3. Садик. Денежный вопрос

        Не успел я принять садик,  как выяснилась,  что у нас,  оказывается, большая задолженность  по родительской плате. Бухгалтерия  требовала  погасить долги,  РОНО грозило выговором,  а родители - они не прото  перестали платить,  они, неплательщики, и водить детей в детсад перестали.  Так что пугать их  отчислением было уже бессмысленно.  Я постарался разобраться и понял, что практически каждый должник - это либо потерявшая работу мама-одиночка, либо разведенка, которой годами не платит алименты ее бывший муж. Ситуация безнадежная: ни один суд не взыщет деньги с безработной матери дошкольника. С другой стороны,  и РОНО никогда не спишет такие долги - потому что не разрешают инструкции.               
        На эту проблему накладывалась совсем другая, но тоже связанная с деньгами. В садик любили наведываться инспекторы:  пожарники,  СЭС. И каждый раз они находили непростительные упущения, а если и не находили, то все равно выписывали штраф, к примеру за плохие анализы по смывам - кто их там разберет, были ли они действительно плохими, а платить приходилось. Причем из собственного кармана - мне, поварам, кладовщику, завхозу - той же несчастной Тамаре Викторовне. Я не особенно обижался на проверяющих: им полагалась премия именно из выписанных штрафов, и кто в такой ситуации  отказался бы от прибавки к собственной зарплате?
        Но искать выход из этой ловушки нужно было, причем искать выход хотя бы относительно законный. Посовещавшись с сотрудниками, я решил - надо попытаться заработать дополнительные деньги. Именно для того, чтобы расплатиться с долгами садика и иметь небольшой запас - на эти самые штрафы. В младшей группе стояло старое пианино, в хорошем, впрочем, состоянии. Им пользовалась на своих занятиях наш музработник, и это, я подумал, - первое, на чем можно заработать. Тут же было напечатано объявление: со следующего месяца в садике организуется платный кружок для желающих заниматься музыкой. Три занятия в неделю, маленькие группы, по два ребенка в каждой, разумная плата - все делало наше предложение привлекательным. На следующий день рядом с первым появилось и второе объявление - о приеме в группы по изучению английского языка... Садику - я обговорил  заранее - руководители кружков отчисляли по 10% от заработанного.      
        Конечно - неофициально,  но я сообщил о своем нововведении инспектору РОНО.  Вел в отдельной тетради  учет всех заработанных и потраченных денег.  И все же спать спокойно  не мог - любая кляуза грозила не только прикрыть мое "новаторство" - дело могло обернуться и похуже.               
        Но уже через год  с долгами по родительской плате было покончено:  я ежемесячно платил  за должников,  а квитанции об уплате подшивал туда же - в тетрадь,  где учитывались наши доходы.               
               
        Какие все-таки это были тяжелые времена! Зарплаты задерживали. Сначала на недели, потом на месяцы. Тогда, в начале 90-х, у нас не было банковских карт, деньги я получал на всех сотрудников  сам, стоя в длиннющей очереди в бухгалтерии  и в тот же день допоздна раздавал их сотрудникам.               
               
        В августе 93-го года я узнал,  что  в помещении БКЗ  будут давать балет труппы Бориса Эйфмана.  На музыку Реквиема  Моцарта!  Пропускать такое не хотелось,  и мы с женой отправились в Петербург. Духота в электричке, заполненный до отказа душный концертный зал - в антракте я набросился на мороженое. Проглотил две порции и, как оказалось, поторопился: сразу перехватило горло. А у дочери, где мы решили заночевать,  я почувствовал,  что просто горю,  что мне  необходимо принять контрастный душ.  К утру я понял - нужно смерить температуру.  Термометр удивил:  столбик ртути поднялся до отметки 39 градусов. Еще одна электричка, домой - и температура подскочила до 40! Вызванный врач неотложки  предложил больницу. Я отказался, но антибиотики принимать стал и на следующее утро отправился на рентген.  День  спустя  я сидел в кабинете нашего терапевта. Строгая пожилая женщина, глядя на мой снимок, возмущалась:               
               
        - Вам не то, что сюда приходить - Вам с постели вставать нельзя! Вы понимаете, что у Вас воспаление правого легкого!?               
        - Левого.               
        - Что - левого?               
        - Левого легкого.               
        - Вы меня еще учить будете? Вот тут ясно же написано - правого! - и врач возмущенно ткнула пальцем в мою медкарту.               
        - А Вы на снимок посмотрите,- не сдавался я, - какое там легкое? Правое?
        - Леевое... - удивленно промямлила терапевт. А почему же здесь написано "правого"?               
        - Это уже я Вас должен спрашивать - почему? И давайте, выписывайте лучше поскорее рецепты, а то у меня очередь пропадет в бухгалтерии, и сотрудники останутся без зарплаты.               
        - Какая очередь? Какие зарплаты!? Я Вас сейчас в больницу уложу!            
        - Знаете, пока я с Вами тут разбираюсь, которое у меня легкое воспалилось, у меня внизу велосипед сопрут! Я его без замка на лестнице оставил.               
        - Да я Вам больничный не дам!!!               
        - Ну подумайте, для чего мне больничный, если я все равно на работе?... 
               
        И я успел-таки,  несмотря на потраченное на  эскулапа время,  вернуться в бухгалтерию как раз к тому моменту,   когда подошла моя очередь.          
               
