию Академии наук (ЭФЛАН). Всего в этом "десанте" нас было 23 выпускника физфака МГУ. 19 февраля того же года мы с Еленой Серафимовной Соколовой (моей сокурсницей и тоже физиком по специальности) стали супругами, а в середине марта нам дали ордер на комнату в двухкомнатной квартире на улице Южной (ныне - Курчатова). С тех пор мы живем в Дубне и нисколько не жалеем о сделанном тогда выборе...

Я счастлив, что мне довелось работать непосредственно под руководством основателя и первого директора Лаборатории высоких энергий (так стала называться ЭФЛАН после создания ОИЯИ) Владимира Иосифовича Векслера - выдающегося ученого современности, блестящего организатора науки, прекрасного учителя и замечательного человека! Он был научным руководителем моей кандидатской диссертации и сам считал меня своим учеником.

В.И.Векслер и его заместитель И.В.Чувило ярко и эмоционально говорили молодым специалистам, что самое главное сейчас в лаборатории - это сооружение нового ускорителя! А поэтому дирекция будет приветствовать решение молодых людей на время забыть свою специальность физика и поработать в отделе синхрофазотрона. Я поддался этой "агитации". Сначала - в должности младшего научного сотрудника, затем - инженера, а в конце - старшего инженера я активно участвовал в монтаже, наладке и запуске линейного ускорителя и других систем инжекционного комплекса синхрофазотрона. А после успешного запуска в 1957 году синхрофазотрона работал еще в качестве главного диспетчера по его эксплуатации. Ну, а дальше меня все же сильно потянуло на физику...

Когда я заговорил с В.И.Векслером о переходе на работу в научно-экспериментальный отдел Лаборатории высоких энергий, он долго не соглашался и просил подождать. Шло время, но В.И. все откладывал и откладывал мой переход. Однако я не прекращал свои попытки. И вот, когда Владимир Иосифович ушел в отпуск, замещавший его главный инженер Николай Иванович Павлов и начальник отдела синхрофазотрона Леонид Петрович Зиновьев, "сжалились" надо мной и все же отпустили меня к физикам, а В.И. Векслер, придя из отпуска, смирился с их решением...

Осенью 1959 года я уже работал сотрудником в секторе 24-литровой пропановой пузырьковой камеры научно-экспериментального отдела ЛВЭ ОИЯИ. В то время научным руководителем сектора был В.И.Векслер, начальником сектора - профессор Ван Ган-чан, а его заместителем - мой однокурсник Михаил Иосифович Соловьев, под руководством которого была создана эта установка. Сектор по своему составу был интернациональным - в него входили специалисты почти из всех стран-участниц ОИЯИ!..

Здесь в течение 1959-1968 годов вместе с коллегами я участвовал в облучении 24-литровой пропановой пузырьковой камеры на выведенных пучках отрицательных пионов синхрофазотрона, а также занимался просмотром и анализом полученного с ее помощью экспериментального материала. Научные интересы сектора были связаны с поиском новых, не известных ранее, и изучением свойств уже известных элементарных частиц, образующихся в пион-нуклонных и пион-ядерных столкновениях при самых высоких в то время энергиях, полученных в лабораторных условиях.

Это были счастливые и радостные годы! Мы были молоды, и полны желания что-то сделать новое в науке. Работали, не считаясь со временем и семейными делами... Нам удалось выполнить большой цикл исследований, в которых были детально изучены свойства важнейших характеристик странных частиц, образующихся в столкновениях отрицательных пионов с нуклонами и ядрами углерода при энергии 7-8 ГэВ. Результаты этих исследований позволили впервые дать общую качественную картину процессов образования этих частиц в области высоких энергий, обнаружить ряд не известных ранее физических явлений и открыть две новых элементарных частицы - антисигма-минус-гиперон и f0(980)-резонанс. В 1961 году цикл этих работ, включая и открытие антисигма-минус-гиперона, был удостоен премии ОИЯИ, которая была впервые учреждена в Институте.

Эти исследования были затем продолжены при других энергиях. В 1965-1969 годах нами создается канал отрицательных пионов с энергией 4,0 ГэВ и проводится новое облучение камеры в этом пучке. Обработка и анализ полученного экспериментального материала позволили на большом статистическом материале подтвердить некоторые ранее обнаруженные явления, измерить сечения образования некоторых эксклюзивных каналов реакций с рождением странных частиц и установить факт существования новой моды распада резонанса (1670) S01, распадающегося на лямбда-гиперон и эта-мезон...

