Найти своё призвание

Когда ты находишь призвание или оно находит тебя…
Так довольно часто происходит: человек рождается, растёт, оканчивает школу, поступает в какое профессиональное училище или институт, начинает свою трудовую деятельность, работает по избранной специальности, но вдруг в зрелом или уже в пожилом возрасте внезапно осознаёт, что он занимается не своим делом, что он не угадал своего истинного призвания… 
Известный сегодня театральный фотограф, мастер психологической съёмки Михаил Лазаревич Белоцерковский стал осваивать новую для него профессию на пороге своего 65-летия и достиг в ней удивительных успехов, дав фору многим молодым и зрелым в этом деле специалистам. 
Михаил Белоцерковский родился 8 октября 1944 года в Москве. Окончил среднюю школу № 718 и поступил учиться в одно из столичных медицинских училищ. Но стоило ему в начале 70-х годов по предложению актёра Виталия Коняева побывать с ним на гастролях Малого государственного академического театра в Кишинёве, как о медицинской профессии Михаил решил забыть. Его «захлестнул» волшебный мир театра. В Кишиневе состоялось его знакомство с Анатолием Колеватовым, (в то время директором Малого театра), который предложил Михаилу должность монтировщика декораций.  Впоследствии Михаил стал помогать главному администратору Малого театра Борису Телевичу.
Более тридцати пяти лет проработал Михаил Лазаревич администратором в разных столичных театрах: в Малом, имени Вахтангова, «На Малой Бронной», в театре Эстрады, «Ромэн», в Московском Губернском театре Сергея Безрукова и других. Сам он признаётся, что работа администратора довольно далека от творчества, и к тому же тебя постоянно «кто-то дёргает». И десять лет назад он взял в руки фотокамеру. И нашёл своё призвание (или оно нашло его) в качестве театрального репортёра и фотохудожника. Прав, наверное, был русский писатель Александр Грин, когда писал о том, что рано или поздно, на рассвете или закате лет «Несбывшееся зовёт нас». Но чтобы Несбывшееся сбылось, надо самому приложить к этому немалые усилия…   
Как фотограф-любитель Михаил и раньше что-то снимал на чёрно-белую плёнку, имея в своём распоряжении фотоаппараты «Зоркий» и «Зенит». Он снимал своих родных и знакомых как фотолюбитель. Случались и фотографии, иногда помогавшие подзаработать и хотя бы на время избавиться от денежной нужды. Старик Вольтер утверждал: «Работа избавляет нас от трёх главных зол: скуки, порока и нужды». Если бы философ жил в нынешних российских реалиях, он бы, наверное, понял, что и наличие работы, увы. не всегда избавляет от нужды…
Михаил Белоцерковский за десять лет своей работы с фотокамерой добился уникальных  творческих успехов и стал профессиональным репортёром и фотохудожником, мастером психологического портрета. Он вспомнил, кого из известных актёров впервые запечатлел на свою фотокамеру. Как-то прогуливаясь на Патриарших прудах, Михаил заметил там съёмочную группу, снимавшую какой-то художественный или телевизионный фильм. За столиком под навесом в короткие минуты отдыха между съёмками сидел Марат Башаров и пил кофе с какой-то дамой. Михаил приблизился к актёру и спросил у него: не возражает ли тот, если его «щёлкнуть» на камеру. Марат согласился: мол, валяй…
Когда Михаил разместил фото Марата Башарова с Фейсбуке, ему позвонили из журнала «Семь дней» и сказали, чтобы он убрал это фото из социальной сети. Они готовы опубликовать его фото в своём журнале. И тогда Михаил получил первый в своей жизни гонорар от журнала за фото популярного актёра.
- Я начал посещать пресс-показы. На эти мероприятия приглашают фотографов перед премьерой спектакля, - рассказывает Михаил Белоцерковский. - Первые мои работы были далеки от идеала, ведь я только начинал и ещё мало что понимал в театральной фотографии. Благодаря подсказкам, которые мне давали такие профессионалы, как Юрий Феклистов и Анатолий Хрупов, я стал постепенно вникать в секреты данной профессии.