        Однако даже во-время полученные деньги не радовали.  Цены росли на глазах, а зарплаты нам стали прибавлять по-настоящему только через 7 лет.  И я решил, что мне негоже отставать от моих коллег по садику,  совмещающих разные должности.  Чем я мог заняться, не оставляя в то же время садик без своего пристального внимания?  И лучше всего - в нерабочее время?  Вакансия дворника на пол-ставки, которую  никак не удавалось заполнить,  сама подсказала мне решение.               
        Теперь я приходил в садик не к 8-и,  как обычно,  а на час раньше.  И уходил на час позже.  Зато все дорожки,  детские площадки,  крыльца веранд - все бывало дважды в день убрано,  и самое главное - мне не нужно было при этом никого ни поторапливать, ни контролировать!               
        Конечно, заведующий, меняющий дважды в сутки белый халат на синий, с метлою или граблями в руках, вызывал вначале усмешки и удивление.  Но потом все привыкли.  Как привыкли к тому,  что заведующий во время "тихого часа" сидит в детской спальне и там пишет свои бумажки,  пока отпущенный им воспитатель бегает по магазинам:  жизнь тяжела, и следует,  если можешь,  помогать не только себе,  но и окружающим.


Рецензии
Вот поэтому я не приемлю слово "лихие 90- е " В нем есть даже какая-то веселость, азарт.Нет!! Позорные, преступные,,унизительные это были годы, которые породили покорное, терпеливое непротивление. И возник этот мерзкий карлик. Простите, не знаю Вашей ориентации.

Элла Рахманова   21.05.2023 02:47     Заявить о нарушении
Спасибо за откровенный отклик! Воспоминания о 90-х тяжелые. Не всем удалось выкарабкаться. Но состояние наше в те гды душевное помню: какой-то сполох надежд, увлечений. Нам было по 45 примерно тогда, казалось, жизнь начинается заново.
Ориентация у меня традиционная - женат на женщине, которую знаю примерно 60 лет. Про политику на литературном сайте предпочитаю не писать, но раз зашла речь... Каждый из наших руководителей за последние 75 лет оказывался, на мой вкус, если не лучше, то нормальнее предыдущего. А я помню жизнь при всех - Сталине, Хрущеве, Брежневе, Андропове, Ельцине ... И то, что бабушками нашими и дедушками воспринималось, как обычное, теперь вспоминается с ужасом и даже некоторым недоверием - а действительно ли было это вот...? Нравы смягчаются, и это самое позитивное из происходящего. Действующего ныне правителя иногда жалею: досталась ноша непосильная, тянет он ее достаточно долго. Работая с теми людьми и в тех обстоятельствах, что не им были созданы, воспитаны. Перемены - их все ждут всегда с нетерпением, а я помню, что именно в годы перемен жилось нам хуже всего. Стабильности именно ам не хватает. Так что ориентация моя, если без шуток - консерватор и либерал в одном флаконе. Из деятелей Прошлого мне ближе всего Столыпин, Александр Освободитель, Лорис-Меликов...Люди, которые под реформами подразумевали рост и стабильность, а не раздрай и смуту.

Александр Парцхаладзе   21.05.2023 12:46   Заявить о нарушении
Александр, помилуйте! Нашли кого жалеть, Вы меня более чем удивили!
А не он ли перетащил из Питера всю свою свору и повязал их всех по своим и их бандитским законам?
Либеральный ( в чем ?))говорите, а м.б.соглашательский? Я вовсе не предлагаю выходить с лозунгами на площадь, но мы хоть на кухне возмущались. А потом я не выдержала и уехала, поняв, что свет в конце туннеля погас.А я думала ....

Элла Рахманова   21.05.2023 18:48   Заявить о нарушении
Именно соглашательство и называют либерализмом - в бытовом смысле этого слова. Когда синоним либералу просто личность терпимая. Либерализм же в политике - это предоставление наибольших возможных свобод. Вообще же термины политические, какими они были при их возникновении, очень непохожи на то, как их трактуют сегодня. И если либерал - это Гладстон, то консерватор - его соперник-антагонист Дизраэли. Сегодня , увы, ярлык либерала клеют заурядному жулью, а консерватором именуют политика социалистической ориентации. В государстве же, где почти не осталось порядка и законности, быть либералом в любом значении этого слова просто недальновидно. Сначала надо восстановить государственность, иначе, разваливаясь, государство похоронит под своими обломками и тех, кто за, и тех, кто против. Заниматься этим - дело неблагодарное. Особенно, если часть общества тоскует по временам своей молодости, а другая эти же времена воспринимает как нечто неприемлемое. Я не знаю, где Вы теперь живете, чем дышите, но что касается меня, я никогда не даю характеристик людям, с которыми мало, или вовсе не знаком. И, выражаясь Вашим же языком, вовсе не потерял надежду на лучшее, более того, жизнь моя, моей семьи в последние годы стала много комфортнее и приятнее - я подразумеваю и благоустройство, и изобилие, и достаток. И возможность учиться, работать там, где нравится. Внуки - один завершил образование в Германии и получил там же отличную работу по специальности. Другой окончил ВУЗв Петербурге и добился отличных успехов здесь. Главное не в том, где человек живет, каких взглядов придерживается, главное, чтобы он работал успешно и на совесть. Тогда меньше будет мыслей о "свете в конце тоннеля", да и сам путь окажется не тоннелем - интересной, полной впечатлений дорогой.

Александр Парцхаладзе   21.05.2023 21:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.