Неемия
Шел 445 год до нашей эры.
Глубокой ночью вдоль развалин Иерусалимской стены бесшумно передвигалась группа всадников, скрываемая тьмою от посторонних глаз.
Сначала они проехали через ворота Долины перед источником Драконовым к воротам Навозным, потом направились к воротам Источника и к царскому водоему, но [там] не было места пройти их ишакам. Тогда эти люди поднялись назад по лощине и, опять проехав воротами Долины, возвратились в город.
На следующее утро собрались знатнейшие, старейшины и тот, кто возглавлял ночную экспедицию обратился к ним со словами:
Вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнем; пойдем, построим стену Иерусалима, и не будем впредь [в таком] уничижении.
И рассказал им о благодеявшей ему руке Божьей, а также и слова царя, которые он говорил ему.
И народ ответил: будем строить, - и укрепили руки свои на благое [дело].
(Неем.2:17,18)
Но еще несколько месяцев назад этот человек, которого звали Неемия, что в переводе с еврейского означает - Господь утешил, был виночерпием и предстоял персидскому царю, подавая чашу с вином в престольном городе Сузы.
Вестники пришедшие из Иерусалима рассказали ему о запустении - народ находился в уничижении у окрестных враждебных народов, стены города были разрушены, а ворота сожжены огнем.
Услышав такие речи, Неемия горько заплакал, постился и молился несколько дней:
5 и говорил: Господи Боже небес, Боже великий и страшный, хранящий завет и милость к любящим Тебя и соблюдающим заповеди Твои!
6 Да будут уши Твои внимательны и очи Твои отверсты, чтобы услышать молитву раба Твоего, которою я теперь день и ночь молюсь пред Тобою о сынах Израилевых, рабах Твоих, и исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили - и я и дом отца моего.
(Неем.1:5,6)
11 Молю Тебя, Господи! Да будет ухо Твое внимательно к молитве раба Твоего и к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред именем Твоим. И благопоспеши рабу Твоему теперь, и введи его в милость у человека сего. Я был виночерпием у царя.
(Неем.1:11)
Неемия, видимо, был занят при дворе Артаксеркса и не смог отправиться с Ездрой во второе переселение в Иудею. Но сердцем он был со своим народом, с теми, кто вернулся, чтобы восстанавливать стены и жить на земле отцов.
Он много думал о том, как ему оказаться в Иерусалиме и печальное известие о запустении города и бедствии его жителей обратили его в сердце в горячей молитве к Богу.
Интересно, что как и Даниил, он не разделял себя с народом, даже с предками, которые давно отступили от Бога, за что и были переселены с обетованной земли:
7 Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей и уставов и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему.
(Неем.1:7)
В его голове созрел план, но он был настолько грандиозный, что трудно было поверить в его осуществление, если бы не Бог.
4 И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному
(Неем.2:4)
5 и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, [где] гробы отцов моих, чтоб я обстроил его.
6 И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время.
Замечу, что назначенное время было минимум год, так как дорога Сузы - Иерусалим занимала около 4 месяцев.
Отсутствие телефона, электронной почты побудило Неемию попытаться решить здесь и сейчас максимальное количество проблем.
Одна из них - политическая. Нужно было официально заручиться поддержкой царя, чтобы не возникало вопросов у заречных областеначальников.
Далее, нужны были финансы или стройматериалы. И Неемия дерзает с просьбой о них:
7 И сказал я царю: если царю благоугодно, то дал бы мне письма к заречным областеначальникам, чтоб они давали мне пропуск, доколе я не дойду до Иудеи,
8 и письмо к Асафу, хранителю царских лесов, чтоб он дал мне дерев для ворот крепости, которая при доме [Божием], и для городской стены, и для дома, в котором бы мне жить. И дал мне царь, так как благодеющая рука Бога моего была надо мною.
9 И пришел я к заречным областеначальникам и отдал им царские письма. Послал же со мною царь воинских начальников со всадниками.
(Неем.2:5-9)
Это невероятно! По - человечески, да! Но горячее желание и вера Неемии побудили Бога сделать невозможное.
Возможно именно из - за политических целей Неемия, в отличие от Ездры, не отказывается, а даже просит с собой отряд войска.
Спустя три дня по прибытии в Иерусалим, Неемия ночью осматривает стены и оценивает объем предстоящих работ, к которым призывает все население уже на следующий день.
