Глава 2. Беридзе и Ахметов

               
                ДЕВОЧКА, КТО ТЫ И ЧТО ТЫ?  Роман. Глава 2.



                1.

        Ей надо было в качестве приложения к курсовой работе дать материал научно-популярного плана. Надеясь узнать хоть что-то о своих загадках, из наук выбрала психологию, из сфер психологии – неразгаданные явления человеческой психики. В то время ей попалась на глаза статейка, подписанная ученым с редкой и запоминающейся фамилией: Лермонтов. Правда, не Михаил Юрьевич, а Григорий Григорьевич. Место работы этого ученого значилось, как Институт психологии при Академии педагогических наук. Туда она и отправилась.

        Растерялась, увидев в холле Академии портрет ученого в траурной рамке. Узнав, что можно посетить его лабораторию, поднялась на второй этаж, зашла в один из кабинетов, он был полон людьми, пришедшими по разным вопросам, связанным с его смертью. На её присутствие никто не обратил внимания.

        Возле входа за журнальным столиком сидели двое мужчин. Один – пожилой яркий, с выраженной кавказской внешностью, второй – молодой азиат, лицо которого показалось Ольге Матвеевне смутно знакомым. Она вгляделась в него, и вдруг до неё дошло, что перед ней киноартист не очень известный, но тем не менее сыгравший несколько ролей, в том числе и на Свердловской киностудии. А Свердловск – в трёхстах километрах от родного Абатска.

        Только она так подумала, как раздался грохот – это упала тяжелая серая штора вместе с карнизом. Все вокруг вздрогнули и заметались, а грузин окинул кабинет быстрым взглядом, остановил его на стоящей в дверях Ольге, и весело воскликнул:

        - Оп-па! Это уже серьезно!

        После чего произнёс негромко, но внятно:

        - Барышня, а подойди-ка сюда!

        Ольга подошла. Грузин представился Дмитрием Борисовичем Беридзе, руководителем психологической лаборатории из города Тбилиси, изучающей проблемы психологии установки. Своего визави представил киноартистом Алишером Ахметовым. Спросил, улыбаясь:

        - О чем подумала, глядя на него?

        Ольга ответила, что узнала в нем исполнителя одной из главных ролей недавнего фильма свердловской киностудии, а Свердловск - это недалеко от её Абатска.

        - Хорошая девочка, звонкая! – за что-то похвалил её Дмитрий Борисович и погладил по плечу. – Будем работать.


                2.

        Ольга сидела в мягком кресле съёмной квартиры Дмитрия Борисовича. За его рабочим столом что-то писал  Алишер. Сам хозяин вышел на кухню и поставил чай. Слышно было, как мягко стукнула дверца холодильника.

        Вернувшись в комнату, хозяин кивком подбородка отправил Алишера на кухню, тот вышел. Дмитрий Борисович стал задавать Ольге вопросы, в которых она с приятным удивлением почувствовала, что впервые в жизни ею интересуется взрослый человек, что её душа, её жизнь действительно ему интересны. Она с удовольствием отвечала ему, тем более, что вопросы были важны для неё самой. «О чем ты мечтаешь?»; «Что ты читаешь?»; «Кого ты любишь?»  ну и т.п. Её ответы встречались с шутками, сглаживающими серьёзность момента.

        Когда он узнал, что она будущая журналистка, они уже пили чай.

        - Значит, ты должна уметь хорошо писать. Что, Алиш, проэкзаменуем нашу студентку?

        За всё время их беседы Алишер был в тени. Он не произнес ни единого слова, он только наблюдал за Дмитрием Борисовичем, чтобы вовремя уловить и выполнить его желания.

        Поскольку вопрос был обращен к нему лично, ответ был неизбежен. Но и здесь Алишер ограничился лишь кивком головы. Посмотрел на Ольгу, улыбнулся, дескать, раз Учитель предлагает, значит надо принимать это предложение, но не бойся, ничего страшного, наоборот, ты должна принять это и исполнить максимально красиво, душевно и ответственно.

        Ольга утонула в его улыбке. «Какой он… какой он… а вдруг – это судьба? Ну и что, что малоизвестный артист, снявшийся лишь в нескольких эпизодах и в фильме провинциальной киностудии? А вдруг он станет знаменитым, и рядом с ним буду я?» - примерно так можно было обозначить вибрацию её мыслей.

        Дмитрий Борисович обвел их проницательным взглядом, потом неуловимым движением руки вынул из стакана Алишера чайную ложку и подал её Ольге.

        - Солнышко, ты сказала, что любишь сказку. Напиши-ка сказку про эту ложку. Срок – неделя.

        Ольга взяла ложку, задумчиво покрутила её в руках. Потом вернула её Алишеру, их взгляды встретились, и он опять улыбнулся своей изумительной улыбкой.

        «Он мне улыбается. Я ему понравилась. Это – судьба».

        Пройдет не один десяток лет, прежде чем на эстраду выйдет Валерий Меладзе со своей песней «Она была актрисою, и даже за кулисами играла роль, а зрителем был я…». Не зная этой песни, Ольга поверила улыбке Алишера и приняла вызов судьбы.


                3.

        Сказку «Ложка» она написала в эту же ночь. Вот она:



        "Я лежу на столе, маленькая и блестящая. На его столе.