Ныне в архиве Михаила Белоцерковского сотни фотоснимков, сделанные им в театре имени Вахтангова,  Маяковского, Пушкина, МХТ имени Чехова, театре Романа Виктюка, «На Малой Бронной», в театральной школе Олега Табакова, мастерской Дмитрия Брусникина и на других различных площадка. На сцене или в других условиях он запечатлел известных режиссёров, актёров и других людей творческого склада. Таких как Владимир Этуш, Сергей Юрский, Михаил Ширвиндт, Олег Табаков, Александр Калягин, Сергей Безруков, Юрий Соломин, Игорь Угольников, Алексей Гуськов, Всеволод Шиловский, Марина Неёлова, Игорь Костолевский, Максим Аверин, Владимир Машков, Евгений Миронов, Александр Галибин, Роман Карцев, Всеволод Шиловский, Виктор Сухоруков, Дмитрий Брусникин, Александр Домогаров, Сергей Маковецкий, Борис Клюев, Николай Чиндяйкин, Игорь Золотовицкий, Иван Кокорин, Элеонора Быстрицкая, Константин Богомолов, Лия Ахеджакова, Алла Сигалова и многих других. Его персональные фотовыставки «В свете рампы» проходили  в Московском спортивном арт-клубе «Галерея», в Центре культуры и творчества «Нега», в Московском мюзик-холле, в Московском областном театре драмы и комедии и на других площадках. Михаил Лазаревич был участником Первого фестиваля современной фотографии «ФИКСАЖ»  в Центральном Доме художника.
В Московском областном театре драмы и комедии 8 октября прошла пресс-конференция Михаила Белоцерковского, приуроченная к его 75-летию. В этом театре он работает в течение двух последних лет. В этот же день в фойе на втором этаже театра открылась персональная фотовыставка Михаила Белоцерковского «В свете рампы», на которой представлены его фотоработы – сцены из спектаклей Московского областного театра драмы и комедии «Ревизор», «Фальшивая нота», «Мать Мария», «Поминальная молитва» и других постановок. В экспозиции представлено более тридцати работ фотомастера.   
 Пришли поздравить юбиляра со значимой датой директор Московского областного драмы, заслуженный работник культуры Московской области  Юрий Педенко и главный режиссёр театра, народная артистка РФ Елена Цыплакова. Юрий Педенко зачитал приветственный адрес, в котором пожелал юбиляру «бескрайнего творческого полёта».    
На пресс-конференции Михаил Белоцерковский рассказал о своём жизненном пути, о том, что значит для него театр, о том, как он стал театральным фоторепортёром и ответил на  вопросы журналистов.      
Михаил Лазаревич, в частности, сказал:
- Снимая тот или иной спектакль, я пытаюсь отобразить не только самих участников театрального действа, но и передать душу спектакля.
Своими впечатлениями от работ театрального фотохудожника на пресс-конференции поделился его друг и коллега, бывший фоторепортёр журнала «Советский Союз» Анатолий Хрупов, отметив, что у Михаила Белоцерковского «есть большой творческий потенциал». Анатолий Хрупов как бы препарировал творческую лабораторию своего коллеги и говорил о том, что театральная фотография – сложный вид фотоискусства.
Недостаточно просто фиксировать интересные моменты из постановок, надо уметь ориентироваться в замкнутом помещении со сложными, постоянно меняющимися условиями освещения. Важны интуиция и хорошее знание особенностей театрального мира и сценического действа. Ведь в театре нет такого понятия, как дневной свет.
Время здесь то замедляется, то убыстряется, то бешено пульсирует в зависимости от заданного ритма спектакля. Свет рампы становится альфой и омегой для человека с фотокамерой. Этот свет не терпит дилетантов от фотографии. Фотографы, специализирующиеся на работе в театре, не просто репортёры. Это люди, знающие театральный мир и как зрители, и изнутри - как осветители, монтажёры, гримёры. Мир Михаила Белоцерковского – это волшебный мир увлечённого человека с фотокамерой, который влюблён в театр и фантастически предан ему.
Сам Михаил Лазаревич высказал сожаление о том, что не взял фотокамеру в руки раньше. Своими учителями он считает живых классиков русской фотографии Юрия Феклистова, Евгения Цукермана и Анатолия Хрупова.
Творческие поиски Михаила Белоцерковского – это балансирование между психологическим театральным портретом и репортажем сценического действа. Трудно сказать, где Белоцерковский больше преуспел: в обоих случаях проделана огромная работа над тем, чтобы фотографии были не «проходными», годящимися лишь для украшения театрального фойе. В его работах звёзды российской сцены не позируют, даже когда он приближает к ним объектив совсем близко. Актёры видят в нём единомышленника, сотоварища,  помощника, а не очередного фотожурналиста, пришедшего отснять проходной дежурный репортаж.
Пожалуй, именно в этом кроется секрет проникновенности и камерности его работ, высокого профессионального мастерства.
Не чужды Михаилу Лазаревичу городские и пейзажные фотозарисовки, в которых он тоже достиг филигранного творческого мастерства, чётко выстраивая композицию кадра.
Остаётся добавить, что Михаил Белоцерковский счастлив и в личной жизни. Его тридцативосьмилетняя жена Кира подарила ему сына Константина, которому недавно исполнилось 12 лет. Константин в сентябре пошёл в шестой класс. Иногда он позволяет отцу его пофотографировать и эти снимки, как и театральные работы мастера, можно увидеть в Фейсбуке.
Виталий ПОПОВ.
На снимке: Михаил Лазаревич Белоцерковский
10.10.2019


Рецензии