Тысяча лет нашей деревянной ложке

В России хохломские ложки есть, почитай, в каждом доме, в США их покупают с пристрастием не только богатые, ими пользуются с удовольствием в Австралии и в Китае, украшают интерьеры своих домов аргентинцы и шведы. Да у кого их только нет!

Первое упоминание о деревянных ложках в русских летописях относится к 996 году. Князь Владимир Святой устроил пир для своей дружины и "егда подпьяху и начаши роптати на князя, глаголюще: "Зло есть нашим головам ясти деревянными лжицами, а не сребряными. Се же слышав Володимир повеле ковати лжицы сребряные..." Так описал это событие Нестор - летописец в Повести Временных лет.

Шли столетия, но не отказывался от деревянной ложки русский народ. Хлебал ею щи и уху, по праздникам, доставая из-за голенища, выделывал такие кренделя, что заслушаешься. И именно она стала прародительницей хохломской росписи - большого направления русского декаративно-прикладного искусства. На ее родине, в городе Семенове Нижегородской области, уже сто лет изготавливаются наряду со старинными расписными, самыми разнообразными ложками да половниками, ковшами-скобкарями да утицами-солонками, изящные вазы-лебедушки, боярские кресла, сказочные блюда, хороводы матрешек и, кроме прочего, получив признание и сертификат от Московской патриархии, художницы фабрики уже третье десятилетие занимаются изготовлением и росписью традиционной русской православной иконы.

Интересно, что при такой отечественной и международной популярности и широком спросе на продукцию мастера нашей естественной монополии не выхолостили художественный процесс, не заменили в погоне за длинным рублем в своих больших цехах столы мастериц на транспортерную ленту! В сегодняшних, таких трудных для России условиях даже самая маленькая солонка у них, как настоящее художественное произведение, проходит полный технологический цикл, как это было заведено с незапамятных времен художниками - основателями этой древней школы.

Самой ходовой древесиной здесь является липа. После заготовки она, дожидаясь своего звездного часа, выдерживается на складах предприятия аж целых три года. Затем, тщательно отсортированная, проходит через руки токарей, резчиков, столяров, лудильщиков, лакировщиков и художниц. В конце концов обожженная в изделии, на 56-й день многосложного процесса она, "разживленая", то есть украшенная ягодами и цветами, как называют ее мастерицы, попадает в руки счастливых обладателей, формируя по всему миру эстетитческий вкус многих поколений.

Когда я был на фабрике в 1999 году, там трудились около полутора тысяч работников, в художественном цехе изделия расписывали шестьсот-семьсот мастеров, действовало свое, основанное в 1912 году профессиональное художественное училище, в которое, невзирая ни на какие политические и экономические кризисы, продолжали приезжать для учебы и работы молодые люди со всех стран СНГ. При сегодняшней капиталистической безжалостной потогонной системе, всего то двадцать лет спустя, в художественном цехе трудятся уже триста человек, пустует половина рабочих столов, среди художников нет мужчин, хотя раньше росписью занимались именно они. Когда-то в художественное училище был конкурс, нынче недобор, так как зарплаты у молодых специалистов оскорбительно низкие.

Что будет дальше, не известно, а пока многие влиятельные компании, фирмы и организации почитают за честь получать репрезентативные сувениры, изготовленные в провинциальном Семенове. К их числу относятся многочисленные иностранные представительства, посольства, наш "Аэрофлот". Уже давно самолеты авиакомпании Бритиш Аэрвэйс стали носить на хвостовом оперении узоры, разработанные хохломскими художницами. Постоянным заказчиком фабрики является администрация московской мэрии. Среди заказов для москвичей тысячи "салатных" ложек, множество офисных гербов России с двуглавым орлом. Этот символ власти, по словам художественного эксперта фабрики, Валентины Семеновны Дашковой, стал очень популярен в верхах. Во время моего посещения для москвичей изготовлялись сувенирные брелки с "кепкой Лужкова" и сувениры для празднования дней Москвы в столице Австрии, Вене.

К дню 1000-летнего юбилея - 23 августа - благодарные семеновцы поставили первому ложкарю Руси - Ивану, сыну Семенову у себя в городе памятник и создали музей "Дом быта Семена-Ложкаря".

Кстати, что нужна нам деревянная ложка, знают нынче и многие, твердолобые руководители России, ибо когда не было у первого президента, большого любителя игры на ложках, деревянных ложек, то стучал он без разбора, невзирая на лица, по головам приближенных и железными. Хочется надеяться, что делал он это исключительно для решения наших отечественных проблем, и посоветовать нынешнему президенту взять на вооружение эту веселую методу и заказать для себя в Хохломе соответствующую своим потребностям вот такую вот ложку!


P.S. Мужду прочим, смастерить обычную деревянную ложку в общем-то несложно. Был бы подходящий инструмент - острый нож, небольшой топорик и резец-"ложкарь". Сначала мастер вытесывает топориком баклуши - грубоватое подобие ложек. Заготовки сушит на печи в нежарком месте обычно недолго - одну ночь. Потом резцом выбирает углубление от внешнего края к центру, черенок выстругивает ножом и всю ложку чисто ошкуривает. Когда она приобретает законченную форму, мастер снова сушит ее на печи и только после этого приступает к росписи.

Если и можно кого сегодня удивить деревянной ложкой, то только благодаря диковинной росписи. Об этом надо сказать чуть подробнее.

Для росписи мастера используют обыкновенные акварельные краски, но разводят их не водой, а смоляным раствором (спичечный коробок смолы лиственниц на пол-литра воды). Контуры рисунка обводят черными чернилами, используя стальное ученическое перо с мягким нажимом.

Известны самые разнообразные ложечные росписи. В центральной полосе России, например, преобладает растительная тема, а на Русском Севере мастера любят использовать помимо прочего и разноцветные символические орнаменты. Цвет также играет вполне определенную роль в росписи ложек. Желтый и золотой символизируют божественный свет, синий - непостижимость Божества, красный - цвет огня, жизни. Зеленый - цвет юности, цветения, развития. Белый означает добро и красоту, черный - смерть.

Последняя операция - олифление ложек. Прежде мастера олифу варили сами. Но в последнее время вместо олифы используется масляный лак марки ПФ-283.


Рецензии