Исламский банкинг в Малайзии

Создание Исламского банка развития (ИБР) и его динамичное развитие дало толчок формированию мирового рынка исламских финансов.

В настоящее время в 105 странах мира созданы и функционируют более 500 банковских и финансовых организаций с совокупными валовыми активами более 2 трлн. долл.  Количество пользователей услугами исламского банкинга оценивается в 1,6 млрд. человек.

При участии ИБР во многих странах ЮВА сформировался значительный исламский сектор в финансовой и банковской сфере. Наибольшее развитие исламский банкинг получил в Малайзии, Индонезии, Брунее, на Филиппинах и в Сингапуре.

                Малайзия


Одним из крупнейших в мире центром исламских финансов стала Малайзия, на долю которой в 2019 г. приходилось около 14% всех активов исламского банкинга.

В Малайзии более половины населения исповедуют ислам. Ислам проник в Малайзию еще в XIII веке.  В последующие века эта религия стала занимать доминирующее положение в стране.  Согласно 160 статьи ныне действующей Конституции Малайзии, все этнические малайцы при рождении признаются мусульманами.

Первым исламским финансовым учреждением в Малайзии был фонд паломников – «Сберегательная корпорация для мусульманских паломников» (Muslim Pilgrims Savings Corporation).

Фонд был создан правительством страны в 1963 г. с целью организации помощи верующим мусульманам накапливать финансовые средства, не нарушая религиозные нормы шариата, для осуществления хаджа.

В 1969 г. эта организация была реорганизована и переименована в фонд «Лембага Табунг Хадж» («Pilgrims Management and Fund Board»). Управление фондом было возложено на Совет паломников.

Фонд не являлся банком, однако эта организация стала крупным институциональным инвестором в малайзийскую экономику. Долгое время «Лембага Табунг Хаджи» действовал как финансовая компания, которая вкладывала сбережения будущих паломников в развитие национальной экономики.

На Экономическом Конгрессе Бумипутра (коренных жителей Малайзии) в 1980 г. была принята специальная резолюция, требующая от государства разрешить Совету паломников «Лембага Табун Хадж» создать исламский банк, который сможет привлекать средства мусульман, оказывать им финансовые услуги и инвестировать средства в проекты развития на территории Малайзии. Позднее такой банк был создан.

В 1983 г. в Малайзии был принят первый в мире «Закон об исламском банкинге» (государственный акт Малайзии № 276), установивший правила функционирования исламских финансовых институтов, положивший начало формированию двухкомпонентной финансовой системы. С тех пор в стране исламская банковская система функционирует параллельно с традиционной.

В том же году на территории страны начал свою деятельность первый банк исламского типа – «Islam Malaysia Berhad» (IMB).
Первым вкладчиком, первого исламского Банка стал тогдашний Премьер-министр Малайзии доктор Махатхир Мохамад.

Махатхир Мохамад известный государственный и политический деятель Малайзии. В период с 16 июля 1981— по 31 октября 2003 гг. исполнял обязанности премьер-министра Малайзии. Был четвертым премьер-министром страны со дня независимости страны.

Доктор Махатхир родился 10 июля 1925 г., в 2019 г. ему исполнилось 94 года. Он является самым старым в мире руководителем страны. Махатхир Мохамад не только долгожитель, он - политический долгожитель, его карьера длится более четырёх десятилетий. В 2018 г. (8 мая) он вновь был избран премьер-министром Малайзии, но уже от оппозиционного альянса «Пакта надежда», одержавшего победу на парламентских выборах в Малайзии.

Вплоть до начала текущего столетия по объему депозитов мусульманского населения «Islam Malaysia Berhad» занимал одно из первых мест в Малайзии.

В 1993 г. были внесены коррективы в «Закон об исламском банкинге» в результате была узаконена так называемая «беспроцентная банковская программа», согласно которой обычные банки получили возможность открывать «исламские окна» и оказывать банковские услуги, используя свою финансовую инфраструктуру и филиальную сеть.

В результате 23 коммерческих банка, 19 финансовых компаний и 3 торговых банка Малайзии начали работать на исламских принципах. Позднее были введены типовые формы отчетности по исламским операциям обычных банков.

В 1996 г. суммарные депозиты на беспроцентных исламских счетах составляли 6,1 млрд. ринг. (2,43 млрд. долл.), или 2% всех банковских депозитов страны.

В 1996 г. в Малайзии был создан Национальный шариатский консультативный совет в задачи которого входила унификация и единая интерпретация исламских норм, и их практическое применение к банковскому и страховому делу.

В 1995 г. при Исламском банке Малайзии начал функционировать «Малазийский институт исламского банкинга и финансов» (IBFIM). Этот институт был создан при финансовой поддержке Исламского исследовательского и учебного института (Islamic Research and Training Institute), который входит в группу ИБР.

