5. Пятая повесть

5. ПЯТАЯ ПОВЕСТЬ

(из повести «Прощальные встречи»)

А. Грибер

При написании своей книги «Собачья жизнь-2» Лёня постоянно обращался ко мне с просьбой вспомнить то или иное событие. Я в ответ делился с ним своими воспоминаниями. Как-то в середине мая 2010 года Лёня вдруг написал мне:

«Слушай, Алик. А чего-то я должен мучиться за тебя. Ты всё хорошо помнишь. Вот садись и сам всё расскажи, как мы жили и работали тогда».

К этому времени у меня уже были написаны четыре биографические повести. «Ну что ж, - подумал я, - пришло время и для пятой». Сел и начал писать.

В рассказах из новой повести, которую я назвал «Эстрадины моей жизни», я попытался рассказать о том пути, который прошёл вместе с Лёней и другими моими друзьями, коллегами и соратниками, работая над созданием электромузыкальных инструментов. По мере готовности я размещал эти рассказы в блогах на сайтах «ЛиРу», «Живой Журнал», «ПрозаРу», «Самиздат», а также на своей «Авторской странице» сайта «Журнал Житомира».

С 21 мая по 17 июля были опубликованы все рассказы новой повести «Эстрадины моей жизни». Ко многим рассказам поступали комментарии. Некоторые из них я приведу.

Комментарии к рассказу «Воспоминание о житомирском театре»:

«Спасибо. Здорово!»

«Альфред! Ваши статьи хоть и написаны с точки зрения одного человека и одной семьи, но дают много полезной исторической информации про наш город. Так держать!!!»

Комментарий к рассказу «Вполне оправданные переходы»:

«Спасибо, что упомянули Михаила Некрича, одного из самых лучших музыкантов города, которого так не любили наши партийные власти только за то, что ребята играли свинг и джаз, а оркестр под его управлением был на высоком профессиональном уровне. То же самое было и с Генрихом Бархударовым. Ну совсем не угодные люди были для отдела культуры того времени. А Вы, как я понял, имели талант и не только музыкальный, но и ладить с ними, чего не хватало Некричу и Бархударову. Ради бога, не принимайте этот комментарий за упрёк, просто вспомнил те хорошие годы, ну и идиотизм наших партийных властей. С уважением!!!»

Мой ответ к данному комментарию:

«Это не я ладил с отделом культуры, а они со мной. Просто у них не было другого выхода. В то время я был, пожалуй, единственным музыкантом, который мог представить с честью житомирские электромузыкальные инструменты в стране и за рубежом. К тому же многие властители того времени любили послушать музыку. А то, чем они были внутри себя, лучше не вспоминать. Но чем я могу сейчас гордиться, так это тем, что никогда перед ними не пресмыкался. И чувствуя это, они, наверно, и уважали меня».

Комментарий Лёни к рассказу «Одесские мелодии»:

«Классно описано! Как потом оказывалось, и министры были обычными и хорошими людьми! Так же какали и писяли. Как все».

Несколько неожиданный комментарий к рассказу «Мои встречи с Л. С. Терменом» от моей бывшей сослуживицы Тани, которая ещё в начале 2008 года настаивала на том, чтобы я писал свои воспоминания:

«Какая у тебя всё же содержательная жизнь была! С какими знаменитыми людьми она тебя сводила! Очень интересно читать! А сколько тебя уговаривать пришлось, чтобы дневник завёл, чтобы о себе писать начинал. Всё скромничал. Скромность украшает тех, кому нечем украситься. Это в утешение себе серости и бездарности придумали! Так что вспоминай далее, и пусть читателей будет более!»

Комментарий к рассказу «Боевое крещение»:

«Ему нет цены, этому Альфреду! Житомир тебя любит, но ты не зазнавайся».

Комментарий к рассказу «Худрук пединститута»:

«Алик! Твои произведения очень интересны! А про электромузыку нет слов!»

Комментарий Лёни к рассказу «Студент-заочник»:

«Вот интересно, а я и не знал, что своей привязанностью к тебе лишил тебя феноменального научного будущего».

Комментарии к рассказу «Альфреду от Аллы»:

«Шикарно! Оригинально! Вкусно читать! Истинный гурман!»

«Отличный рассказ!»

Комментарий к рассказу «Осенняя Загребская ярмарка 1980 года»:

«Все красиво и хорошо написано, приятно читать. Считаю, Вам, уважаемый Альфред, в жизни повезло. Я знал в те годы много музыкантов высокого класса, которые работали в государственных оркестрах СССР. Они так и не побывали за бугром, даже в соцстранах, только потому, что пятая графа не позволяла. Оркестры уезжали без лучших музыкантов того времени. Особенно это ужесточилось, после того как Максим Шостакович попросил политическое убежище в Англии. Хотя у него даже не было еврейских корней. В то время все несогласные с политикой партии, были евреями, даже Солженицын и Сахаров. Короче, все евреи были плохими. Но я ошибался, оказывается были и хорошие».

Мой ответ был следующим:

«Я выезжал за границу не потому, что я был хороший или плохой еврей. Это происходило в силу того, что в то время демонстрировать наши электромузыкальные инструменты, как делал это я, никто не мог. И не потому, что я был гениальный музыкант, а другие - нет. Просто так случилось на то время. Так распорядилась судьба, так легла карта.
У меня был случай перед поездкой в Югославию в 1980 году. Я в своей анкете не упомянул, что женат вторым браком. И в Торгово-промышленной Палате СССР мне заявили, что не могут меня выпустить за границу за такое сокрытие важных данных.
Я сказал: «Хорошо, я не поеду. А кто будет защищать престиж СССР, вместо меня? Вы?» И ушёл звонить в Министерство приборостроения.
Уже через полчаса меня вызвали обратно в кабинет того чиновника, который меня отверг. Он вежливо попросил меня написать добавление к моей анкете, в котором указать данные о моём первом браке. И всё. Через час я уже брал билет на поезд в Загреб.
Так что моё еврейство здесь совершенно ни при чём».

А Лёня ещё и добавил:

«Плохой или хороший человек - не зависит от национальности. Я до сих пор ностальгирую, я знал очень много евреев, которые своими свойствами и талантом были исключительно классными ребятами. Житомир многое потерял оттого, что они покинули Украину».

Комментарии к рассказу «Мой День электромузыки»:

«Была и у меня твоя пластинка! Принес в школу и подарил, как играет Эстрадин!»

«Уважаемый господин Грибер! Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи, откуда черпаю много информации об истории создания на нашем «Электроизмерителе» электронных музыкальных инструментов. Спасибо Вам огромное!»


Рецензии