Праздник Покрова

Я  не  старый,  просто  у  меня  хорошая  память  на  хорошее. Было  это  в  самом  начале  далёких  восьмидесятых. Об  Одессе  той  поры  много  написано, замечу  главное -   это  было  далеко  не  то,  что  сейчас.  Очень  далеко «не  то».  Мир  Одессы  был  замкнут,  и  только  одесситы  были  погружены  в  него,  чётко  определяя  инородных,  радостно  воспринимая  их  как  гостей,  но  не  как  хозяев. Летнюю  пору   школьных  лет  я  проводил  в  селе  ,за  сто  восемьдесят  километров   в  сторону  Киева,  который  стал  столицей  намного   позже  чем  Одесса.  Жили  мы  с  бабушкой  у  её  родной  сестры  в  хате  под  камышом  и я  дивился,  как  важничала  Оксана,  дом  которой  был  покрыт  шифером,  а забор  был  не  плетёный ,  а  из  штакетника и  колодец  во  дворе  был  персональный,  что  выделяло  её  семью  из  односельчан  как  инородное  тело. В  те  времена  каждая  хата   имела  неповторимую  атмосферу,  некий  домашний  «дух»  -  не  сочтите  за  мистику. Тут  следует  пояснить  причину  такого  «духа  хаты».
Как – то  летом  ,  я  сам  видел  ,  как  возводили  дом. Когда  отыграли  свадьбу,  то  вся  родня,  соседи, друзья  берутся  молодым  возвести  дом и  это  действо  я  лично  созерцал  с  превеликим  любопытством.  На  момент  моего  первого  посещения  фундамент  уже  стоял  и  прямо  под  открытым  летним  небом    печник  с  двумя  подсобниками  клали  печь.  Подойти  ближе  было  не  удобно,  а  со  стороны  было   плохо  видно  -  что  именно  они  делают. Печь  была  готова,  только  без  дымохода  и  не  обмазана  глиной.  Далее  привезли  толстенные  брёвна,  как  я  потом  узнал /  и  это  важно/ это  могли  быть  стволы  фруктовых  деревьев  или  акации,  другие  варианты  не  допускались. Помню  своё  удивление  тому  факту,  что  стволы  были  достаточно  кривые.  Их  сбивали  железными  скобами,  возводя  каркас  несущих  стен  и  перегородок,  щели  тщательно  конопатили,  не  помню  чем. После  чего   устраивали  перекрытие  из  тех  же  брёвен  и крышу  из  досок   ,   и  именно  в  эту  крышу  выводился  хитро  виляющий  дымоход  из  печи.  Если  пол  планировался  земляной,  то  хата  была  ниже,  если  деревянный -  выше. Потом   укладывали  снопы  увязанного  камыша  как  на  перекрытие,  так  и  на  кровлю. Дранка  была  дефицитом,  и брёвна  оббивали  веточками   фруктовых  деревьев  или  вербы. Последний  этап,  который  я  помню – это  громадное  озерцо  из  глины,  воды,  соломы  и конского  навоза,  в  котором  мужчины  и  женщины  ногами  месят  месиво  до  получения  однородной  массы,  которой  много  человек  моментально  штукатурят  дом. Дальнейших  этапов  стройки  не  помню. Может  эти  брёвна  дают  такой  запах,  или  эти  веточки -  не  знаю,  но  ни  в  одном  кирпичном  доме  ничего  подобного  никогда  не  наблюдал.
   Так  сложилось,  что  в  октябре,  уже  не  меня  бабушка,  а  я повзрослевший   повёз   её  в  деревню  к  сестре. В  городе  было  ещё  довольно  тепло,  а  в  селе  контрастно  прохладно. Это  не  мороз,  но  холод  ощутимый. Так  вот,  когда  я  зашёл  в  знакомую  с  юных  лет  хату,  то  был  поражён  характеристикой  тепла.  Печь  топит  дом  совершенно  иначе,  чем  радиаторы  у  нас  в  городе.  Это  какое – то  мистическое  тепло,  воспринимаемое  как  благость. Не  возможно  описать  словами  то  состояние  восприятия  хаты,  как  мира  тепла,  с  которым  ты,  в  скором  времени,  сливаешься. Колодец  находился  через  два  дома  и  совершая  моцион  за  живительной  влагой,  я  нёс  собой  это  тепло  хаты,   которое  защищало  меня  от   прохлады  осени. Ты  наслаждаешься  прохладой   свежего  воздуха ,  который  тело  не  холодит -  вот  что  удивительно.
