Приключения в Бизнес-стране

С.Г.Резник



Приключения

в Бизнес - стране

На правах рукописи

Для детей и родителей
      Книга предназначена для детей младших классов. В увлекательной форме рассматриваются такие важные в бизнес среде понятия как деньги, валюта, прибыль. С целью формирования грамотного отношения к бизнесу как к возможной будущей работе. Опросы, проведенные среди учащихся третьих классов в Московской области, показывают, что большинство детей не представляет и не может объяснить, что такое бизнес, кто им занимается, с какой целью.
    Первые понятия бизнес – среды у учащихся формируются в результате просмотра американских кинофильмов, из бесед со старшими и, в дальнейшем, при изучении экономики в старших классах.
В книге рассматривается один из важнейших аспектов бизнес – среды – образование команды. Понимание того, что совместная работа приносит наилучший результат, в книге представлено в игровой форме.
Дети найдут в книге ответы на свои бесконечные «почему» в вопросах бизнеса.
Книга позволит сформировать интерес к сложному и увлекательному миру бизнеса.

 

















Содержание

Глава 1   
Третий «Б»
Глава 2
Волшебная Бизнес – страна
Глава 3
Такие разные деньги
Глава 4
Из чего делают деньги?
Глава 5
Главное в Бизнес – стране  -  Идея
Глава 6
Команда Делика – вместе выгоднее
Глава 7
Успех в Бизнес - стране
Глава 8
Грандиозные планы Делика и Банкротика















Третий «Б»
       Некоторые думают, что скучать можно только в одиночестве. На самом деле скучать можно вдвоем, в компании, а особенно хорошо «скучается» на уроках про  окружающий мир в третьем  классе.
       Вероника скучает, потому что даже если скажет :«Э –э…»,  в ответ на вопрос Натальи Владимировны, все равно получит «четверку». По дружному мнению 3 «Б» за большие и «честные» глаза и огромные банты. Девочкам на уроке по окружающему миру можно все. Наталья Владимировна всегда верит их «невероятным историям» и оценки ставит высокие. С мальчиками совсем другое дело.
    Андрюшка с первого сентября старался. Учил наизусть до десятого параграфа. Но при хорошем ответе -  от трех до четырех баллов его высшая планка. Поэтому к началу  второй четверти учить наизусть перестал, а к концу – и учебник открывать передумал. Это ли повод для скуки на уроке? Тем более речь шла о почвах. Что может быть увлекательного? «Если почвы – это, по сути, земля, зачем ее беречь? Вон ее сколько!»
     Илюша скучал по другой причине. Еще во время  летних каникул соседка тетя Ира рассказала много интересного про разные почвы. Тетя Ира – биолог, и знает все на свете. Пока она гостила на даче,  они вместе с Ильей помогали «убирать урожай». Гуляя в саду-огороде, как его любовно называла бабушка, тетя Ира показала, откуда все растет. Как выяснилось, почва – это главное для получения урожая. А вечером, гуляя вдоль оврага, тетя Ира рассказала, почему он образовался и как нужно почвы беречь. Поэтому на уроке, где приходится  «неподвижно» сидеть и внимательно слушать бесцветную речь Натальи Владимировны явно скучнее, чем в огороде с биологом.
Рисунок 1
«Скучающий класс»
Среди учащихся красивая, важная девочка с бантами, два будущих главных героя: Андрюшка (Банкротик) и Илья (Делик).
Учительница со строгим лицом (в Бизнес – стране она же преобразится в Главную Бизнес - леди)
     Но отсутствие интереса к почвам объяснялось не только однообразным рассказом учительницы. Была еще одна очень важная причина…
       Каждому мальчику десяти лет хочется совершать значительные поступки. Иметь деньги, чтобы подарить маме все, что она захочет или папе помочь. А то он до ночи работает.
      В воскресенье вечером папа дал Илье пять долларов и сказал: «Будешь бизнес делать, пригодиться. Или купи себе что-нибудь». Илюша хотел уточнить, что можно купить на эти деньги. Где продаются товары, за которые можно заплатить такими деньгами. Но папе, как  всегда, позвонили по телефону, и Илья понял, что разговор окончен. Потому что у папы бизнес – прежде всего. Старшего брата, студента бизнес – школы, Илюша не дождался, уснул.
Рисунок 2
«Илья рассматривает $»
Может смотреть через лупу, чтобы на рисунке показать купюру крупнее.
      Так самый главный вопрос дня остался без ответа. Теперь деньги лежали в пенале, и ужасно беспокоили. Илья не мог про них забыть. Оставалось только дождаться окончания урока и проехать две остановки до бизнес – школы, в которой учился брат. И все… Ответ «в кармане».
     По расчету Ильи урок должен был закончиться давным-давно. Терпения уже не было. Где звонок? Может быть какая - то поломка? Наверняка удлинили урок. Хоть мама и говорит, что такого не может быть.
- … поэтому, ребята, - донесся до Ильи голос Натальи Владимировны, - мы пригласили гостей из департамента землепользования, которые выступят перед вами на следующем уроке.
     Говоря это, Наталья Владимировна, почему – то улыбалась. Хотя, ничего особенно радостного в этом объявлении Илья не уловил.
- Но у нас нет следующего урока, - со знанием дела сообщила на весь класс Вероника, которой разрешалось выражать свое мнение «без поднятой руки».
- Это делается для вас, - заявила Наталья Владимировна. Это была ее любимая фраза. Свое заклинание она произносила в тех случаях, когда предполагала, что класс не доволен. Такое заклинание вообще очень удобно, если не хочешь ничего объяснять.
     На лицах 3 «Б» явно читалось разочарование.
- Сейчас я объявляю небольшой перерыв, на десять минут, - строго сказала Наталья Владимировна, - и жду всех в классе на интересную лекцию. Это в ваших интересах. Кто не придет, получит замечание в дневник и приглашение родителей в школу.
Вот так. Одной фразой можно сломать планы человека.
    Но больше Илья не мог ждать и не хотел.
Собрав портфель с такой сверхзвуковой скоростью, что мама и не поверила бы своим глазам, Илья рванул в раздевалку. Там он с удивлением обнаружил, что в скорости «убегания» из школы с ним соревновались одноклассники. Андрюшка и  Вероника.
Рисунок 3
«Побег из школы»
Илья сосредоточенно и явно по делу, Вероника – с чувством собственного достоинства, Андрюшка – глядя на других.
- Мы с тобой, - сообщила Илье Вероника, как – будто знала, куда и зачем он собрался.
- Я по делу, к брату, - немного оправдываясь, прошептал Илья, явно не желая удирать толпой.
- Мы с тобой, - подтвердила свои намерения Вероника, за себя и за Андрюшку, которому, судя по всему, было все равно. Потом состроила «просительное» лицо и протянула, - По–жа -луйста, Илю - шенька.
- Посмотрим, - неопределенно ответил Илья, надеясь отвязаться от непрошенных компаньонов по дороге.
Он поспешно собрался и почти бегом выскочил из школы.
Погони вроде бы не было. Илья направился к автобусной остановке.
     Судя по тому, что на ней скопилось много людей, автобус вот-вот должен был подойти. Желая удостоверится в том, что преследователей нет, Илья, спрятавшись за полную женщину, слегка изогнулся … и увидел рядом с собой, с другой стороны полной женщины, огромный розовый бант Вероники.
- Приветик, - засияла Вероника, - автобуса ждешь?
- Можно и так сказать, - неопределенно ответил Илья.
- Еле догнали, - тяжело вздыхая, сообщил подоспевший Андрюшка, - мы с тобой поедем.
Илья решил сделать еще одну попытку, что бы освободиться от школьной компании.
- Знаете, я, наверное, пешком пойду. Вам ведь портфели тяжело тащить? А мне идти далеко.
- Куда? – не отставала любопытная Вероника.
- В бизнес – школу. Там учится мой старший брат Ромка. Мне необходимо его увидеть как можно скорее.
- И мы хотим, и мы то же, - заверещала Вероника.
Андрюшку опять ни о чем не спрашивали. Илья увидел, что уже все люди сели в автобус, и он уехал. Илья решил, что компания в такой длительной прогулке пешком ему пригодится.
- Ладно, пошли, - скомандовал он, - только не ныть.
И строго посмотрел на Веронику.
- Ты понял? – тут же обратилась она к Андрюшке.
- А я что? Я ничего, - подтвердил тот.
И компания из третьего «Б» отправилась в бизнес – школу.   



Глава 2
Волшебная Бизнес – страна

    Добравшись  до здания бизнес – школы, тройка смельчаков несколько  растерялась. В своей школе были известны все ходы и выходы. То есть один вход, он же выход. Понятно куда идти и где твой класс. Знакомые лица учеников. А тут совсем другое дело.
    Во-первых, здание было очень большое и высоченное. Во вторых, из разных дверей выходили на улицу и входили в бизнес – школу «потоки» людей. Все они были заняты своими делами, кто-то спешил, кто-то спорил на ходу, кто-то весело рассказывал историю своим друзьям. И никто не обращал внимания на компанию из третьего «Б».
А между тем, приближаясь к одной из входных дверей, компания явно оробела.
Рисунок 4
«Бизнес-школа»
Высокое здание «диковинной» архитектуры, где просто заблудиться. Потоки людей в разных направлениях. Одинокая группа малышей.