Целью создания института было обеспечение растущей сферы исламских финансов квалифицированными кадрами в области исламского банкинга, страхования, рынка ценных бумаг, управления активами и пассивами, бухгалтерского учета, аудита, лизинга, управления рисками и др.

Кроме подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации институт проводит научно-исследовательские исследования в сфере финансов.

Позднее под эгидой Центрального банка Малайзии была создана «Международная шариатская исследовательская академия в области исламских финансов» (International Islamic Shariah Research Agency for Islamic Finance — ISRA).

Академия представляет собой научно-исследовательский институт, изучающий исламские финансы с точки зрения шариатского права.

За время своего существования эти два исламских учреждения получили мировую известность. Они стали своеобразной кузницей кадров для исламских финансов и крупными научно-исследовательскими центрами по изучению мирового рынка исламского банкинга. 

Второй полномасштабный коммерческий исламский банк – «Bank Muamalat Malaysia Berhad (BMMB)» был открыт в Малайзии в октябре 1999 г.

С целью превратить Малайзию в общепризнанный региональный и мировой центр исламских финансов в 2000 г. правительством был разработан и принят «План развития исламского финансового сектора» (Islamic Financial Sector Development General Plan) на период 2001–2010 гг.

В частности, в плане были поставлены важные, конкретные и весьма амбициозные задачи по развитию исламских финансов, в том числе:

• Малайзия должна стать общепризнанным региональным и мировым центром исламских финансов;
• исламские финансы должны стать эффективным каналом для мобилизации и инвестирования средств в национальную экономику;
• активы исламских компаний должны составить минимум 20% от всех активов национальной банковской и страховой системы;
• продуктовая линейка исламских банковских и страховых институтов должна быть диверсифицирована в соответствии потребностями клиентов;
• исламские банки должны стать устойчивыми финансовыми организациями, обладающими достаточным собственным капиталом и необходимыми резервами;
• в каждом исламском финансовом институте должен быть создан шариатский совет, утверждающий проекты, формы их финансирования и осуществляющий мониторинг их реализации;
• нормативно-правовая база должна обеспечивать равные благоприятные условия для развития как исламских, так и традиционных финансовых институтов, и изменяться по мере необходимости;
• система подготовки и переподготовки квалифицированных кадров должна обеспечивать потребности динамично растущего исламского финансового сектора.
Следует констатировать, что, несмотря на сложность поставленных задач, все они были реализованы. Малайзия превратилась в одного из мировых лидеров в сфере исламских финансов.

В 2002 г. Малайзия стала одним из основателей «Исламского совета по финансовым услугам» и предложила международным исламским организациям открывать в стране свои штаб-квартиры и операционные центры, что дало дополнительный импульс развитию исламского банкинга в Малайзии.

В настоящее время в Малайзии функционирует 35 исламских финансовых институтов, в том числе 18 исламских банков - 12 местных и 6 иностранных. По всей стране эти исламские учреждения имеют 138 отделений.

Совокупные активы исламских банков в 2015 г. оценивались в 680 млрд. ринггитов или 22,4% от всех активов банковской системы Малайзии. Объем рынка исламского капитала превысил 1,5 трлн. ринггитов.  Сумма вкладов населения, соответствующих нормам исламского права, превышала 300 млрд ринггитов. 

Весьма динамично исламская банковская деятельность развивается на острове Лабуан, который является оффшорной зоной Малайзии с льготным налоговым режимом. 

В планах правительства Малайзии придание офшорной зоне на острове Лабуан престижного статуса - общепризнанного международного исламского финансового центра.

В текущем столетии Малайзия стала мировым лидером по выпуску и торговле суверенными и корпоративными облигациями – сукук.

Первая эмиссия трастовых сертификатов сукук-иджара была осуществлена в 2002 г. За счет выпуска этих ценных бумаг правительству страны удалось привлечь 600 млн. долл.

В 2014 г. объем продаж исламских облигаций в Малайзия составил 13,8 млрд. долл. – больше, чем в Саудовской Аравии (9 млрд. долл.) и в США (500 млн. долл.).
В 2017 г. Малайзия разместила на рынке суверенных сукук ценных бумаг на общую сумму 7,7 млрд. долл. (данные на август месяц).

Одной из финансовых новаций в Малайзии стала эмиссия этических, социально-ответственных сукук, выпуск которых предназначен для благотворительных целей и решение социальных проблем.

Этот новый финансовый инструмент в наибольшей степени отвечает основополагающим принципам, провозглашенных Кораном, где, в частности, сказано – «любое достояние должно использоваться на благо общества…».
Местные и иностранные инвесторы могут покупать и продавать традиционные и исламские долговые инструменты на фондовых площадках и на внебиржевых рынках.