И народ, видя, в этом руку Божью, вновь приступает к строительству.
Видим, что это не простой виночерпий.
Его опыт простирался намного дальше подачи и пробы царских напитков.
Это был человек, весьма предприимчивый. Решительный. Умеющий принимать серьезные решения и нести за них ответственность. Ревностный по Богу.
Хотя храм и был восстановлен, полностью он не функционировал, потому что те, кто должен был совершать храмовое служение, не могли жить в Иерусалиме.
Строительство города прекратилось из - за происков врагов, которым царь Дарий запретил проведение дальнейших работ.
Перед Неемией были две задачи - восстановить стены и восстановить сердца своих соотечественников в служении Господу.
Его упованием в этом нелегком деле были следующие обетования:
9 [когда] же обратитесь ко Мне и будете хранить заповеди Мои и исполнять их, то хотя бы вы изгнаны были на край неба, и оттуда соберу вас и приведу вас на место, которое избрал Я, чтобы водворить там имя Мое.
(Неем.1:9)
И вот, народ возвратился, отстроили храм, а стену не могли закончить.
Иерусалим был окружен врагами: Санаваллат — правитель Самарии на севере, Товия — правитель аммонитян на востоке и на юге — Гешем Аравитянин, захвативший Едом и Moaв (см. Неем. 2:18, 19).
В таких условиях началось возведение стен.
И удивительно, что все работы были завершены за 52 дня. Т.е. примерно за полгода с момента царского дозволения и выхода Неемии в Иудею. Нее0615
Когда после проповеди пророков Захарии и Аггея работы по восстановлению храма возобновились, то через 4.5 года были окончены. Езд.0615
Очень часто руки опускаются, когда остается совсем чуть - чуть до цели.
И хотя, нам не дано видеть всего пути, но мы можем продолжать движение вперед, чтобы либо достичь желаемого, либо убедиться в невозможности этого.
А движение вперед происходит от надежды и самопожертвования ради вожделенного.
Всем нам подходит молитва:
Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого.
Вот несколько интересных замечаний о ходе восстановительных работ:
Строили священники.
Неем 3:1: "И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела."
Некоторые знатные отказались строить.
Неем 3:5: "Подле них чинили Фекойцы; впрочем знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего."
Их внутренний взор был направлен на простых людей, а не на Господа.
Они думали, что потеряют статус в их глазах.
Но на самом деле они обратили на себя внимание очей Божьих.
Областеначальники сами работали и привлекали подвластных людей на работы.
Неем 3:7: "Подле них чинил Мелатия Гаваонитянин, и Иадон из Меронофа, с жителями Гаваона и Мицфы, подвластными заречному областеначальнику."
Неем 3:9: "Подле них чинил Рефаия, сын Хура, начальник полуокруга Иерусалимского."
Трудились и женщины.
Неем 3:12: "Подле них чинил Шаллум, сын Галлохеша, начальник полуокруга Иерусалимского, он и дочери его."
Делали больше от усердия.
41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.
(Матф.5:41)
Неем 3:13: "Ворота Долины чинил Ханун и жители Заноаха: они построили их, и вставили двери их, замки их и засовы их, и еще чинили они тысячу локтей стены до ворот Навозных." Это примерно еще 500 метров.
Чинили купцы и ремесленники.
Неем 3:32: "А между угольным жильем до ворот Овечьих чинили серебряники и торговцы."
Противостояние внешним проблемам.
Первой была информационная атака, еще народ только решился заняться восстановлением:
19 Услышав это, Санаваллат, Хоронит и Товия, Аммонитский раб, и Гешем Аравитянин смеялись над нами и с презрением говорили: что это за дело, которое вы делаете? уже не думаете ли возмутиться против царя?
(Неем.2:19)
Здесь также прослеживалась угроза доноса на иудеев.
Думаю, что Неемия не особенно заботился по поводу насмешек, а вот на слова о возмущении ответил:
20 Я дал им ответ и сказал им: Бог Небесный, Он благопоспешит нам, и мы, рабы Его, станем строить, а вам нет части и права и памяти в Иерусалиме.
(Неем.2:20)
Он был уверен, что делает дело Божье и это придавало ему твердости.
