Кто вы, мистер Дэвид Линч? , ч. 2

ЧЁРНО-БЕЛЫЙ УЖАС

   Необходимо отметить, что в те годы информация о новых веяниях в кино доходила в наши пенаты с опозданием, интернета ещё не было. О Дэвиде Линче можно было узнать только из скупых газетно-журнальных публикаций и то если повезёт. О его ранних фильмах прочитал буквально одной строкой, простое перечисление названий. И вот наконец состоялся долгожданный тв-показ. Свершилось, «Голова-ластик»! Нда-а... Нет, кое-что мне уже довелось посмотреть из кино-авангарда к тому времени: Бунюэль, Годар, Гринуэй, но в такой чёрно-белый мрак нас погружали только ранние немые фильмы немецких экспрессионистов. По сравнению с фильмом Линча, картины Антониони («Ночь», «Красная пустыня») выглядят весьма оптимистично и жизнеутверждающе. Картина Линча была не просто арт-хаусным фильмом ужасов, то что происходило на экране было до отвращения мерзким и в то же время абсолютно обыденным. Обычная повседневная жизнь какого-то заштатного промышленного городка. И на этом фоне история семьи уродцев. А в этих условиях других героев и быть не может. Если в типовом фильме ужасов зрителя ожидает столкновение нормы с патологией в лице маньяка, потусторонних монстров или инопланетного ужаса, то у Линча вся окружающая среда патологична изначально плюс зловещая атмосфера в целом. Впоследствии узнал, что эту работу Линч считает самым духовным из своих фильмов. И где витает его дух? Вопрос конечно интересный.
   Едем дальше. Как выяснилось позже, «Человека-слона» Линчу предложил снять продюсер Мел Брукс (впечатлённый предыдущим фильмом) и Линч согласился. Тут и выяснилось что та картина была только тренировкой, в новой мастер развернулся на полную мощь. Если «Голова-ластик» был авторской фантазией, то «Человек-слон» оказался абсолютно реалистической историей из жизни Джона Меррика во времена викторианской Англии и этим был ещё страшнее «Головы-ластика». Потрясающее физическое уродство героя было показано с убедительной достоверностью. Впрочем, финал этой ленты, не смотря на весь драматизм показанных событий, был, если можно так выразиться, более светлым по мироощущению. Участие прекрасных актёров в лице Джона Гилгуда и Энтони Хопкинса плюс традиционная форма картины дали результат. Фильм получил 8 номинаций на «Оскар», призы Британской киноакадемии за лучший фильм и лучшее художественное оформление. Именно после этого успеха Дино Де Лаурентис и решил задействовать Линча в постановке высокобюджетной «Дюны», о чём я писал выше. Кстати, она станет первым цветным фильмом режиссёра.
   К этому времени, лично для себя, я пришёл к выводу, что Дэвид Линч режиссёр совершенно непредсказуемый и ждать от него можно чего угодно. Снять четыре таких непохожих фильма, как «Голова-ластик» (1976), «Человек-слон» (1980), «Дюна» (1984), «Дикие сердцем» (1990) и получить такой впечатляющий фестивальный результат на том этапе развития мирового кинематографа смог только он. Было совершено неясно куда же он поведёт своих кинозрителей дальше? А впереди нас всех ожидали горы и назывались они «Твин Пикс».


(продолжение следует)


Рецензии
Здравствуйте, Вольфганг!

С большим удовольствием прочитал. Спасибо!
Дэвид Линч меня сильно удивил в свое время. "Кто вы, мистер Дэвид Линч?" Что вы «продаёте» зрителям и почему зрители это «покупают»? На мой взгляд, ответы на эти вопросы представляют большой интерес.

« К этому времени, лично для себя, я пришёл к выводу, что Дэвид Линч режиссёр совершенно непредсказуемый и ждать от него можно чего угодно».

На мой взгляд, это не совсем так. Да, упаковка очень разная, но «товар» в ней один и тот же.

Буду ждать «Твин Пикс»!

С уважением, Александр

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.10.2019 10:37     Заявить о нарушении
На мой взгляд, ответы на все эти вопросы есть в очень популярной в США книге. Её название состоит из трех букв и цифр. В последнем издании книги две цифры чудесным образом превратились в одну. Именно в этой книге и названо имя настоящего убийцы Лоры Палмер:))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.10.2019 11:13   Заявить о нарушении
Приветствую, Александр!

Дэвида Линча я открывал для себя постепенно, поначалу события развивались медленно, совсем как в сериале:) Он оказался фигурой в высшей степени загадочной, но у каждой загадки должна быть разгадка. Её мы и попытаемся отгадать. Куда же приведёт нас эта дорога из жёлтого кирпича?:)) Вопрос конечно интересный.
Упоминание некоей книги, Александр, добавляет загадочности избранной теме. Не будем заранее срывать покровы тайны. Будем копать дальше.

С уважением, Вольфганг.

Вольфганг Браузер   15.10.2019 19:06   Заявить о нарушении
Сегодня с Юлией посмотрим «Синий бархат». Махариши нам в помощь:))

Александр Галяткин Юлия Фадеева   15.10.2019 20:21   Заявить о нарушении
Вот она — мистика пошла! Я же только собирался об этом говорить, готовился, переосмысливал. Это же мой рояль в кустах! Ну ничего, Александр, всё путём. Привет Юлии. Приятного просмотра.
:))

Вольфганг Браузер   15.10.2019 22:24   Заявить о нарушении
Уже посмотрел:)) И написал уважаемому Вольфгангу о впечатлениях.

"А упаковка - типа влияние "гнилого запада"..."

Не угадали. Свой вариант ответа я напишу, когда Вольфганг завершит эссе.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   16.10.2019 12:29   Заявить о нарушении
Анна, моё повествование пока остановилось в предместье городка «Твин Пикс». По закону жанра и хронологии «Шоссе в никуда» появится в 1996 году. Кстати, удалось посмотреть эту картину только в 1998 году. Кинопрокат в те годы был просто возмутителен, опять смотрел по ТВ.

Александр, по поводу «Синего бархата» ответил в другой ветке нашей беседы.

Вольфганг Браузер   16.10.2019 17:29   Заявить о нарушении