    Нам  с  бабушкой  предстояло  участвовать  в  грандиозном  празднике,  который  отмечает  ежегодно  вся  родня   из  соседних  сёл  у  моего  дяди. Во  дворе  его  дома  был  возведен  громадный  шалаш  из  брезента  и  снопов  кукурузы  вдоль  стены.  В  центре  возвышался  стол,  с  двух  сторон  которого  стояли  лавки.  И  опять  таки -  запах! Ну  не  встречал  я  в  родной  Одессе  такого  запаха! Нигде  не  встречал  и  даже  в  Одессе.  Дома  пахнет  море  и  степь,  а  здесь  совсем  другой запах  осени. Дядя  со  значением  мне  сказал :
- Ты  впервые  приехал  на  Покрова,  увидишь  как  наша  родня праздновать  умеет.
Что  за  праздник  Покрова -  не  ведал  даже  отдалённо.  Бабушка  сказала,  что  церковный,  а для  родни  нашей -  семейный. Спустя  годы   я  понял,  что  именно  значит  этот  праздник.  Посещая  праздничную  службу  в  этот  день  ,  я  не  испытываю,  увы,  и  сотой  доли  того,  что  прочувствовал  тогда.
За  два  дня  до  праздника  приехало  много  женщин,  большинство  я  не  знал,  меня  знакомили,  объясняя  родство,  я  тут  же  всё  забывал  и  знакомился  вновь  с  новыми. Женщины  готовили  стол. Был  там  и  высокий  очень  крепкий  мужик,  из  выцветшего  на  солнце  картуза,  с  чёрной  кнопкой,  выбивалась  прядь  седых  волос. Он  приехал  на  бричке  с  красивым  конём  и  вот   имя   мужика я  сразу  запомнил -  Тихон,  он  брат  жены  моего  дяди. Я  взялся  ему  помогать -  ещё  бы,-  он  доверил  мне  вожжи  и  самодельный  кнут!  Мы  ездили  по  селу, в  магазин, по  хатам,  на  хутора  и  бесконечно  загружались   корзинами  и  сумками,  которые  свозили  к  дяде. Для  меня  всё  это  было  настолько  необычно,  что  я  буквально  упивался  происходящим.  Нет!  Вы  представляете,  на  бричку  грузят  корзину,  в  которой  совершенно  спокойно  сидит  гусь  и    держит  голову  на   гордой  шее?! Лошадь  слушает  мои  команды,  я  размахиваю  кнутом  из  кожи  с  узелками  и  чувствую  себя в самой  настоящей  сказке.
Праздник  Покрова  начался  в  обед.  То  есть  мы  все сели  за  громадный  стол.  Звучали  тосты ,  рос  гомон  оживлённого  разговора  в  разных  эпицентрах,  иногда  прерываемый  общими  тостами. Вот  Вы  не  можете  представить  того,  что  пережил  я,  видя  десятки глаз,  сияющих  праздником  добра.  Казалось  зла  на  свете  вовсе  нет,  это  обман,  мираж,  вредная  иллюзия! Царила  радость,  понимание друг  друга  и  желание  поделиться  праздником.
   По  тогдашним  моим  представлениям,  пожилой  человек  взял  гармонь  и  заиграл,-  все  прислушались,  но  через  некоторое  время  он  заиграл  украинские  и  русские  песни  и  все  начали  петь!  Не  отставал  и  я,  не  ожидая  от  самого  себя  такого  проявления  солидарности.  Особенно  меня  поразило,  что  пели  песни  Есенина!!!! Да, теперь  в  моём  понимании  пожилой  человек,- это человек  намного  старше,  чем  тогда  мне  казалось. И  вот  что  удивило -  многие  из  пожилых  с  особой  гордостью  одели  на  незамысловатую  одежду /видавшие  виды  пиджаки/  орденские  планки,  и  уж  что  совсем  казалось  невероятным -  орденские  планки  были  у  нескольких  женщин.  Принесли    громадную  радиолу  с  пластинками  и  начались  настоящие  танцы!  Танцевали  и  молодые  и  пожилые,  было  не  отличить  одних  от  других,-  даже  хромой  дед  выделывал  замысловатые  коленца.