«Вот это да…», - подумал Илья. Если бы он приехал сюда один, то, скорее всего, сейчас отправился  домой дожидаться Ромку. Но, посмотрев на сопровождающую его компанию, понял, что этот вариант исключен. Вероника, задрав голову так высоко, насколько было возможно, восхищенно «впитывала» грандиозность происходящего. Отступать она, судя по всему, и не думала. Андрюшка, косился на всех кто пробегал мимо то справа, то слева. От чего его голова стала похожа на маятник часов. Ему явно было интересно.
«Пошли», - скомандовал Илья, понимая, что глупо  стоять втроем в этом «подвижном море» взрослых людей.
     Они двинулись по направлению к ближайшему входу друг за другом. Первым шел Илья, демонстрируя решительность. За ним Вероника, с неподдельной заинтересованностью на лице. Замыкал отряд Андрюшка, которому портфель казался все тяжелей, отчего его походка сделалась совсем шаркающей.
     Огромную дверь Илья открыть не смог. Сначала тянул один, потом  вместе с Вероникой. Дверь не поддавалась. Но, когда из нее вышла группа студентов, наши герои прошмыгнули внутрь. И… О, ужас!
Они оказались в фойе величиной в несколько спортивных залов. Потолка не было видно из-за высоты строения. На разных уровнях вверх и вниз уходило много лестниц, по которым во всех направлениях передвигались люди. Но самое главное, это непрерывный гул голосов. Это напоминало улей, в котором неустанно трудятся пчелы, и жужжат. Внутри здания было еще больше шума, чем снаружи.
Куда идти?
Рисунок 5
«Лабиринт бизнес – школы»
Ошеломленные малыши в огромном «запутанном» помещении. Много людей, спешащих по своим делам. 

     В это время во входную дверь вошла очередная группа студентов и увлекла за собой потоком смелых третьеклассников.
      Чтобы друг друга не потерять, ребята схватились за руки. Сколько они шли, и по каким этажам неизвестно. К их «потоку» то присоединялись другие студенты, то часть из них заходила в аудитории – большие классы, где могут учиться сразу сто человек.
И вот когда последняя группа студентов вошла в свою аудиторию, наши герои остались одни. Впереди длинной лентой простирался коридор, сзади то же. Не менее длинный. Вдоль стен закрытые двери. Откуда – то сверху и снизу доносился гул голосов.
Куда идти?
     Не успела компания смельчаков опомниться, как одна из дверей открылась, и кто-то грозно крикнул: «А вы что здесь делаете?»
    Имея привычку удирать со всех ног, когда «пахнет» угрозой, третьеклашки рванули в противоположную сторону, вдоль по длинному коридору. Илья слышал, как этот «злюка» громко и тяжело дышал им в спину. Оглядываться на товарищей не было сил. Но было слышно, как шуршат банты Вероники и что – то бряцает в портфеле у Андрюшки.
     Когда силы были на исходе и «грозный  преследователь» совсем настиг беглецов, Илья увидел, что коридор заканчивается дверью. Он, что было сил, налег на нее, сзади, в спину, его толкали Вероника и Андрюшка. Дверь поддалась, и ребятам удалось покинуть «страшный лабиринт коридора».
     Как только они вбежали в зал, дверь с силой захлопнулась, освободив героев от преследователей.
«Наконец - то», - сказали они хором. Рухнули у стены, бросив рядом тяжелые портфели.
     Но это было только начало…
Отдышавшись от бега и пережитого страха, ребята осмотрелись. Они оказались в большом зале, похожем на зал в кинотеатре. Только - в пустом, без кресел. Окон в зале то же не было. Зато был огромный экран, который походил на экран в кинотеатре и на монитор компьютера одновременно.
Рисунок 6
«Загадочный зал»
Пустой, слабо освещенный, загадочный. С огромным светящимся монитором (дисплеем). Все загадочное и прекрасное. Слишком грандиозное для малышей. У стены на корточках сидят дети. Рядом – портфели.

     Комната завораживала своей таинственностью.
- Очень хочется пить, - сообщила Вероника. Как будто они находились в школьном буфете. И отправилась к двери. Потянула за ручку, потом сильней. Дверь не открывалась. – Кстати, мы заперты, - сообщила она тем же тоном.
    Андрюшка, тем временем, сосредоточенно выкладывал содержимое своего портфеля на пол. Боже мой, чего только нет в простом школьном портфеле обыкновенного третьеклассника. Помимо традиционных пенала, тетрадей, учебников и линеек, Андрюшка достал из своего портфеля несколько морских камушков, привезенных с юга в прошлом году. Потом как заправский фокусник извлек  замызганный, теннисный мячик, половину булки, которую давали вчера за обедом в школе, целый ворох предметов без названия и, конечно, маленький пакетик яблочного сока. Отыскав в портфельном кармашке трубочку, он подал сок Веронике.
     Илья, тем временем, пытался разработать план спасения себя и товарищей. Хотя компаньоны увязались за ним сами, Илья понимал, что вывести их из этого зала сможет только он.
     Подняв с пола покатившийся теннисный мячик, он двинулся вдоль стены. «Возможно, где – то есть другая дверь?, - с надеждой подумал он, - Не могут ведь они сидеть здесь вечно». Так, ударяя, мячом о пол, Илья добрался до экрана.
- Может быть, за экраном есть выход? – крикнула Вероника, «оторвавшись» от сока.
- Или где-нибудь сбоку, - продолжил Андрюшка.
      Теперь Илья стало ясно окончательно, что товарищи его оробели. Они, хоть и старались бодриться и не поддаваться страху, получалось это плохо.
      Вблизи экран был еще более загадочным, чем издалека. Свет от него шел, как бы изнутри. Как будто экран был «живой». В нем мягко струился свет, окрашиваясь то голубым цветом, то зеленым. Складывалось впечатление, что внутри кто-то живет своей жизнью. Подойдя совсем близко, Илюша хотел заглянуть внутрь. Дотронулся рукой до «волшебного экрана». И тот засиял. От центра к краям «пошли» лучи, а на самом экране стали беспорядочно появляться «окна» с картинками. Что было нарисовано, Илья не успевал понять. Так быстро менялись рисунки на экране.
Рисунок 7
«Волшебный экран»
Большой экран, как в кинотеатре. Без сцены. Разноцветный (эффект мерцания). «Окна», как на дисплее. В одном из них могут быть нарисованы купюры, в другом здание или земельный участок, или магазин, или строгая красавица (бизнес-леди).
Илья стоит у Экрана ошеломленный. Вероника и Андрюшка стоят вдали. Все «в шоке».

    Несколько минут ошеломленные происходящим ребята смотрели на волшебный экран.
- Да остановись, наконец, - крикнул Илья раздраженно и бросил в экран теннисный мячик.
    Мячик не отскочил от экрана, как от стенки. А полетел куда – то внутрь, в пустоту. Вот это ужас! Что происходит?
Однако мигание прекратилось. И одно из многочисленных «окон» на экране стало увеличиваться, пока не заняло весь экран.
    В нем появилась женщина. Почти классная дама. Очень похожая на коварных красавиц из компьютерных игр. И, к большому удивлению наших героев, напоминающая учительницу Наталью Владимировну. Вернее, ту красотку, какой могла бы быть Наталья Владимировна, если бы попала в компьютерную игру. Вот это да! Наша компания искателей приключений совсем онемела.
- Добро пожаловать, в Бизнес – страну, - раздался строгий голос с экрана, - я – Главная бизнес – леди. Слушаю вас.
- Мы, мы, я… - попробовал за всех ответить Андрюшка, но совсем растерялся и замолчал.
- Мы сюда пришли, и хотим выйти… - начала Вероника, но поняла, что говорит несуразность, и молча покачала бантами из стороны в сторону.
- Мы пришли, чтобы узнать, как делают бизнес. У нас есть 5 долларов. Но теперь мы заблудились, и не знаем, куда идти, - четко доложил Илья и, осмелев, добавил, - кстати, вы не знаете, почему мне в магазине за эти деньги ничего не продали. Ведь все говорят, что доллары – это хорошо?
     После непродолжительной паузы, экран опять замигал. Главная бизнес – леди «ожила» и заговорила:
- В начале разговора в Бизнес – стране принято представляться. Назовите свое имя, потом цель визита. И объясните мне, почему я должна вам помогать, - говоря это Главная бизнес – леди слегка улыбнулась и добавила, - вы находитесь в волшебном мире бизнеса. В нем возможно невероятное. Резкие взлеты и падения, как на аттракционе «Американские горки», неожиданные повороты. Вы можете очень быстро разбогатеть и так же стремительно все потерять, если не знаете правил. Может человек выразительно читать, если не знает букв?
- Нет, нет, - хором ответили ребята, как заколдованные глядя на Главную бизнес – леди.
- Конечно, нет. Для того, чтобы жить в Бизнес – стране, нужно знать правила проживания. Это как буквы для чтения, - она сделала паузу и опять улыбнулась, - и первое правило при вхождении в Бизнес – страну – это установление контакта. Пробуйте!
    Наши герои пришли в некоторое замешательство. Что нужно делать? Назвать имена? Может быть, сообщить, кто как учится? Или рассказать, где живешь?

Рисунок 8
«Вот так встреча!»
На экране Главная бизнес – леди. Герои рядом с экраном. В раздумье. Совещаются.

