Х. Раппапорт. Дневники княжон Романовых

Всех, кто обратил внимание на эту книгу, явно привлекло название: «Дневники княжон Романовых». Вы ожидаете увидеть настоящие дневники? Что-то в духе эпистолярного жанра? Тогда, наверное, я вас разочарую. Это произведение – не дневники в прямом понимании этого слова. Это произведение, основанное НА дневниках: княжон, Николая, Александры и близких им людей.

Каждая глава представляет собой некий шаг в истории: вот знакомство Николая и Александры, вот их бракосочетание, вот рождение княжон, вот появление на свет наследника. А еще война, отречение от престола, революции, расстрел. Всем известная из школьных учебников история обрастает подробностями, иногда даже личными, и перед читателями открывается полная картина семейной жизни последних Романовых.

Примечательно, что Раппапорт не просто рассказывает о событиях того времени, быте и семейном укладе Романовых, но и дает описание каждого члена семьи, каждого близкого им человека, пусть это обычный матрос со «Штандарта» или мимолетное увлечение какой-либо из княжон.

Вот, например, так нам показан Николай II:

"Как человек он был совершенно не тем кровожадным тираном, каким его пытались изобразить, а добрым, искренним и скромным, преданным мужем и любящим отцом, но как царь Николай был и морально, и психологически крайне плохо подготовлен к выполнению той задачи, которая выпала ему по случайности рождения".

Пожалуй, соглашусь с этим описанием. И, анализируя события, происходящие во время его правления, действительно можно сказать, что он не был готов управлять страной. К сожалению, Николай оказался слишком слабохарактерным, слишком мягким. Он часто руководствовался интуицией, а не здравым смыслом, часто следовал чужим советам, потому что «они лучше знают». Очень странно, что Александр III, отец Николая, не смог должным образом подготовить своего преемника. Но вот семьянином Николай был прекрасным, надо отдать ему должное. Семья для него всегда была на первом месте.

Перейдем к Александре. Сразу, раз уж заговорила о семье и семейных ценностях, скажу, что Александра любила своих детей, своего мужа. Но не сказала бы, что она была такой уж прекрасной матерью. Все ее дети были, грубо говоря, заперты в четырех стенах, будь то Зимний дворец, Царское село или Крым. Они не были знакомы с обществом, в котором выросли их родители и в котором предстояло жить им самим. А с рождением Алексея эта ситуация только усугубилась. Например, вспомним, как тяжело было сестрам в новом коллективе, когда они стали сестрами милосердия и руководителями различных благотворительных департаментов и фондов. Это как раз говорит о том, что Александра вовремя не уделила внимания этому моменту, потому что долгое время сама не признавала русского общества и не хотела, чтобы ее дети были с ним связаны. Тогда как же она собиралась жить в России? Странная женщина. А уж скрывание царевича… Это что-то из ряда вон.

"Царевич так редко появляется на публике, что для большинства россиян «он был почти что миф»".

Чем больше углубляешься в историю, тем яснее понимаешь, что Александра была своего рода фанатичной. Она постоянно общалась с людьми, которые якобы помогали ей зачать наследника, разговаривали с ней о Боге и так далее. Это были обычные шарлатаны. Царская семья все-таки, какие деньжата можно получить… Со стороны это выглядит, как обычное промывание мозгов.

"Алики абсолютно сумасшедшая – это может привести к революции. Разве ты не можешь ничего сделать?"

И Николай действительно не мог. Потому что он любил свою жену. Даже на беседах со всеми этими шарлатанами он присутствовал вместе с ней. И как раз это сказалось на его самодержавии. Мало того что императрица увязла в этом болоте (а русский народ уже тогда был настроен против нее), так она еще и императора за собой потащила. В данном случае Николай оказался очень даже подвержен чужому влиянию.

"На всех лицах было обожание, которое на протяжении веков щедро воздавалось «Великому Белому Царю», но здесь было даже больше, чем просто обожание – этот маленький паренек в своей мальчишеской красоте был воплощением будущего, на которое надеялась Россия.... Царь означал власть, которую Россия знала и которой теперь переставала доверять, но в лице маленького будущего самодержца виделись сияющие перспективы, о которых она мечтала"

Как видно из этой цитаты, русский народ понял, что возлагать свои надежды на Николая бесполезно. Он совершенно не умеет управлять страной. И этому являются свидетельством все его неудачи – восстание, известное в истории как «кровавое воскресенье», бунты, Русско-Японская война, Первая Мировая и как итог… отречение от престола.

Дети семьи Романовых тоже показаны несколько иначе, чем мы привыкли видеть в документальных фильмах и учебниках истории.