Как когда - то Сам Бог сказал Моисею на берегу Красного моря в виду приближающегося войска фараона:
15 И сказал Господь Моисею: что ты вопиешь ко Мне? скажи сынам Израилевым, чтоб они шли,
(Исх.14:15)
Когда Господь приводит тебя к морю, тебе нужно идти дальше.
И либо воды расступятся перед тобой, либо ты пойдешь прямо по ним.
Еще Давид говорил:
30 С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
(Пс.17:30)
1 Когда услышал Санаваллат, что мы строим стену, он рассердился и много досадовал и издевался над Иудеями;
2 и говорил при братьях своих и при Самарийских военных людях, и сказал: что делают эти жалкие Иудеи? неужели им это дозволят? неужели будут они приносить жертвы? неужели они когда-либо кончат? неужели они оживят камни из груд праха, и притом пожженные?
3 А Товия Аммонитянин, [бывший] подле него, сказал: пусть их строят; пойдет лисица, и разрушит их каменную стену.
(Неем.4:1-3)
Эти насмешки долетели до ушей строителей и поколебали их дух.
Но Неемия молится Господу:
4 Услыши, Боже наш, в каком мы презрении, и обрати ругательство их на их голову, и предай их презрению в земле пленения;
5 и не покрой беззаконий их, и грех их да не изгладится пред лицем Твоим, потому что они огорчили строящих!
(Неем.4:4,5)
Неемия молится в слух народа, чтобы воодушевить строителей и призывает их продолжать дело:
6 Мы однако же строили стену, и сложена была вся стена до половины ее. И у народа доставало усердия работать.
(Неем.4:6)
Тода враги приходят к мысли, что пора действовать силой:
7 Когда услышал Санаваллат и Товия, и Аравитяне, и Аммонитяне, и Азотяне, что стены Иерусалимские восстановляются, что повреждения начали заделываться, то им было весьма досадно.
8 И сговорились все вместе пойти войною на Иерусалим и разрушить его.
(Неем.4:7,8)
Но Неемию уже было не остановить.
Не могло быть, чтобы все чудеса, свидетелем и исполнителем которых он стал в последнее время, были для того, только, чтобы остановиться на полпути:
Молитва и дело, молитва и дело - вот подход Неемии к решению проблем:
9 И мы молились Богу нашему, и ставили против них стражу днем и ночью, для спасения от них.
11 А неприятели наши говорили: не узнают и не увидят, как [вдруг] мы войдем в средину их и перебьем их, и остановим дело.
12 Когда приходили Иудеи, жившие подле них, и говорили нам раз десять, со всех мест, что они нападут на нас.
События настоящего времени требовали от Неемии уже военных решений.
Да, это был не простой виночерпий!
Он был пружиной, которую Господь держал до поры до времени в сжатом состоянии, а потом поставил в нужное место и благословил исполнить Свою волю:
13 тогда в низменных местах у города, за стеною, на местах сухих поставил я народ по-племенно с мечами их, с копьями их и луками их.
14 И осмотрел я, и стал, и сказал знатнейшим и начальствующим и прочему народу: не бойтесь их; помните Господа великого и страшного и сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои.
Отступать было некуда.
Сзади были года запустения.
Спереди - опасная в виду врага работа по возведению стен.
Но Господня воля была в том, чтобы народ строил дальше.
Неемия не думал, что Господь сметет дуновением уст Своих всех врагов.
Он готовился к худшему - к жертвам.
И призывал людей - сопротивляться из - зо всех сил.
Во-первых по тому, что их было достаточно для обороны.
Во-вторых, была надежда, что Сам Бог вступится за них.
В-третьих, движение вперед давало надежду обрести защиту от врагов и прославить Бога.
Это обращение Неемии к народу очень напоминает речь двадцатитрехлетнего Платова к казакам в 1774 году перед лицом сильно превосходящего войска крымского хана:
«Друзья мои! – воскликнул он, обращаясь к полку. – Вы видите сами, какая сила татар окружает нас! Нам нужно биться с этой силой – и победить ее или лечь костьми, как поступали наши деды!.. Не будем же мы русские, не будем донцы, если устрашимся проклятого татарина!»
Ровный, спокойный и как бы не признающий никакой опасности, голос его отрезвил казаков, уже близких к панике. Пользуясь этой минутой, Платов приказал им быстро сдвинуть телеги так, чтобы загородить со всех сторон небольшой окоп, возведенный за ночь, а между тем вызвал двух расторопнейших людей из своего полка и приказал им как можно скорее мчаться за подкреплением.