        Всего месяц назад я приходила в эту комнату, забиралась с ногами в кресло, смотрела на него, выкуривала две сигареты – только две! – и, когда гас огонёк последней, переходила к нему на диван. Обнимала его, не желая ничего чувствовать, кроме его вырвавшегося однажды «Бедная, бедненькая моя…». Больше он никогда ничего не говорил мне, он любил молча, но каждый раз, когда он начинал меня целовать, мне слышалось это «бедненькая», произнесенное глухим прерывистым шепотом.  Я просто любила его, и любовь вносила в мою жизнь какое-то зыбкое мучительное равновесие.


        Я по-прежнему лежу на столе, сверкая никелем своего тела.

        Он подходит ко мне с чашкой кофе в руках. Его пальцы берут меня, опускают в чашку и, медленно помешивая мною сахар, он подносит кофе ко рту. Я чувствую его дыхание. Я касаюсь его влажных губ. Его пальцы снова берут меня и кладут на стол. Я мешаю ему пить кофе. О, господи, я опять мешаю ему!!!


        А я чувствовала, что приходит конец. Чувствовала, когда сидела у его ног и смотрела снизу на его отстранённое лицо.

        Однажды, перебирая мои волосы, он спросил:

        - Моя рыжая кукла, ты действительно любишь меня?

        - Я не рыжая, - тихо ответила я. – Я уже неделю, как пепельная!

        Он встал и подошел к окну.

        - А я думал, ты скажешь: «Я не кукла».

        Теплая вода в кухонной раковине смывает с меня капли кофе.

        Не вытирая, он швыряет меня в ящик стола. Я со стуком падаю на пол. Вместо того, чтобы наклониться и поднять, он выходит из кухни. Я смотрю ему вслед и кричу, что люблю, безумно люблю его, но он не слышит. В тот вечер, когда он наконец решился сказать мне «уходи», он тоже ничего не слышал. Слёзы текли по лицу, губы в тысячный раз повторяли его имя, а он гладил меня по голове и тихо говорил:

        - Хорошая ты… Я люблю её… Мне ЖИТЬ с ней хочется, она даёт мне лошадиную дозу оптимизма, слышишь? Уходи.


        Я не смогла уйти.


        Теперь я всегда с ним.

        Послушная его пальцам, я размешиваю сахар в его кофе, накладываю варенье в его чай. И как бы в награду за моё присутствие, его губы иногда касаются моего никелевого тела, я чувствую его дыхание, и не могу понять, счастлива ли я…"


                4.

        Через неделю она сидела в уже обжитом ею кресле. Дмитрий Борисович задумчиво положил на столик рукописный листок с текстом, хотел что-то сказать, но телефонный звонок оборвал его на полуслове. Подойдя к телефону, он протянул трубку Алишеру.

        - Тебя!

        - Я Саше дал Ваш номер телефона!

        По мере того, как говорил неведомый Саша, лицо Алишера становилось бледнее и бледнее. Положив трубку, он повернулся к Дмитрию Борисовичу.

        - Учитель, Саша сказал, что меня приглашает на кинопрообы сам Молчалин! Сашу взяли на главную роль, он порекомендовал меня, и вот меня приглашают! Благословите, Учитель? Или мне отказаться?

        - Дерзай, Алиш! – благодушно махнул ему рукой Дмитрий Борисович и вдруг задумался. Потом опустил глаза на рукописный листочек с текстом, снова поднял взгляд на Алишера и перевел его на Ольгу.

        - Ну-ну… - только и сказал. Помолчал и добавил: - Что ж, рискнем еще раз.


Продолжение следует.    http://proza.ru/2019/10/28/1149

Фото взято из интернета.


Рецензии
Получается, что установки - это некие эмоциональные программы, встроенные в человека, ключики, открывающие энергию определённого действия?

Алла Динова   11.04.2020 20:02     Заявить о нарушении
Ну да. Не только встроенные, но и встраиваемые. Только я бы сравнила установку не с ключиком, а с асфальтовой дорожкой. Если сформирована установка, то человек будет идти только по этой асфальтовой дорожке. Если он сформировывал эту установку сам,то на вопрос, почему он по ней идет, он ответит чётко.

Но вот классика психологии: Фрейд приводит пример гипнотического создания установки. Женщину загипнотизировали, дали установку, после выхода из состояния гипноза подойти к зонтику у дверей, взять его и раскрыть.

Разгипнотизировали. Женщина подошла к дверям, взяла зонтик, раскрыла. У неё спросили, почему она это сделала. Она начала нести какую-то хрень. Сначала сказала, что хотела посмотреть, какие цветочки нарисованы на зонтике. Потом сказала, что хотела выйти с ним на улицу, хотя было солнечно, и зонтик ей не принадлежал. Потом еще что-то лепетала. А потом просто тупо разревелась.

Поэтому если человек о мотивах своего поступка несет какую-то хрень, а потом при выясняющих вопросах начинает дёргаться, можно смело делать вывод, что установку на этот поступок ему создали втихушку.

Алла, всё, что я сейчас тебе написала, - это МОЁ видение проблемы психологии установки. В Тбилиси этим занимался профессор Узнадзе, возглавлял лабораторию по этой проблеме, его статьи легко можно найти в интернете. Разумеется, они написаны не моим колхозным,а обычным научным языком.

Глафира Кошкина   11.04.2020 20:23   Заявить о нарушении
Идти по дорожке... Это очень похоже на запускание энергии именно в эту дорожку.
Дорожек то много, но человек "втекает" в определённую.

Алла Динова   11.04.2020 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.