    Наконец, сообразив, что бесконечно совещаться нельзя, компания приняла решение. Представляться по очереди. Быть вежливыми. Потому что, если Главная бизнес – леди «уйдет» с экрана, то им не выбраться отсюда.
   Илья, понимая ответственность перед товарищами, начал первым.
- Меня зовут Илья. Я учусь в третьем «Б». Это мои друзья. Андрей и Вероника. Андрюшка немного рассеянный, а Вероника – важная. Я пришел узнать, как и из чего делают бизнес. Я много чего хочу узнать. И потом стать деловым человеком, как мой папа.
- Так, так, - неопределенно сказала Главная бизнес – леди. А Илья продолжил.
- Мне кажется, если вы нам не поможете выбраться отсюда, то сами мы не сможем.
- Что ж, - быстро ответила она, - я помогу вам выйти.
- Но еще я хочу знать, - начал Илья, не замечая, что Вероника дергает его за свитер, пытаясь остановить от необдуманного поступка, - про свои доллары.
    Главная бизнес – леди улыбнулась.
- Ты деловой и любознательный. Поэтому я могу показать вам бизнес – страну, а потом вы выйдете из нее сами. Только вам придется выполнять правила бизнеса. Согласны?
- Да, да, я согласен, - восхищенно сказал Илья, так как любил все новое.
- Согласна, так и быть, - сообщила Вероника, как будто делала всем одолжение.
- И я со всеми, - подтвердил Андрюшка, начиная собирать в свой портфель все, что раньше выложил на пол.
- Хорошо, - опять улыбнулась Главная бизнес – леди, - в волшебной стране Бизнеса у вас будут другие имена. Илья, как самый деловой, будет называться Деликом, Веронику, как самую важную, я назову Прима. А Андрей, как самый рассеянный вполне может стать Банкротиком. Все ясно? – строго спросила она.
- Да, - подтвердили ребята все вместе.
   Не успели они опомниться, как Главная бизнес – леди исчезла с экрана, а он замигал, засиял.

Рисунок 9
«Дверь в Бизнес - страну»
Одна створка приоткрыта. Видны надписи «Банк», «Завод», «Реклама». Ребята стоят перед дверью, в нерешительности.

    И через несколько секунд  «превратился» в двустворчатую дверь, с большими круглыми ручками. На одной из них было написано «пуск». Илья дотянулся до надписи, и дверь открылась…
   Сделав всего несколько шагов в направлении экрана, наши путешественники оказались в волшебной Бизнес – стране, где их ждали невероятные приключения.

Глава 3
Такие разные деньги
    Дорога, по которой продвигались наши герои по Бизнес – стране, не была прямой. Она, то извивалась как лента, то резко поворачивала в сторону. По краям дороги располагались  экраны, размером с дверь, с понятными и не понятными надписями. На одном из них было написано «Налоги», на другом – «Реклама», на третьем – совсем непонятное «Брэнд».
    Ребята двигались не спешно, держась за руки и поворачивая головой из стороны в сторону, чтобы ничего не упустить. Дойдя до экрана с надписью «Банк», Илья остановился и сказал своим компаньонам:
- Я слышал, как мой папа говорил кому – то по телефону, что надежный банк – это самое главное в бизнесе. Может быть, узнаем здесь, что имеется в виду, - и кивнул на экран, - А заодно, я спрошу про доллары. Вы согласны?
Вероника пожала плечами, что, скорее всего, означало, мне все равно. Андрюшка кивнул.
Илья дотронулся до экрана, который тут же замигал.
- Представьтесь, пожалуйста, - вежливо попросил экранный  голос.   
- Меня зовут Илья, а это - мои друзья, - сообщил мальчик, показывая в сторону своих товарищей.
Экран помигал и ответил:
- На вас пропуска нет.
- А на Делика с друзьями есть пропуск? – поспешно вмешалась Вероника, продавливая экран своими огромными бантами. Наверное, для того, чтобы ее лучше услышали и поняли.
Рисунок 10 «Вход в банк»
Разноцветный экран величиною с дверь. Вероника кричит в экран, приникнув к нему головой. Мальчики рядом в ожидании.

- Добро пожаловать в мир денег, - ответил голос с экрана.
И, сделав несколько шагов по направлению к экранной двери, наши герои были поглощены внутренней банковской силой, как пылесосом.
   Вот это был зал! Каждый человек мечтает хоть раз в жизни побывать в таком месте. Настоящий мир денег. Во всем великолепии. Огромный зал, как два футбольных поля. Очень светлый и чистый. Но, самое главное, полный денег. Как в пещере с сокровищами, в волшебном банке везде лежали деньги. Средние и большие стопки, выше роста человека. Горки и горы денежных купюр. Деньги были очень разные по цвету и рисункам на них.
   Ошеломленные путешественники даже не могли сдвинуться с места и не заметили, как тихо к ним подошел молодой человек.
- Добро пожаловать в банк, - повторил он экранное приглашение, - Меня зовут Банкирчик. Я ваш проводник по миру денег.
   Говоря это, он взмахнул рукой, показывая начало пути около одной из огромных стопок. Присмотревшись, ребята поняли, что эта часть зала освещена лучше других. Вероятно, оттуда и следовало начать движение.
   Хоть наши смельчаки еще не пришли в себя от увиденного, они, взявшись за руки, медленно направились за сопровождавшим их Банкирчиком.
Рисунок 11 «Роскошный мир денег»
Большой красивый зал. На стеллажах, полках, столах, полу лежат стопки денег. До самого потолка. Одна часть более освещенная.
Ошеломленные, маленькие герои. Типичный менеджер банка.

   Банкирчик шел уверенно, слегка улыбаясь. И это успокаивало наших героев. Вероника, осмелев, даже спросила:
- А вы знаете, почему деньги называются деньгами?
- Деньга – это старинная русская серебряная или медная монета, - четко ответил проводник.
- Достоинством в полкопейки, - важно заявила Вероника. Она всегда так делала на уроках в школе. И авторитетно добавила, - Так мой дедушка говорит.
- Совершенно согласен, - миролюбиво заключил Банкирчик, - Кстати, мы пришли. Посмотрите на эти деньги, можете потрогать.
    Вероника, оторвавшись от своей группы, первая начала доставать из пачек и раскладывать на полу разные деньги. Через минуту она сообщила: «Это просто рубли. Мы про эти деньги все знаем», - и, забрав подбородок, выставила правую ногу вперед. Своим видом она давала понять Баркирчику, что ничего нового в банке для них нет.
    Не обращая внимания на выпад Вероники и по - прежнему улыбаясь, Банкирчик подтвердил:
- Действительно, это рубли. Но не просто. Ведь рубли - это
денежная единица нашей страны, России. Основной элемент всей денежной системы. Как вы знаете, в других странах существуют свои денежные единицы.
- А доллары? – спросил Илья, настраиваясь на роль делового человека с новым именем Делик.
 - Доллар – это денежная единица Соединенных Штатов Америки, - продолжил свой рассказ Банкирчик, - пойдемте, я покажу вам разные деньги.
И ребята двинулись за своим проводником.
- А почему доллар называют валютой? – поинтересовался Делик. Ведь именно за ответом на этот вопрос он пришел в Бизнес – страну.
- Потому, коллега, что валюта – это денежная единица страны, которая участвует в международном обмене. Доллар, как ты понимаешь, участвует. А само слово валюта пришло из  итальянского языка. И означает оно  цену или стоимость, - ответил Банкирчик, посчитав, что дал полный ответ.
   Однако он и не подозревал, какие почемучки попали в мир денег. Им нужно было про деньги знать все.
- А почему нельзя за доллары купить чипсы в магазине около моей школы? Доллары ведь тоже деньги? – проявил настойчивость Делик.
- Конечно, деньги. Но расплачиваться ими можно только в США. А в нашей стране оплачивать свои покупки можно только российскими рублями, - терпеливо отвечал на вопросы Банкирчик. Он уже понял, что эта команда путешественников очень любознательна.
- Что это за путаница такая! - возмутилась Прима, вмешиваясь в разговор, - что у каждой – каждой страны свои деньги?
- Вот смотрите, - Банкирчик подвел наших героев к большому столу. Величиной он был как стол для настольного тенниса. Сверху стекло. А под ним… Конечно, деньги. Такие разные деньги.   
- Это денежные купюры разных стран. Это индийская драхма. Такими деньгами вы сможете заплатить в Индии. А это – турецкая лира. В любом магазине в Турции вы сможете совершить покупки, оплатив их этими деньгами.

  Корея          Китай                Турция                Индия
- И вот так в каждой стране нужно платить только определенными деньгами? – не унималась Прима.
- Конечно, - терпеливо подтвердил Банкирчик.
- Мне кажется, что это не очень удобно, - заключила Прима.
- Некоторые страны объединились, - продолжил Банкирчик, - и сейчас используют для расчетов единую валюту, которая называется евро. Таких стран – двенадцать. Возможно, к ним присоединятся и другие. Но, на сегодняшний день евро заменяет собой бельгийские, французские и люксембургские франки, германские и финские марки, греческие драхмы и испанские песеты, ирландские фунты и итальянские лиры, голландские гульдены и австрийские шиллинги, а так же португальские эскудо.
- Мне кажется, что это  удобно, - сделала вывод Прима.

