Дубна и вокруг

К выходу в свет альбома живописи и графики Владимира Борисовича Флягина


Иногда наши редакционные будни раскрашиваются праздниками. Пусть небольшими, но очень приятными. Такое событие случилось на этой неделе. Наш уважаемый читатель профессор Владимир Борисович Флягин принес только что изданный альбом своих рисунков "Дубна и вокруг". На первой странице с автопортретом и короткой биографией автора мелким шрифтом набрано: "Переход в цифру делали: Василий Громов, Владимир Федорович Никитин, Дмитрий Усов и автор. Макет разработала Алеся Сазонова. Живое участие: Галина Усова и Владимир Глаголев. Всем, кроме себя, автор выражает глубокую благодарность". Мы же, в свою очередь, выражаем глубокую благодарность автору за этот дорогой подарок. В момент столь щедрого дарения мне вспомнилось написанное в конце 90-х в цикле "Художники Дубны...

Как профессиональный физик Владимир Борисович никоим образом не смешивает свои научные и художественные интересы, потому что процессы, происходящие в микромире, нельзя, по его мнению, представить в зрительных образах: "Как изобразить принцип неопределенности? Я не знаю. А это один из главных принципов современной физики. Или - "черные дыры"... Над ними я думал. Но здесь, кроме знаний, нужна еще богатая фантазия. А строгие знания мешают фантазировать. Что же делать, если я точно знаю, что любое изображение моделей микромира - антинаучно..."

Зато как любитель путешествий Владимир Борисович охотно и успешно сочетает свои дальние и ближние странствия с увлечением живописью - и это видно по географии его работ. Правда, не все поездки и походы остались в карандаше, акварели и красках - за два года очень напряженной работы в Женеве, в Европейской организации ядерных исследований, практически не было времени для художественного творчества. Зато итальянские зарисовки греют душу и художнику, и его поклонникам. От былых байдарочных походов остались карельские зарисовки. Меньше писал на реках Белой и ставшей родной Дубне - суровые походные условия не располагали. Очень дороги художнику пейзажи близких сердцу мест - речка Керженец, старая банька на берегу реки, спокойные и милые пейзажи срединной России.

Как старожил Дубны Владимир Борисович переживает за облик родного города: "Много хожу пешком до Черной Речки, до Большой Волги, и понастроенные там коробки совершенно не впечатляют, в отличие от старой части Дубны, где невысокие здания соизмеримы с человеческими масштабами и вписаны в заповедный природный ландшафт". Запечатленные в зарисовках Флягина уголки старой Дубны, уже канувшие в Лету, вызывали у посетителей его выставок умильно-ностальгические воспоминания.

Своей особой утренней, полуденной, вечерней жизнью дышат в работах Флягина цветы. Астры. Пионы. Сирень. Их он любит писать на природе. Дома нет такого освещения. А природа дискретна и переменчива. Именно она вызывает у художника то особенное состояние души, которое предшествует работе и ее сопровождает. Что очень роднит его с другими дубненскими коллегами, которые признавались мне в том же...

В альбоме живописные циклы работ перемежаются короткими авторскими ремарками, в которых тоже проявляется художник - с его жаждой к перемене мест, внимательным и добрым взглядом в окружающий мир, умением удержать всю прелесть его очарования.

Дубна, октябрь, 2013


Рецензии