Каждая из сестер поначалу была отдельной личностью. Ольга – ярый приверженец России. Она всегда стремилась остаться на родине. Что сказать о ее характере? Если честно, ничего особенного я о ней и не запомнила. Как-то затерялась она в повествовании. Единственное, что могу сказать, Ольга, как и все княжны, была доброй и отзывчивой, любила играть и заниматься со своими младшими сестрами и братом. Но со временем ее личность как-то померкла. Она стала какой-то отчужденной, одинокой, постоянно была слабой (как в физическом, так и в душевном плане). Татьяна – полная противоположность Ольги. Она прекрасная хозяйка, любая работа в ее руках «горит». Ей нравится заниматься домашними делами. Она – лучшая подруга матери. Мария из повествования мне запомнилась такой милой пухленькой девчушкой, сомневающейся в любви своих родителей. Анастасия… Раньше она представлялась милой девочкой, жизнерадостной и веселой. Согласно дневникам, не такая уж она и милая. Жизнерадостная, веселая – да. Но милой (по крайней мере, в плане поведения) назвать ее очень трудно. Эта девочка могла запросто избить свою сестру (Марию), она постоянно дразнила и издевалась над учителями, которым из-за этого очень часто казалась, мягко говоря, слабоумной. Одним словом, передо мной предстал образ совершенно другого человека.

Об Алексее мы знаем мало. В принципе, как и о его сестрах. Хотя это все-таки наследник престола, о нем должны были чуть ли не зудеть на каждом углу. Но нет. Желание (или глупость) Александры как можно дольше скрывать цесаревича от народа никак не способствовали этому. Наоборот, только усугубили ситуацию. Алексей рос в какой-то степени избалованным и немного злым. Только Николай смог как-то справиться с этой его заносчивостью.

И вот наступает период, когда в жизни Романовых появляется некий Григорий Распутин, которого до сих пор считают человеком, который подверг царскую семью всем этим испытаниям и собственноручно подтолкнул к войне.

"Она, безусловно, искала и мудрого совета Григория. Он пришел в ужас при мысли о войне и неоднократно умолял ее и Николая: «Войну нужно остановить – войну нельзя объявлять, это будет конец всему»".

Из этой цитаты ясно видно, что Распутин был против войны. Она была не нужна ни ему, ни царской семье, ни русскому народу. Он пытался ее предотвратить, отговорить Николая, но…

"Распутин был в отчаянии, что его предупреждение не было услышано и что у него не было возможности лично убедить Николая не вступать в войну. Слова телеграммы, которую он послал в последние дни перед объявлением войны, с тех пор рассматриваются как пророческие: «Грозна туча над Россией: беда, горя много, просвету нет, слез-то море, и меры нет, а крови? Что скажу? Слов нет, а неописуемый ужас. Знаю, все хотят от тебя войны, и верные, не зная, что ради гибели… Все тонет в крови великой»".

Надо сказать, что Распутин был не единственным человеком, который говорил Николаю, что, начав войну, тот потеряет все.

"Царь постоянно получал тревожные предупреждения от своих родственников, в том числе от своего зятя Сандро, который приезжал к ним и умолял Николая согласиться на создание независимой демократически избранной Думы, которая бы работала без вмешательства императорского двора. «Несколькими словами и росчерком пера можно успокоить все и дать стране то, что она жаждет», - призывал он. Для Сандро было очевидно, что постоянное вмешательство Александры в государственные дела было «сталкиванием мужа в пропасть». Даже сейчас она прекращала любые разговоры о капитуляции: «Ники самодержец. Как может он делить свое божественное право с парламентом?»".

Как мы видим, большую роль здесь сыграла Александра. Как это так, отказаться от самодержавия, от власти, от шикарной жизни, когда все и вся потакают ее капризам? Нет, отношение к императрице, которую и императрицей-то трудно назвать, у меня сильно изменилось. Хотя бы по той причине, что вся светская жизнь при ней скатилась на дно, что она была постоянно больна и лежала в постели, что она постоянно требовала, чтобы ее любимый Ники был всегда рядом с ней. А кто страной-то будет править?

И все это как раз привело к тому, что Николай был вынужден отречься от престола…

"Как низко пал тот, который когда-то владел богатствами земли и преданным народом! Каким прекрасным могло бы быть его правление, если бы он только понял потребности эпохи!"

Если вы хотите познакомиться с семьей последних Романовых поближе, то эта книга вполне может вам помочь. Простой стиль изложения, выдержки из дневниковых записей, иллюстрации. Все это явно легко заинтересует читателей, увлекающихся историей династии Романовых.


Рецензии
Возможно меня просто учили ещё во времена Хрущёва, но правильно ли будет классифицировать "Кровавое воскресенье" как "восстание"?

Михаил Майтрин   01.02.2020 14:28     Заявить о нарушении
Возможно, да, правильнее здесь будет "шествие рабочих"

Вика Митрофанова   15.04.2020 13:41   Заявить о нарушении