 
- Тогда как же я смогу потратить свои доллары? Что же мне отправляться в Америку? – совсем расстроился Делик.
- Не обязательно. Ты можешь обменять американские  доллары на российские рубли в пункте обмена валют и затем сделать покупки.
- Нам это не подходит, - вмешался в разговор Банкротик – Андрюшка, молчавший до сих пор.
- Позволь узнать почему? – удивился Банкирчик.
- Если он поменяет свои доллары на российские рубли, то даже чипсы не купит, - и, видя, что товарищи его не понимают, добавил, - за пять рублей чипсы не купишь, самые дешевые стоят в нашем магазине шесть рублей. Очень маленький пакетик. Вот так.
  После эти слов наши герои с видом победителей повернулись к Банкирчику, ожидая его отступления. Сказать- то нечего. Можно сколько угодно рассуждать о мире денег, но если в результате даже маленького пакетика чипсов не купишь, то все это пустые слова.
    Банкирчик, казалось, немного растерялся. Тройка героев выглядела очень  воинственно. Построившись в ряд, задрав подбородки и тесно прижавшись плечом к плечу, они всем своим видом говорили: «Ну, ну, попробуй, ответь!»
Рисунок 12 «Ожидание ответа»
Банкирчик в растерянности. Герои вместе в ожидании.

Глава 4
Из чего делают деньги?

       Несколько минут Банкирчик молча смотрел на этот дружный коллектив и, наконец, сказал: «Пойдемте, я покажу вам настоящий банковский бизнес. Вы сами поймете, как работаю деньги. Будьте внимательны. А любознательности, я вижу, вам хватает».
- А разве это не настоящий банк? – удивилась Прима, показывая на кипы денег. В ее голосе явно слышалось разочарование.
- То, что вы видели, банк Бизнес – страны. Он такой один. Больше нигде такого банка нет. А то, что вам предстоит увидеть, доступно каждому кто работает в настоящем банке или приходит туда. Ну, что, готовы?
- Конечно, - ответили ребята хором, несколько сбитые с толку, - пойдемте.
     Они вошли за Банкирчиком в невидимую раньше экранную дверь и оказались в небольшом светлом зале. Вдоль одной из стен за столами работали на компьютерах обыкновенные девушки. Над ними висели таблички, где было написано «Операционист».
     В углу зала располагался кабинет за стеклом, табличка указывала, что это – пункт обмена валюты. В центре комнаты стояли два стола с приставленными к ним креслами. В зале было так тихо, что хотелось говорить шепотом.
Герои немного оробели от такой серьезной атмосферы.
Рисунок 13 «Обыкновенный банковский офис»
Все работают. Четко видны надписи «операционист», «кассир», «пункт обмена валюты».
Оробевшие герои, во главе с уверенным Банкирчиком.

     Банкирчик сразу направился к центральному столу и предложил нашим героям расположиться в креслах. Прима хотела положить свой портфель на свободное кресло, предполагая, что их ждет просто увлекательная беседа. Но, оказалось, что им предстоит сложная и увлекательная игра.
     Когда все удобно расположились вокруг стола, Банкирчик сказал: «Коллеги, вы находитесь в самом обыкновенном банке. Именно так выглядит банковский офис. Я предлагаю вам сыграть в интересную денежную игру. Согласны?»
Играть в игры наши смельчаки были согласны всегда. Что может быть лучше игр?
- Согласны, - ответил за всех Делик.
- Хорошо. Я попрошу вас достать из своих портфелей несколько предметов, которые представляют определенную ценность. Ценным этот предмет должен быть для владельца. Например, у Делика пенал представляет для него какую-то ценность. А у Примы  розовая прозрачная линейка самое ценное, что есть в портфеле. Доставайте и выкладывайте на стол.
     Нечего сказать, содержимое портфеля ученика третьего класса, зрелище не для слабонервных. Просмотр содержимого  требует не только специальной подготовки, но и иногда хорошей реакции. Никто не знает, что достанет из портфеля третьеклассник. Может быть, аккуратно обернутые учебники и тетради, а может быть…
    Все, что угодно.
    Вот это все, наши герои стали выкладывать на стол. Глаза Банкирчика округлились от удивления, потом открылся рот. Предлагая достать из портфелей ценности, он вряд ли предполагал, что стертый наполовину ластик, сломанная линейка и недоеденный бублик имеют существенную ценность в глазах обладателей. 
Рисунок 14 «Ценные вещи третьеклассника»
Удивленный Банкирчик. Герои увлеченно достают из портфелей и выкладывают на стол всякие мелочи.

    По мере заполнения стола у Банкирчика складывалось впечатление, что выкладывается не содержимое трех портфелей третьеклассников, а опустошается несколько грузовых вагонов. Когда на столе появились две ноги от куклы Барби, а самой куклы не было, Банкирчик попытался напомнить ребятам: «Я просил самое - самое ценное».  На что мгновенно получил ответ от всех: «Это и есть ценности», «Мы поняли», «А что вы тут видите ненужное?»
      Банкирчик понял, что остается только терпеливо ждать.
Через несколько минут стол был завален практически полностью. Три кучи «ценностей» возвышались перед владельцами. По заверению наших героев, все это являлось  очень ценными предметами. Для Банкирчика было очевидно, что представленные ценности являются значительными только для ребят. Но, игра есть игра.
- Ну, что ж, начнем, - громко и строго сказал он, - Прима, что в твоих вещах является самым ценным для тебя? Покажи этот предмет всем. Только один.
     Немного подумав, перебрав фломастеры и ноги от куклы, Прима выбрала пенал. Он действительно был очень хорош: несколько отделений на магнитах, объемные наклейки с рисунками животных, две застежки – «молнии».
- Я думаю, что пенал, - победоносно сообщила Прима и подняла пенал вверх, чтобы всем было видно.
- Отлично, - сказал Банкирчик и обратился к Делику, - а тебе этот пенал нравится?
- Нормальный, - ответил Делик, чтобы не обидеть Приму.
    Он и раньше не очень понимал, зачем ученику пеналы. Только лишний вес. И частенько оставлял свой пенал дома. Карандаши, ручки и прочие мелочи прекрасно помещались в кармашке портфеля. Но и мама, и Наталья Владимировна настаивали на том, что пенал необходим. Приходилось подчиняться.
- Скажи, пожалуйста, - снова обратился Банкирчик к Делику, - а, сколько своих карандашей ты отдашь Приме за ее пенал?
Карандашей было ровно семь, четыре из них – сломаны. Но даже очень красивый пенал Делику был не нужен. Поэтому, немного подумав, он преложил: «Четыре сломанных карандаша плюс ластик».
- Ты что! – возмутилась Прима.
- А мне пенал нравится, - вмешался в торг Банкротик, - я могу предложить все свои карандаши.
   Глаза Примы восхищенно засияли. Если честно, она давно поглядывала на набор карандашей Банкротика. Во – первых, их было 36 штук, во – вторых, они упаковывались в красивый футляр, а самое главное, нарисованное можно было легко стирать с помощью специального карандаша из набора. Реакция Примы была мгновенной.
- Я согласна, - поспешно сообщила Прима, протягивая одной рукой пенал Банкротику, а другой рукой хватая набор карандашей.
- Первая сделка состоялась. Поздравляю, - объявил Банкирчик.
Рисунок 15 «Равноценный обмен»
Ребята меняются друг с другом вещами, складывая предмет обмена отдельно. Идут торги. Банкирчик наблюдает.
    Дальше дело пошло с большим энтузиазмом. Наши герои стали наперебой предлагать друг другу «ценные вещи», расхваливая их, как заправские торговцы на базаре. Ребята так азартно торговались, что Банкирчик начал путаться в том, кто какую вещь поменял и на что.
- Все, коллеги, хватит, - остановил он игру, - давайте посмотрим, что получилось.
- Еще минутку, - попросила Прима, - хочу закончить выгодную сделку.
И протянула Делику 25 наклеек с машинами, которые ее подарил одноклассник. За них Прима просила «двустороннюю» линейку. Сделка тут же состоялась. Потому что с точки зрения Делика, наклейки были намного ценнее линейки.
- Стоп, стоп. Это была сегодня последняя сделка, - строго сообщил Банкирчик, предполагая, что игроков сложно остановить и, помолчав, продолжил, - давайте проведем анализ сделок.
- Давайте, - хором откликнулись наши герои.
   Мир денег им начинал нравиться. Азартно и весело.
- По первой сделке, - серьезно сказал Банкирчик, - пенал Примы поменяли на  36 карандашей Банкротика. Верно?
- Да, - подтвердил Банкротик.
- Нет, - вмешалась Прима, - если быть точным, то настоящих карандашей для рисования только 34, а два предназначены для стирания.
- Хорошо, - согласился Банкирчик, -  Считаем, что за пенал получено 34 карандаша, - и продолжил, - Помните, мы видели разные деньги?
- Да, - опять подтвердил Банкротик.
- А теперь внимание! Предположим, что пенал Примы – это евро, а один карандаш Банкротика – это рубль. Что получается?
- Получается, - сообразил Делик, - что за один евро отдали 34 рубля. Вы это имели в виду?
- Именно, так, - удовлетворенно заметил Банкирчик, - понимаете теперь, в чем смысл нашей игры?
- Конечно, - ответила Прима.
И разложила обменянные предметы напротив друг друга.
А Банкирчик добавил: «А под вашими ценными вещами я положу разные купюры. И вам все станет ясно».
Рисунок 16 «Итоги торгов»
Напротив пенала – 34 карандаша.
Напротив  линейки – 25 наклеек.
Под предметами соответственно:1 евро, 1доллар, 34 и 25 рубли