С 1969 по 1989 годы в качестве заместителя директора ЛВЭ по науке я занимался вопросами планирования научно-исследовательской деятельности лаборатории, развитием ее международного научно-технического сотрудничества с исследовательскими центрами стран-участниц ОИЯИ и других стран по программе "физика на расстоянии", а также участвовал в организации и проведении международных рабочих совещаний, симпозиумов и конференций. Но и физику старался не оставлять.

В 1972 году дирекцией ОИЯИ и ГКАЭ СССР мне было поручено возглавить группу специалистов ОИЯИ, которую ГКАЭ направлял в США для участия в первом совместном советско-американском эксперименте на крупнейшем в то время в мире ускорителе Национальной ускорительной лаборатории имени Э.Ферми (ФНАЛ) в Батавии. Учеными двух стран впервые были детально изучены энергетические зависимости важнейших характеристик упругого рассеяния на малые углы протонов на протонах, ядрах дейтерия и гелия в широкой области энергий от 8 до 400 ГэВ и всесторонне исследованы характерные свойства дифракционной диссоциации протонов. Вся серия экспериментов прошла удачно, и ее результаты впервые позволили на огромном статистическом материале однозначно доказать справедливость фундаментальных принципов теории (причинность, унитарность и Лоренц-инвариантность) вплоть до расстояний 10-15 см. В 1983 году этот цикл работ был удостоен Государственной премии СССР, а я стал одним из ее лауреатов.

В 1980-1983 годах дирекциями ЛВЭ и ЛВТА мне было поручено возглавить группу по созданию в ЛВЭ гибридного магнитного спектрометра ГИБС. После успешного запуска этого спектрометра в эксплуатацию нами на ускорительном комплексе ЛВЭ была осуществлена широкая программа экспериментов по изучению странных частиц и гиперядер, образующихся в релятивистских ядерных взаимодействиях. Это положило начало поиску и исследованию новых ранее не известных гиперядер в области релятивистских энергий.

Помимо этого, мною с коллегами активно продолжалась работа по анализу экспериментального материала, полученного с помощью двухметровой пропановой пузырьковой камеры, облученной пучками отрицательных пионов, протонов и ядер при релятивистских энергиях на ускорителях ЛВЭ ОИЯИ и ИФВЭ. В этом цикле работ на основе нового релятивистски-инвариантного описания множественного образования частиц в этих реакциях в пространстве относительных 4-х скоростей, предложенного А.М.Балдиным, мы изучали асимптотические свойства сильно возбужденной ядерной материи в различных ядерных реакциях.

В результате экспериментально был установлен асимптотический характер поведения таких реакций и изучены их свойства самоподобия. Кроме того, было также установлено, что свойства четырехмерных барионных кластеров и адронных струй универсальны (они не зависят ни от типа фрагментирующей системы, ни от величины первичной энергии) в широкой области энергий и представляют собой наиболее достижимые возбуждения ядерной материи в релятивистских ядерных взаимодействиях.

При анализе различных неупругих адрон-ядерных и ядро-ядерных взаимодействий в области энергий до 4,2 Гэв на нуклон, полученных на двухметровой пропановой пузырьковой камере в пучках ядер синхрофазотрона, были установлены не известные ранее закономерности в процессах когерентной и некогерентной мультифрагментации релятивистских ядер. Этот цикл работ в 1996 году был удостоен премии ОИЯИ.

В 1989 году сотрудники научно-экспериментального камерного отдела ЛВЭ избирают меня начальником отдела. Мы занимаемся актуальными исследованиями в области физики частиц и релятивистской ядерной физики на ускорителях ЛВЭ ОИЯИ, Университета в Упсале (Швеция) и Брукхейвенской национальной лаборатории (БНЛ, США).

На ускорителе CELSIUS Университета в Упсале был начат и реализован цикл совместных (ОИЯИ и других стран) экспериментов по проекту WASA и были получены новые результаты о свойствах порогового образования и редких распадов легких мезонов (в частности, 0 и 0-мезонов), что позволило проверить некоторые предсказания КХД при низких энергиях.

На ускорителе БНЛ (США) были начаты совместные исследования по изучению свойств неупругих столкновений ядер золота при сверхвысоких энергиях и получены первые результаты о существенном вкладе кварк-глюонных степеней свободы в этих взаимодействиях...

...Я считаю, что мне в жизни повезло, потому что у меня были такие выдающиеся учителя, как академики В.И.Векслер, Г.Н.Флеров и профессор Ван Ган-чан (КНР), у которых я многому научился. Я счастлив, что во всех коллективах, в которых я работал, я встречал отзывчивых и талантливых коллег, многие из которых стали моими близкими друзьями...

Дубна, июль 2005.


Рецензии