«Помните, – сказал им Платов, – что вам, быть может, предстоит пробиться сквозь неприятеля... Дон не забудет вашей услуги, а если суждена вам славная смерть, то знайте, что вы положите головы в честном бою за край ваших отцов, за православную веру, за ваших братии, за матушку-царицу – за все, что есть на земле святого и драгоценного для русского чувства!»
Восторженная речь воодушевила казаков. Оборона была решена, и два полка засели в засаду.
Сражение было выиграно казаками.
Как говорил Суворов: где меньше войска, там больше храбрости.
15 Когда услышали неприятели наши, что нам известно [намерение] [их], тогда разорил Бог замысел их, и все мы возвратились к стене, каждый на свою работу.
(Неем.4:9-15)
Можно было бы Неемии на этом успокоиться и расслабиться, но он поступает напротив:
16 С того дня половина молодых людей у меня занималась работою, а [другая] половина их держала копья, щиты и луки и латы; и начальствующие [находились] позади всего дома Иудина.
17 Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали [на них], одною рукою производили работу, а другою держали копье.
18 Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и [так] они строили.
Бывает враг на время дает слабину, чтобы усыпить бдительность своего противника и затем нанести сокрушительный удар.
И хотя Неемия видит руку Божью для защиты, но продолжает делать все, что в его силах.
Это лучшее решение во всяком случае.
Процитирую письмо Суворова о настоящем герое.
Сам Александр Васильевич был верующим человеком и не проиграл ни одного сражения и потому знал, о чем говорил:
В день сражения и в походе он (настоящий герой) все полагает на весы, все учреждает и неограниченно поручает себя Провидению. Он не увлекается стечением обстоятельств; он покоряет себе происшествия; действуя всегда с прозорливостью, он каждый миг неутомим.
С другой стороны известен случай, когда Божьему народу надо было находиться в покое:
15 ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели
16 и говорили: "нет, мы на конях убежим", - за то и побежите; "мы на быстрых ускачем", - за то и преследующие вас будут быстры.
(Ис.30:15,16)
Отсюда вывод такой: делай, что можешь и вверяй остальное Богу! Проси мудрости, различать одно от другого!
Далее Неемия продумывает оборону города.
Он заметил, что численность народа невелика и люди растянуты по всему периметру. Поэтому необходимо в случае тревоги быстро мобилизовать воинов и собрать их нужное место:
Возле меня находился трубач.
19 И сказал я знатнейшим и начальствующим и прочему народу: работа велика и обширна, и мы рассеяны по стене и отдалены друг от друга;
20 поэтому, откуда услышите вы звук трубы, в то место собирайтесь к нам: Бог наш будет сражаться за нас.
Затем Неемия увеличивает численность Иерусалима в глазах противника:
21 Так производили мы работу; и половина держала копья от восхода зари до появления звезд.
22 Сверх сего, в то же время я сказал народу, чтобы в Иерусалиме ночевали все с рабами своими, - и будут они у нас ночью на страже, а днем на работе.
Даже ночью все должны были быть готовы дать отпор неприятелям:
23 И ни я, ни братья мои, ни слуги мои, ни стражи, сопровождавшие меня, не снимали с себя одеяния своего, у каждого были под рукою меч и вода.
(Неем.4:16-23)
Стройка происходила от восхода до появления звезд. В постоянной боеготовности.
Это было очень тяжело.
Тем более что, вдобавок ко строительству надо было обрабатывать поля, возделывать виноградники, сады, чтобы платить персидскому царю дань.
1 И сделался большой ропот в народе и у жен его на братьев своих Иудеев.
4 Были и такие, которые говорили: мы занимаем серебро на подать царю [под залог] полей наших и виноградников наших;
5 у нас такие же тела, какие тела у братьев наших, и сыновья наши такие же, как их сыновья; а вот, мы должны отдавать сыновей наших и дочерей наших в рабы, и некоторые из дочерей наших уже находятся в порабощении. Нет никаких средств для выкупа в руках наших; и поля наши и виноградники наши у других.
(Неем.5:1-5)
6 Когда я услышал ропот их и такие слова, я очень рассердился.