- Теперь все понятно, - сообразил Банкротик, - на 5 долларов можно не только пакетик чипсов купить.
- То есть я могу поменять свои 5 долларов на 125 рублей? – на всякий случай уточнил Делик, глядя на распределенные  ценные вещи с купюрами, лежащие на столе.
- Примерно так, - ответил Банкирчик.
- А разве точность не самое главное в банковском деле? - язвительно заметила Прима.
- Конечно, самое главное. Но курс валюты определяется каждый день. И меняется каждый день. Иногда не значительно, а иногда очень намного.
- Объясните, - попросил Делик.
- Попробую. Сегодня Прима отдала тебе за линейку 25 наклеек. А завтра могла бы отдать только 23. Ты бы совершил обмен на новых условиях? – спросил Банкирчик.
- Пожалуй.
- Стало быть, завтра курс обмена мог бы составить «один к двадцати трем».
- То есть, продав 5 долларов завтра на новых условиях, я получил бы всего 115 рублей. А не 125, как сегодня. Правильно?
- Да.
- Нам это не подходит, - сделала вывод Прима, - 125 рублей лучше.
- Не буду спорить, - миролюбиво согласился Банкирчик, - добавлю только, что место, где происходят валютные торги, называется валютной биржей. А место, где вы можете поменять валюту, называется обменный пункт.
- Тот самый, который есть в вашем банке? – поинтересовался Делик.
- Да.
- И мы можем им воспользоваться? – на всякий случай спросила Прима.
- Пожалуйста, - ответил Банкирчик, - только сначала соберите свои ценные вещи. Хорошо?
- Уж, конечно, у вас такие ценности не оставим, - заметила Прима, первым делом упаковывая ноги от куклы Барби, которые сегодня «обменять» не удалось.
Рисунок 17 «Пункт обмена валют»
Крупно «Курс на сегодня»
Курс покупки и курс продажи

     Подойдя к пункту обмена валют, наши герои в очередной раз были немало удивлены. Их взору предстала большая таблица, в которой сложно было разобраться. Цифры, цифры, разные маленькие флажки, неизвестные буквы.
     Когда Банкирчик последним добрался до пункта обмена, его встретили три пары удивленных глаз. Наши путешественники ждали объяснений.
- Спешу сообщить вам, - сразу начал Банкирчик, - что для начала вы выбираете в этой таблице валюту, которая вас интересует.
- Допустим, американский доллар, - перебила его Прима. Как будто и так было не понятно, что единственная валюта, имеющаяся в их распоряжении, это доллары Делика.
- Но в вашей таблице два курса. Какой выбирать? Тот, что больше? – предметно поинтересовался Делик.
- Посмотрите, чуть выше написано «курс продажи» и «курс покупки», - терпеливо объяснил Банкирчик, - вы хотите доллары купить или продать?
- Допустим, продать, - опять вмешалась Прима.
- Хорошо. Указанный курс умножайте на 5 долларов  и получите в кассе рубли.
Так как курс, указанный в таблице, составлял не ровно 25, а 26 рублей 42 копейки за один американский доллар, наши герои для решения этой задачи воспользовались подручными средствами. Прима достала из портфеля калькулятор, Банкротик – тетрадный листок и ручку, а Делик умножал «в уме».
- Так, так, мы может получить за 5 долларов – 132 рубля и 10 копеек, - сообщила Прима.
- Именно, так, - подтвердили мальчики и вопросительно посмотрели на Банкирчика.
- Хорошо считаете, - подтвердил он.
- Но, если умножать на курс покупки  получится больше… - хитро протянула Прима.
- Да уж… - подтвердили мальчики и опять вопросительно посмотрели на Банкирчика.
- Я умножила 5 долларов на 27 рублей 68 копеек, то есть курс покупки, получается 138 рублей 40 копеек. Что скажете? – заключила Прима таким тоном, будто Банкирчик у нее что-то отнял.
 Рисунок 18
«Конкретно о курсе»
Табло с двумя колонками. В одной – 5 долларов х на курс продажи, в другой - 5  долларов х на курс покупки.

- Что-то здесь не так… - заметил Банкротик, при немой поддержке своих товарищей.
- Успокойтесь, коллеги, - призвал Банкирчик, -  никакого подвоха здесь нет. Сейчас все объясню.
- Да уж, пожалуйста, объясните, - попросила Прима, взгляд которой выражал полное недоверие к происходящему.
- Банк, совершая для вас обменные операции, оказывает вам услугу. Верно?
- Допустим, - предположила Прима.
- А в коммерческих организациях за услуги следует платить, - и, видя недоверие на лицах своих новых друзей, Банкирчик продолжил, - например, вы хотите в банке получить кредит…
- На покупку нового компьютера, - перебил его Банкротик.
- Хорошо. Банкротик хочет в банке получить кредит на покупку нового компьютера. Теперь представьте, что Прима работаете в банке, и занимается оформлением этого кредита. Вопрос к вам: должна ли она делать это бесплатно? Должен ли банк давать денежные средства Банкротику бесплатно?
    Герои задумались, а потом начали шептаться между собой, что-то горячо обсуждая. Банкирчик ждал.
- Она отказалась работать бесплатно, - наконец сообщил Банкротик и добавил, - я ее понимаю.
- Банки предоставляют различные платные услуги, - сказал Банкирчик, предполагая, что путешествие подходит к концу.
- Дают кредиты, обменивают валюту, еще что? – с нетерпением спросил Делик, которого заинтересовал банковский мир.
- Еще хранят деньги, осуществляют платежи на самые большие расстояния. Ведь, если вы уедите в разные страны, кто-то должен помочь вам пересылать деньги друг другу. Если Делику из Парижа нужно отправить Приме в Лондон 100 евро, не обязательно приезжать самому. Можно отправить через банк.
- Этим и занимаются банкиры? – поинтересовался Делик.
- И этим тоже, - заключил Банкирчик, - пора прощаться. Рад был с вами познакомиться.
- Пожалуй, я займусь банковским бизнесом, - сообщил Делик.
- Это отличная идея, - захлопала в ладоши Прима, - а я хочу работать в рекламе.
- А я мечтаю делать игры и игрушки для детей, - поделился сокровенным Банкротик.
- Вы на верном пути, ребята, - сказал Банкирчик, - в бизнесе главное идея, расчет и реализация планов. Если вы хотите узнать о бизнесе подробнее, то подойдите к экрану «Идея». Оттуда все начинается. А мне пора.
- Спасибо, за интересное путешествие,- поблагодарил за всех Делик.
- И за игру, - добавила Прима.
- И за то, что разрешили в деньгах покопаться. Это было здорово! – поддержал Банкротик.
   Наши герои вышли с другой стороны экрана на центральную аллею Бизнес – страны. И почти сразу уперлись в «Идею». Вернее, в самый разноцветный экран из тех, что были на аллее.
 
Глава 5
Главное в Бизнес – стране  -  Идея
    Страх неизвестности уже прошел. Наши герои понимали, что здесь им ничего не угрожает. Осталось желание узнать как можно больше. Интерес и любознательность. Поэтому, не задумываясь ни минуты, ребята вошли в экранную дверь.
Еще у входа было понятно, что «Идея» очень отличается от всех остальных секторов Бизнес – страны. Теперь герои убедились в этом.
Рисунок 18 Зал «Идея»
В «разноцветном» зале расположены разного размера цветные полупрозрачные шары, кубы и прочие объемные фигуры. Зал наполнен свечением и мерцанием.

    Встречали их по – другому: не строго и деловито, как в мире денег. Навстречу никто не выходил, руку не пожимал, не представлялся. Но была ощущение, что в зале наши герои не одни. Опять возникло чувство тревоги, неизвестности. Как и прошлый раз в такой ситуации ребята взялись за руки и стали ждать, посматривая по сторонам.
    Неожиданно откуда – то сверху, раскачиваясь из стороны в сторону, очень медленно спустились качели. Такие же большие и уютные, как диван в школьном холле и такие же полупрозрачные и цветные, как все в этом зале.
    На качелях сидела красивая длинноволосая девушка. Ей, видимо, было совсем не страшно находиться на такой высоте. Потому что сидела она, как в кресле и даже не держалась за разноцветные, мерцающие, словно елочные гирлянды, канаты. Она была похожа на «воздушную» гимнастку из цирка, тонкая и невесомая.
- Привет! – крикнула она ребятам.
    Наши герои только закивали в ответ, что, скорее всего, означало: «Здравствуйте». Девушка остановила качели, которые совсем снизились, и подошла ближе.
- Меня зовут Идея, - сказала она певучим голосом и улыбнулась.
Делик, оправившись от замешательства, робко спросил:
- А почему здесь все такое нереальное и красивое?
- Потому, что пока идея не реализована, она не материальна. Ее нельзя потрогать, нельзя положить в портфель и унести с собой. Но идея имеет огромную ценность. И любой бизнес начинается с идеи. У вас есть бизнес – идея? – хитро спросила она.
    Ребятам показалось, что после ее слов кто-то невидимый захихикал на разные голоса. Какой – то смех был похож на тонкий колокольчик, какой-то напоминал смешок хриплого старика. Героям стало как-то не по себе.
- Скажите, а что здесь происходит? – поинтересовался Делик, понимая свою ответственность перед товарищами, - мы еще ничего не сказали, а кто-то уже усмехается.
- Нам это не нравится, - хмуро подтвердил Банкротик.
- Да, - заявила Прима, как всегда в таких случаях высоко подняв подбородок.
Рисунок 19 «Поговорим об идее»
Девушка Идея около прозрачных  качелей. Улыбается.
Герои все вместе озираются по сторонам.
Из затейливых объемных фигур – цветной дым.    