    Одни  блюда  сменяли  другие,  но  это  была  не  привычная  одесская  кухня,- это  была  принципиально  иная  еда!  Убили  на  повал  три  запечённых  в  печи  поросёнка!!! До  этого,  я  такое  только  в  фильмах  видел! Домашний  хлеб,  соления,  а  картошка  в  печи!!!! Всего  не  упомню,  но  это  было  потрясающе  вкусно. Праздник  Покрова! Помню  тот  чай,  в  шалаше! Домашний  свежайший  хлеб,  с  маслицем  и  мёдом!!!!
  Потом,  две  семьи  пошли  к  нам  в  хату  ночевать. После  шалаша  хата  была  до  такой  степени  уютна,  что  нет  слов  описать  это. И  этим  праздник  не  закончился- накрыли  скромный  стол  и  начался  неспешный  интересный  разговор -  воспоминания. Вспоминали  довоенные  годы,  войну,  послевоенные  мучения. Вспоминали,  кто  умер,  кто  как  и  где  устроился,  как  кто  провёл  этот  год  -  беседа  струилась  неспешным  потоком  могучей  реки,  что  меня  так  убаюкало, что реальность  плавно  переместилась  в  сон.  Последнее  ,  что  я  запомнил,  что  они  в  следующем  году  должны  обязательно  встретиться  на  Проводы.  Что  за  Проводы?  Покрова -  церковный  праздник,  а  эти  Проводы?  С  этими  мыслями  я  заснул.
    На  второй  день  празднование  Покрова  было  вялым -  все  устали.  Большинство  проговорило  всю  ночь,  делясь  новостями,  многие  уехали  к  своему  хозяйству,  дядя  Тихон  бесконечно  кого- то  увозил,  возвращаясь  пустой,  я  же  примкнул  к кружку  ребят,  чуть  постарше  меня. Что  любопытно,  моё  появление  восприняли  крайне  настороженно,  пока  точно  не  поняли - кто  я  по  родству  и  у  кого  остановился. Лидером  был  дембель  -  морской  пехотинец  в  парадном  мундире.  Ребята  ели,  пили  вино,  оживлённо  разговаривая,  я  же  молчал,  так  как  общих  тем  не  было -  это  был  совершенно  иной  мир  моих  сверстников. Вино  я  не  пил,  но  меня  пьянили  незнакомые  мне  темы,  описание  эпизодов  службы,  например.  Вдруг  ,  внезапно,  морской  пехотинец  обратился  ко  мне :
-  Ты  у  сестры  своей  бабушки  живёшь?
- Да,  я  всю  школу,  летом  к ней  приезжаю,  но  тебя  ни  разу  не  видел.
-  А  я  здесь  только  зимой  бываю.  А  ты,  знаешь, что  сестра  твоей  бабушки -  герой?
Я  обалдел.  Хотелось  спросить «  В  смысле?»
-  Мне  тётка  рассказывала,  скольким  она  людям  во  время  войны  добра  сделала,  скольких  спасла!
Я  ,  поражённый  ,  молчал. Не  может  того  быть,  чтобы  ни  папа,  ни  мама,  ни  бабушка,  ни  родня,  мне  ничего  об  этом  не  рассказывали!!!! Вечером,  за  вечерей,  спросил  об  этом  хозяйку.
- Что  вспоминать?  Давно  было. Сына  на  войне  потеряла,  старший  выжил,  а  младший  погиб. Где  могилка -  не  ведаю.  Похоронка  в  аккурат  через  неделю  после   Покрова  пришла. Война  всем  страдания  принесла,  какое  тут  геройство?!
Я  молчал,  сражённый  её  словами.  Мне  вдруг  стало  понятно,  почему  ко  мне  в  селе  с  таким  уважением  относились,  когда  узнавали,  к  кому  я  приехал,  и  то,  что  мы  родня.
Много,  очень  много  лет  прошло. Уж   восемнадцать  лет,  как  я  переехал  из  Одессы  в  Москву, да  и  ранее,  темпы  жизни  оборвали  все  те  родственные  связи,  которые  мне  прививали  с  детства,  только  и  помню  Праздник  Покрова  в  начале  восьмидесятых.


Рецензии