В начале текущего столетия малайзийская брокерская фирма «Rashid Hussain Asset Management» начала рассчитывать специальный индекс исламских ценных бумаг с параллельной проверкой деятельности таких компаний на соответствие принципам шариата.

Новый биржевый индекс «Rashid Hussain Berhad» учитывает курс акций, котирующихся на бирже 184 малайзийских компаний ведущих отраслей экономики.
Кроме того, с участием этой брокерской фирмы были организованы паевые фонды для компаний, действующих в странах ЮВА на основе принципов шариата.

Крупным игроком на фондовом рынке Малайзии является инвестиционная холдинговая компания «Abrar Group International», располагающая фондами, с исламской спецификой на сумму свыше 2 млрд. ринг.

Первоначально компания обслуживала в основном частных и институциональных инвесторов из стран Ближнего и Среднего Востока. В настоящее время более 60% инвесторов являются местные предприниматели.

Малайзия остается крупнейшим рынком исламского государственного долга, на долю которой в 2017 г. приходилось 43% всего объема обращающихся суверенных сукук. 

Еще одним новым, уникальным исламским финансовым продуктом в Малайзии стал проект по созданию исламской инвестиционной платформы.

Центральный банк Малайзии в 2015 г. поддержал инициативу консорциума 6 крупнейших исламских банков по созданию «платформы инвестиционного счета» (Investment Account Platform, IAP). 

Новый финансовый инструмент представляет собой интернет площадку, на которой в режиме реального времени клиенты смогут разместить свои деньги или привлечь финансовые средства в соответствии с исламским правом.

Функционирование инвестиционной платформы позволяет инвесторам более оперативно находить и привлекать финансовые ресурсы для реализации национальных проектов развития.

                Малайзия и Исламский банк развития


Малайзия стала членом Исламского банка развития 12 августа 1974 г. В настоящее время подписной капитал Малайзии составляет 823,1 млн. динар, что соответствует 1,63%. акционерного капитала ИБР. 

За это время (1975-2018 гг.) при финансовой поддержке ИБР в Малайзии было одобрено 98 проектов общей стоимостью 1084 млн. долл., из них по состоянию на 2019 г. было реализовано 78 проектов.

Самое большое количество проектов ИБР в Малайзии было реализовано в сфере образования – 17 проектов, общей стоимостью 204,5 млн. долл. 

Важнейшим стратегическим направлением деятельности ИБР является повышение уровня образованности и рост профессиональной квалификации населения мусульманских стран.

Основные проекты в этой сфере были инициированы и разработаны дочерней структурой ИБР – Исламским исследовательским и учебным институтом.

Часть образовательных грантов и стипендий специально предназначалось для женщин и молодых людей из сельских районов.

Значительное количество проектов в сфере образования свидетельствует о стремление Малайзии способствовать трансформации экономики в экономику, основанную на знаниях.

В транспортной сфере Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. ИБР было профинансировано и реализовано 3 проекта на общую сумму 175,4 млн. долл.

Одним из крупнейших проектов в транспортной сфере было строительство скоростной автомагистрали в штате Селангор, Проект, был реализован на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП).

В промышленной сфере в Малайзии было реализовано 8 проектов общей стоимостью 80,1млн. долл. Многие проекты в этой отрасли связаны с добывающей промышленностью, носят экспортно-ориентированный характер и способствовали росту доходов государственного бюджета. 

В 2016 г. на финансовые средства ИБР и малазийского «SME Bank» был создан фонд развития халяльной промышленности Малайзии.

Капитал фонда составил 200 млн. ринггит. Инвестиции были направлены на развитие местной халяльной индустрии, продукция которой поставляется на внешние рынки, в том числе в соседние страны ЮВА.

В сфере финансов Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. было реализовано 7 проектов на общую сумму в 37,2 млн. долл.

Проекты в этой сфере направлены на построение системы исламского банкинга, обеспечение доступа мусульманского населения к кредитным ресурсам, повышение финансовой грамотности, совершенствование системы государственных финансов.

В частности, ИБР в 2000 г. оказал финансовую и консультативную помощь Малайзии в разработке «Плана развития исламского финансового сектора» период 2001–2010 гг.

Основной целью плана было превращение Малайзии в общепризнанный региональный и мировой центр исламских финансов. 

Разработка и финансирования проектов в области здравоохранения в Малайзии осуществляется ИБР в соответствии с Целями развития тысячелетия (Millennium Development Goals), к достижению которых стремится каждая из стран региона.

Всего в этой сфере было реализовано 11 проектов стоимостью 35,2 млн. долл.
Непосредственно в сфере развития сельского хозяйства Малайзии за период с 1975 по 2018 гг. было реализовано 5 проектов на общую сумму в 21,5 млн. долл.