- Это «говорят» идеи. Вы, наверняка, знаете, что некоторые идеи по началу кажутся нереальными, нереализуемыми, порой глупыми. А на самом деле любая идея заслуживает того, чтобы к ней отнеслись серьезно. Ведь все, что появляется нового в бизнесе начинается с идеи, - девушка Идея опять села на качели, которые стали медленно раскачиваться, то поднимаясь на метровую высоту, то опускаясь.
- А если я придумала новый костюм на праздник – это идея? – поинтересовалась Прима.
- Возможно, - засмеялась девушка Идея.
- А если я хочу создать банк, способный за 2 минуты переправить деньги из Парижа в Москву – это идея? – спросил Делик.
- Возможно, - опять задорно засмеялась девушка Идея.
     От ее заразительного смеха и раскачивания качелей, нашим героям то же стало весело. Качели в очередной раз снизились и Идея, разместившись посередине полупрозрачного дивана - качелей, сказала: «Располагайтесь рядом, так удобней в идею играть». Два раза  приглашать в игру ребят  не надо. И наши путешественники, взобравшись на широкое сидение качелей, взмыли ввысь.
     Вот это был полет. Внизу сверкали и мигали разным цветом диковинные фигуры, от которых поднимался разноцветный дым. Качели то поднимались, то резко снижались, раскачиваясь в разные стороны. Приме казалось, что внутри нее, где-то в животе  порхают бабочки. Дух захватывало. Но, главное, было восторженно и смешно.       Нахохотавшись вволю, Делик решил уточнить, что же все - таки такое бизнес – идея.
- Так создание банка – это идея?
- Возможно. Но, как ты знаешь, в Бизнес – стране банк  уже есть. Твой- то чем лучше будет? – уточнила в свою очередь девушка Идея.
- Ну, в нем все операции будут происходить быстрее. Мой банк будет работать со всеми странами мира, даже самыми дальними. А за услугу по обмену валюты я буду брать очень мало денег, поэтому люди будут приходить ко мне, - начал фантазировать Делик.
- Здорово, - оценил Банкротик, - а я хочу делать игры и игрушки. Я придумаю такую игрушку, которая будет как помощник и защитник для любого ребенка.
- Как моя собака? – поинтересовалась Прима.
- Конечно, нет, - обиделся Банкротик, видя, что его не понимают, - эта игрушка будет выглядеть как маленький человек.
- Робот, что ли? – спросил в свою очередь Делик.
- Ну, почти, - неопределенно ответил Банкротик и отвернулся, давая понять, что он рассказ закончил.
- Хорошая идея, - засмеялась девушка Идея и обратилась к Приме, - а ты?
Рисунок 20 «Качели идей»
Все участники на качелях, почти под потолком. Всем Весело.

- А у  меня очень много идей, - начала Прима.
- Давай по одной, - скомандовал Делик.
- Во - первых, я хочу сделать дом моды, только не простой, а для детей. Только для детей.
- Это все девчонки хотят, - со знанием  дела заметил Банкротик.
- Не перебивай, это не вежливо, - сделала замечание Прима и продолжала, - во-вторых, я хочу создать гончарную мастерскую, где можно будет расписывать керамику.
- Ой, ой, горшки обжигать, какое важное дело… - опять ехидно перебил Банкротик.
- Это еще не все, - не обращая внимания, продолжала Прима, - в – третьих, у меня будет мастерская театрального костюма. Есть и другие идеи, но делиться ими я не стану. Так как некоторые усмехаются.
- Теперь вы понимаете, с чем сталкиваются люди, способные дать идею? – спросила девушка Идея.
- С усмешками со стороны товарищей, - сделала вывод Прима, намекая на реакцию Банкротика.
- Да, так то же бывает. Поэтому когда вы только вошли в мир Идей, слышали разный смех. Такой же смех по поводу своих идей слышали многие великие изобретатели. Но это не остановило их. И мир получил много полезных и необходимых вещей, к которым мы сегодня уже привыкли.
- Да, я смотрел фильм, как потешались над теми, кто пытался взлететь в небо. А сейчас мы спокойно летаем на самолетах, - поделился Делик.
- Таких примеров очень много. Самое главное, если вы верите в свою идею, которая способна улучшить этот мир, реализуйте ее. Не надо бояться, оглядываться на усмешки окружающих, - сказала девушка Идея, - следите, чтобы идея не забылась, не ушла и  не погибла.
- Так вы все-таки скажите, могут ли наши идеи пригодиться в Бизнес – стране? – поинтересовался Делик.
- Конечно, могут.
- И мы сможем их реализовать? – задала вопрос Прима.
- Конечно.
- И заработать деньги? – спросил Банкротик.
- Конечно. Это одна из главных целей в бизнесе, - ответила девушка Идея, - но это уже не мой сегмент. Создать идею, придумать – это только начало. А реализовать ее – большой труд. На главной аллее в Бизнес – стране есть указатель «Бизнес». Вам туда.
     Волшебные качели опустились, и наши герои с некоторым сожалением покинули мир идей и двинулись навстречу бизнесу.
 
Глава 6
Команда Делика – вместе выгоднее

    Браво шагая по центральной аллее Бизнес – страны, наши герои продолжали мечтать и обмениваться разными идеями. Они «подкидывали» одну идею за другой, как мячик для тенниса.
- Кстати, я животных люблю. Особенно пингвинов и верблюдов. Как было бы здорово сделать небольшой зоопарк, - размечтался Делик.
- Да, здорово, - поддержал друга Банкротик, - только их кормить надо. Откуда деньги возьмешь?
- Но, сейчас мы платим за вход в зоопарк. Как я понимаю, на эти деньги животных и кормят.
- А если никто в твой зоопарк не придет, чем будешь кормить своих пингвинов? – не унимался Банкротик.
- Я рекламу дам, вывески сделаю, чтобы все знали про мой зоопарк. Вы то придете? – поинтересовался Делик.
- Прийти – то, придем. Только у меня сейчас нет денег, чтобы себя накормить. Так что не до твоих животных.
- Поесть хочется, - поддержала Прима, - может быть лучше ресторан открыть. Я передачу смотрела по телевизору про новый ресторан.
- Да ну вас, - обиделся Делик, - жаль, что вы зоопарк не хотите делать.
- Вы ведь мою идею с  модным ателье  то же не поддерживаете? - на всякий случай спросила Прима.
- Конечно, нет, - ответили мальчики вместе.
- Тогда мне с вами не по пути, - решительно заявила Прима, и ради шутки хотела спрятаться за ближайший экран.
     Она сделала шаг к экрану, и тот втянул ее целиком за один миг. Ребята даже оглянуться не успели. Осмотревшись по сторонам, они поняли, что подруги поблизости нет. Где ее искать? В каком экране? Страшновато…
- Зачем ты ее обидел? – нарушил молчание Банкротик.
- Почему я?
- Потому что только о своих делах говорил, - и немного подумав, добавил, - и не захотел поддержать идею ателье.
- А ты захотел? – напрасные обвинения начали раздражать Делика.
И он пошел вперед. А Банкротик, шаркая сзади, продолжал ворчать:
- Я бы согласился, в конце концов. А ты только о себе думаешь. Всегда стараешься быть главным. А чужое мнение тебя не волнует.
    Делик шел и ничего не слышал. Все обвинения товарища были несправедливы. Как жаль, что после посещения такой сказочной страны идей, теперь начали случаться неприятности. Где искать свою одноклассницу? Как сказать Банкротику, что он не прав. Делик и сам устал от пройденного пути и впечатлений, хотел есть не меньше, чем товарищи. Но не собирался никого в этом обвинять. «Ладно, надо договариваться», - решил он. И оглянулся, чтобы помириться с другом. Но сзади не было никого. Только по обе стороны  главной аллеи мигали бесконечные экраны. А друга не было. Делик остался один в огромной, неизвестной Бизнес - стране.      
Рисунок 20 «Один в целой стране»
Лентой вьется аллея. По обе стороны цветные экраны, размером с дверь. Ребенок на аллее.

   А друзьям Делика в это время было ничуть не легче. Прима оказалась почти в полной темноте с другой стороны неизвестного экрана. И никаких шансов выбраться отсюда она не видела. Поэтому она села на корточки и заплакала  навзрыд. Удивительно, как часто люди совершают недальновидные поступки. Да что там, просто глупые. Как еще можно назвать то, как она поступила. Глупость, да и только. Что теперь делать? Куда идти? Спросить не у кого.
Наплакавшись вволю, Прима заметила, что темнота рассеивается. И в едва уловимом свете движутся силуэты, фигуры. Присмотревшись, она поняла, что это подиум. По нему сами собой передвигаются платья и костюмы.
Рисунок 21 «Парад костюмов»
Освещенный подиум, по которому фантастическим образом передвигаются костюмы. Девочка сидит на корточках.