7 Сердце мое возмутилось, и я строго выговорил знатнейшим и начальствующим и сказал им: вы берете лихву с братьев своих. И созвал я против них большое собрание
8 и сказал им: мы выкупали братьев своих, Иудеев, проданных народам, сколько было сил у нас, а вы продаете братьев своих, и они продаются нам? Они молчали и не находили ответа.
9 И сказал я: нехорошо вы делаете. Не в страхе ли Бога нашего должны ходить вы, дабы избегнуть поношения от народов, врагов наших?
Сам Неемия был обличен царем Артаксерксом статусом начальника области Иудейской.
Но, осуждая соплеменников том, что они берут проценты со своих, даже допускают их до рабства, не обошел и себя:
10 И я также, братья мои и [служащие] при мне давали им в заем и серебро и хлеб: оставим им долг сей.
11 Возвратите им ныне же поля их, виноградные и масличные сады их, и домы их, и рост с серебра и хлеба, и вина и масла, за который вы ссудили их.
12 И сказали они: возвратим и не будем с них требовать; сделаем так, как ты говоришь.
14 Еще: с того дня, как определен я был областеначальником их в земле Иудейской, от двадцатого года до тридцать второго года царя Артаксеркса, в продолжение двенадцати лет я и братья мои не ели хлеба областеначальнического.
(Неем.5:14)
15 А прежние областеначальники, которые [были] до меня, отягощали народ и брали с них хлеб и вино, кроме сорока сиклей серебра; даже и слуги их господствовали над народом. Я же не делал так по страху Божию.
16 При этом работы на стене сей я поддерживал; и полей мы не закупали, и все слуги мои собирались туда на работу.
17 Иудеев и начальствующих по сто пятидесяти человек [бывало] за столом у меня, кроме приходивших к нам из окрестных народов.
... И при [всем] том, хлеба областеначальнического я не требовал, так как тяжелая служба [лежала] на народе сем.
19 Помяни, Боже мой, во благо мне все, что я сделал для народа сего!
(Неем.5:18,19)
Удивительно, что народ мгновенно слушается Неемию.
Видимо, Бог дал им разуметь, что они творили.
Но Неемия призывает священников, чтобы скрепить клятвой этот порыв сердец народа:
И позвал я священников и велел им дать клятву, что они так сделают.
(Неем.5:6-12)
1 Когда дошло до слуха Санаваллата и Товии и Гешема Аравитянина и прочих неприятелей наших, что я отстроил стену, и не оставалось в ней повреждений - впрочем до того времени я еще не ставил дверей в ворота, -
2 тогда прислал Санаваллат и Гешем ко мне сказать: приди, и сойдемся в одном из сел на равнине Оно. Они замышляли сделать мне зло.
(Неем.6:1,2)
Враги не оставляли попыток помешать планам иудеев.
Если не получилось остановить их насмешками, угрозами, то можно было попытаться лишить их лидера. Для этого посылается открытое письмо, чтобы его прочитали вслух всего народа, о якобы носящихся слухах о желании иудеев сделать Неемию царем и отпасть. Тогда бы народ мог вынудить его пойти на переговоры.
3 Но я послал к ним послов сказать: я занят большим делом, не могу сойти; дело остановилось бы, если бы я оставил его и сошел к вам.
4 Четыре раза присылали они ко мне с таким же приглашением, и я отвечал им то же.
5 Тогда прислал ко мне Санаваллат в пятый раз своего слугу, у которого в руке было открытое письмо.
6 В нем было написано: слух носится у народов, и Гешем говорит, будто ты и Иудеи задумали отпасть, для чего и строишь стену и хочешь быть у них царем, по тем же слухам;
7 и пророков поставил ты, чтоб они разглашали о тебе в Иерусалиме и говорили: царь Иудейский! И такие речи дойдут до царя. Итак приходи, и посоветуемся вместе.
8 Но я послал к нему сказать: ничего такого не было, о чем ты говоришь; ты выдумал это своим умом.
9 Ибо все они стращали нас, думая: опустятся руки их от дела сего, и оно не состоится; но я тем более укрепил руки мои.
(Неем.6:3-9)
Чем сильнее сопротивление, тем больше усилий надо прикладывать для победы - таков был принцип Неемии.
Он не испугался возможной клеветы на него царю.
Видимо, в реальности даже намека не было такое положение вещей и при первой же проверке это бы вскрылось. Кроме того, донесение и его рассмотрение заняло бы некоторое время, достаточное, чтобы закончить работы до появления представителей власти.
