Письмо

Враги коганизма!
В слюне и желчи,
От злобы лопаясь и бесясь-
Маркса и Энгельса нисколько
                Не мельче
Имена: Коган и Бецис...

Наведите телескоп –тысячекрат
С балкона времени свесясь;
Вот наша юность- и в ней-
                Стокарат!
Алмазом сияет Бецис!

И, если я чего –то достиг,
Упёршись башкою в месяц,
Виновны в этом- тысячи книг
И в юности – Нома Бецис!

               25.02.2015.
 
               
                DER BRIEF

Дорогой Нома!Так я буду тебя называть.Страшно рад, получив письмо.Оно шло 5 дней- быстро.Почерк ясный,буквы отстоят друг от друга, что говорит об автономности личности.Натура- цельная, мужественная.Характер- « нордический»...Несколько ремарок по письму.1.Насчёт жен.На своей вишу, подвешенный на тонком волоске.
Валя не только жена , но и ПЕРЕВОДЧИК.Она ходит ( без меня) в различные собезы,
наробразы, наркоматы и проч. Она снимает деньги в кассе.Она (далее захлёбываюсь от перечислизма)...Валя перевела корпус бумаг по отъезду не только для нас, но и для моего брата Бориса( 1948) с его семьёй. Знание немецкого( университет, нем. отделение) сильно помогает, понятно, во всём: от поиска и выбора квартиры до
«больничных» дел- беседы с врачами и тд. и т.п. 2.Пару слов о нем.языке.В школе и
в универе, как все сов. люди, учил нем. – т.е. плохо.К своему удивлению, в Москве
в 70-е годы сдал кандидатский минимум по языку один из лучших. О Германии, естественно, не думал.Готовясь к отъезду, язык не учил: многие это делали.Сюда прибыл больным, с разрушенной мотивацией.Вал эмиграции: еврейская община-
а других форм общения не было, освоение и т.д. ( многое в стихах) накатил и выбросил
на песок...При отъезде пару знакомых журналистов давали берлинские адреса журналов: мыслилось, что буду вроде корреспондента...Куда там!Я не знал, как сложится моя « поэт. карьера».Что касается живописи, надеялся на восприятие
зрителей и критики, с учётом благоприятных прогнозов друзей- художников...
В итоге: уже 15 лет дома стоит нем. ТВ, без русск. каналов.Язык понимаю  неплохо,мини- говорю ( мешая иностр. слова, и это помогает при общении с интеллигентным собеседником). Так как из Латвии мы приехали НЕГРАЖДАНАМИ,
то возникла проблема получения нем. гражданства, которое мы получили в 2008г.Я пол- года ходил на курсы языка, занимался с женой и сдал весьма трудный тест!
А после благополучно вытеснил из головы нем грамматику...
От бытово- хозяйственных проблем я значительно освобождён: я выношу мусор, мою посуду,сопровождаю Валю по магазинам.Раз заикнулся о быте- несколько слов о квартире и доме.Живём в нескольких автобусных остановках от центра и вокзала( 20 мин. пешком).Район – неплохой.Но- чу- арабы близко!!!!Ближе некуда! В доме две семьи из Палестины.Рядом- несколько клано – родственных араб. семей.Шум,гам.
Но я – святая простота!- ухитрился сразу сказать, что я –Jude-.Когда  у нас делали неб. ремонт , мы  для мини- бригады, где были пару палестинцев,сделали кофе с бутербродами. И говорили свободно.Эффект- дружба народов!Кроме того, лет5-6 назад
 я организовал неб. спортивный праздник для детей.Толкали ядро- 4 кг., прыгали с места.Подключились и большие.Царило единение...Я было записался в муслимы, но во- время  одумался.
Они ждут сигнала, чтоб меня зарезать первым, но, если раньше я хотя бы быстро бегал,то сейчас еле хожу....Итак- дом_ 32 кв.-2 араб. семьи, 2- иранские, 2- турецкие,4-еврейские( смеш. браки),3- казахстанские немцы, убого знающие русск. язык.
Остальные- онемеченные чехи, поляки. Квартира- 64м.Хорошая.( в Риге- 55).
Достаточно близко разл.магазины.
Брат- служит соц. работником в евр. общине, прилично зная нем. Сын с невесткой оба работают в фирмах,нацеленных на русск. рынок..Как пойдут дела у них с изоляцией России не знаю. Внуки- Оля- 27 лет,сейчас работает в Канаде, что – то типа воспитательницей в русск. семье.Неск. лет назад она три года училась в Англии стала бакалавром, но  не прдолжила учёбу ( из –за финанс. проблем).Незамужем ..Внук- Антон-19 лет, настоящий немец- с 3 лет в Герм.Учится в колледже.Вот уже почти два года дети взяли дом в кредит и ..отъехали от нас на 10км.Раньше они жили близко и мы
помогали как могли: и супчик принести ( Валя) и за кошкой приглядеть (я).
Видимся раз в1-2 мес.- сын часто в длительных командировках.На молодых пока не висим, да и не больно -то и повисишь...
"Чижи," пущенные в оборот, улетели в разные страны и, надеюсь, чирикают.
Слов изобрёл немало: ардобы, афраи, чмуды.Догадайся, кто " афраи".Вообще,
культ-генетика русских футуристов: Хлебникова, Маяковского- в крови.
Кожаный пиджак...Это ты метко подметил!Да, признаюсь,буржуазен !
Ещё один культовый предмет: дублёнку приобрёл в эмиграции, но,увы,энтузиазм не тот...И некуда, и не перед кем...
Дорогой Нома! Ты с религиозно -кабаллическим смирением пишешь о театре...
Но- ведь это целая жизнь!Сможешь ли ты её описать: кто ты, как режиссёр, куда себя относишь и прочее.Хотелось бы иметь небольшое впечатление о тебе в этом плане, хотя, понимаю, что это- книга.Очерк Л.Латьевой читал.Мне показалось, что она человек, редкой душевной доброты.Один , правда, штри х меня насторожил:ну зачем ей вести так наз. блог?И мешать там советы по макияжу с вечным?Блог - это дело суетное...Я ни в каких " сетях" не состою.
Вспоминаю ваш двор: он мне тогда казался большим..Помню твою мать,её,
кажется, звали- Эсфирь?Помню твоего деда: сухой. с голубыми глазами?А сейчас мы , возможно. старше его...


2015

P.S.Письмо адресовано другу детства-юности Науму Исааковичу Бецису, режисеру ,живущему в Иерусалиме.Он всю жизнь был актером и режисером в Молдавии,откуда эмигрировал в 1991г.Далее не сложилось по разным причинам.Именно ему я обязан поэзией Маяковского, которая меня, как звезда, вывела в литературу, которая уже мне,надеюсь, обязана..С Наумом мы учились в Риге в 50-е года.,а конкретно- в 5-7 классах.
Он- яркий,темпераментный,волевой юноша был для меня героем.Потом жизнь развела на десятки лет  неск.лет назад я случайно узнал его адрес и послал свои книги.Жизнь не состарила его,не лишила вкуса и понимания  стихов и прозы.Приятно, когда старики лучше многих молодых чувствуют юмор и абсурд бытия..
Публикуя письмо,вполне частное и без каких- либо потуг,надеюсь,что какие-то детали будут интересны кому-то.
14.10.2019.

               


Рецензии