   Откуда-то сверху доносилась музыка, под которую походило фантастическое шоу. С интервалом в пару минут голос диктора произносил только одну фразу: «Твой бизнес. Твоя мечта».
      Подиум становился все более освещенным, музыка звучала громче, предполагая праздничное настроение показа моделей. Но Приме становилось все страшнее и тоскливее. Да, рядом плавно передвигались красивые костюмы, о которых можно только мечтать. И музыка была ее любимая. Но радости не было никакой. Она думала о своих друзьях. Как теперь они встретятся? Как смогут реализовать общие планы? Как вернутся в свою школу?
Оказывается и воплощенная мечта не в радость, если некому ее оценить. И планы кажутся очень далекими, если не слышишь голос друга: «Давай делай. Все получится».
Вот оказывается, что важно. Поддержка друзей. Помощь товарищей.
     Прима увидела, что теперь подиум настолько яркий, что светится. Музыка гремит, как на дискотеке у старшеклассников. От отчаяния Прима закричала, что было сил: «Я хочу к своим друзьям!», и все разом стихло и исчезло. Остался только экран, в который Прима шагнула, и оказалась на главной аллее Бизнес – страны.   Осмотревшись, девочка заметила вдалеке Делика, который сидел на скамейке и смотрел вдаль. «Ну, теперь точно все будет хорошо», - сказала она вслух и вприпрыжку побежала к товарищу.
Ни Прима, ни Делик тогда еще не знали, какой кошмар выпал на долю их третьего товарища – Банкротика.
      А Банкротик находился по ту сторону экрана в своей мечте.
     Всевозможные игры: настольные, обучающие, компьютерные. Разнообразные игрушки для детей всех возрастов и на любой вкус. Тысячи и тысячи игрушек. Казалось бы – это мечта каждого ребенка. Но, если перед тобой не одна или даже десять любимых игрушек, а такое огромное количество, то это – кошмар.
    На сотнях мониторах сами по себе проходили компьютерные игры: «стрелялки» и «бродилки». Другие игрушки, от плюшевых зайцев и кукол до вертолетов с дистанционным управлением, время от времени произвольно «оживали» и спрашивали: «Сколько я стою?», «Кому меня продашь?», «Я обучающая или развивающая?», «Я  для какого возраста предназначена»?
     Вопросы сыпались на Банкротика, как капли дождя. Сначала по одному - два, потом все чаще, и, наконец, «полились ливнем». Гул игрушечных вопросов нарастал. Впрочем, прибывали и сами игрушки. Они прилетали, приезжали, припрыгивали, прискакивали, прикатывались.
Банкротик сначала пытался отвечать. Только в этом случае игрушка замирала и вела себя тихо. Но игрушек было так много, а у Банкротика ответов было так мало, что ему пришлось отступать.
Рисунок 22 «Мир «живой» игрушки»
Большое количество разных игрушек в движении. На больших мониторах – компьютерные игры. Банкротик  ищет, куда бы скрыться. Игрушки наступают.

«Если бы рядом были друзья, - подумал он, - Делик смог бы ответить всем на вопросы о цене, сделал бы любые расчеты, а Прима точно сказала бы кому продавать и что».
Не долго думая, Банкротик решил бежать. Игрушки прибывали, наступая все решительнее. Их вопросы слились в сплошной гул, как будто прилетел рой пчел.
   На выбор пути отхода времени не было. И Банкротик побежал к тому, что знал лучше всего на свете: лучше любого урока или кинофильма. Он стремительно побежал к монитору с любимой компьютерной игрой. Он проходил все уровни этой игры несколько раз. Сейчас на экране игрался последний, седьмой уровень. Самый сложный. Все это Бакротик заметил, пробегая 200 метров, которые отделяли его от монитора, на такой высокой скорости, что школьный учитель физкультуры мог бы поставить ему «пятерку» за год.
А преследователи находились всего в нескольких шагах от мальчика. Сверху кружили со своими вопросами самолеты, вертолеты, Карлсоны и все, что могло летать. Со всех сторон подступали игрушки разного калибра и на разных скоростях. Все ближе и ближе.
     Банкротик с размаху запрыгнул в монитор и включился в игру седьмого уровня. Без труда преодолев компьютерные препятствия, он услышал заветный сигнал: «Игра окончена. Вы победили».
     И все исчезло. Остался знакомый мигающий экран, величиной с дверь. За нее – то и зашел Банкротик и оказался на главной аллее. «Хорошо уметь что – то делать лучше других. Даже если это   компьютерная игра», - подумал он и направился к двум фигуркам на скамейке. Банкротик был уверен, что это его друзья.
А как могло быть иначе?

Глава 7
Успех в Бизнес – стране
- Друзья мои, - прокричал Банкротик издалека. И тут же сорвавшись со скамейки, к нему кинулись Делик и Прима. Изрядно «помяв» друг друга, и не скрывая радости от встречи, ребята стали наперебой предлагать свои варианты построения бизнеса. Каждый хотел быть полезным другу.    Прима предложила создать костюмы для пингвинов и верблюдов, которых любил Делик. Банкротик  выразил готовность придумать для животных игры или игры с животными. А Делик сообщил, что сделает самые сложные расчеты и для модельного бизнеса, и для игрового. Вот так в тесных дружеских объятиях родилась команда деловых людей, готовых к бизнес – подвигам.
Рисунок 23 «Команда деловых людей»
Ребята на аллее. По бокам аллеи – экраны. Дети стоят в «кругу», обняв друг друга за предплечья. Счастливы.

- Пойдемте, я нашел экран, в который нам надо, - наконец предложил Делик.
- Только теперь все вместе, - настороженно сказал Банкротик.
- Будем держаться за руки, - подытожила Прима.
Делик подвел друзей к экрану, на котором мигала надпись «Построение бизнеса». И ребята смело вошли в экран. Они ведь были вместе.
     Зал оказался скромно обставленным, как в обыкновенном офисе. Круглый стол для переговоров, в углу зала мягкие диванчики. Спокойное освещение. После предыдущих впечатлений и пережитого кошмара, ребятам показалось, что здесь можно отдохнуть. Настолько все было обыденно и повседневно.
    Навстречу нашим героям вышел мужчина средних лет, одетый в деловой костюм. И как – то очень просто произнес: «Прошу, коллеги, располагайтесь». При этом указал на большой круглый стол со стульями.
- Меня зовут Мистер Проект. Я здесь для того, чтобы обсудить с вами ваш будущий бизнес. Попытаться понять, насколько он будет успешным. Что нужно для успешного бизнеса? Что у вас уже есть для бизнеса? Вы согласны?
- Конечно, - хором ответили ребята и начали рассаживаться.

Рисунок 23 «Переговоры по построению бизнеса»
Круглый стол для переговоров.
Ребята заняли один сектор и сидят рядом. Напротив представительный мужчина.

И первые в их жизни деловые переговоры начались.
- Коллеги, - обратился к ребятам Мистер Проект, - раз вы решили заниматься бизнесом, будет не лишним уточнить, что это такое. Нам с вами известно, что бизнес – это деятельность, целью которой является получение прибыли. У меня к вам вопрос. А всегда ли в бизнесе есть риск?
- Какой такой риск? – спросила в свою очередь Прима.
- Например, риск не получить предполагаемую прибыль. То есть не достигнуть главной цели.
- Я думаю, - важно начал Делик, - что такой риск существует. Но, мне кажется, у бизнеса есть и другие цели.
- Например, - уточнил Мистер Проект.
- Например, создать людям удобство. Как мы видели в банковском мире, - моментально ответил Делик.
- Или сделать радость, как в производстве игр, - добавил Банкротик.
- Или красоту, - сказала Прима, думая о своем доме моды.
- Мы правы? – спросил за всех Делик.
- Вот это команда, - не смог скрыть своего восхищения Мистер Проект, - вы рассуждаете как вполне состоявшиеся деловые люди. Это один из самых главных вопросов бизнеса. Нужно ли кому-то то, что вы предлагаете?
- Но это не единственный вопрос? – уточнил Делик.
- Нет. Вы уже знаете, что происходит в мире идей. И следующий шаг очень важен. Следует получить ответы на сложные вопросы. Но без этого никуда. Без этих ответов вы не сможете достичь главной цели бизнеса.
- Вы говорите о прибыли? – спросила Прима.
- О ней, - подтвердил Мистер Проект,  и продолжил, - перед вами лежат листы бумаги и ручки. Ответьте на те вопросы, которые я задам. С зависимости от полученных ответов, мы сможем сделать вывод, станете ли вы успешными деловыми людьми, будет ли процветать ваш бизнес. Хорошо?
- Отлично. За этим мы и пришли, - согласился за всех Делик под одобрительные кивки своих товарищей.
- Так делают все деловые люди, которые задумали делать бизнес? – на всякий случай спросил Банкротик, которому совершенно не хотелось что-то писать.
- Так делают все успешные деловые люди, - уточнил Мистер Проект и добавил, - а чтобы вам было удобней воспринимать вопросы, кстати, их немного, обратите внимание на экран справа. Там эти важные вопросы вас и ждут. Есть одна хитрость, о которой я должен вам сказать. Как только экран будет доволен вашим ответом, вопрос исчезнет.
- А если не доволен? – на всякий случай спросил Банкротик, вспомнив ужас своего одиночества в мире игрушек.
- Тогда вам придется найти другой ответ. И еще. Экран выпустит вас на главную аллею, только если на нем не останется вопросов, - спокойно произнес Мистер Проект, не обращая внимания на округлившиеся от возмущения глаза своих юных коллег.
    Только сейчас наши герои заметили, что экран освещен и на нем действительно написано несколько вопросов.
- Что ж работайте, коллеги, не буду вам мешать, - сказал Мистер Проект и исчез так же неожиданно, как появился.
- Ну и ну, - только и смог произнести Банкротик и направился к экрану поближе.
Рисунок 24 «Главные вопросы бизнеса»
За переговорным столом Делик и Прима. Банкротик у большого экрана. Экран крупно. Вопросы читаются.
Вопросы:
1. Что вы предлагаете? Опишите ваш товар или услугу подробно.
2. Кто будет покупать ваш товар или услугу? Кто ваш потребитель?
3. Составьте список ваших потребителей. Можно ли их объединить в группы? Если можно – сделайте это.
4. Кто еще предлагает такой же товар или услугу?
5. Чем ваше предложение лучше?
6. Что нового увидит потребитель в вашем товаре или услуге?
7. Как вы сообщите потребителю о вашем товаре или услуге? Как вы расскажете, что ваше предложение лучшее?
8. Что, кроме идеи, у вас есть, чтобы ваши планы реализовались?
9. Что вы сами можете делать лучше других и пригодится ли эта способность в бизнесе?
10. Кто готов оказать вам поддержку для реализации ваших планов?