Борьба с врагами осложнялась тем, что многие знатнейшие в Иудее были в клятвенном союзе с Товией из - за родственных связей. (Неем.6:17,18)
И потому враги, рассчитывая на их поддержку, задумали ударить по авторитету Неемии.
Они подкупили пророка, который предупредил Неемию о готовящемся на него покушении и предлагал укрыться в храме.
11 Но я сказал: может ли бежать такой человек, как я? Может ли такой, как я, войти в храм, чтобы остаться живым? Не пойду.
Неемия был на виду.
Если он даст место страху, то поколеблется и остальной народ.
Кроме того, Неемия не считал себя в праве заходить во святое, он же не священник. Даже, если ему угрожает смертельная опасность.
Шутят, что генералы никогда не бегают. Так как в мирное время это вызовет смех, а в в военное - панику. В данном случае верно было последнее.
12 Я знал, что не Бог послал его, хотя он пророчески говорил мне, но что Товия и Санаваллат подкупили его.
13 Для того он был подкуплен, чтоб я устрашился и сделал так и согрешил, и чтобы имели о мне худое мнение и преследовали меня за это укоризнами.
(Неем.6:11-13)
Неемия умел разбираться в людях и назначать им соответствующие обязанности:
1 Когда стена была построена, и я вставил двери, и поставлены были на свое служение привратники и певцы и левиты,
2 тогда приказал я брату моему Ханани и начальнику Иерусалимской крепости Хананию, ибо он более многих других был человек верный и богобоязненный,
3 и сказал я им: пусть не отворяют ворот Иерусалимских, доколе не обогреет солнце, и доколе они стоят, пусть замыкают и запирают двери. И поставил я стражами жителей Иерусалима, каждого на свою стражу и каждого напротив дома его.
(Неем.7:1-3)
16 Когда услышали об этом все неприятели наши, и увидели это все народы, которые вокруг нас, тогда они очень упали в глазах своих и познали, что это дело сделано Богом нашим.
(Неем.6:16)
Обратите внимание, что Неемия ставит главную заслугу - Господу!
Потому что ясно понимает, какое дело, с какой скоростью и в каких обстоятельствах они совершили с народом!
Книга начинается словами об уничижении народа Израильского, а здесь мы видим, что народ Божий достиг Его славы, а препятствовавшие им, оказались посрамленными.
27 При освящении стены Иерусалимской потребовали левитов из всех мест их, приказывая им придти в Иерусалим для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при [звуке] кимвалов, псалтирей и гуслей.
28 И собрались сыновья певцов из округа Иерусалимского и из сел Нетофафских,
29 и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета, потому что певцы выстроили себе села в окрестностях Иерусалима.
30 И очистились священники и левиты, и очистили народ и ворота, и стену.
31 Тогда я повел начальствующих в Иудее на стену и поставил два больших хора для шествия, и один из них шел по правой стороне стены к Навозным воротам.
(Неем.12:27-31)
43 И приносили в тот день большие жертвы и веселились, потому что Бог дал им великую радость. Веселились и жены и дети, и веселие Иерусалима далеко было слышно.
(Неем.12:43)
Это была великая победа. Победа Бога, победа Неемии, победа всего народа!
Далее Неемия делает перепись населения для заселения Иерусалима:
4 Но город был пространен и велик, а народа в нем было немного, и домы не были построены.
5 И положил мне Бог мой на сердце собрать знатнейших и начальствующих и народ, чтобы сделать перепись. И нашел я родословную перепись тех, которые сначала пришли, и в ней написано:
(Неем.7:4,5)
Результат переписи использовался для жребия, когда решалось кому жить в столице, а кому в области.
1 И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять [оставались] в [прочих] городах.
2 И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме.
(Неем.11:1,2)
И далее мы читаем, что получив безопасность от внешних врагов Неемия приступает к восстановлению сердец своего народа вместе с Ездрой и священниками и левитами:
1 Когда наступил седьмой месяц, и сыны Израилевы [жили] по городам своим, тогда собрался весь народ, как один человек, на площадь, которая пред Водяными воротами, и сказали книжнику Ездре, чтобы он принес книгу закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю.
2 И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца;
3 и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона.
