Ч. 31 Жизнь номер 3. Снова завод

Рухнул, перестал существовать Советский Союз, государство, которому я давал присягу служить. Те, кто находились на действительной военной службе, принимали новые присяги государств, в которых оказались. Ну, а запасники и отставники были никому не нужны. Новые государства приняли на себя обязательство платить пенсии тем, кто служил Советскому Союзу.

Попробовали бы не принять такое обязательство! Уволенные люди были хорошо обучены и имели огромный опыт военного дела. Это я объясняю некоторым недоумкам обоего пола, которые по невежеству своему и природной глупости пытались что-то там высказывать по поводу нарушения присяги отставниками и запасниками, уехавшими в другие страны.

Сразу скажу, что мне (тьфу, тьфу, тьфу через левое плечо) везло. Судьба миловала меня,  избавив от огромной клетчатой сумки, когда толковые и умные люди с дипломами и учёными степенями вынуждены были стать «челноками», и когда капитаны 1 ранга в запасе устраивались поднимать и опускать шлагбаум на автостоянке, считая это прекрасной должностью, а молодые офицеры, даже на действительной военной службе, работали охранниками и вышибалами в магазинах и всяких заведениях.

Сначала дела у нас на предприятии шли неплохо, все своевременно получали хорошие зарплаты. И вот тогда я впервые увидел внедрение в производственные структуры сотрудников КГБ, а потом вытеснение бандитов милицией и другими силовыми структурами, которые перенимали бандитские функции по «крышеванию».

Краем уха я слышал новости о своих бывших сослуживцах по военной приёмке и тех, кого знал на заводе и в техникуме. Везде шла ожесточённая борьба между разными группировками за руководящие должности, за приватизацию.

Кто-то уехал в США (тогда стояли огромные очереди у иностранных консульств), кого-то выловили со связанными проволокой руками за спиной в канале, кого-то убили в подъезде…. Моего бывшего тренера застрелили в подъезде. Как говорили в середине 19-го века в Штатах, "кольт – уравнитель силы". Большинство людей старались любыми способами просто выживать.

Положение в промышленности становилось всё хуже и хуже, соответственно уменьшалось количество заказов на ремонт и обслуживание сложного технологического оборудования. Начались задержки зарплаты, люди стали увольняться.

Да что говорить, если на заводе, на котором я работал, в огромном помещении, где в советское время производились сборка и проверка спутников, устроили таможенный терминал для грузового транспорта.

В это время меня познакомили с бывшим первым заместителем министра одного союзного министерства. Он занимал должность президента акционерного общества с многомиллионным капиталом, полученным от государства.

После беседы со мной, ознакомления с моей биографией он предложил мне должность представителя этого акционерного общества в Петербурге. Понадобились мои технические знания, знакомства с руководством предприятий и владение английским языком.

Речь шла о создании и производстве холодильных установок большой мощности для хранения пищевых продуктов. В Советском Союзе такие установки не производились. Руководство общества находилось в Москве, один завод строился в Темиртау, в Казахстане, другой предполагалось создать в Петербурге совместно с датчанами по их чертежам и технологии.

Этим я и занялся совместно со специалистами из Москвы. Заказ на изготовление первой холодильной установки разместил на заводе, где раньше работал. По моему мнению, он лучше всего подходил для этой цели. Директор очень обрадовался, потому что завод сидел без заказов.

Когда я на нём появился вместе с датчанами, то испытал ощущения Рип ван Винкля из романа Вашингтона Ирвинга, написанного в 1819 году. Завод обезлюдел, мы шли по пустым цехам. Прошло лишь десять лет, когда я был там в последний раз, а казалось, что минуло столетие.

Встретил знакомых конструкторов, которых остались единицы, производственников. Все очень состарились. Увидел и бывшего районного инженера, у него был какой-то пришибленный вид. На заводе ему нашли какую-то должность. Он не знал, как со мной держаться, но я поговорил с ним очень дружелюбно, и Александр Николаевич успокоился.

Директор провёл нас по всем пустынным цехам, рассказывая гостям, что и где изготавливалось, а датчане шутливо прикрывали ладонью глаза, дескать, боимся смотреть на секретное. Кстати, я потом увидел на заводе довольно противного и наглого американца, который шнырял по всему заводу, скорее всего, из наших бывших граждан, потому что он говорил без акцента.

Что говорить, если американцев допустили на атомную подводную лодку, а главный кагэбэшник передал американцам чертежи подслушивающих устройств в посольстве США в Москве.

Продолжение http://www.proza.ru/2019/10/14/1383


Рецензии
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.