- Всего 10 вопросов, - удрученно заметил Делик.
- Похоже, нам отсюда не выбраться, - мрачно откликнулся Банкротик.
- Ребята, я знаю ответ на десятый вопрос, - загадочно сообщила Прима, - мы ведь готовы оказать поддержку друг другу, как договорились на аллее.
- Конечно, - с энтузиазмом согласился  Делик, - кстати, если речь идет о бизнесе, мой старший брат Роман в помощи никогда не откажет.
- Да и мой дедушка может пригодиться, - поддержала Прима, - он  всегда говорит, что я могу на него рассчитывать.
- А Катя из нашего класса? – вспомнил Банкротик, - это же добровольный помощник в любом деле.
- Ну, ты сказал, - возмутилась Прима. Ей было не очень приятно, что в их команде появится еще одна девочка.
- Она сможет в нашем бизнесе работать «живой» рекламой, поскольку говорит очень много, - примирительно заключил Делик.
- Согласна, болтать она умеет.
- Похоже, что с помощью мы определились, - сделал вывод Делик.
- В зависимости от того, что нужно будет делать, мы сможем подключать помощников, - предположила Прима.
- Мы ответили на десятый вопрос, - завопил Банкротик, так как первым увидел, что на экране стало на один вопрос меньше.
- Ура! Ура! – подхватили друзья, - мы справились. Мы можем!
Они вскочили со своих мест и начали напевать и пританцовывать.
- Кстати, коллеги, - начал Банкротик под песенный дуэт своих друзей, - я лучше всех умею критиковать. Моя мама говорит, что я – профессиональный критик и бываю совершенно невыносим.
- Нам это может пригодиться, когда мы будем обсуждать новые идеи. Кто-то ведь должен их профессионально критиковать, - удовлетворенно заключил Делик.
- Это еще зачем? – возмутилась Прима.
- Затем. Если вся команда деловых людей не на верном пути, должен ведь кто-то увидеть недостатки и указать на них.
- Хорошо, пусть критикует. Только не часто и не обидно, - согласилась Прима, - а Делик лучше всех считает.
- И лучше всех объединяет разных людей, - добавил Банкротик и продолжил, - а Прима может  любую вещь сделать красивой и необыкновенной.
- И договориться может с любым человеком. Она ведь всем нравится, - подхватил Делик.
- Это правда. Вижу я и вам нравлюсь, - заметила Прима, - я хочу еще добавить, что наш Банкротик  любит головоломки. Я видела, чем ты уроках занимаешься, - сообщила она, указывая на Банкротика.
- Коллеги, это очень важно, что мы такие разные. Ведь один человек не может быть совершенством во всем, - заметил Делик, - но самое главное у нас есть команда. Команда друзей и деловых людей.
     Раздался звук, похожий на вой сирены. Мальчики было переполошились. Но это была не сирена, это «вопила» Прима, указывая на экран. Было от чего завопить. На экране исчезло сразу два вопроса: и девятый, и восьмой.

Глава 8
Грандиозные планы Делика и Банкротика
- Коллеги, прошу садиться. Начинаем обсуждение серьезных вопросов, - сказал Делик. Он первый раз был в такой роли и волновался. Однако с удивлением обнаружил, что друзья  стали спешно располагаться за столом переговоров.
Поэтому он продолжил:
- Для того, что бы наш бизнес стал успешным, у нас есть команда деловых людей, - при этом друзья согласно закивали, - и несколько идей. Предлагаю обсудить идею с животными.
- Зоопарк – дело грандиозное, - неопределенно отметил Банкротик.
- С другой стороны – популярное. Помните, сколько времени мы с классом провели в зоопарке. И сколько там было людей. Значит, это выгодно, - начала спорить Прима.
- Больших зоопарков мало и зимой их почти не посещают. А кормить зверей надо, - не унимался Банкротик. Но, вспомнив, что прошлый раз их ссора то же началась с вопроса о еде, замолчал.
- Но ведь весь наш класс, да и вся начальная школа хотят общаться с животными. Может быть, их должно быть не много, - отстаивал свою идею Делик.
- Вот именно общаться, а не просто смотреть на них, - уточнил Банкротик.
    Все замолчали. Было очевидно, что главное в бизнес – идее ускользает. Делику вспомнилась нереальность в мире идей, нереальные качели, способные подниматься ввысь и опускаться, раскачиваясь в разные стороны. Как настоящая идея. Попробуй, улови.
- Ребята, а может быть, мы разрешим с животными играть? – предложил Делик.
- Да, я могу придумать интересные игры. Многие дети любят играть с котятами и щенками. Но их родители не разрешают заводить животных, - поддержал идею Банкротик.
- Коллеги, - наконец высказалась Прима, - а если животных нарядить в костюмы, то это уже театр.
- Кстати, с животными в костюмах многие захотят сфотографироваться, - предположил Делик.
- Точно захотят. Вспомните, какая очередь в цирке, что бы сделать фото с животными.
- Да, я один раз даже не дождалась, потому что представление началось, - сообщила Прима.

Рисунок 24 «Обсуждение бизнеса»
Ребята за столом переговоров. Спорят. Делик стоит. Другие сидят. На столе бумаги.

- Что ж, друзья мои, вернул в  русло делового обсуждения своих товарищей Делик, - подведем первые итоги.
Ребята не заметили, как опять появился Мистер Проект. Он не стал вмешиваться в разработку бизнес – планов наших героев, а тихо стоял в стороне и слушал.
Первая начала Прима:
- Я полагаю, что наша бизнес – идея состоит в том, что мы предлагаем создать небольшой «Театр детей и зверей». Где актерами могут быть и животные и дети, а так же зрители.
- Особенностью нашего театра является то, что каждый спектакль – это новая игра, - подхватил Банкротик, - она придумывается заново к каждому представлению.
- Участники этого действия одеваются в специально сделанные костюмы, - продолжила Прима.
- Животных должно быть не много, чтобы собранных от продажи билетов денег хватало на их содержание, - добавил Делик, и заключил, - такой театр обязательно понравится детям. Они смогут и смотреть представление, и участвовать в спектакле, и играть с животными.
Раздались одинокие, но уверенные аплодисменты. Это Мистер Проект выражал свою оценку новому бизнес – проекту. А экран с главными вопросами для бизнеса был пустым.
- Друзья мои, - сказал он, - возможно, ваша бизнес – идея со временем несколько изменится. Вероятно, вы будете улучшать элементы вашего бизнеса. У вас есть главное, желание узнать о бизнес – стране больше и команда для реализации планов.
- Вы так говорите, как будто мы уже расстаемся, - тихо заметила Прима.
- Да, так и есть. Вам пора покинуть Бизнес – страну, - заключил Мистер Проект.
- Так быстро все закончилось… - загрустил Банкротик.
- Все только начинается, - улыбнулся Мистер Проект.
- Как это? – хором спросили ребята.
- Ваше настоящее путешествие в мир бизнеса впереди, - и он исчез, как всегда, без предупреждения.
    Удивительным образом наши герои оказались за главным экраном в зале, откуда началось их волшебное путешествие.
Главный экран был выключен, и приятели из третьего «Б» сидели на полу.
   Внезапно дверь, которую они  пытались открыть все вместе до того, как попали в Бизнес - страну, распахнулась.
Рисунок 25
«Загадочный зал» - такой же, как на рис. 6.
Пустой, слабо освещенный. С огромным погасшим монитором (дисплеем). У стены на корточках сидят дети. Рядом – портфели. В дверном проеме – юноша – студент.

- Что вы здесь делаете? – услышали ребята «громовой» голос, который так напугал их раньше.
Герои, как по команде, за несколько секунд схватили свои портфели и встали рядом друг с другом, лицом к «опасности».
На пороге зала стоял Роман, старший брат Ильи и студент бизнес – школы. Его вид действительно не предвещал ничего хорошего для юных бизнесменов.
Первым нашелся Илья:
- Ромка, мы пришли к тебе кое – что спросить о бизнесе… - начал он.
- И поэтому так быстро вы удирали от меня по коридору, а потом спрятались? – перебил его Роман.
- Так это был ты? – не поверил Илья.
- А кто же. Быстро вы бегаете. Наверное, по физкультуре у всех «пятерки».
- Нет, у меня «четверка», - честно призналась Вероника, - кстати, мы будем вместе делать бизнес, - похвалилась она.
- Поздравляю, - рассмеявшись, сказал Роман, - идите за мной, бизнесмены. Выведу вас на улицу.
Не сговариваясь, ребята взялись за руки, и двинулись вслед за Романом. Они улыбались и подмигивали друг другу, зная, что все самое интересное впереди.


Рецензии