5 И открыл Ездра книгу пред глазами всего народа, потому что он стоял выше всего народа. И когда он открыл ее, весь народ встал.
(Неем.8:1-5)
9 Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона.
10 И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему. И не печальтесь, потому что радость пред Господом - подкрепление для вас.
(Неем.8:9,10)
Все - таки, главным для Неемии было воодушевление народа.
Не надо зацикливаться на своих грехах.
Надо взирать на Божью милость, дорожить ею, воздавать любовью, ревностно служа всем сердцем, разумом, силами такому Великому Господу!
17 Все общество возвратившихся из плена сделало кущи и жило в кущах. От дней Иисуса, сына Навина, до этого дня не делали так сыны Израилевы. Радость была весьма великая.
18 И читали из книги закона Божия каждый день, от первого дня до последнего дня. И праздновали праздник семь дней, а в восьмой день попразднество по уставу.
(Неем.8:17,18)
1 В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих.
2 И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедывались во грехах своих и в преступлениях отцов своих.
3 И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедывались и поклонялись Господу Богу своему.
(Неем.9:1-3)
Тогда народом были даны следующие клятвы:
- Никаких смешанных браков (Неем. 10:30).
- Соблюдать субботы (Неем. 10:31).
- Списывать все долги в седьмой год (Неем. 10:31).
- Восстановить и поддерживать храмовое служение (Неем. 10:32–39).
И заключительными были такие слова в этой клятве - «И мы не оставим дома Бога нашего» (Неем. 10:39).
На все описываемые выше события у Неемии ушло 12 лет.
Теперь же необходимо было возвращаться к царю.
Но ему было понятно, что стена возведена и будет стоять, а вот сердца людей очень непостоянны.
Поэтому Неемия отправился с дерзким прошением к властителю Персидского царства о том, чтобы вновь вернуться к своему народу.
С того момента, как Неемия покинул Иерусалим и до его возвращения прошло около полугода. Но перемены в обществе были ужасными. Можно было опустить руки. И вернуться к царю.
Но для Неемии этот народ был как дети, в которых он вложил уже очень много и от которых нельзя было отречься.
Как и для Павла были галаты, которым он писал:
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос! (Гал.4:19)
Здесь видна для верующих необходимость в духовном лидере, чтобы на него равняться.
Лидер равняется на Господа, а все остальные на него:
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
(Фил.3:17)
6 Когда все это [происходило], я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году Вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю, и по прошествии нескольких дней [опять] выпросился у царя.
7 Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божия,
Первосвященник Елиашив отдает своему родственнику и врагу Неемии и народа - Товии, комнату, предназначенную для хранения приношений и служебной утвари.
8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товиины вон из комнаты
9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божия, хлебное приношение и ладан.
10 Еще узнал я, что части левитам не отдаются, и что левиты и певцы, делавшие [свое] дело, разбежались, каждый на свое поле.
11 Я сделал [за это] выговор начальствующим и сказал: зачем оставлен нами дом Божий? И я собрал их и поставил их на место их.
12 И все Иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
13 И приставил я к кладовым Шелемию священника и Садока книжника и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них [возложено] раздавать части братьям своим.
29 Воспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!
15 В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил [им] в тот же день, когда они продавали съестное.
(Неем.13:15)
23 Еще в те дни я видел Иудеев, которые взяли себе жен из Азотянок, Аммонитянок и Моавитянок;
24 и от того сыновья их в половину говорят по-азотски, или языком других народов, и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
(Неем.13:23-25)
Видим, как скоро народ уклонился от данных клятв без духовного лидера:
- браки с язычниками;
- торговля и работа в субботу;
- прекращение храмового служения по причине невозвращения десятин и других приношений;
На протяжении книги несколько раз можно встретить такие слова Неемии:
14 Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!
(Неем.13:6-14)
30 Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его,
31 и доставку дров в назначенные времена и начатки. Помяни меня, Боже мой, во благо [мне]!
(Неем.13:29-31)
Не думаю, что Неемия призывал Господа поставить очередную галочку за его добрые поступки и даровать спасение.
Скорее он, как ребенок жаждал отцовского одобрения, желая порадовать Бога своими делами во славу Его.
Как Давид пишет во втором псалме:
служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.
Неемия по всему показал, что всем сердцем был предан Господу и своему народу.
Слава Богу за его пример!
Свидетельство о публикации №219101300799