Кроме того, еще 7 проекта на сумму 28,1 млн. долл. было профинансировано для улучшения водоснабжения, решения проблем санитарии и развития сельских районов.

Эти инвестиции ИБР способствовали реализации проектов и программ по развитию инфраструктуры сельских районов, повышению урожайности основных сельскохозяйственных культур, защите почвы от эрозии, развитию халяльного животноводства, мелиорации засушливых земель и созданию возможностей для увеличения занятости в сельских районах.

Энергетика является одной из важнейших отраслей экономики Малайзии, ее доля в ВВП составляет 20%. Малайзия является вторым в мире по величине экспортером сжиженного природного газа (СПГ).

Стратегические планы правительства в области энергетики направлены на диверсификацию поставок энергоресурсов, снижение зависимости от нефти и газа за счет увеличения потребления угля, а также превращение Малайзии в региональный энергетический хаб по хранению, переработке и торговли энергоресурсами.

Для удовлетворения растущего внутреннего спроса на энергоресурсы Малайзия продолжает инвестиции в разработку новых месторождений нефти и газа, увеличение мощностей НПЗ, при этом активно привлекая к сотрудничеству иностранные энергетические компании и кредиты институтов развития.

В частности, в сфере энергетике при участии ИБР был реализован один проект с высокой внутренней нормой доходности, стоимостью 20 млн. долл.
В других отраслях экономики Малайзии за счет финансирования ИБР было реализовано 42 проекта стоимостью 266,7 млн. долл., в том числе 3 проекта в социальной сфере, стоимостью 5,2 млн. долл. Но состоянию на 2019 г. в стадии реализации находилось 11 проектов, одобренных советом директоров ИБР.
               
                *            *             *

В настоящее время Малайзия, стала признанным лидером исламских финансов, занимая ведущие места по объемам операций на исламских фондовых рынках, в банковской и страховой сфере.

Исламская банковская система в Малайзии функционирует параллельно с традиционной банковской системой.

Динамично растущая сфера исламских финансов имеет в Малайзии значительный потенциал. Правительство страны рассматривает сферу исламских финансов как один из важных драйверов экономического роста и эффективным механизмом укрепления материальных позиций коренного населения страны («бумипутра»), исповедующего ислам.

Малайзия, в которой половина населения исповедует ислам, стремится стать региональным и мировым лидером в развитии современных форм банковского дела данного типа.

В частности, правительство Малайзии планирует уже в ближайшие годы внедрить в исламский банкинг технологии блокчейн. Работы в этом направлении будут координироваться специальной правительственной комиссией – Малайзийской промышленно-правительственной группой по высоким технологиям (MIGHT).

При этом правительство продолжает ставить весьма амбициозные задачи по развитию исламского банкинга.  В частности, согласно генеральному плану развития банковского сектора Малайзии к 2020 г. доля исламского банкинга может увеличится до 30% от общих активов финансового сектора страны.

Правительство разработало и реализует концепцию превращении Малайзии в финансового посредника при перетоке инвестиций из стран Ближнего Востока в странны ЮВА и другие государства Азиатско-тихоокеанского региона. 

В начале текущего столетия Малайзия была инициатором создания валютного союза мусульманских государств и введения в обращение единой валюты – золотого динара.

Эту идею после азиатского финансового кризиса выдвинул Махатхир Мохамад Премьер-министр Малайзии.

Идею единой мусульманской валюты - золотого динара поддержали руководители Саудовской Аравии, ОАЭ, Кувейта, Катара, Бахрейна и Омана.

В результате проект золотого динара получил реальное воплощение. В ноябре 2001 г. в Дубае состоялась церемония введения в обращение золотого динара (весом 4,25 г) и серебряного дирхама (весом 3 г).

Планировалось, что золотой динар будет введен в оборот в странах-участниках проекта в 2003 г., а к 2010 г. станет межгосударственным платежным средством в мусульманском мире.

Однако этим планам активно противодействовали США, запустив проект «арабская весна» по дестабилизации политической и экономической ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. 

Тем не менее, в настоящее время Малайзия использует золотой динар в расчетах во внешнеэкономической и финансовой сфере с Брунеем, Ираном, Бангладеш, Йеменом, Мальдивами и др.

Попытки мусульманских стран использовать золотой динар в расчетах стран-членов ОПЕК наталкивается на активное противодействие со стороны США и Международного валютного фонда (МВФ).

Новая мировая валюта, основанная на золотодевизном стандарте, не противоречит шариатским принципам и в перспективе при поддержке большим количеством мусульманских стран может стать реальным конкурентом доллару США.


Рецензии